Дело № 2-486/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2010 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе
председательствующего судьи В.О. Корешковой,
при секретаре Н.Б. Бондаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ладейщиковой Н.И. к администрации МО Никольское, администрации Устюженского муниципального района Вологодской области о включении в состав наследства имущественного права на получение жилищной субсидии,
установил:
в суд обратилась Ладейщикова Н.И. с иском к администрации МО Никольское, администрации Устюженского муниципального района о включении имущества в состав наследства имущественного права на получение жилищной субсидии.
Заявленные требования истец Ладейщикова Н.И. мотивировала тем, что ее отец Р.И.А. являлся ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны. Решением межведомственной комиссии Устюженского муниципального района жилой дом по адресу: ..., принадлежащий ему на праве собственности, был признан непригодным для проживания участника Великой Отечественной войны, о чем Р.И.А. был уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением к акта обследования жилого дома и заключения о непригодности жилого помещения для проживания. На основании постановления главы МО Никольское от ДД.ММ.ГГГГ № Р.И.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При жизни он завещал все свое имущество дочери Ладейщиковой Н.И., ДД.ММ.ГГГГ он умер. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти отца, проживавшего на день смерти по адресу: .... Истец Ладейщикова Н.И. считала, что ее отец обладал правом на получение мер социальной поддержки в виде жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, которая при жизни отца не была выплачена. Ссылаясь на ст.ст. 1112, 1183, 1184 ГК РФ, Закон Вологодской области от 12.04.2010 № 2263-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец Ладейщикова Н.И. просила включить в состав наследства имущественное право Р.И.А. на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.
В судебном заседании истец Ладейщикова Н.И. и ее представитель Хрусталева Е.А. иск поддержали по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представители ответчиков Парфенова Т.А., Капралов Е.А., Карулина Л.Н. иск не признали, пояснили, что в связи со смертью Р.И.А. он был снят с учета в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. У умершего право на получение жилищной субсидии не возникло, поскольку Р.И.А. не обращался в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении ему меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты для последующего приобретения и строительства жилья. Решения о предоставлении ему указанной выплаты в установленном законом порядке не принималось, свидетельства о праве на получение выплаты не выдавалось, счет для получения выплаты не открывался. На момент смерти ветерана им не была выражена воля, не выбрана мера социальной поддержки из предложенных законом. У истца как наследника умершего ветерана не возникло права на наследование единовременной выплаты, поскольку возможность наследования такого имущественного права не предусмотрено действующим законодательством.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
При отказе истцу в иске суд исходил из следующего.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривается за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв.м.
Учитывая важность жилищного вопроса для ветеранов ВОВ, Президент РФ в п. 3 названного Указа предложил высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем ветеранов и членов их семей.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится за счет средств федерального бюджета в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Законом Вологодской области от 29.06.2005 № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования области, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право, в том числе иные категории граждан, определенные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или законами области, - в целях предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Для принятия на учет по месту своего жительства гражданин подает в орган местного самоуправления области заявление по установленной Правительством области форме с приложением требуемого законом пакета документов.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для признания гражданина, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Закон Вологодской области от 25.12.2009 № 2190-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» определяет форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем, является предоставление жилых помещений по договорам социального найма. По договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда области социального использования. Жилые помещения предоставляются органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление государственным жилищным фондом области, в порядке, предусмотренном законом области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», с учетом особенностей, установленных вышеназванным законом области. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 36 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Кроме предоставления жилья по договору социального найма, законом предусмотрена иная мера социальной поддержки - единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, которая может быть предоставлена ветерану ВОв по его письменному заявлению в порядке и случаях установленных названным законом.
Постановлением Правительства Вологодской области от 29.01.2010 № 49 «О регулировании некоторых вопросов предоставления жилых помещений по договорам социального найма или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной Федеральным законом «О ветеранах», в рамках осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» утвержден порядок регулирования некоторых вопросов предоставления указанной единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с названным Порядком органы местного самоуправления формируют списки граждан, учтенных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в той хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет. Указанные списки предоставляются в Департамент развития муниципальных образований области для распределения и утверждения лимита средства федерального бюджета по муниципальным образованиям области.
По сформированному списку граждан-претендентов на получение меры социальной поддержки названный Департамент извещает органы местного самоуправления об утвержденном им объеме средств в планируемом году. Гражданам направляются письменные уведомления о включении в список и праве выбора способа обеспечения их жильем путем предоставления жилого помещения по договору социального найма или путем предоставления единовременной выплаты. Граждане в недельный срок со дня получения уведомления подают в орган местного самоуправления письменное заявление с указанием выбранного ими способа обеспечения жильем.
Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении с указанием причины отказа) единовременной выплаты выдается или направляется гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия указанного решения.
Решение органа местного самоуправления о праве на получение единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, установленной Федеральным законом "О ветеранах", (далее - свидетельство) по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку. Свидетельство является именным документом и не подлежит передаче другим лицам.
Свидетельство вручается органом местного самоуправления гражданину в 5-дневный срок со дня принятия решения о предоставлении единовременной выплаты.
Свидетельство является основанием для открытия именного лицевого блокированного счета получателя единовременной выплаты в кредитной организации, заключившей соглашение с органом местного самоуправления, предполагающее открытие и обслуживание именных лицевых блокированных счетов получателей единовременной выплаты на бесплатной основе (далее - банк).
Заверенная органом местного самоуправления копия свидетельства направляется в территориальные отделения Управления Федерального казначейства по Вологодской области (в части использования субвенции за счет перечисленного остатка средств на 1 января 2010 года - в отделы (секторы) управления областного казначейства по районам и городам) для перечисления единовременной выплаты на именной лицевой блокированный счет получателя единовременной выплаты при условии представления гражданином сведений об открытом счете.
Срок действия свидетельства составляет 6 месяцев с момента его выдачи.
В двухнедельный срок с даты получения свидетельства гражданин сдает его в банк для заключения договора банковского счета и открытия именного лицевого блокированного счета.
Единовременная выплата предоставляется гражданину в безналичной форме путем зачисления средств на именной лицевой блокированный счет.
Получатель единовременной выплаты в течение срока действия свидетельства заключает договор купли-продажи, договор мены жилого помещения или договор о долевом участии в строительстве многоквартирного дома (далее - договор на жилое помещение), который направляется в банк для перечисления единовременной выплаты.
После перечисления средств с именного лицевого блокированного счета получателя единовременной денежной выплаты банк в течение 5 рабочих дней представляет в орган местного самоуправления копии документов, указанных в пункте 3.10 настоящего Порядка, а также выписку с именного лицевого блокированного счета о перечислении средств.
В случае отказа гражданина от получения единовременной денежной выплаты при оформлении такого отказа гражданин сообщает органу местного самоуправления о намерении получить жилое помещение по договору социального найма. В таком случае предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма осуществляется в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка.
В случае смерти получателя единовременной выплаты, в соответствии с пунктом 3.5 Порядка именной лицевой блокированный счет закрывается.
При закрытии именного лицевого блокированного счета банк направляет в адрес органа местного самоуправления выписку с именного лицевого блокированного счета о его закрытии с указанием даты выдачи и суммы выданных средств. Неиспользованные средства органы местного самоуправления распределяют в течение текущего финансового года следующему в порядке очередности гражданину, имеющему право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с настоящим Порядком. В случае отсутствия в течение месяца со дня закрытия именного лицевого блокированного счета в муниципальном образовании граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с настоящим Порядком, органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования в течение 10 рабочих дней обеспечивают возврат неиспользованных средств в областной бюджет.
В соответствии со статьей 1110 ГК Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное. Наследование относится к числу производных, т.е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.
Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 ГК Российской Федерации предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. При этом согласно пункту 2 данной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами.
Суд не может принять ссылку истца и его представителя на ст.ст. 1183, 1184 ГК Российской Федерации, поскольку данные нормы закона не распространяются на спорное правоотношение.
Статьей 1183 ГК Российской Федерации определен порядок наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию.
Исходя из смысла названной нормы право к указанным невыплаченным суммам относятся подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию.
В указанном перечне единовременная выплата на приобретение или строительство жилья как мера социальной поддержки ветерану ВОв не предусмотрена.
Право на получение наследниками данной выплаты не предусмотрено и ст. 1184 ГК Российской Федерации, согласно которой входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных названным Кодексом средства транспорта и другое имущество, предоставленные государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами.
Таким образом, в соответствии с гражданским законодательством у наследников ветерана ВОв право на получение единовременной выплаты на приобретение или строительство жилья не возникает, поскольку она является особой социальной выплатой, установленной при жизни ветерану и неразрывно связанной с его личностью.
Наследники ветерана ВОв не являются субъектами конкретного вида правоотношения по получению меры социальной поддержки и не вправе требовать предоставления им единовременной выплаты, - природа и содержание права на которую носят иной характер.
Из материалов дела следует, что Р.И.А., ДД.ММ.ГГГГг.р., уроженец д. ..., являлся ветераном труда, инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверениями серии III № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным губернатором Вологодской области, серии I № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Устюженским районным отделом социального обеспечения (л.д. 13).
Р.И.А. на праве собственности принадлежал жилой дом по адресу: ..., в котором он был зарегистрирован на день смерти, который был признан не пригодным для проживания, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 12, 17-18).
Постановлением администрации муниципального образования Никольское от ДД.ММ.ГГГГ № Р.И.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.3 ч. 1. ст. 51 Жилищного Кодекса РФ (л.д. 20).
Постановлением администрации муниципального образования Никольское от ДД.ММ.ГГГГ № Р.И.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на основании п.2 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ в связи со смертью, что подтверждено свидетельством о смерти серии III - АК №, выданным отделом регистрации актов гражданского состояния о смерти ... (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Р.И.А. завещал все свое имущество, какое ко дню смерти окажется ему принадлежащим, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, а также имущественные права, дочери Ладейщиковой Н.И., ДД.ММ.ГГГГг.р. (л.д. 10).
Ладейщикова Н.И., заявлением от ДД.ММ.ГГГГ приняла наследство после смерти отца, что следует из материалов наследственного дела №, представленного нотариусом по Устюженскому нотариальному округу К.А.Н. по запросу суда.
Оценив представленные истцом доказательства, суд принял во внимание доводы стороны ответчика и пришел к выводу, что Р.И.А., поставленный на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, при жизни не выразил волю на получение определенного вида мер социальной поддержки, в связи с чем доводы истца о возникновении у умершего права на получение единовременной выплаты на приобретение и строительство жилья, не получение им указанной выплаты по независящим от него обстоятельствам, не основаны на законе.
При установленных в ходе судебного заседаниях обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении иска Ладейщиковой Н.И. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
отказать Ладейщиковой Н.И. в иске к администрации МО Никольское, администрации Устюженского муниципального района о включении в состав наследства имущественного права на получение жилищной субсидии.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 31.12.2010.
Судья В.О. Корешкова
Копия верна
Судья В.О. Корешкова