Дело № 2-42/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Корешковой В.О.,
при секретаре Бондаревой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коноваловой Е.К., Коноваловой Т.А. к ООО «Жилсервис», МУП «Коммунальщик» о признании незаконными предъявления счетов на оплату услуг техобслуживания и теплоснабжения, взыскании убытков и компенсации морального вреда, возложении обязанности по устранению неисправностей в системе отопления,
установил:
Коновалова Е.К., Коновалова Т.А. обратились в суд с иском к МУП «Коммунальщик» о перерасчете платы за теплоснабжение квартиры по адресу: ..., и взыскании компенсации морального вреда, с иском к ООО «Жилсервис» по отключению квартиры от системы центрального теплоснабжения и взыскании компенсации морального вреда.
Заявленные требования истцы мотивировали тем, что занимаемая ими квартира является их собственностью. С 2000 года они обращались в коммунальные службы города, с 2006 года в МУП «Коммунальщик», с 2007 года в ООО «Жилсервис» по вопросам отопления принадлежащего им жилого помещения. Оплату за услугу теплоснабжения, которую они фактически не получали, производили в полном объеме до ДД.ММ.ГГГГ, после чего перестали платить ответчикам, о чем известили их письменно. В 2010 году в связи с низкой температурой в квартире в период отопительного сезона они обратились с заявлением в прокуратуру Устюженского района, после чего ООО «Жилсервис» предложил произвести замену отопительных приборов в квартире за счет истцов, сообщил, что квартира отключена от системы отопления дома. В то же время МУП «Коммунальщик» считал, что услуга оказывается и выставлял счета на оплату. Ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1(в ред. 25.10.2007) «О защите прав потребителей», ст. 151 ГК РФ, истцы просили суд обязать МУП «Коммунальщик» произвести перерасчет за теплоснабжение квартиры за период с января 2006 года по декабрь 2010 года, обязать ООО «Жилсервис» произвести отключение квартиры от системы отопления дома, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда по ... каждому истцу, взыскать судебные расходы.
В судебном заседании истец Коновалова Т.А., истец Коновалова Е.К. и ее представитель Бойцов Н.И. исковые требования уточнили, просили признать незаконным предъявление со стороны ООО «Жилсервис» счетов на оплату услуги техобслуживание в сумме ...; взыскать с ООО «Жилсервис» компенсацию морального вреда в сумме ... каждой; обязать ООО «Жилсервис» в течение 2 месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу устранить неисправности в системе отопления квартиры по адресу: ..., принадлежащей истцам на праве собственности; признать незаконным предъявление со стороны МУП «Коммунальщик» счетов на оплату услуги теплоснабжение в сумме ...; взыскать с МУП «Коммунальщик» убытки в сумме ...; взыскать с ответчиков в пользу Коноваловой Е.К. судебные расходы в сумме .... В обоснование заявленных требований сослались на основания, приведенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представители ответчика МУП «Коммунальщик» Соловьев А.И., Козырева Г.А., ссылаясь на надлежащее предоставление коммунальной услуги - теплоснабжение в указанный истцом период, просили в иске Коноваловым отказать, пояснили, что у истцов перед предприятием имеется задолженность с ноября 2009 года. Температура в квартире истцов за указанный ими период не достигала нормы (+18-20°С). Перерасчеты не производились, т.к. нет соответствующих документов. Акт должна представлять организация, обслуживающая дом, т. е. ООО «Жилсервис». Удовлетворить обращения Коноваловых и отключить квартиру от отопительной системы невозможно, т.к. будет нарушено теплоснабжение всего дома. МУП «Коммунальщик» является ресурсоснабжающей организацией, в обязанности которой входит доведение тепла до стены жилого дома, в котором находится квартира истцов. Коммуникации внутри дома находятся в ведении ООО «Жилсервис», которое производит техническое обслуживание дома. Причиной неполучения истцами тепла в квартиру считают отсутствие в системе отопления регулировочной арматуры. Представители ответчика полагали, что Коноваловы должны решать эти вопросы с ООО «Жилсервис» или самостоятельно, поскольку обязанность по подаче ресурса, требуемого объема и качества, к стене дома (границе балансовой принадлежности) МУП «Коммунальщик» выполнил и ему должна быть уплачена выставленная по счету сумма.
В судебном заседании представители ответчика ООО «Жилсервис» Баранов В.Ю., Микшин А.В. просили в иске Коноваловым отказать, ссылаясь на то, что МУП «Коммунальщик» как исполнитель оказывает коммунальную услугу по теплоснабжению квартиры истцов, которые являются потребителями услуги по прямому договору, т.е. фактически МУП «Коммунальщик» поставляет тепло не до стены дома, в котором находится квартира Коноваловых, а непосредственно до занимаемого истцами жилого помещения. В данном случае МУП «Коммунальщик» одновременно является и ресурсоснабжающей организацией и организацией, поставляющей коммунальную услугу потребителю. Кроме того, оплата за потребленные коммунальные услуги производится потребителем в кассу МУП «Коммунальщик». В свою очередь ООО «Жилсервис», как управляющая организация, принимала меры по устранению неисправностей в системе отопления квартиры истцов, после представления прокурора района ООО «Жилсервис» изготовило новые отопительные приборы, которые не были установлены по вине истцов. Отключение квартиры от центральной системы отопления невозможно.
Суд, выслушав стороны, свидетелей Б.А.Н., К.Н.П., Г.Д.Н., Б.М.К., Р.Т.Г., исследовав материалы дела, считает, что исковые требования истцов частично обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.
При удовлетворении требований истцов суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ст.ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.
В Письме Министерства регионального развития РФ от 02.05.2007 № 8167-ЮТ.07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» указано, что собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, в случае управления которыми осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги вносят этой управляющей организации (ч.7 ст.155 ЖК РФ).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума от 29.09.1994 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», правоотношения, возникшие из договоров по выполнению работ, оказанию услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю или собственнику жилого помещения необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг регулируются законодательством о защите прав потребителей.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установление их прав и обязанностей, ответственности, а также порядка контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (в редакции от 21.07.2008).
Действия названных Правил распространяются на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Правилами установлено, что «исполнителем» является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. «Потребителем» является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, определяющим требования к предоставлению коммунальных услуг, установлено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю и бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха.
Пунктом 75 Правил установлена ответственность исполнителя за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. При этом указано, что исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
К таким обстоятельствам не относятся нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (п. 76).
Пунктом 49 названных Правил на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором; производить в установленном разделом 7 указанных Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
В разделе 7 Правил установлено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению (п. 60). Объем (количество) не предоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени не предоставления коммунальной услуги (п. 62).
Порядок установления факта непредставления коммунальной услуги или предоставление ее ненадлежащего качества предусмотрены разделом 8 Правил.
Согласно указанному разделу в случае непредставления коммунальной услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. В случае, если сотруднику АДС исполнителя известны причины непредставления услуги или предоставления услуги ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. В случае, если сотруднику АДС исполнителя неизвестны причины, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредставления коммунальной услуги или проверки качества услуги. По результатам проверки составляется акт, который подписывается потребителем. Акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
По смыслу п. 3 и п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно обслуживание внутридомовых инженерных систем (п.п. "а" -"г" п. 49 Правил).
Согласно ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. За ненадлежащую информацию о предоставляемых услугах исполнителем наступает его ответственность согласно ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающей право потребителя требовать возмещения убытков.
Потребителю п. 51 названных Правил предоставлено право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; требовать уплаты исполнителем неустоек при не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, cостоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, общедомовых приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 10 названных Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 11, п. 13 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества осуществляется как собственниками помещений, так и ответственными лицами, в частности, управляющей организацией.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям обеспечения безопасности граждан, а также мерах или мероприятиях, необходимых для устранения выявленных дефектов или неисправностей и повреждений.
В названных выше Правилах указывается, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, документы (акты) о приемке результатов работ, акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России 27.09.2003 № 170 предусматривается объем технической эксплуатации жилищного фонда (п. 1.8.), система технических осмотров жилых зданий, включающая в себя плановые частичные и общие осмотры (п. 2.1.1.- 2.1.3.), порядок оформления результатов осмотров, В частности, пунктом 2.1.2. этого документа указано, что особое внимание в процессе осмотров должно быть уделено тем зданиям и их конструкциям и оборудованию, которые имеют физический износ свыше 60 %. В пункте 2.2.6. данного документа указано, что заявки на неисправность инженерного оборудования должны рассматриваться в день их поступления, не позднее чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Пунктом 5.1.1. этих же Правил предусматривается, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно проводить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования, эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание не ниже допустимой температуры воздуха в отапливаемых помещениях, поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления, равномерный прогрев всех нагревательных приборов, поддержание требуемого давления в подающем и обратном трубопроводе системы, наладку системы отопления, ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму (пункт 5.2.1.). Cлесари -сантехники должны следить за исправным состоянием системы отопления (п. 5.2.4.), эксплуатационный персонал в течении первых дней отопительного сезона должен проверить и произвести правильное распределение теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам, распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации (п. 5.2.77.), персонал организации по обслуживанию жилищного фонда должен систематически в течении отопительного сезона проводить контроль за работой систем отопления.
Cогласно ч. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иным правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со ст. 151, ст. 1101 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из материалов дела следует, что истцам Коноваловым на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу: .... Истцы является потребителями оказываемой ответчиком МУП «Коммунальщик» коммунальной услуги - теплоснабжение.
Письменный договор на оказание коммунальной услуги по теплоснабжению между сторонами не заключался. Несмотря на отсутствие письменного договора, между ними сложились фактические договорные отношения по предоставлению и потреблению коммунальной услуги, в которых МУП «Коммунальщик» выступает исполнителем, а истцы - потребителями услуги по теплоснабжению со всеми вытекающими правами и обязанностями сторон.
Постановлением Совета Самоуправления Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о создании МУП «Коммунальщик». Предприятие ДД.ММ.ГГГГ внесено в единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство серия 35 №).
Согласно п. 2.3.2 Устава МУП «Коммунальщик» осуществляет производство, передачу и распределение тепловой энергии. По прямым договорам, заключенным с потребителями, предприятие оказывает коммунальные услуги, в частности по теплоснабжению.
За поставленную потребителю тепловую энергию МУП «Коммунальщик» взимает плату в соответствии с тарифами на коммунальные услуги, предоставляемые населению г. Устюжна, и нормативами потребления коммунальных услуг, утвержденными решениями Совета г. Устюжна от ДД.ММ.ГГГГ № (на 2007 год), от ДД.ММ.ГГГГ № (на 2008 год), от ДД.ММ.ГГГГ № (на 2009 год), от ДД.ММ.ГГГГ № (на 2010 год).
В период c ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ истцами в кассу МУП «Коммунальщик» за теплоснабжение квартиры были внесены ....
Кроме того, за период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком МУП «Коммунальщик» выставлены истцам для оплаты счета на общую сумму ....
На основании объяснений сторон, материалов дела суд установил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ услуга по теплоснабжению, предоставляемая Коноваловым МУП «Коммунальщик» не отвечала требованиям по качеству: температура в квартире истцов за весь указанный период не соответствовала нормативной температуре (+ 18-20°С). Ни исполнителем коммунальной услуги - ответчиком МУП «Коммунальщик», ни управляющей компанией - ответчиком ООО «Жилсервис» при обращении истцов акты, предусмотренные разделом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, не составлялись, при этом вины истцов Коноваловых не имеется.
Истцы Коноваловы доказали что они приняли необходимые меры для решения вопроса связанного с отоплением принадлежащей им квартиры. Они неоднократно обращались в МУП «Коммунальщик», в ООО «Жилсервис», в администрацию г. Устюжны, в прокуратуру Устюженского района с целью получения бесперебойной и качественной услуги.
Суд считает, что истцами Коноваловыми доказано, что в спорный период ответчиком МУП «Коммунальщик», как исполнителем, некачественно предоставлялась коммунальная услуга.
Отсутствие актов, составленных исполнителем, по мнению суда, не может служить основанием для сомнений в неисполнении МУП «Коммунальщик» обязанностей по поставке потребителю бесперебойной услуги надлежащего качества.
Факт предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества подтверждается содержанием приобщенной к материалам дела переписки между сторонами, материалами надзорного производства Устюженской районной прокуратуры, объяснениями сторон, показаниями свидетелей Б.А.Н., К.Н.П., Г.Д.Н., Б.М.К., Р.Т.Г.
Указанный факт подтверждается протоколом измерений метеорологических факторов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому температура воздуха в квартире истцов при допустимой норме +18-24°С составляла + 8-13°С. Плюсовая температура в квартире истцов поддерживается за счет печного отопления.
Ссылка МУП «Коммунальщик» на неисполнение ООО «Жилсервис», как управляющей организацией, обязанностей по обеспечению теплом потребителей в указанный период, а также на обязанность собственников квартиры содержать систему отопления в исправном состоянии, не снимает с МУП «Коммунальщик» как исполнителя обязанности по бесперебойному обеспечению потребителей Коноваловых коммунальной услугой (теплоснабжение жилого помещения) надлежащего качества.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что готовность системы отопления и тепловых сетей потребителей (граждан проживающих в ...) к эксплуатации в отопительном периоде в 2007-2010г.г. подтверждена представителями ответчиков. Система была принята исполнителем коммунальной услуги (теплоснабжение) МУП «Коммунальщик» и управляющей компанией (обслуживающей организацией) ООО «Жилсервис», дано заключение о допуске объекта в эксплуатацию на отопительный сезон.
Из материалов дела следует, что ООО «Жилсервис» является управляющей компанией, с истцами заключен договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Жилсервис» осуществляет техническое обслуживание дома.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ООО «Жилсервис» предъявлены к оплате квитанции за техобслуживание в сумме ....
В тоже время в договоре управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют условия предоставления коммунальной услуги теплоснабжения собственникам квартир.
По названному договору ООО "Жилсервис" принял на себя обязанности осуществлять управление многоквартирным жилым домом в соответствии с условиями и целями договора и действующего законодательства (п. 3.1.1.), организовать проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома (п. 3.1.2.), систематически проводить технические осмотры многоквартирного дома и корректировать базы данных, отражающих состояние дома (п. 3.1.6.), обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание общего имущества многоквартирного дома (п. 3.1.8.), осуществлять рассмотрение предложений, заявлений и жалоб собственников многоквартирного дома, вести их учет и принимать соответствующие меры в установленные для этого сроки.
Из акта осмотра системы отопления от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что внутренняя система отопления дома по адресу: ..., разбалансирована, для восстановления циркуляции теплоносителя в системе отопления необходимо установить на стояках отопления регулирующую арматуру, выполнить регулировку подачи теплоносителя по стоякам (т.2 л.д.5-6).
Из письма директора ООО «Жилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что до гидравлической наладки (шайбирования) все квартиры дома в г. ..., отапливались равномерно, жалоб от собственников квартир не было. Схема и разводка внутреннего теплоснабжения дома выполнена при строительстве дома без запорной арматуры на стояках. Резкое снижение температуры теплоносителя на стояках отопления в доме по сравнению с температурой теплоносителя на вводе в дом, по мнению ООО «Жилсервис», связано с недостаточным диаметром дроссельной шайбы, установленной МУП «Коммунальщик» на вводе в дом. В связи с отсутствием теплового счетчика невозможно определить количество и достаточность тепловой энергии поступающей в дом (т.2 л.д.7).
В процессе осмотра ДД.ММ.ГГГГ системы отопления квартиры истцов и проведенных замеров температуры теплоносителя было установлено, что температура теплоносителя на подающем трубопроводе в дом составила 57,5 градуса, тогда как в квартире истцов температура теплоносителя на стояках и обратках системы отопления составила лишь 33-23 градуса, что отличается от поступающей в дом температуры на 24-27 градусов. Такая температура теплоносителя не обеспечивает требуемую отдачу тепла окружающему воздуху квартиры и не обеспечивает нормальный тепловой режим в жилом помещении (т.2 л.д.5-6).
ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Жилсервис» Ш.Л.Б. направил в адрес МУП «Коммунальщик» для рассмотрения и подписания договор на обеспечение и исполнение жилищных и коммунальных услуг для потребителей коммунальных услуг ... от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями. Согласно приложения № к проекту договора была сформирована таблица, по которой определялись количество и качество поставляемой тепловой энергии в разрезе котельных, при этом в п. 2.8 указывалось, что должна обеспечиваться температура воздуха в жилых помещениях не ниже +18°С. К проекту договора прилагался акт разграничения эксплуатационной ответственности, в соответствии с которым внешней границей теплоснабжения являлась бы запорная арматура на тепловом узле дома, при ее отсутствии - стена дома. Указанный договор между МУП «Коммунальщик» и ООО «Жилсервис» до настоящего времени не заключен, в связи с чем можно сделать вывод о том, что МУП «Коммунальщик» до настоящего времени осуществляет подачу тепла до потребителя напрямую.
Суд считает, что ни ответчик МУП «Коммунальщик», ни ответчик ООО «Жилсервис» не приняли мер к приведению в соответствие с законодательством своих функций и договорных отношений, как между собой, так и с потребителями коммунальных услуг.
Ответчики не выполняли возложенные на них законом обязанности, не составляли акты обследования жилого помещения, занимаемого истцами, поскольку полагали, что это не входит в их обязанности. МУП «Коммунальщик» ссылался на то, что предприятие является лишь ресурсоснабжающей организацией и такой акт должен быть составлен управляющей организацией (ООО « Жилсервис»).
В свою очередь ООО «Жилсервис» считало, что акт обследования жилого помещения должен быть составлен МУП «Коммунальщик», как исполнителем коммунальной услуги по теплоснабжению.
До настоящего времени договора на предоставление коммунальных ресурсов между МУП «Коммунальщик» и ООО «Жилсервис» не заключено, в установленном законом порядке исполнитель коммунальных услуг не определен. Такие отношения по обеспечению коммунальными услугами владельцев жилья в многоквартирных домах между ответчиками продолжаются третий год, что создает обстановку взаимной безответственности перед потребителям коммунальных услуг: МУП «Коммунальщик», освободившись от обязанностей по содержанию и эксплуатации внутридомовых инженерных систем, продолжает взимать плату за коммунальные ресурсы, поставляемые "до стены дома", а управляющая организация ООО «Жилсервис», не связанная обязанностью принять эти ресурсы и гарантированно довести до потребителя - не обеспечивает даже минимально свои обязанности по содержанию внутридомовых инженерных систем.
Все представленные ответчиком ООО «Жилсервис» документы суд оценил критически, поскольку ни один акт выполненных работ не подписан собственниками квартир в жилом доме по адресу: ....
Учитывая положения ст.ст. 56-57 ГПК РФ, оценив в совокупности представленные истцами доказательства, исходя из установленного факта предоставления коммунальной услуги по теплоснабжению и услуги по техническому обслуживанию ненадлежащего качества в спорный период, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истцов частично.
Истцами представлено суду достаточно доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что обязанность по предоставлению потребителям - Коноваловым коммунальной услуги по теплоснабжению не исполнялась в указанный спорный период бесперебойно и надлежащего качества, в связи с чем необоснованно и предъявление ответчиком МУП «Коммунальщик» счетов на оплату потребителям, а также ранее выплаченные истцами суммы при не оказанной надлежаще услуге являются убытками истцов, понесенными по вине ответчика.
Поскольку услуга по техническому обслуживанию носит не дифференцированный характер, кроме системы теплоснабжения включает в себя обслуживание, ремонт и содержание иных систем дома, учитывая значительность расходов, связанных с содержанием и ремонтом отопительной системы, суд пришел к выводу о возможности удовлетворения требований истцов в части признания незаконным предъявления истцам ООО «Жилсервис» счетов на оплату услуги техобслуживание в размере 50 % подлежащих оплате средств в сумме 4 893 рубля 28 копеек.
Представленные истцами расчеты требуемых сумм сомнений у суда не вызывают, поскольку произведены на основании представленных ответчиками документов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что жилое помещение, занимаемое истцами, не было обеспечено нормативным теплом, система отопления в квартире истцов на день рассмотрения дела судом находилась в неисправном состоянии, требовала ремонта и восстановления в рабочее состояние, поэтому суд находит требование об устранении неисправностей в системе отопления квартиры истцов обоснованным.
Допущенными ответчиком ООО «Жилсервис» нарушениями прав истцов им причинен моральный вред, заключающийся в нравственных и психических переживаниях, связанных с длительными и безуспешными попытками разрешения вопросов, составляющих предмет иска. Кроме того, в спорный период истец Коновалова Е.К., будучи беременной, переживала не только за свое здоровье, но и за здоровье своего малолетнего ребенка Г.Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец Коновалова Т.А., находящаяся в пенсионном возрасте, также испытывала нравственные страдания, связанные с тем, что не могла в силу возраста и состояния здоровья решить вопросы, связанные с отоплением собственной квартиры.
На основании ст. 94, ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей. Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, в связи с чем с ответчиков в равных долях подлежат взысканию в пользу истца Коноваловой Е.К. судебные расходы в сумме ....
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С ООО «Жилсервис» в пользу бюджета Устюженского муниципального района следует взыскать государственную пошлину в сумме ...; с МУП «Коммунальщик» в пользу бюджета Устюженского муниципального района следует взыскать государственную пошлину в сумме ....
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно п.п.7 п.1 ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа) в полном объеме.
С ООО «Жилсервис» в пользу бюджета Устюженского муниципального района за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя следует взыскать штраф в размере 50 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя ...; с МУП «Коммунальщик» в пользу бюджета Устюженского муниципального района за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя следует взыскать штраф в размере 50 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя ....
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Коноваловой Е.К., Коноваловой Т.А. удовлетворить частично.
1.Признать незаконным предъявление ООО «Жилсервис» Коноваловой Е.К. и Коноваловой Т.А. счетов на оплату услуги техобслуживание в сумме ....
2.Взыскать с ООО «Жилсервис» в пользу Коноваловой Е.К. и Коноваловой Т.А. компенсацию морального вреда в сумме ... каждой.
3.Обязать ООО «Жилсервис» в течение 2 месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу устранить неисправности в системе отопления в квартире по адресу: ..., принадлежащей Коноваловой Е.К. и Коноваловой Т.А. на праве собственности.
4.Признать незаконным предъявление МУП «Коммунальщик» Коноваловой Е.К. и Коноваловой Т.А. счетов на оплату услуги теплоснабжение в сумме ....
5.Взыскать с МУП «Коммунальщик» в пользу Коноваловой Е.К. и Коноваловой Т.А. убытки в сумме ....
6.Взыскать с ООО «Жилсервис» в пользу Коноваловой Е.К. судебные расходы в сумме ....
7.Взыскать с МУП «Коммунальщик» в пользу Коноваловой Е.К. судебные расходы в сумме ....
8.Взыскать с ООО «Жилсервис» в пользу бюджета Устюженского муниципального района государственную пошлину в сумме ....
9. Взыскать с МУП «Коммунальщик» в пользу бюджета Устюженского муниципального района государственную пошлину в сумме ....
10.Взыскать с ООО «Жилсервис» в пользу бюджета Устюженского муниципального района за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя ....
11. Взыскать с МУП «Коммунальщик» в пользу бюджета Устюженского муниципального района за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы присужденной судом в пользу потребителя ....
В остальной части иска Коноваловой Е.К., Коноваловой Т.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 03.05.2011.
Судья В.О. Корешкова
Копия верна
Судья В.О. Корешкова