Решение по иску о привлечении к субсидиарной ответственности



        Дело № 2-181/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2011 года         г. Устюжна

Устюженский районный суд Вологодской области в составе:

судьи В.О. Корешковой

при секретаре Н.Б. Бондаревой,

рассмотрев в открытом судебном заседании иск Иванова А.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части 61826 о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании денежных средств,

установил:

в суд обратился Иванов А.Г. с иском к Министерству обороны Российской Федерации о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании с субсидиарного ответчика денежных средств, взысканных с войсковой части № 61826 решением Устюженского районного суда Вологодской области от 21.10.2008 в сумме 122 600 рублей.

Заявленные требования истец мотивировал тем, что названным решением в его пользу с должника - войсковой части № 61826 взыскана компенсация морального вреда в сумме 120 000 рублей и судебные расходы в сумме 2 600 рублей. Добровольно данное решение должником не исполнено. Получив исполнительный лист для принудительного исполнения судебного решения, он обращался с ним в Красносельский районный отдел судебных приставов, позднее в отделение Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу. Решение суда исполнено не было, исполнительный лист возвращен взыскателю со ссылкой на отсутствие у должника лицевых счетов и невозможность исполнения судебного акта. Взыскателю рекомендовано обратиться в суд, принявший решение, с заявлением о привлечении Министерства обороны РФ к субсидиарной ответственности как главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

В судебное заседание представители ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации и войсковой части № 61826 не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом 10.05.2011 и 11.05.2011 соответственно, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений. Представители ответчиков возражений на иск Иванова А.Г. не представили, о причинах неявки в судебное заседание суд не известили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.

При указанных обстоятельствах на основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при согласии истца суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

В судебном заседании истец Иванов А.Г. и его представитель Хрусталева Е.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-326/2009, пришел к следующим выводам.

Решением Устюженского районного суда от 21.10.2008, вступившим в законную силу 21.01.2009, с войсковой части № 61826, находящейся по адресу: ..., в пользу Иванова Андрея Геннадьевича взыскана компенсация морального вреда в сумме 120 000 рублей и судебные расходы в сумме 2 600 рублей (л.д.7-13,15-21).

02.02.2009 взыскателю Иванову А.Г. был выдан судом исполнительный лист № 2-293, на основании которого 20.04.2009 постановлением судебного пристава-исполнителя Красносельского районного отдела г. Санкт-Петербурга А.Н.С. было возбуждено исполнительное производство (л.д.22-23).

Письмом от 21.05.2009 № 101 командир войсковой части № 61826 Ц.Д. сообщил судебному приставу-исполнителю А.Н.С. о том, что войсковая часть является структурным подразделением Военно-медицинской академии и в качестве самостоятельного юридического лица не зарегистрирована, обеспечение части денежными средствами осуществляется через финансовую службу академии, которая является федеральным бюджетным учреждением. Исполнение судебных актов о взыскании денежных средств с Военно-медицинской академии должно производиться в соответствии со ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ. Командир войсковой части № 61826 просил судебного пристава-исполнителя возвратить взыскателю исполнительный лист с указанием, что он должен быть предъявлен ко взысканию с Военно-медицинской академии через отделение по Калининскому району Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, в котором у академии открыт счет (л.д.26).

02.07.2009 судебный пристав-исполнитель, указав в акте о невозможности взыскания то, что должник является бюджетной организацией, не имеющей коммерческих расчетных счетов, ссылаясь на ст. 239 Бюджетного кодекса РФ, установил, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится (л.д.24).

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.07.2009 исполнительное производство было окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю (л.д.25).

Письмами отделения по Красносельскому району Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу от 17.03.2010 № 01-47/151, от 07.04.2010 № 01-47/208 взыскателю Иванову А.Г. было разъяснено, что в связи с отсутствием информации о лицевых счетах должника и органе Федерального казначейства, в котором должнику войсковой части 61826 (...) они могут быть открыты, в соответствии с п.1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ исполнительный лист не может быть исполнен отделением (л.д.27-30).

Названными письмами взыскателю рекомендовано обратиться в суд с заявлением о привлечении Министерства обороны РФ к субсидиарной ответственности как главного распорядителя средств Федерального бюджета по ведомственной принадлежности в порядке, установленном п.3 ст. 158 и п. 10 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ. Исполнительный лист возвращен взыскателю без исполнения (л.д. 29-30).

Учитывая материалы дела и правовую позицию, изложенную в решении Верховного Суда РФ от 28.12.2009 № ГКПИ09-1543, в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.12.2010 № ВАС-9647/10, суд пришел к выводу, что при отсутствии у должника - воинской части, лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального Казначейства, так и в учреждениях Центрального Банка РФ или кредитных организациях, взыскатель Иванов А.Г. вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании денежной суммы с главного распорядителя средств федерального бюджета - Министерства обороны РФ, в порядке субсидиарной ответственности.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством.

Особый порядок исполнения судебных актов в отношении Российской Федерации и федеральных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ.

В соответствии со ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности (п.1).

При наличии оснований, указанных в п.3 и п. 4 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ, орган Федерального казначейства возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (абз. 2 п. 2).

Министерство финансов РФ, действуя в соответствии с Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679, Приказом от 22.09.2008 N 99н утвердило Административный регламент, которым регламентировало процесс организации органом Федерального казначейства исполнения должником требований судебного акта по перечислению денежных средств в пользу взыскателя в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ.

Положение пункта 14 Административного регламента, предусматривающее отказ органа Федерального казначейства, в котором отсутствуют лицевые счета должника, в приеме и рассмотрении документов и направлении взыскателю исполнительного документа со всеми поступившими приложениями, основано на требованиях п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ, возлагающего реализацию публичной функции по исполнению судебных решений в отношении бюджетополучателей на орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов.

П.3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ определяет основания для возврата исполнительных документов органом казначейства, обладающим государственным полномочием по организации исполнения поступивших к нему исполнительных документов.

По смыслу п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ в организации исполнения государственной функции может быть отказано, если в органах Федерального казначейства отсутствуют лицевые счета должника, что делает невозможным организацию этими органами исполнения судебных актов.

Отказ влечет правовые последствия, взыскатель вправе направить исполнительные документы для принудительного исполнения в службу судебных приставов, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, либо обратиться в суд с заявлением о взыскании денежной суммы с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности. В случае удовлетворения такого заявления исполнительный лист направляется для исполнения в орган по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать с какого счета следует произвести взыскание.

Согласно п.1, п.п.31, п.п.32 п. 10 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 19.04.2011) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий; организует контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.

Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения (воинской части), не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом к исполнению.

Согласно п. 7 ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями названного Кодекса. Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с нормами ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, и правовыми актами и условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Министерство обороны от имени казны Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственных государственных учреждений, в том числе воинских частей.

Главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

В соответствии с ч. 28 п. 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны.

Учитывая, что решение суда, состоявшееся в пользу истца до настоящего времени не исполнено, что истцом в рамках действующего законодательства были соблюдены требования для предъявления к основному должнику - воинской части № 61286, которая, по сути, является бюджетной организацией, созданной органами государственной власти Российской Федерации для осуществления оборонных функций, деятельность которой финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов, которая не имеет лицевых (расчетных) счетов и подведомственна Министерству обороны Российской Федерации, которое является главным распорядителем соответствующих средств федерального бюджета, суд считает, что иск Иванова А.Г. следует удовлетворить в полном объеме.

Привлечение Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности с войсковой частью 61826 и взыскание с Министерства обороны как субсидиарного ответчика в пользу истца Иванова А.Г. присужденных ему решением Устюженского районного суда Вологодской области от 21.10.2008 денежных средств в сумме 122 600 рублей, в том числе компенсации морального вреда - 120 000 рублей и судебных расходов - 2 600 рублей, будет способствовать исполнению принятого судом решения и восстановлению прав взыскателя.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

привлечь Министерство обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности с войсковой частью № 61826 по решению Устюженского районного суда Вологодской области от 21.10.2008.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности с войсковой частью № 61826 по решению Устюженского районного суда Вологодской области от 21.10.2008 в пользу Иванова Андрея Геннадьевича 122 600 рублей.

Разъяснить сторонам, что в силу ст. 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение принято в окончательной форме 30.05.2011.

Судья В.О. Корешкова