Решение по гражданскому делу по иску об устранении нарушений правил пожарной безопасности



Дело № 2-219/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года                                            г. Устюжна

Устюженский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Корешковой В.О.,

при секретаре Копыловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устюженского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Устюженское Вологодской области об устранении нарушений правил пожарной безопасности,

установил:

в суд обратился прокурор Устюженского района (далее по тексту - прокурор) в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к администрации МО Устюженское Вологодской области об устранении нарушений правил пожарной безопасности.

Заявленные требования мотивировал тем, что при проверке ответчика на предмет соблюдения требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения: отсутствие противопожарного разрыва и минерализованной полосы установленной ширины на всей протяженности участка границы населенного пункта с лесным участком д. Ветренниково и д. Варлыгино; отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения, отвечающих установленным требованиям пожарной безопасности, расположенных в пределах 500 м от любого строения; отсутствие подъездов с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям; отсутствие у источников противопожарного водоснабжения обустроенных площадок (пирсов) с твердым покрытием размером 12м x12м; отсутствие подъездной автомобильной дороги с твердым покрытием к источникам водоснабжения, соответствующей установленным требованиям; отсутствие звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации; отсутствие обустроенных искусственных водоемов для использования в целях наружного пожаротушения, отвечающих установленным требованиям пожарной безопасности; отсутствие муниципального правового акта, регламентирующего порядок подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения для тушения лесных пожаров в указанных населенных пунктах. Прокурор просил суд обязать администрацию МО Устюженское устранить нарушения правил пожарной безопасности незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Поздеев А.А. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнил заявленные требования в части срока устранения выявленных нарушений, полагал, что нарушения правил пожарной безопасности должны быть устранены в течении года, от иска в части возложения на ответчика обязанности по принятию муниципального правового акта, регламентирующего порядок подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения для тушения лесных пожаров, отказался.

Представитель ответчика - глава МО Устюженское Смирнова И.Б. по требованиям прокурора не возражала, пояснила, что ряд противопожарных мероприятий, в том числе обустройство подъездов с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям; обустройство у источников противопожарного водоснабжения обустроенных площадок (пирсов) с твердым покрытием размером 12м x12м; строительство подъездной автомобильной дороги с твердым покрытием к источникам водоснабжения, соответствующей установленным требованиям; обустройство искусственных водоемов для использования в целях наружного пожаротушения, отвечающих установленным требованиям пожарной безопасности, не выполняются по причине отсутствия достаточного финансирования. Все средства, поступившие на эти цели, администрацией МО Устюженское освоены в соответствии с их целевым назначением, направлены ходатайства в Правительство Вологодской области для дополнительного финансирования на эти цели.

В судебном заседании свидетель ДСЧ подтвердил, что в отношении ответчика весной 2011 года проводилась проверка на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. Выявленные нарушения отражены в соответствующих актах проверки, которые не были оспорены ответчиком. В адрес администрации МО Устюженское направлено предписание, которое находится на исполнении.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.

При этом суд исходил из следующего.

В судебном заседании объяснениями сторон, материалами дела подтверждено, что органом государственного пожарного надзора 29.04.2011 была проведена проверка в отношении МО Устюженское на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.

Факт допущенных ответчиком нарушений требований пожарной безопасности подтвержден актом проверки № 47 от 29.04.2011, который не был оспорен.

По результатам проверки ответчиком приняты меры по устранению допущенных нарушений, но они не устранены на день рассмотрения дела судом в полном объеме.

Из объяснений ответчика и материалов дела следует, что финансовое обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения является расходным обязательством муниципального образования. Расходы на обеспечение первичных мер пожарной безопасности осуществляются ответчиком в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год. При этом следует иметь в виду, что бюджет муниципального образования дотационный, для этих целей в год выделяется по нормативу потребностей 36 руб. на 1 человека в год (Закон Вологодской области «О нормативах расходных потребностей» от 24.11.2010 № 720).

Главой МО Устюженское Смирновой И.Б. направлено ходатайство в Департамент развития муниципальных образований Вологодской области о выделении денежных средств на меры пожарной безопасности в сумме 243,6 млн. руб.

Прокурор обратился в суд с иском к ответчику, действуя в рамках полномочий, закрепленных ст. 45 ГПК РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно п. 9 ст. 14 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к полномочиям поселений.

Согласно ст. 38 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

В силу п. 10 ст. 4 Устава МО Устюженское обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования относится к полномочиям муниципального образования.

Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, установление требований пожарной безопасности обеспечивает защиту жизни и здоровья людей.

Угрозу жизни и здоровью людей создает нарушение любого требования пожарной безопасности, предусмотренного этими Правилами или иными нормативными актами по пожарной безопасности, а также документами, содержащими требования пожарной безопасности (п.3).

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности лесов и населенных пунктов на территории МО Устюженское, в ходе которой установлены указанные в иске нарушения требований пожарной безопасности.

В нарушение п.23, п. 90, п. 94, п. 112, п. 114, п. 116 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 (далее Правила), на всей протяженности участка (ов) границы населенного пункта (д. Ветренниково, д. Варлыгино) с лесным участком отсутствуют: противопожарный разрыв и минерализованная полоса установленной ширины; звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации; естественные и искусственные водоемы, используемые для целей наружного пожаротушения, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности; источники наружного противопожарного водоснабжения, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности, расположенные в пределах 500 м от любого строения населенного пункта; подъезды, с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям; площадки (пирсы) с твердым покрытием, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения размером 12 м x12м у всех источников противопожарного водоснабжения; указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним; подъездная автомобильная дорога с твердым покрытием, соответствующая установленным требованиям.

Невыполнение требований пожарной безопасности может в случае возникновения пожара воспрепятствовать эвакуации и повлечь гибель людей.

Администрацией МО Устюженское не принимается достаточных мер по устранению нарушений названных выше Правил пожарной безопасности, соответственно имеет место не исполнение требований правовых актов в сфере пожарной безопасности.

При указанных обстоятельствах суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать администрацию МО Устюженское в срок до 12.07.2012 устранить нарушения требований пожарной безопасности в д. Ветренниково, д. Варлыгино Устюженского района Вологодской области, установленные актом проверки ОНД по Устюженскому району Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Вологодской области от 29.04.2011.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 18.07.2011.

Судья В.О. Корешкова