Дело № 2-305/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 сентября 2011 года г. Устюжна Устюженский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Мищенко С.В., при секретаре Бариновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лопаревой О.А. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области о признании недействительным решения и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, у с т а н о в и л: Лопарева О.А. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области о признании недействительным решения и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав в обоснование своих требований, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в ГУ-Управление Пенсионного фонда в .... В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. (в редакции ФЗ от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселениях городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселениях городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо в городах, независимо от возраста. Согласно п. 2 упомянутой нормы и ранее действующего законодательства списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правилами РФ. ДД.ММ.ГГГГ ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в ... приняло решение № об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии. В решении указано, что из её специального стажа исключены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 месяца 23 дня) (2 года 11 месяцев 28 дней - льготно) в должности заведующей ... медпунктом ... ЦРБ. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 9 месяцев 24 дня) (1 год 0 месяцев 8 дней - льготно) в должности медсестры ... школы № .... Основанием является то, что наименование должности не соответствует «Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Считает, что данные периоды работы должны быть включены в специальный стаж, поскольку её вины в том, что документы, подтверждающие её трудовую деятельность, содержат формулировки должностей и учреждений, которые не созвучны названиям, указанным в списках.Она имеетдиплом фельдшера, и в её должностные обязанности входило - оказание неотложной помощиэкстреннымбольным, а также то, что она осуществляла все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами, т.e. она как фельдшер выполняла врачебную и иную работу по охране здоровья населения. Также из её стажа исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 5 месяцев 25 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. В информационном письме Минтруда РФ № 7392 -ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002 г. «О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по беременности и родам» сказано: «В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт-5), утвержденными ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 11 июля2002 года N 516, в стаж работы, дающей право па досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, атакже периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинскоезаключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособиепогосударственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 г. № 13-6 (в редакции от 15.04.1992 г.), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедропа России № 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации № 66 от 25.06.1996 г. служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует расценивать как период получения пособия по беременности и родам в период временной не трудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Также из её стажа исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 12 дней) период нахождения на курсах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 28 дней) период нахождения на курсах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 27 дней) период нахождения на курсах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 1 месяц 13 дней) период нахождения на курсах. Основанием является п. 5 Постановления Правительства Российской федерации oт 11.07.2002 № 516 «Об утверждсиип правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 -Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. В соответствии с пунктом 4 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется стаж) засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии оплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Во время нахождения на курсах повышения квалификации ей производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд, поэтому юридически значимым обстоятельством будет являться наличие трудовых отношений, которые позволят ей получить пенсию по старости. Согласно абз. 1 и 3 ст.196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. В п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства от 26.06.1995 г. № 610 указано, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Таким образом, повышение квалификации входило в её должностные обязанности. В период прохождение курсов повышения квалификации своих трудовых отношений с работодателем она не прерывала, была направлена на курсы на основании приказов руководителя, состояла в должности, которая предполагает льготное исчисление специального стажа. Просит признать недействительным решение ГУ Управление Пенсионного фонда в ... № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной пенсии. Обязать ответчика зачесть в её стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 месяца 23 дня) (2 года 11 месяцев 28 дней - льготно) в должности заведующей ... медпунктом ... ЦРБ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 9 месяцев 24 дня) (1 год 0 месяцев 8 дней- льготно) в должности медсестры ... школы № ...; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 5 месяцев 25 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 12 дней) период нахождения на курсах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 28 дней) период нахождения на курсах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 27 дней) период нахождения на курсах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 1 месяц 13 дней) период нахождения на курсах. Обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости досрочно с момента возникновения права на неё. В судебном заседании истица свои требования изменила и просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Остальные требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в Устюженском районе Сердцелюбова О.А. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, указанным в возражениях на иск, где указано, что ГУ-Управление ПФ РФ рассмотрено исковое заявление Лопаревой О.А. о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей ... медпунктом ... ЦРБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры ... школы № ..., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и считает данные требования, не подлежащими удовлетворению. При вынесении обжалуемого решения орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, руководствовался пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённым Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781, постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, Разъяснением от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.05.1996 № 29. В соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-Ф3 от 07.12.2000 г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно требованиям действующего законодательства на момент обращения Лопаревой О.А. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, ее медицинский стаж составил 21 год 7 месяцев 26 дней (в льготном исчислении). При определении права Лопаревой О.А. на указанный вид пенсии Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан исходила из соответствия фактических наименований должностей и учреждений наименованиям, приведенным в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 № 781. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей ... медпунктом ... ЦРБ не может быть засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как указанное наименование должности - «заведующая» отсутствует в Списке. Вышеназванный Список является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В этой связи, включение в медицинский стаж оспариваемого периода незаконно и необоснованно. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в медицинский стаж на основании постановления Правительства от 11.07.2002 № 516. Действительно, в данном постановлении указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Период нахождения в отпуске по беременности и родам, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет до ДД.ММ.ГГГГ включен Лопаревой О.А. в специальный стаж. Однако, в Разъяснении Министерства труда РФ от 22 мая 1996 года № 5, утвержденного Постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 года № 29, указано, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений в Кодекс закона о труде РФ». В связи с этим отпуск по уходу за ребенком после 06.10.1992 г. исключен из медицинского стажа. Период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры ... средней школы № ... также правомерно исключен из медицинского стажа по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учрежденияхздравоохранения. Средняя школа является образовательным учреждением, а не учреждением здравоохранения. Кроме того, указанное наименование учреждения отсутствует в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Время обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключено из специального стажа на основании Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516. В специальный стаж засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. На курсы повышения квалификации Лопарева О.А. направлялась с отрывом от работы для обновления теоретических знаний и, следовательно, не занималась лечебной деятельностью. Таким образом, на основании вышеизложенных нормативных актов, которыми Управление ПФР в ... руководствовалось при принятии решения, следует, что законных оснований для зачисления в медицинский стаж Лопаревой О.А. оспариваемых периодов нет. Учитывая изложенное, в удовлетворении требований Лопаревой О.А. просит отказать. Свидетель Б.Л.Л. в судебном заседании показала, что она работает фельдшером оргметодкабинета, занимается организацией работы фельдшерско-акушерских пунктов с 1981 года. Лопарева была принята на работу заведующей Ярцевским медпунктом, работала одна. Заведующая ФАПом выполняет обязанности фельдшера: ведёт амбулаторный приём, выходит на вызова к больным, проводит вакцинацию населения, осмотр детей, проводит диспансерное наблюдение, занимается лечебно-профилактической работой. Каждый медработник один раз в пять лет должен пройти курсы усовершенствования, после окончания курсов выдаётся сертификат, если его нет, работник не имеет права на лечебную деятельность. Свидетель Ч.А.А. в судебном заседании показал, что Лопарева работала в Ярцевском медпункте, вела приём больных, ходила к больным по вызовам, уколы делала. Суд выслушав истицу, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ) «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Согласно пункту 2 упомянутой нормы и ранее действовавшего законодательства Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, исчисляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781."О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в ... приняло решение № - отказать Лопаревой О.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, т.к. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ медицинский стаж истицы составляет 21 год 7 месяцев 26 дней (л.д. 11-13). Свой отказ ответчик мотивировал тем, что исключил из специального стажа работы истицы 3 года 6 месяц 8 дней (4 года 3 месяца 27 дней льготно), а именно: 1) период работы в должности заведующей ... медпунктом ... ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 месяца 23 дня) (2 года 11 месяцев 28 дней - льготно), т.к. наименование должности не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 29.09.2002 года № 781; 2) период работы в должности медсестры ... школы № ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 9 месяцев 24 дня) (1 год 0 месяцев 8 дней - льготно), т.к. наименование учреждения не соответствует вышеуказанному Списку; 3) период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 5 месяцев 25 дней), в соответствии с разъяснением от 22.06.1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях В РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Правительства РФ от 22.05.1996 г. № 29; 4) периоды нахождения на курсах повышения квалификации с16.10.1995 г. по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 0 лет 0 месяцев 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 1 месяц 13 дней). Основанием указан п. 5 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии ст статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ ОТ 17.12.2001 Г. № 173-ФЗ (л.д. 11-13). Однако суд считает выводы ответчика в данном решении об отказе Лопарёвой О.А. в назначении досрочной пенсии по старости ошибочными. Суд не может согласиться с исключением из её специального стажа указанных выше периодов её работы. Как следует из материалов дела истица работала заведующей медпунктом и медицинской сестрой средней школы до принятия Правительством РФ Постановления от 29.10.2002 г. № 781, которым был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П указал, что, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. (п. 2). Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Указанное выше Постановление Совета Министров СССР было признано утратившим силу на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953, однако согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, придание обратной силы закону ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц, права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть2) и 57 Конституции Российской Федерации. Поэтому суд считает, что при исчислении стажа работы истицы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы. Суд считает, что период работы истицы в должности заведующей ... медпунктом ... ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 месяца 23 дня или 2 года 11 месяцев 28 дней в льготном исчислении) подлежит включению в ее специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости. В период работы Лопаревой О.А. в должности заведующей ... медпунктом порядок исчисления периодов работы при назначении пенсии за выслугу лет определялся вышеуказанным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Раздел II указанного Перечня «Врачи и другие медицинские работники» в подразделе 1. «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» предусматривал наименование должности «фельдшер» и наименование учреждений и организаций «медицинские кабинеты и пункты». МУЗ «... ЦРБ» предоставлена уточняющая справка, подтверждающая, что Лопарева О.А. в спорный период работала заведующей ... медпунктом и выполняла обязанности фельдшера (л.д. 51). Кроме того, в материалах дела имеется копии отчётов ... медпункта за 1984-1986 годы, в которых указано, что в штате значились: фельдшер, акушерка и младший медперсонал; заняты на конец отчетного в 1984 году периода 2 должности - фельдшер и младший медицинский персонал; в 1985 году - все должности; 1986 году - все должности (л.д. 53-55). Несоответствие наименования должности Лопаревой О.А. в трудовой книжке наименованиям должностей, указанным в вышеуказанных нормативных актах, не может ущемлять её прав на пенсионное обеспечение. Кроме того, раздел II указанного Перечня «Врачи и другие медицинские работники» в подразделе 1 «лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения» в графе «наименование учреждений и организаций» были указаны детские учреждения и учебные заведения, перечисленные в разделе I настоящего Перечня, а в графе «наименование должностей»: «медицинские сестры - все независимо от наименования должности». Раздел I назывался «Учителя и другие работники просвещения», где в п. 1 подраздела 1 «учебные заведения и детские учреждения» в графе «наименование учреждений и организаций» указаны начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что работа истицы в должности медицинской сестры ... № ... в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 9 месяцев 24 дня или 1 год 0 месяцев 8 дней - льготно) подлежит зачету в ее специальный стаж по осуществлению лечебной деятельности, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ. Суд также не может согласиться с исключением из специального стажа истицы периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации: с16.10.1995 г. по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 0 лет 0 месяцев 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 1 месяц 13 дней), т.к. прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью ее трудовой деятельности. В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, за время нахождения Лопаревой О.А. на курсах повышения квалификации ее работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд, поэтому юридически значимым обстоятельством в данном случае будет являться наличие трудовых отношений, которые позволяют истице получить пенсию по старости. Согласно абз. 1 и 3 ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников… В пункте 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства от 26.06.1995 г. № 610 указано, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. В материалах дела имеется должностные инструкции медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового поликлиники и медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового поликлиники, где соответственно в п. 24 и п. 20 раздела 11 «должностные обязанности» закреплено, что медицинская сестра систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Также п. 1 раздела 1V «ответственность, оценка работы» данной инструкции устанавливает, что медсестра несёт ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных инструкцией, - в пределах, определённых действующим трудовым законодательством РФ. (л.д. 60-63). Таким образом, повышение квалификации входило в должностные обязанности истицы. Как следует из материалов дела истица в период прохождения курсов повышения квалификации своих трудовых отношений с работодателем не прерывала, была направлена на них на основании приказов руководителя, поэтому ее исковые требования о зачете в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 0 лет 0 месяцев 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 1 месяц 13 дней) подлежат удовлетворению. Суд также не может согласится с исключением из специального стажа истицы периода нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им трёх лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 5 месяцев 25 дней) исходя из следующего. До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При таких обстоятельствах суд, анализируя собранные по делу доказательства, пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истицы, которая, являясь работником здравоохранения, занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и приобрела право на пенсионное обеспечение по старости, т.к. у неё с учетом включенных судом в её специальный стаж периодов лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, на 25.04.2011 г. имелся 25-ти летний стаж, необходимый для назначения ей досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Руководствуясь подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Лопарева О.А. удовлетворить. Признать недействительным решение ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в ... от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из специального стажа Лопаревой О.А, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов ее работы: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 месяца 23 дня) (2 года 11 месяцев 28 дней - льготно) в должности заведующей ... медпунктом; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 9 месяцев 24 дня) (1 год 0 месяцев 8 дней - льготно) в должности медицинской сестры ... № ...; 3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 5 месяцев 25 дней) - период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им трёх лет; 4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 1 месяц 13 дней)- нахождение на курсах повышения квалификации. Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в ... зачесть Лопаревой О.А. стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы: 1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 месяца 23 дня) (2 года 11 месяцев 28 дней - льготно) в должности заведующей ... медпунктом; 2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 9 месяцев 24 дня) (1 год 0 месяцев 8 дней - льготно) в должности медицинской сестры ... № ...; 3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 5 месяцев 25 дней) - период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им трёх лет; 4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 12 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 0 месяцев 28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 0 лет 0 месяцев 27 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 1 месяц 13 дней)- нахождение на курсах повышения квалификации. Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ в ... назначить Лопаревой О.А. трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течении десяти дней. Судья С.В. Мищенко