Решение по гражданскому делу по иску о запрете стоянки и остановки автомобилей по дворе жилого дома



                             Дело № 2-204/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2011 года                                                    г. Устюжна

Устюженский районный суд Вологодской области в составе

председательствующего судьи Корешковой В.О.,

при секретаре Бондаревой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцова А.В., Скворцовой А.А., Дмитриевой Г.Н., Адриановой Т.Н., Серова В.И. к администрации города Устюжна, муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик», ОВД по Устюженскому району Вологодской области, Департаменту имущественных отношений Вологодской области, Департаменту культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, автономному учреждению культуры Вологодской области «Вологдареставрация», администрации Устюженского муниципального района, Управлению социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района о запрете стоянки автомобилей, установке дорожных знаков, переносе входа в здание - памятник истории и культуры, открытии и оборудовании его парадного подъезда, проведении мероприятий по благоустройству охранной зоны памятника истории и культуры,

УСТАНОВИЛ:

Скворцов А.В., Скворцова А.А., Дмитриева Г.Н., Адрианова Т.Н., Серов В.И. обратились в суд с иском к администрации города Устюжна, муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик», ОВД по Устюженскому району Вологодской области о возложении обязанности по установке дорожного знака 3.2 «Движение запрещено» в начале проезда с переулка Богатырева в г. Устюжна Вологодской области во двор домов №№ 13, 17а по переулку Богатырева в г. Устюжна Вологодской области; дорожного знака 3.27 «Остановка запрещена» при въезде во двор домов №№ 13, 17а по переулку Богатырева в г. Устюжна Вологодской области, а также запрете стоянки и остановки автомобилей в указанном дворе.

Решением Устюженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ истцам отказано в удовлетворении заявленного иска.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

Ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ истцы уточнили заявленные ранее исковые требования, просили суд обязать администрацию г. Устюжна и МУП «Коммунальщик» запретить стоянку автомобилей во внутриквартальном тупиковом дворе домов №№ 13, 17а по адресу: г. Устюжна, пер. Богатырева; установить в начале проезда с пер. Богатырева дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» с размещением под знаком таблички 8.2.1 «Зона действия»; установить при въезде во двор домов дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» с указанием «кроме машин гаражей и проживающих в доме № 17а»; по согласованию с Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области основным входом в административное здание сделать парадный подъезд здания памятника; оборудовать внутри парадного подъезда вход на первый этаж; изготовить калитку на ворота; восстановить забор; произвести ремонт асфальтового покрытия у жилого дома.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что дом № 17а по переулку Богатырева в городе Устюжне, в котором располагаются принадлежащие им квартиры, расположен на земельном участке, прилегающем ко двору здания памятника истории и культуры 19 века «Купеческая контора», находящегося по адресу: город Устюжна, переулок Богатырева, дом 13.

Указанный двор расположен в охранной зоне названного памятника культуры, здание арендуется администрацией Устюженского муниципального района, Управлением социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района и МУП «Коммунальщик». Вход в административное здание (памятник культуры) был оборудован со стороны двора, парадный подъезд закрыт.

Ранее при въезде во двор был установлен дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» (кроме служебных автомашин). С 2007 года знак неоднократно срывался, поток паркующихся автомашин постоянно нарастал. В здании памятника культуры, в помещениях, арендуемых МУП «Коммунальщик», проходят медицинское освидетельствование водители предприятия, приезжающие на личных автомобилях.

Арендаторы не соблюдают требования выданных им охранных обязательств о содержании охранной зоны (в том числе и двора) в благоустроенном состоянии. Во дворе здания находится несанкционированная стоянка служебных и личных автомобилей работников указанных организаций, производится ремонт, мойка автомобилей, слив топлива, загрязнение территории двора. Асфальтовое покрытие двора разбито въезжающими автомобилями и тракторами, сломан забор, отделяющий территорию двора от земельного участка, сдаваемого в аренду под огородничество.

На территории двора расположены 10 гаражей, принадлежащих истцам, а также администрации Устюженского муниципального района, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, казенному учреждению Вологодской области «Центр занятости населения Устюженского района», ОАО «Строитель», Пожарову Сергею Павловичу.

Истцы считают, что дом, в котором они проживают, находится в 15-ом квартале и относится к жилой зоне. Близлежащий двор памятника культуры размером 20м на 22м расположен внутри квартала, не предназначен для сквозного проезда, является тупиковым. Он должен иметь площадку для разворота пожарной техники, здание памятника культуры имеет деревянный второй этаж и повышенную степень пожароопасности.

Ссылаясь на ст. ст. 36,42 Конституции РФ, ст. 85 ЗК РФ, ст. 35 ГрК РФ, п. 13 ст. 67, ст. 72, таблицу 16 ФЗ-123 от 22.07.2008 «Технический регламент требований пожарной безопасности», ст. 262 ГК РФ, ст. 38 Федерального закона РФ «Об объектах культурного наследия народов РФ» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, ст. 15 Закона Вологодской области «О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Вологодской области» от 24.07.2001 № 705-ОЗ, п. 2.3.7. Охранно-арендного договора № 30 на пользование недвижимым имуществом истории и культуры от 16.06.2008, Правила дорожного движения, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52290-2004, п. 2.8 СанПиН 2.1.2.2645-10 раздел 7.1.12 таблицы 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1. 1200-03, истцы просили об удовлетворении заявленных требований.

Определением Устюженского районного суда от 29.06.2011 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент имущественных отношений Вологодской области, Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, автономное учреждение культуры Вологодской области «Вологдареставрация», администрация Устюженского муниципального района, Управление социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление сельского хозяйства администрации Устюженского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, казенное учреждение Вологодской области «Центр занятости населения Устюженского района»,ООО «Жилсервис», ОАО «Строитель», Пожаров Сергей Павлович.

В судебном заседании истцы и их представитель Хрусталева Е.А. уточнили исковые требования, кроме заявленных требований просили запретить МУП «Коммунальщик» проводить предрейсовый медосмотр водителей в здании по адресу: г. Устюжна, пер. Богатырева, д. 13 и взыскать с МУП «Коммунальщик» и администрации города Устюжна судебные расходы, связанные с данным делом, в сумме ... рубля 40 копеек в пользу истцов Дмитриевой Г.Н. и Адриановой Т.Н.

В судебное заседание представители ответчиков Департамента имущественных отношений Вологодской области, Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, АУК Вологодской области «Вологдареставрация», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления сельского хозяйства администрации Устюженского муниципального района, АО «Строитель», Управления Росреестра по Вологодской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствии.

В судебном заседании представитель ответчика МУП «Коммунальщик» Соловьев А.И. исковые требования не признал, полагал, что права истцов не нарушены, доказательств ими не представлено, оснований для удовлетворения иска не имеется.

В судебном заседании представители ответчика администрации города Устюжны Лебедева Е.М., Зайцева Л.А. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что обустройство парадного подъезда здания памятника невозможно, мероприятия по благоустройству охранной зоны не относятся к полномочиям администрации города, установка дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» не будет соответствовать Правилам дорожного движения, и будет нарушать законные права владельцев гаражей и организаций, размещенных в историческом здании. Знак 3.2.7 «Остановка запрещена» уже установлен на въезде с переулка Богатырева в г. Устюжна к домам № 13 и № 17а.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Устюженского муниципального района Артамонова А.В. исковые требования не признала, пояснила, что каких-либо требований к администрации района истцами не заявлялось, требования истцов по оборудованию парадного подъезда и установке калитки считала неправомерными, т.к. истцы не являются стороной по охранно-арендному договору.

В судебном заседании представитель ответчика ОВД по Устюженскому району Богодаев Д.С. исковые требования не признал, пояснил, что ГИБДД не занимается установкой дорожных знаков, а осуществляет лишь контроль за их установкой и эксплуатацией. Спорный двор не является дорогой, до 2008 года на воротах во двор висел знак 3.1 «Въезд запрещен», размещение которого не соответствовало Правилам дорожного движения. Установление указанного знака в настоящее время будет нарушать права автовладельцев, имеющих гаражи на территории двора. В настоящее время на переулке Богатырева установлен знак 3.27 «Остановка запрещена», к нему необходимо разместить табличку с указанием зоны действия знака. Работники ГИБДД в случае обращения жителей дома по вопросу несоблюдения Правил дорожного движения будут выезжать по месту административного правонарушения и составлять соответствующие протоколы.

В судебном заседании представитель ответчика Управления социальной защиты населения Устюженского муниципального района Беляева Е.В. исковые требования не признала, пояснила, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Жилсервис» Микшин А.В. возражал в отношении заявленных истцами требований об установке дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен», считал возможным запретить стоянку автомобилей во дворе домов № 13 и № 17а по переулку Богатырева.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, казенного учреждения Вологодской области «Центр занятости Устюженского района» Орехова Ф.В. возражала в отношении установки дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен».

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Пожаров С.П. возражал в отношении установки дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен».

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля Н.В.Р., изучив материалы дела, пришел к выводу о частичном удовлетворении требований истцов. Удовлетворяя иск в части запрета стоянки, установки запрещающих дорожных знаков и мероприятий по благоустройству территории двора, суд исходил из следующего.

Статья 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия относит памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ст. 5 названного закона).

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (ст. 34 названного закона).

В силу ст. 51- ст. 55 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» право пользования объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникает, в том числе и из договоров аренды, при этом обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.

Физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных названным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Законом Вологодской области от 24.07.2001 № 705-ОЗ «О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Вологодской области» (ст.ст. 6-7) предусмотрено, что договор аренды объекта культурного наследия заключается между органом по управлению имуществом области и физическим или юридическим лицом с участием соответствующего органа охраны объектов культурного наследия (в зависимости от категории охраны культурного наследия) и организации - балансодержателя объекта культурного наследия. Обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.

Согласно п.6 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных названным Кодексом, федеральными законами.

В силу ст. 38 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также ст. 15 Закона Вологодской области от 24.07.2001 № 705-ОЗ «О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Вологодской области» в случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия движение транспортных средств на территории данного объекта или в его зонах охраны может быть ограничено или запрещено.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: установление порядка создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 7, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

К вопросам местного значения поселения относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

Постановлением Правительства РФ от 04.12.1998 № 1441 утверждены Правила государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов. В соответствии с названными Правилами (п.7) государственный учет осуществляют органы управления автомобильными дорогами общего пользования, органы местного самоуправления. При этом осуществляется государственный учет в том числе и следующих показателей: количество площадок для остановки подвижного состава, в том числе площадок для отдыха и площадок для кратковременной остановки автомобилей у пунктов питания, торговли, скорой медицинской помощи и других мест остановок автотранспорта, устроенных за пределами земляного полотна; количество дорожных знаков и указателей в соответствии с утвержденной дислокацией.

На основании ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право: осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил; имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (ред. от 27.12.2010) утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10, санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Согласно п. 2.8 - п. 2.10 названных СанПиН на земельных участках должны быть предусмотрены подъезды и проходы к каждому зданию. Места для размещения стоянок или гаражей для автомобилей должны соответствовать гигиеническим требованиям к санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов. На придомовых территориях запрещается производить мойку автомашин, слив топлива и масел, регулировать звуковые сигналы, тормоза и двигатели. На территории дворов жилых зданий запрещается размещать автостоянки кроме гостевых.

Разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1., предусмотренной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74.

Расстояние от открытых автостоянок вместимостью от 11 до 50 машин до фасада жилого дома, торца жилого дома должно быть не менее 15 метров. Расстояние от открытых автостоянок вместимостью от 51 до 100 машин до фасада жилого дома, торца жилого дома должно быть не менее 25 метров.

«ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» утвержден Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст. В соответствии с п. 5.1.2. знаки, устанавливаемые на дороге, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290.

Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 10.05.2010) утверждены Правила дорожного движения вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно указанных ПДД прилегающей территорией является территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с названными Правилами.

Запрещающие знаки, предусмотренные названными ПДД, вводят или отменяют определенные ограничения движения.

Дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» запрещает въезд всех транспортных средств в данном направлении.

Дорожный знак 3.2 «Движение запрещено» запрещает движение всех транспортных средств.

При этом действие указанных знаков не распространяется: для знаков 3.1 - на маршрутные транспортные средства; для знака 3.2 - на маршрутные транспортные средства, а также на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и транспортные средства, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне, а также на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов.

В этих случаях транспортные средства должны въезжать в обозначенную зону и выезжать из нее на ближайшем к месту назначения перекрестке.

«Остановкой» является преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, «Стоянкой» - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» запрещает остановку и стоянку транспортных средств в зоне действия знака.

Дорожный знак 3.28 «Стоянка запрещена» запрещает стоянку транспортных средств в зоне действия знака.

Действие дорожного знака 3.28 не распространяется на транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, имеющие на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, а также на такси с включенным таксометром, а также на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов.

В соответствии с п. 1.5, п.1.6 участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в милицию.

Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с п. 13 ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 2.9 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками, обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.

В соответствии со ст. 72 названного Федерального закона противопожарные расстояния от открытых организованных автостоянок на территориях поселений до жилых домов и общественных зданий, сооружений и строений должны составлять не менее 15 метров.

Из материалов дела следует, что здание, находящееся по адресу: город Устюжна, переулок Богатырева, дом 13, является памятником истории и культуры регионального значения 19 века «Дом купца Поздеева», поставлено под охрану решением исполнительного комитета Вологодской области № 567 от 02.10.1978, находится в собственности Вологодской области. Владельцем данного памятника является АУК Вологодской области «Вологдареставрация» (до 01.04.2011 - ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области»), которому оно принадлежит на праве оперативного управления.

Названный памятник культуры расположен на земельном участке с кадастровым площадью ... кв. м, находящемся в собственности Вологодской области, в постоянном бессрочном пользовании ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» (л.д. 127, 137-138).

Нежилые помещения в здании памятника переданы во владение и/или пользование третьим лицам на условиях соответствующих договоров.

В соответствии с пунктами 2.3.7 охранно-арендных договоров на пользование недвижимым памятником истории и культуры, заключенных Департаментом имущественных отношений Вологодской области со стороны арендодателя, с МУП «Коммунальщик», Управлением социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района, администрацией Устюженского муниципального района со стороны арендаторов, с участием Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области (госорган) и ГУК «Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области» (владелец), от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ арендаторы обязуются содержать в благоустроенном состоянии территорию охранной зоны здания памятника в границах, утвержденных на основании проекта зоны охраны здания памятника, арендованные помещения памятника и места общего пользования. Не допускается использовать охранную зону памятника под хозяйственные нужды.

К указанным договорам арендаторам выданы охранные обязательства по недвижимому памятнику истории и культуры, в пункте 5 которых прописана обязанность по содержанию территории памятника в благоустроенном состоянии.

В соответствии с актами технического осмотра в охранную зону названного памятника культуры при доме № 13 по пер. Богатырева в г. Устюжна входят сад, парк, двор, ворота и ограда.

Вход в административное здание (памятник культуры) был оборудован со стороны двора, парадный подъезд закрыт.

Суд установил, что в здании объекта культурного наследия, кроме вышеназванных пользователей, находятся помещения, занимаемые Управлением сельского хозяйства администрации Устюженского муниципального района и ООО «Жилсервис».

На территории двора расположены гаражные боксы, принадлежащие истцам Дмитриевой Г.Н., Адриановой Т.Н., Пожарову С.П., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, казенному учреждению Вологодской области «Центр занятости населения Устюженского района», ОАО «Строитель», администрации Устюженского муниципального района.

Кроме того, рядом с памятником культуры на смежном земельном участке находится жилой дом № 17а, в котором расположены квартиры №№ 1-3, занимаемые истцами и принадлежащие им на праве собственности.

Истцам Дмитриевой Г.Н. и Адриановой Т.Н., кроме квартиры в указанном жилом доме, принадлежит на праве собственности прилежащий к дому земельный участок с кадастровым из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью ... кв.м., а также земельный участок с кадастровым с разрешенным использованием для размещения гаража, общей площадью ... кв.м., расположенный в 30 метрах по направлению на северо-восток от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка (фактически во дворе, охранной зоне памятника культуры).

По мнению суда, дворовая территория у домов №№ 13, 17а по пер. Богатырева в г. Устюжна является охранной зоной памятника культуры.

В то же время с учетом имеющейся застройки и сложившегося порядка пользования землей на указанной территории двора пересекаются интересы граждан жильцов дома № 17а, интересы автовладельцев и владельцев гаражей, интересы юридических лиц, пользующихся нежилыми помещениями здания-памятника.

Суд полагает, что требования истцов направлены на устранение нарушенных прав по пользованию дворовой территорией и прилегающими к ней земельными участками в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома.

Истцы считают, что дом, в котором они проживают, относится к жилой зоне. Соседнее здание памятника культуры имеет деревянный второй этаж и повышенную степень пожароопасности. Близлежащий двор памятника культуры, размером примерно 20 м на 22 м, расположен внутри квартала, не предназначен для сквозного проезда, является тупиковым, в связи с чем должен иметь площадку для разворота пожарной техники.

Имеющимися в деле материалами подтверждено, что в спорном дворе находится несанкционированная стоянка служебных и личных автомобилей работников организаций, размещенных в здании-памятнике, производится их ремонт, мойка автомобилей, слив топлива, загрязнение территории двора.

В результате во двор невозможен подъезд машин специального назначения: машин скорой помощи, пожарных автомобилей, машин газовой службы.

Территория двора находится в неблагоустроенном состоянии: асфальтовое покрытие двора разбито въезжающими служебными автомобилями, принадлежащими ответчикам и третьим лицам, личными автомобилями граждан, грузовой служебной техникой коммунальных служб города; не восстановлен забор, отделяющий территорию двора от смежного земельного участка.

По мнению суда, истцами представлены достаточные доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что арендаторы здания памятника не соблюдают требования выданных им охранных обязательств о содержании охранной зоны (в том числе и двора) в благоустроенном состоянии.

Размещение автостоянки во дворе размером 20 м на 22 м при жилом доме № 17а по пер. Богатырева в г. Устюжна неправомерно, в противном случае это будет нарушать права граждан на благоприятную среду обитания, и требования СанПиН.

На основании объяснений лиц, участвующих в деле, суд установил, что ранее при въезде во двор был установлен дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» (кроме служебных автомашин). С 2007 года знак неоднократно срывался, поток паркующихся автомашин постоянно нарастал, в связи с чем истцы были вынуждены обратиться в суд.

По мнению суда, требования Правил дорожного движения должны применяться как в жилой зоне дома № 17а, так и на территории двора при доме № 13 по пер. Богатырева г. Устюжна.

Суд считает, что с учетом приведенных выше норм требования истцов подлежат удовлетворению в части запрета стоянки транспортных средств на территории двора в охранной зоне памятника культуры (в жилой зоне дома № 17а) и установки запрещающих дорожных знаков, а также в части благоустройства территории.

В судебном заседании установлено, что один из требуемых истцами запрещающих дорожных знаков 3.27 «Остановка запрещена» уже установлен администрацией г. Устюжна в определенном истцами месте, к нему необходимо лишь разместить дополнительную табличку, определяющую зону действия знака.

Вместе с тем, по мнению суда, в целях обеспечения прав и законных интересов самих истцов, а также остальных лиц, участвующих в деле, необходимо возложить на администрацию г. Устюжна обязанность по установке дорожных знаков.

В частности, дорожного знака 3.2 «Движение запрещено» перед въездом на дворовую территорию. Названный знак запрещает движение практически для всех транспортных средств, за исключением транспортных средств, обслуживающих предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, обслуживающих граждан или принадлежащих гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне, транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп или перевозящих таких инвалидов.

Установка запрещающего дорожного знака 3.2 «Движение запрещено» совместно с запрещающим дорожным знаком 3.28 «Стоянка запрещена» на территории двора, по мнению суда, сделает невозможной несанкционированную стоянку транспортных средств на территории двора, позволит содержать спорную территорию свободной для въезда и выезда пожарных машин, машин скорой помощи, газовой службы в необходимых случаях, а также обеспечит права жильцов дома на благоприятную среду обитания и проживания, будет способствовать содержанию охранной зоны памятника культуры в необходимом для его сохранения состоянии.

Суд также учел, что действие дорожного знака 3.28 не распространяется на такси с включенным таксометром, на транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие таких инвалидов.

Поскольку обязанность по установке дорожных знаков возложена судом на администрацию г. Устюжна, обязанности по благоустройству территории двора на арендаторов здания памятника, суд считает необходимым взыскать с указанных ответчиков: администрации города Устюжна Вологодской области, Муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик», администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, Управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района, на основании ст.ст. 94,98, 207 ГПК РФ в равных долях в пользу истцов Дмитриевой Г.Н. и Адриановой Т.Н. судебные издержки в общей сумме ... рубля 40 копеек, подтвержденные документально.

Вместе с тем, суд считает, что требования истцов в части перенесении основного входа в здание памятника истории и культуры, открытии парадного подъезда здания памятника и оборудовании внутри парадного подъезда входа на первый этаж, а также изготовлении калитки на ворота удовлетворению не подлежат.

При отказе истцам в указанной части иска суд принял во внимание доводы, приведенные Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области в отзыве на иск, ссылку ответчика на ст. ст. 40, 45, Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 14 Закона Вологодской области от 24.07.2001 № 705-ОЗ «О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Вологодской области».

Суд учел то, что осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране памятников культурного наследия, а также соответствующих положений договоров возложено на госорган - Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Названный Департамент со ссылкой на паспорт объекта культурного наследия указал, что на первом этаже здания памятника, расположенного по адресу: г. Устюжна, пер. Богатырева, д.13, не предусматривался вход с парадной группы. Организация требуемого истцами входа на первом этаже повлечет изменение облика объекта культурного наследия, что противоречит действующему законодательству.

Отзыв Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области согласуется с объяснениями представителя ответчика Управления социальной защиты населения Устюженского муниципального района Беляевой Е.В., пояснившей, что лестница от парадного входа в здание по адресу: г. Устюжна, пер. Богатырева, д.13, ведет на второй этаж. Для того, чтобы гражданам спуститься в отдел субсидий, им нужно будет сначала подняться на второй этаж с парадного входа, а затем по другой лестнице внутри здания спуститься на первый этаж, что будет очень затруднительно для посещающих указанный кабинет граждан.

Суд принял во внимание то, что в указанный Департамент заявлений о проведении работы по сохранению указанного объекта культурного наследия не поступало, письменных разрешений и заданий на проведение работ арендаторам нежилых помещений в здании памятника истории и культуры не выдавалось.

Суд также считает, что требования истцов в части запрета МУП «Коммунальщик» проводить предрейсовый медосмотр водителей в здании по адресу: г. Устюжна, пер. Богатырева, д. 13, удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, пояснениями представителя МУП «Коммунальщик» Соловьева А.И., показаниями свидетеля Н.В.Р., что в здании памятника культуры, в помещениях, арендуемых МУП «Коммунальщик», проходят медицинское освидетельствование водители предприятия.

Отношения по медицинскому осмотру и допуску к управлению транспортными средствами урегулированы ст. 23 Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения», Письмом Министерства здравоохранения РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-0332 «О предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах водителей автотранспортных средств», договором, заключенным МУП «Коммунальщик» и МУЗ «Устюженская центральная районная больница» от 04.05.2011 № 346.

Названный договор является действующим, он не оспаривался и недействительным в установленном законом порядке не признавался.

В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей пределы осуществления гражданских прав, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

При оценке доводов истцов, суд принял во внимание то, что граждане, проживающие в доме № 17а, имеют право на благоприятную окружающую среду (среду обитания), однако, юридические лица также в праве на основаниях предусмотренных гражданским законодательством заключать договоры в рамках своей хозяйственной деятельности.

Доводы истцов относительно ежедневной громкой нецензурной брани со стороны работников МУП «Коммунальщик» в утренние часы рабочих дней организации, по мнению суда, не относятся к хозяйственной деятельности предприятия. Нарушение общественного порядка допускается не организацией МУП «Коммунальщик», а гражданами, в отношении которых могут быть при необходимости приняты меры административного воздействия.

Кроме того, суд считает, что при установке администрацией г. Устюжны указанных выше запрещающих дорожных знаков, граждане, обращающиеся в организации, расположенные в здании памятника, а также работающие в них, имеют возможность проходить на территорию двора для входа в здание через ворота со стороны ул. Карла Маркса, не предназначенные для проезда транспорта. Движение пешеходов в зоне двора, по мнению суда, не нарушает прав и законных интересов истцов.

В случае не соблюдения пешеходами правил поведения в общественных местах, истцы вправе решать эти вопросы в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

  1. Обязать администрацию города Устюжна Вологодской области установить: в начале проезда с переулка Богатырева во двор домов по адресу: город Устюжна, переулок Богатырева, дом 13 и дом 17а, дорожный знак 3.27 «Остановка запрещена» с размещением непосредственно под знаком таблички 8.2.1 «Зона действия» «100 метров вперед от знака»; при въезде в указанный двор - дорожный знак 3.2 «Движение запрещено»; на территории указанного двора - дорожный знак 3.28 «Стоянка запрещена»с дополнительной табличкой, распространяющей действие знака на территорию двора.
  2. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальщик», администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области, Управление социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района провести мероприятия по благоустройству территории двора при доме № 13 по переулку Богатырева в городе Устюжна, находящегося в охранной зоне указанного здания - памятника истории и культуры, в том числе по восстановлению ограждений, отделяющих двор от смежных земельных участков, восстановлению асфальтового покрытия.
  3. Взыскать с администрации города Устюжна Вологодской области, Муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик», администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, Управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района в пользу Дмитриевой Г.Н. судебные издержки в сумме ... рубля 20 копеек в равных долях по ... рублей 55 копеек с каждого.
  4. Взыскать с администрации города Устюжна Вологодской области, Муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик», администрации Устюженского муниципального района Вологодской области, Управления социальной защиты населения администрации Устюженского муниципального района в пользу Адриановой Т.Н. судебные издержки в сумме ... рубля 20 копеек в равных долях по ... рублей 55 копеек с каждого.
  5. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 18.07.2011.

        

Судья                                       В.О. Корешкова