Дело № 2-390/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 октября 2011 года г. Устюжна Устюженский районный суд Вологодской области в составе судьи Корешковой В.О., при секретаре Бондаревой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минюхина Б.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, установил: решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области (далее по тексту - Управление ПФР) от ДД.ММ.ГГГГ № Минюхину Б.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основаниям, установленным ст.27 п.1 п.п. 20 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа на соответствующих видах работ. Специальный стаж исчислен на ДД.ММ.ГГГГ в размере 26 лет 6 месяцев 9 дней. В специальный стаж Минюхина Б.А. не засчитан в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) период работы в должности врача-интерна-травматолога травматологического отделения МУЗ «Медико-санитарная часть «Северсталь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Перечень структурных подразделений, работа в которых дает право на исчисление стажа в льготном порядке, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённую приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377. Кроме того, в специальный стаж истца не включен в календарном исчислении период прохождения им действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом ответчик указал, что в указанный период истец не осуществлял лечебную деятельность. Исключены из специального стажа и периоды нахождения Минюхина Б.А. в командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на п.5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, ст. 186 Трудового кодекса РФ. Не согласившись с принятым ответчиком решением, Минюхин Б.А. обратился в суд с иском к Управлению ПФР, просил признать отказ неправомерным, обязать ответчика зачесть исключенный период работы в должности врача-интерна-травматолога, периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации, а также донорские дни в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев), период прохождения действительной военной службы в календарном исчислении, назначить ему досрочную пенсию со 02.08.2011, взыскать с ответчика в его пользу в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей. Заявленные требования истец мотивировал тем, что в спорные периоды он занимался лечебной деятельностью, дающей право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости, по ранее действовавшему законодательству период военной службы также должен быть зачтен в его специальный стаж, т.е. на момент обращения с заявлением о назначении пенсии у него имелся необходимый специальный стаж. В судебном заседании Минюхин А.С. уточнил исковые требования, просил также включить в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) время отпуска с сохранением заработной платы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказался от требования в части включения в специальный стаж времени нахождения в отпуске без содержания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 дней), в остальной части исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика - Управления ПФ Сердцелюбова О.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и возражениях на иск. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу об удовлетворении требований истца. Суд считает, что спорный период работы Минюхина Б.А. в должности врача - интерна травматолога, а также периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации, донорские дни, отпуск с сохранением заработной платы подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении по следующим основаниям. Введение пенсий за выслугу лет медицинским работникам связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда, а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. В силу п.п. 20 п.1. ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17.12.2001 трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ. Список должностей и учреждений и порядок исчисления периодов работы при назначении пенсии за выслугу лет определялся Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», раздел 2 которого «Врачи и другие и медицинские работники» подраздел 1 «Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно - профилактические учреждения», предусматривал в перечне учреждений «Больничные учреждения всех типов и наименований», а в перечне должностей «врачи» без указания специализации и степени квалификации. В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г., право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397 не применяется на территории Российской Федерации в связи с введением в действие с 01.10.1993 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», а постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464 утратило силу в связи с принятием Правительством РФ постановления от 29.10.2002 № 781, однако согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24.05.2001 № 8-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ. Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы. В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённой приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377, в п.З в категории «врачи» указан «врач-интерн». В Постановлении Минтруда РФ от 22.03.1993 № 62 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации» сказано, что врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, обладает правами и несет ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. Согласно названному Постановлению истец обладал равными правами и нес ответственность наравне с врачами-специалистами. Заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивалась за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходили одногодичную специализацию в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа, в порядке, предусмотренном инструкцией «О порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)» (п.9). На врачей-интернов полностью распространялись правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения (п. 15). В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применялись правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности. В судебном заседании установлено, что весь период прохождения одногодичной интернатуры Минюхин Б.А. работал как врач - травматолог с занятием штатной должности полный рабочий день. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (утратило силу 12.11.2002г.) врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается в специальный стаж как один год и шесть месяцев. Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, указаны отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, больниц всех наименований, а также наименование должности - «врачи травматологи» (п.2 раздела «Наименование структурных подразделений»). Кроме того, в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в Приложении к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поименованы оперирующие врачи-специалисты всех наименований. Судом установлено, что Минюхин Б.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически в течение полного рабочего дня выполнял функции врача-травматолога в травматологическом отделении МУЗ «Медико-санитарная часть «Северсталь» в полном объеме, а именно: проводил операции, вел пациентов, дежурил на экстренной службе, в связи с чем на ответчика необходимо возложить обязанность зачесть истцу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, спорный период в льготном исчислении как 1 год за 1 год 6 месяцев. Периоды нахождения истца в командировках и на курсах повышения квалификации, по мнению суда, также подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 11 ноября 1971 г. № 810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения» специализация и повышение квалификации проводится путем периодической подготовки (обучения) в институтах, факультетах, курсах усовершенствования. Кроме того, юридически значимым для дела обстоятельством является наличие в спорные периоды трудовых отношений, позволяющих Минюхину Б.А. досрочно получить трудовую пенсию по старости. И само по себе пребывание его в командировках и на курсах повышения квалификации не может быть поставлено в зависимость от каких-либо дополнительных условий, не предусмотренных законом (Обзор Судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года»). Статьей 186 Трудового кодекса РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам в случае сдачи ими крови и ее компонентов. Согласно названной статье в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. Согласно Закону РФ от 09.06.1993 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», а также позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в его определении от 09.04.2002 № 68-О донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит, в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья. Кроме того, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства в целом, так и органов государственной власти - федеральных и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности. Учитывая вышеизложенное принимая во внимание Письмо Пенсионного Фонда РФ от 07.12.1998 № 06-28/10740 «О порядке зачета в специальный трудовой стаж «донорских дней» суд полагает, что имеются достаточные основания для включения в специальный стаж истца в льготном исчислении донорских дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанные периоды Минюхин Б.А. являлся врачом-травматологом стационара Устюженской ЦРБ, за ним в соответствии с трудовым законодательством сохранялся средний заработок, от которого производилось отчисление страховых взносов в ПФР. В силу указанных обстоятельств (наличие трудовых отношений, сохранение заработной платы, отчисление страховых взносов в ПФР), с учетом положений ст. 114 Трудового кодекса РФ отпуск с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении. При включении в специальный стаж истца периода прохождения действительной военной службы суд исходил из следующего. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. В период, когда истец проходил службу в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. На момент прохождения Минюхиным Б.А. военной службы в Вооруженных Силах действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения. Таким образом, вышеназванный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при назначении Минюхину Б.А. досрочной трудовой пенсии по старости. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса РФ. Исковые требования Минюхина Б.А. решением суда удовлетворены в полном объеме, в связи с чем следует возложить на ответчика обязанность возместить истцу расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: признать недействительным решение государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ1 № об отказе Минюхину Б.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области включить Минюхину Б.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев): - период работ в должности врача-интерна-травматолога травматологического отделения МУЗ «Медико-санитарная часть «Северсталь» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - периоды нахождения в служебных командировках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - донорские дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - отпуск с сохранением заработной платы со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области включить Минюхину Б.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в календарном исчислении период прохождения действительной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области назначить Минюхину Б.А. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за ней (со ДД.ММ.ГГГГ1). Взыскать с государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Устюженском районе Вологодской области в пользу Минюхина Б.А. возврат государственной пошлины в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение принято судом в окончательной форме 01.11.2011. Судья В.О. Корешкова