Решение № 2-433/11



Дело № 2-433/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 ноября 2011 года      г. Устюжна

Устюженский районный суд Вологодской области в составе

судьи Корешковой В.О.,

при секретаре Бондаревой Н.Б.,

с участием заместителя прокурора Устюженского района Рожиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Устюженского района Вологодской области в интересах Ботиной К.В. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Устюженского района Вологодской области обратился в суд в интересах Ботиной К.В. к Департаменту развития муниципальных образований Вологодской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что Ботина К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории детей-сирот, поскольку родилась в неполной семье, мать Ботиной К.В. - Б.И.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления главы администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Ботина К.В. была определена в детское интернатное учреждение, при этом жилая площадь за ней закреплена не была, поскольку жилой дом по адресу: ..., где она проживала с матерью, сгорел ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Ботина К.В. в связи с отсутствием закрепленного за ней жилого помещения поставлена на учет в администрации МО Моденское в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо, оставшееся без попечения родителей. До настоящего времени Ботина К.В. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: .... Собственного жилого помещения у Ботиной К.В. не имеется.

Ссылаясь на ст. 49 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 22 Закона Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области», ст. 3, ст. 9 Закона Вологодской области «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», прокурор просил обязать ответчика в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу вне очереди однократно предоставить Ботиной К.В. жилое помещение по договору социального найма, отвечающее действующим санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании истец Ботина К.В., заместитель прокурора Устюженского района Вологодской области Рожина Е.В., представитель органа опеки и попечительства Слепнева Г.В. иск поддержали по изложенным в заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации МО Моденское Малушкова Т.М. подтвердила обстоятельства, изложенные прокурором и представителем органа и опеки и попечительства, пояснила, что жилой дом, в котором по месту жительства зарегистрирована Ботина К.В., сгорел. Ботина К.В. поставлена на учет как сирота, нуждающаяся в жилом помещении.

В судебное заседание представитель ответчика - Департамента развития муниципальных образований Вологодской области не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на иск, который приобщен к материалам дела, полагал, что вопрос о предоставлении Ботиной К.В. жилого помещения должен решаться с учетом документов, подтверждающих отсутствие у нее в собственности жилья.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором Устюженского района Вологодской области в интересах Ботиной К.В.

В соответствии с ч. 1 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В силу ч.2 данной статьи малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Как следует из ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона Вологодской области от 29.06.2005 года № 1307-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области.

Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин или как относящийся к иной категории граждан, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Частью 3 ст. 4 указанного Закона предусмотрено следующее. Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется по спискам очередников. Списки очередников формируются по каждой категории граждан, указанной в ч. 3 ст. 1 настоящего закона, при этом граждане, имеющие право на внеочередное предоставление им жилых помещений по договорам социального найма включаются в отдельные списки.

Категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, определены в ст.3 Закона области от 17 июля 2006 года № 1471- 03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области». К указанным категориям относятся - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных организациях, при прекращении опеки (попечительства), в том числе по окончании пребывания их в приемной семье, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 2 ст. 6 Закона граждане, имеющие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым могут быть предоставлены жилые помещения жилищного фонда области по договорам социального найма, должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как специальная категория граждан.

При этом претендовать на получение жилого помещения лица, относящиеся к указанной категории, вправе в случаях отсутствия закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности.

В силу Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

В соответствии с ч.3 ст. 22 Закона Вологодской области «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» от 23.12.2003 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, жилое помещение предоставляется органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим управление жилищным фондом области.

10.12.2008 постановлением Губернатора Вологодской области № 508 «Об изменениях в структуре органов исполнительной государственной власти области» функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, коммунальной энергетики и строительства в муниципальных образованиях области возложены на Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.

Постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2008 № 2498 утверждено Положение о Департаменте развития муниципальных образований Вологодской области, в соответствии с которым Департамент является органом исполнительной государственной власти, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению жилищным фондом области.

В соответствии с п.п. 1.4.1. Положения, утвержденного постановлением Правительства области от 13 июня 2007 года № 723, Департамент развития муниципальных образований области осуществляет полномочия собственника в отношении находящихся в собственности области жилых помещений, за исключением полномочий по их отчуждению, а также принимает решения о предоставлении жилых помещений жилищного фонда области гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным действующим жилищным законодательством.

Суд на основании объяснений истца Ботиной К.В., заместителя прокурора Устюженского района Рожиной Е.В., представителя органа опеки и попечительства Слепневой Г.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - главы администрации МО Моденское Малушковой Т.М., отзыва ответчика Департамента развития муниципальных образований Вологодской области, материалов дела установил, что Ботина К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родилась в неполной семье, ее мать - Б.И.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10, 11).

На основании постановления главы администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Ботина К.В. была определена в детское интернатное учреждение, при этом какая-либо жилая площадь за несовершеннолетней Ботиной К.В. не закреплялась (л.д. 12).

Согласно справке администрации МО Моденское от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время Ботина К.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ... ..., в доме, который сгорел ДД.ММ.ГГГГ. На основании решения жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ Ботина К.В. поставлена на учет в администрации МО Моденское в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как сирота (л.д. 13).

В ходе судебного заседания установлено, подтверждено материалами дела, что по договору социального найма жилье Ботиной К.В. не предоставлялось, какого-либо другого жилья она в собственности не имеет, о чем также свидетельствуют уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ , , и сообщение Устюженского районного филиала ГП ВО «Череповетехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ .

Принимая во внимание, что в настоящее время Ботина К.В. относится к категории детей-сирот, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке, собственного жилья не имеет, учитывая, что требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Ботиной К.В. жилого помещения в двухмесячный срок не противоречит положениям ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу которой при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд считает требования прокурора, заявленные в интересах Ботиной К.В., подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

обязать Департамент развития муниципальных образований Вологодской области в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Ботина К.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее действующим санитарным и техническим требованиям, общей площадью на одного человека по установленным законодательством нормам.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 02.12.2011.

           Судья      В.О. Корешкова