Дело № 2-396/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 декабря 2011 года г. Устюжна Устюженский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Корешковой В.О., при секретаре Бондаревой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вологодского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» об установке дополнительного оборудования для осужденных-инвалидов, установил: в суд обратился Вологодский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее по тексту - прокурор) в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» (далее по тексту ФКУ ИК-20) о понуждении к устранению нарушений законности в сфере беспрепятственного доступа осужденных, являющихся инвалидами, к объектам социальной инфраструктуры. Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что ФКУ ИК-20 является учреждением с постоянным массовым пребыванием неопределенного круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в том числе и инвалидов. В ФКУ ИК-20 к объектам социальной инфраструктуры следует отнести баню, библиотеку, туалеты в корпусах, медицинскую часть, а также подходы к камерам, где содержатся инвалиды. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Для обеспечения доступности к названным объектам инвалидам необходимо наличие специальных приспособлений, в том числе пандусов, поручней при входах в здания, пологих спусков в местах наземных переходов из корпуса в корпус, пандусов и подъемных устройств у лестниц на корпусах. По результатам проведенной проверки установлено, что отсутствие названных приспособлений нарушает социальные права неограниченного круга лиц, имеющих инвалидность, на доступ к объектам социальной инфраструктуры колонии. Ссылаясь на ст.ст. 2, 18, 46 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», Свод правил СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам», утвержденными Постановлением Госстроя России от 16.07.2011 № 71, ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст.ст. 12, 150 Гражданского кодекса РФ, ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор просил обязать ответчика установить на лестницах, ведущих на 2 этажи зданий общежитий дополнительные перила, а в отношении наружных лестниц, ведущих в столовую и библиотеку для осужденных - подъемные устройства; дополнительно оснастить пологими спусками или пандусами пороги внутри зданий, а также лестницы до 5 ступенек; установить в моечном отделении бани специальные сидячие места для помывки инвалидов; установить дополнительное оборудование в санитарных узлах для различных категорий инвалидов включающее в себя, поручни (настенной или напольной установки и фиксации), потолочные направляющие или межстенную штангу для подвески подъемника, кольца, трапеции в соответствии с количеством унитазов для инвалидов. В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Вологодской области (далее по тексту - Управление), привлеченного к участию в деле ДД.ММ.ГГГГ, не явился, просил в иске прокурору отказать, рассмотреть дело в его отсутствии, в отзыве на иск указал, что Управление и ФКУ ИК-20 являются казенными учреждениями и финансируются за счет средств федерального бюджета. Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1772-р от 14.10.2010 предусмотрено перепрофилирование учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в течение 2013-2020г.г. В настоящее время выделение денежных средств на переоборудование имеющихся помещений нецелесообразно. ФКУ ИК-20 является колонией общего режима, к объектам социальной структуры не относится. Деятельность учреждения согласно уставным документам направлена на исполнение наказаний в виде лишения свободы. В ФКУ ИК-20 созданы условия для отбывания наказания осужденными-инвалидами, выделено отдельное помещение на первом этаже в здании общежития отряда №, лестница в здание до 5 ступенек оснащена дополнительным пандусом, пороги дополнительно оснащены пологими спусками, оборудована комната приема пищи, при необходимости медицинская помощь оказывается непосредственно в отряде, в здании бани отсутствует лестница, порог дополнительно оснащен пологими спусками, моечное отделение бани оснащено специальным сидячим местом для помывки осужденных-инвалидов. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор Гурьев В.Н. требования поддержал в части установки дополнительное оборудование в санитарных узлах для различных категорий инвалидов, уточнив их применительно к отряду № помещения для осужденных, просил исключить из числа ответчиков УФСИН России по Вологодской области. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФКУ ИК-20 Зверьков А.А. подтвердил доводы, приведенные представителем Управления в отзыве на иск прокурора, пояснил, что за последние десять лет в учреждение не поступали осужденные инвалиды-колясочники и нуждающиеся в посторонней помощи. На ДД.ММ.ГГГГ в учреждении отбывают наказание 11 инвалидов, которые не нуждаются в посторонней помощи, из них: инвалидов 2 группы - 3 осужденных; инвалидов 3 группы - 8 осужденных. Основными заболеваниями являются сахарный диабет, стенокардия, клиническое излечение с наличием остаточных изменений в легких, ЖКТ, ДЦП, эпилепсия. Зверьков А.А. документально подтвердил, что в ФКУ ИК-20 систематически проводится работа по созданию условий для отбывания наказания осужденными-инвалидами. При этом представитель ответчика иск прокурора в части установки дополнительного оборудования для осужденных-инвалидов в санузле помещения на первом этаже в здании общежития (отряд № признал, пояснил, что ФКУ ИК-20 определится с необходимым дополнительным оборудованием для санузла и установит его в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Устюженской районной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Колтакова О.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, возражений на иск не представила. Суд, принимая во внимание позиции сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что требования прокурора в части установки дополнительного оборудования для осужденных-инвалидовв санузле помещения на первом этаже в здании общежития отряда №, следует удовлетворить с учетом потребности осужденных-инвалидов, фактически на время отбывания наказания постоянно пребывающих в здании общежития отряда №. При вынесении решения суд исходил из того, что в ФКУ ИК-20 систематически проводится работа по созданию условий для отбывания наказания осужденными-инвалидами. Для осужденных-инвалидов, отбывающих наказание в названной колонии, отведено помещение в здании общежития отряда №, которое находится на первом этаже и отличается улучшенными жилищно-бытовыми условиями. Зверьков А.А. представил в судебное заседание доказательства (справки, фотографии, приказы, списки осужденных, протоколы распределения по отрядам вновь прибывших осужденных), свидетельствующие об отсутствии в ФКУ ИК-20 нарушений прав осужденных-инвалидов. Представленные стороной ответчика доказательства не опровергнуты прокурором, который фактически отказался от иска в части установки для осужденных на лестницах, ведущих на 2 этажи зданий общежитий, дополнительных перил, в отношении наружных лестниц, ведущих в столовую и библиотеку, подъемных устройств; дополнительного оснащения пологими спусками или пандусами порогов внутри зданий, а также лестниц до 5 ступенек; установки в моечном отделении бани специальных сидячих мест для помывки инвалидов. Из материалов дела следует, что на день рассмотрения дела судом лестница в здание общежития отряда № ФКУ ИК-20 (до 5 ступенек) оснащена дополнительно пандусом, пороги дополнительно оснащены пологими спусками. В отряде № оборудована комната приема пищи, в которую завтрак, обед и ужин приносят из столовой учреждения в термосах. Медицинская помощь оказывается осужденным-инвалидам непосредственно в отряде. Осужденные-инвалиды, нуждающиеся в услугах библиотеки, обращаются с заявлением к начальнику учреждения о предоставлении им необходимой литературы, которую получают в течение текущего дня через начальника отряда. В здание бани отсутствует лестница, порог дополнительно оснащен пологими спусками. Моечное помещение бани оснащено специальным сидячим местом для помывки осужденных-инвалидов. Согласно справке ФКУ ИК-20 от ДД.ММ.ГГГГ № за последние 10 лет в учреждение осужденные, нуждающиеся в посторонней помощи, а также являющиеся инвалидами-колясочниками, не поступали. Осужденные-инвалиды, отбывающие наказание в колонии, в настоящее время имеют 2 или 3 группу инвалидности, заболевания стенокардия, сахарный диабет, эпилепсия, снижение слуха, клиническое излечение туберкулеза 3 группа динамического наблюдения с наличием больших остаточных изменений в легких, заболевания ЖКТ. Вместе с тем, согласно ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5.30, 5.36 Свода правил СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2011 г. № 71, различия в возможности пользования санитарными узлами позволяют выделять следующие группы инвалидов: а) требующие помощи как при передвижении, так и в раздевании и в гигиеническом цикле; б) требующие некоторой помощи в гигиеническом цикле; в) практически не нуждающиеся в посторонней помощи; г) люди, пользующиеся костылями, тростью, т.е. движение которых затруднено. Лицам, относящимся к группе «г» требуется наличие элементов поддержки в том числе, поручни (настенной или напольной установки и фиксации), потолочные направляющие или межстенная штанга для подвески подъемника, кольца, трапеции и т.п. Высота установки оборудования должна регулироваться индивидуально. Крепление приборов и оборудования должно быть прочным. Суд при удовлетворении иска принял во внимание доводы прокурора в части поддержанных им требований, положения п. 5.30, 5.36 Свода правил СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2011 г. № 71, фактическое признание иска ответчиком и принятие ФКУ ИК-20 на себя обязанности по установке дополнительного оборудования для осужденных-инвалидовв санузле помещения на первом этаже в здании общежития отряда № в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик ФКУ ИК-20 вправе признать иск. В соответствии со статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание иска ответчиком занесено в протокол судебного заседания. В судебном заседании суд разъяснил сторонам последствия признания иска, что отражено в письменном заявлении представителя ответчика о признании иска, которое приобщено к делу. Согласно части 3 статьи 173 названного кодекса при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу части 4 статьи 198 названного кодекса в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом. При указанных обстоятельствах учитывая, что доводы прокурора, приведенные им в обоснование иска, приняты ответчиком, который признал иск, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принял признание иска ответчиком ФКУ ИК-20 и пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора. В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в силу которой при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд полагает, что с учетом срока, определенного представителем ответчика (до ДД.ММ.ГГГГ), особенностей финансирования учреждения и возможности исполнения принятой ответчиком ФКУ ИК-20 обязанности за счет внебюджетных средств, разумным сроком для исполнения решения суда будет срок до ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить дополнительное оборудование для осужденных-инвалидов в санузле помещения на первом этаже в здании общежития отряда №. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 21.12.2011. Судья В.О. Корешкова