Дело №2-10/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 января 2012 года г. Устюжна Устюженский районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Трещалова В.Н., при секретаре Коробовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония №20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» о понуждении к устранению нарушений Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ « О пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ «Исправительная колония №20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее - ФКУ «ИК №20») о понуждении к устранению нарушений Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ « О пожарной безопасности», а именно: - светильники в гаражных боксах, административном здании медицинской части, цехе деревообработки, цехе пошива одежды, на складах снабжения № 1 и № 2, в котельной с баней и прачечной, в здании штрафного изолятора, а также во всех жилых корпусах общежитий для осуждённых оборудовать колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией; - провести на водоотдачу сети наружного и внутреннего противопожарного водовода (внутренние пожарные краны и гидранты); - организовать на объектах исправительного учреждения систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений; - обеспечить прохождение руководителем и должностными лицами, назначенными ответственными за пожарную безопасность, обучения мерам пожарной безопасности (пожарно-техническому минимуму); - установить прямую телефонную связь дежурной службы учреждения с ближайшим пожарным подразделением ГПС. В обоснование заявленного требования истец указал, что указанные выше нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18.06.1993 г. №313, были выявлены в ходе проверки, проведенной прокуратурой 08.11.2011 года, с привлечением к ее проведению начальника отдела надзорной деятельности по Устюженскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Вологодской области ДСЧ Аналогичные нарушения были выявлены в ходе инспекторской проверки противопожарного состояния объектов ФКУ «ИК-20» начальником инспекции ведомственной пожарной охраны УФСИН РФ по Вологодской области КВЛ ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание прокурор - истец по делу не прибыл, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования поддерживает. Представители ответчика - начальник ФКУ «ИК №20» Захаров И.В. и начальник отдельного поста ВПС ФКУ «ИК №20» Смирнов А.Н. иск признали частично, при этом пояснили, что по устранению части указанных выше недостатков ФКУ «ИК №20» имеется судебное решение от ДД.ММ.ГГГГ со сроком их устранения до ДД.ММ.ГГГГ, часть недостатков ими к настоящему времени устранена. Не признают требования: - разблокировать дверь запасного эвакуационного выхода в помещении общежития отряда осуждённых № 1, поскольку данная дверь ни на момент проверки, ни в настоящее время не была ничем заблокирована, просто туго открывается; - оборудовать светильники в гаражных боксах, административном здании медицинской части, цехе деревообработки, цехе пошива одежды, на складах снабжения № 1 и № 2, в котельной с баней и прачечной, в здании штрафного изолятора, а также во всех жилых корпусах общежитий для осуждённых колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, поскольку на указанных объектах используются светильники с рассеивателями в виде поперечных металлических пластин, предусмотренными конструкцией завода-изготовителя, с энергосберегающими лампами; - обеспечение эксплуатации электрических сетей в административном здании медицинской части, здании с клубом, школой и спортзалом, строении для слесарных работ, гаражных боксах и дизельной автопарка, складских помещениях между котельной и цехом деревообработки, цехе деревообработки, здании штрафного изолятора, церкви, помещениях профессионального училища, а также во всех жилых корпусах общежитий для осуждённых в точном соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, поскольку данное требование носит не конкретный характер и не имеет ссылки на конкретный нормативный документ; - установить прямую телефонную связь дежурной службы учреждения с ближайшим пожарным подразделением ГПС, поскольку оперативный дежурный имеет прямую телефонную связь с ведомственным противопожарным постом, расположенным на территории ИК-20, имеющим в своем распоряжении две пожарные автомашины. На данном посту боевой пожарный расчет несет круглосуточное дежурство. С подразделением ГПС г. Устюжна у оперативного дежурного имеется радиосвязь, проводная и сотовая связь. Суд, заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, считает требования прокурора Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «ИК №20» подлежащими удовлетворению частично. В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно- исполнительной является расходным обязательством Российской Федерации. На основании статей 1, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. В соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), утверждённых приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214, начальник учреждения отвечает за обеспечение противопожарной защиты объектов учреждения, обеспечивает организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами, и предписаниями пожарной охраны. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённые приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2993 № 313, устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. На основании пункта 3 ППБ 01-03 помимо данных Правил, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке. В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказание, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка, законности и безопасности осуждённых, обеспечивать охрану здоровья осуждённых. В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом ФСИН РФ от 9.03.2011 года №129 и Уставом ФКУ «ИК-20» является юридическим лицом - получателем бюджетных средств в системе Федеральной службы исполнения наказаний, имеет в своем ведении на праве оперативного управления имущество, являющееся федеральной собственностью, финансируется из средств федерального бюджета и иных поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации (л.д. 11-30). Истцом в обоснование заявленных требований представлен Акт проверки состояния пожарной безопасности объектов ФКУ «ИК-20 органом государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, составленный от имени начальника отделения надзорной деятельности по Устюженскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Вологодской области ДСЧ, проведенной на основании его же распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии и.о. начальника ФКУ «ИК-20», заместителя начальника по КиВР ЗАА и старшего помощника прокурора Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ААВ», в котором указаны выявленные нарушения Правил пожарной безопасности. Данный Акт не подписанном ни лицом, проводившим проверку, ни лицами, участвующими в ее проведении (л.д. 32-40). Согласно справке о проверке противопожарного состояния объектов ФКУ «ИК-20» УФСИН России по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной начальником инспекции ведомственной пожарной охраны УФСИН России по Вологодской области КВЛ в присутствии начальника ФКУ «ИК-20» УФСИН России по Вологодской области Захарова И.В. и начальника отдельного поста ВПС ФКУ «ИК-20» УФСИН России по Вологодской области Смирнова А.Н. в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности, которые предложено устранить в определенные сроки: - в срок до ДД.ММ.ГГГГ в производственных помещениях определить категорию пожарной опасности (обозначить знаками или нанести краской); - в срок до ДД.ММ.ГГГГ запретить складирование отходов производства в помещениях закройно-подготовительного цеха (уборку отходов производить по окончании смены) (л.д.41-44). Решением Устюженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на ФКУ (ФБУ) «ИК-20» УФСИН России по Вологодской области возложена обязанность демонтировать в спальных секциях общежитий осужденных бесконтрольно используемые электрические розетки, в помещении штрафного изолятора - электрические провода, имеющие скрутки и провисания. В срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить оборудование всех объектов с массовым пребыванием людей системами автоматического обнаружения и сообщения о пожаре (л.д. 47-50). В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Суд не признает в качестве доказательства по делу Акт проверки состояния пожарной безопасности объектов ФКУ «ИК-20 органом государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ в той части указанных в нем нарушений, которые оспариваются стороной ответчика, поскольку данный Акт никем не подписан, в связи с чем не имеет юридической силы. Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения иска в той части требований, относительно которых имеется решение Устюженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в этой части должен решаться вопрос об их исполнении в порядке, определенном разделом VII ГПК РФ и Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Руководствуясь Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждёнными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2993 № 313, « Правилами пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН», утвержденными Приказом ФСИН России от 30.03.2005 г. №214, ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учерждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» удовлетворить частично. Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - оборудовать здания промышленной зоны автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре; - оборудовать системами пожаротушения помещения покрасочной и сушильной камер цеха металлообработки, дизельной автопарка и цеха деревообработки; - обеспечить соответствующее нормативу количество водоисточников для пожаротушения; - устранить наличие горючих материалов на путях эвакуации в административном здании и во всех зданиях жилой зоны; - произвести огнезащитную обработку конструкций чердачных помещений в административных зданиях штаба и медицинской части. В остальной части в удовлетворении иска прокурора Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение одного месяца с момента приятия его в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 16 января 2012 года. Председательствующий В. Н. Трещалов