Дело № 2-23/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 февраля 2012 года г. Устюжна Устюженский районный суд Вологодской области в составе судьи Корешковой В.О., при секретаре Бариновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочурина О.Ю. к федеральному казенному учреждению исправительная колония № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, о взыскании компенсации за наем жилого помещения в сумме ... рублей ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ Кочурин О.Ю. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению исправительная колония № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области (далее по тексту ИК-20), в котором просил признать решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и обязать ответчика выплатить задолженность по выплате компенсации за наем жилого помещения за 13 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ... рублей и выплачивать названную компенсацию в сумме ... рублей ежемесячно. Заявленные требования истец мотивировал тем, что работает в должности старшего инспектора отдела охраны ИК-20, собственного жилья не имеет, вынужден снимать жилое помещение по адресу: ..., по договору, заключенному с Ш.Л.Б. ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 852 он имеет право на получение компенсации за наем жилого помещения в сумме ... рублей. Для получения указанной компенсации он обратился в жилищную комиссию ИК-20, которая ДД.ММ.ГГГГ отказала ему в выплате требуемой компенсации со ссылкой на наличие у членов его семьи: жены и несовершеннолетних детей, регистрации по адресу: .... Истец, ссылаясь на то, что вправе получать компенсацию, поскольку он и его жена собственного жилья не имеют, оставить несовершеннолетних детей без прописки не могут, т.к. этого не позволят органы опеки и попечительства, выполнить решение жилищной комиссии и представить требуемые от него документы невозможно, просил суд об удовлетворении заявленных им требований. Определением Устюженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ иск Кочурина О.Ю. был оставлен без движения, истцу в срок до ДД.ММ.ГГГГ предложено представить в суд копии ежемесячных рапортов и отказы жилищной комиссии в выплате компенсации за период образования задолженности, копию справки кадрового подразделения ИК-20 о составе семьи истца и о совместном проживании истца и членов его семьи, а также об их выписке с прежнего места жительства, расчет задолженности по выплате компенсации, копии свидетельств о заключении брака, о рождении детей, паспортов истца и его жены, справки об отсутствии в собственности, владении и пользовании истца и его жены жилого помещения, решение жилищной комиссии ИК-20 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате компенсации за наем жилого помещения, документы, подтверждающие факт обращения истца за выдачей указанного решения, документы, послужившие основанием для отказа в выплате задолженности, за наем жилого помещения за 13 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ Кочурин О.Ю. представил в суд исковое заявление, в котором по указанным ранее основаниям просил признать решение жилищной комиссии ИК-20 от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, обязать ИК-20 выплачивать ему компенсацию за наем жилого помещения ежемесячно в сумме ... рублей, взыскать задолженность по выплате такой компенсации за один месяц - ноябрь 2011 года. ДД.ММ.ГГГГ Кочурин О.Ю. уточнил исковые требования, ссылаясь на ранее указанные им основания, просил признать решение жилищной комиссии ИК-20 недействительным, взыскать с ИК-20 задолженность по выплате компенсации за наем жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ в сумме ... рублей, обязать ИК-20 выплачивать названную компенсацию в указанной сумме с ДД.ММ.ГГГГ до окончания действия договора найма (ДД.ММ.ГГГГ). В судебном заседании истец Кочурин О.Ю. и его представитель Кочурина И.Л. исковые требования от ДД.ММ.ГГГГ поддержали по изложенным в заявлении основаниям. В судебном заседании представители ответчика ИК-20 Зверьков А.А. и Ежова И.А. просили в иске Кочурину О.Ю. отказать, поскольку решение жилищной комиссии вынесено в рамках, имеющихся у нее полномочий, оснований, предусмотренных законом для выплаты компенсации за наем жилого помещения, у истца не имеется. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований. При вынесении решения суд исходил из того, что в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина являются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; местом пребывания - в том числе жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в котором он проживает временно. В силу ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. Гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме и представлением необходимых документов, в том числе документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ). Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию. Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае изменения гражданином места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме о регистрации по новому месту жительства. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2009 № ГКПИ09-1385 абзац четвертый пункта второго Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 852 « О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений…» недействующим не признан. Представление справки кадрового подразделения о выписке сотрудника и членов его семьи с прежнего места жительства относится к порядку выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, основанием для выдачи такой справки может быть отметка в паспорте о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 852 « О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений…» установлено, что сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в размере, предусмотренном договором найма жилого помещения, но не более 3 600 рублей в районных центрах. Денежная компенсация выплачивается финансовым органом по месту работы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя соответствующего учреждения. К рапорту сотрудника прилагаются договор найма жилого помещения, заключенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, справка кадрового подразделения о составе семьи сотрудника и о совместном проживании сотрудника и членов его семьи, а также о выписке их с прежнего места жительства. Выплата денежной компенсации производится в установленном размере со дня найма жилого помещения и прекращается со дня предоставления сотруднику в установленном порядке жилого помещения или изменения других условий, влекущих за собой прекращение выплаты денежной компенсации. Выплата денежной компенсации сотрудникам осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Письмами Федеральной службы исполнения наказаний России от 24.03.2009 № 10/1-996, Министерства юстиции Российской Федерации от 26.06.2011 № 04-42075 были даны разъяснения по применению вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 852 « О порядке и размерах выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений…». В соответствии с указанными разъяснениями справка кадрового подразделения о составе семьи сотрудника и о совместном проживании сотрудника и членов его семьи, а также о выписке их с прежнего места жительства выдается на основании представленных сотрудником свидетельств о заключении брака, о рождении ребенка и заключенного договора найма. Правило о выписке (снятии с регистрационного учета по месту жительства) сотрудника с прежнего места жительства является обязательным и распространяется на членов его семьи, указанных в договоре найма жилого помещения. Сведения о выписке с прежнего места жительства вносятся в данную справку на основании отметки в паспорте. После представления документов жилищно-бытовой комиссией проводится проверка достоверности сведений об отсутствии у сотрудника жилых помещений для проживания и выносит соответствующее решение. Приказ о выплате сотруднику денежной компенсации издается на срок, указанный в договоре найма жилого помещения. Рапорт о выплате компенсации за истекший месяц сотрудник подает в бухгалтерию ежемесячно. В силу ст.ст. 161 и 674 Гражданского кодекса Российской Федерации договор найма заключается в письменной форме на срок, не превышающий пяти лет, в нем должно быть указано, на каком правовом основании наймодатель пользуется предоставляемым жилым помещением (право собственности, договор социального найма и т.д.). В судебном заседании установлено, что ИК-20 является некоммерческой организацией, федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения, находится в ведении Федеральной службы исполнения наказаний России, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств. В ИК-20 приказом от 03.11.2011 № 295 создана жилищно-бытовая комиссия учреждения, утверждено Положение о жилищно-бытовой комиссии ИК-20, определен ее персональный состав. В компетенцию жилищно-бытовой комиссии ИК-20 входит рассмотрение вопросов, затрагивающих жилищные права и законные интересы сотрудников и пенсионеров. Заседания названной комиссии проводятся по мере необходимости, на заседаниях должно присутствовать не менее половины ее членов, решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов и оформляются протоколом. Председатель имеет право решающего голоса в случае равенства голосов при голосовании. Истец Кочурин О.Ю., являясь старшим инспектором отдела охраны ИК-20, капитаном внутренней службы, ДД.ММ.ГГГГ обратился в жилищно-бытовую комиссию учреждения с рапортом о выплате ему на основании Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 852 компенсации за наем жилого помещения по адресу: ..., ежемесячно в сумме ... рублей. При этом на день обращения в жилищную комиссию он не имел регистрации по месту пребывания или жительства, что отражено в справке отдела кадров ИК-20 от ДД.ММ.ГГГГ о составе семьи истца. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кочурин О.Ю. был зарегистрирован в квартире, принадлежащей его родителям, после чего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован вместе с женой и сыном по адресу: ..., после ДД.ММ.ГГГГ истец регистрацию по месту пребывания или жительства не осуществлял. Вместе с тем, жена истца - Кочурина И.Л., а также его сын К.А.О. на день вынесения решения комиссией, как и в настоящее время, зарегистрированы по месту постоянного жительства по адресу: ..., в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности сестре жены истца - Н.С.Л. Отсутствие собственного жилого помещения у истца и его жены на день обращения за компенсацией за наем жилого помещения подтверждено документально. Члены жилищно-бытовой комиссии ИК-20, присутствовавшие на заседании ДД.ММ.ГГГГ в полном составе и рассмотревшие поступившие от Кочурина О.Ю. документы, единогласно решили, что оснований для выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения Кочурину О.Ю. не имеется. При отказе комиссия руководствовалась Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 852, Письмом ФСИН от 24.03.2009 № 10/1-996. Из представленных Кочуриным О.Ю. документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец в целях проживания его и членов его семьи заключил с Ш.Л.Б. договор найма жилого помещения по адресу: ..., сроком на три года (до ДД.ММ.ГГГГ) с оплатой в размере ... рублей ежемесячно. При этом в договоре не было указано, на основании чего Ш.Л.Б. вправе сдавать в наем указанное жилое помещение. Кроме того, договор найма, являющийся основанием для регистрации по месту пребывания или жительства, не содержал условий о регистрации истца и членов его семьи на период действия договора найма. По месту фактического проживания истец и члены его семьи зарегистрированы не были. В материалах, рассмотренных комиссией, имеется решение Устюженского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым Ш.Л.Б. наряду с другими лицами: Ш.А.Б., Ш.И.Б., как наследнику Ш.С.В., умершего ДД.ММ.ГГГГ, был восстановлен срок для принятия наследства, состоящего в том числе, из жилого дома по адресу: .... На момент заключения договора найма с Кочуриным О.Ю. Ш.Л.Б. не имел прав на указанное жилое помещение, в связи с чем не мог являться наймодателем названного жилого дома и требовать платы за наем. При указанных обстоятельствах суд считает, что решение жилищной комиссии ИК-20, проверившей достоверность представленных истцом документов, принято в рамках, имеющихся у нее полномочий, с учетом требований действующего законодательства. Суд пришел к выводу, что истцом не соблюден установленный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 852 порядок обращения за выплатой компенсации за наем жилого помещения, доводы ответчика Кочуриным О.Ю. не опровергнуты, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Кочурин О.Ю. в иске к федеральному казенному учреждению исправительная колония № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области о признании решения жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, взыскании компенсации за наем жилого помещения в сумме ... рублей ежемесячно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отказать. Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 08.02.2012. Судья В.О. Корешкова Копия верна Судья В.О. Корешкова