Дело № 2-67/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации14 марта 2011 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе
председательствующего судьи В.О. Корешковой,
при секретаре Н.Б. Бондаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов РФ, неопределенного круга лиц к администрации МО Лентьевское Устюженского района Вологодской области, закрытому акционерному обществу «Утро» о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
у с т а н о в и л:
в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился прокурор Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры (далее по тексту - прокурор) с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц с требованием о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной за деревней ....
Заявленные требования прокурор мотивировал тем, что на территории МО Лентьевское Устюженского района Вологодской области (далее по тексту - МО Лентьевское) за ... по дороге на ..., в кадастровом квартале № на земельном участке, находящемся в постоянном бессрочном пользовании ЗАО «Утро», стихийно, без соответствующей разрешительной документации создана несанкционированная свалкатвердых бытовых отходов. Свалка в установленном порядке не огорожена, охрана отсутствует, доступ на свалку свободный. В ходе проверки, проведенной по обращению главы МО Лентьевское, было установлено, что на поверхности указанного земельного участка имеются бытовые отходы и мусор, древесные отходы: бревна, доски, спилы стволов деревьев, обрезь и др. Кроме того, на указанный земельный участок периодически продолжают вывозиться кусковые древесные отходы лесопиления и осуществляется их сжигание. При этом остаются недогоревшие отходы и проволока от обвязки. Прокурор, ссылаясь на положения Конституции РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, считал, что ответчики не выполняют возложенные на них федеральным законодательством обязанности в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и охраны земель, и просил суд обязатьих ликвидировать несанкционированную свалкуТБО.
В судебном заседании прокурор Екимова О.Н. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Лентьевское (первый заместитель главы МО) Суровицына Т.С. заявленные требования не признала, пояснила, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится за пределами земель населенных пунктов МО Лентьевское. Землепользователем является ЗАО «Утро», которое обязано содержать земельный участок в надлежащем состоянии. Администрация МО на основании административного регламента осуществляет лишь земельный контроль земельных участков. О выявленной несанкционированной свалке было сообщено в природоохранную прокуратуру с целью выявления и принятия мер к нарушителю. Ранее на данном земельном участке была выявлена свалка отходов, установлено лицо, виновное в ее образовании, выдано письменное указание о ликвидации свалки, после чего свалка была ликвидирована. Несмотря на принятые администрацией МО меры свалка ТБО образовалась вновь на прежнем месте в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Меры к установлению и привлечению к административной ответственности лица, виновного в образовании свалки, администрацией не принимались, к конкурсному управляющему ЗАО «Утро» Жиромскому М.Б. для выяснения обстоятельств образования свалки администрация МО не обращалась.
В судебное заседание представитель ответчика ЗАО «Утро» конкурсный управляющий Жиромский М.Б. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях на иск указал, что исковые требования не признает, поскольку предприятие в настоящее время признано несостоятельным (банкротом), хозяйственная деятельность не ведется, работники уволены. В соответствии с действующим законодательством о банкротстве, все имущество должника выставлено на продажу, денежные средства у предприятия отсутствуют.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росприроднадзора по Вологодской области не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление требования прокурора поддержал в полном объеме, указал, что ответчиками не выполняются требования действующего природоохранного законодательства в части организации сбора и вывоза ТБО и в сфере охраны и использования земель.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Устюженского муниципального района Богданова В.А. исковые требования прокурора поддержала в части возложения обязанности по ликвидации свалки на землепользователя ЗАО «Утро».
В судебном заседании свидетель В.Н.Н. пояснила, что по данным государственного учета земель по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, занятый свалкой, находится в бессрочном постоянном пользовании ЗАО «Утро» и представляет собой поросль леса на землях сельскохозяйственного назначения. Ранее эта земля находилась в пользовании колхоза «Красное утро», затем перешла к его правопреемнику ЗАО «Утро», после этого земельный участок никому не предоставлялся, землеустроительное дело на него не оформлялось.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст.ст. 12-13 Земельного кодекса РФ земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ (ст.29 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также организация благоустройства.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено создание объектов размещения отходов лишь на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Указанная статья устанавливает также обязанность для собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Участок, выбранный для устройства полигона ТБО должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (п. 2.2. СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»).
Из материалов дела следует, что на территории МО Лентьевское на землях сельскохозяйственного назначения, переданных в бессрочное пользование ЗАО «Утро», за ... по дороге на ..., существует несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и мусора (л.д. 11-12).
Согласно акту осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного заведующей отделом ЖКХ, архитектуры, строительства и охраны окружающей среды администрации района Богдановой В.А. по поручению Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры, установлено, что основной объем, несанкционированно размещенных на данной территории отходов, убран.
На момент контрольной проверки выявлено, что на поверхности земли частично оставлены бытовые отходы и мусор, которые при проведении механизированных планировочных работ распределены по территории. В северной части данного участка присутствуют неубранные древесные отходы: бревна, доски, спилы стволов деревьев, обрезь и другие.
В указанном акте отмечено, что на земельный участок периодически продолжают вывозиться кусковые древесные отходы лесопиления и осуществляется их сжигание. При этом остаются недогоревшие отходы и проволока от обвязки (л.д. 48-53).
Из объяснений сторон следует, что земельный участок, на котором в настоящее время находится несанкционированная свалка ТБО, в установленном законом порядке под организацию свалки ТБО и размещение отходов не предоставлялся. Разрешение для функционирования свалки ТБО Северным управлением Ростехнадзора не выдавалось, мониторинг состояния окружающей природной среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую природную среду не проводится, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выбранного земельного участка санитарным правилам отсутствует, контроль за состоянием объекта размещения отходов и воздействием его на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения в установленном порядке не проводятся.
Указанные факты свидетельствует о нарушении ответчиками требований действующего земельного и природоохранного законодательства.
Доводы представителя ответчика ЗАО «Утро» Жиромского М.Б. относительно того, что предприятие к образованию указанной свалки отношения не имеет, т.к. в настоящее время оно признано несостоятельным (банкротом) и хозяйственной деятельности не ведет, не могут быть приняты во внимание, поскольку законом на землепользователей возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в результате которых происходит деградация земель, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Кроме того, представителем ответчика не представлено суду достаточных данных о том, что в настоящее время ЗАО «Утро» ликвидировано и исключено из единого государственного реестра юридических лиц, а также доказательств того, что указанная свалка расположена за пределами земельного участка, находящегося в пользовании ответчика.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания также установлено, что закрепленные федеральным законодательством и правовыми актами полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны и использования земель, ответчиком администрацией МО Лентьевское в полном объеме не реализуются.
Материалами дела и объяснениями представителя администрации МО Лентьевское Суровицыной Т.С. подтверждается, что возложенные на ответчика обязанности по земельному контролю за использованием земель сельскохозяйственного назначения на территории МО, предусмотренные административным регламентом, утвержденным постановлением администрации МО Лентьевское от ДД.ММ.ГГГГ №, должным образом не исполняются.Администрацией МО не приняты соответствующие меры по установлению и привлечению к административной ответственности лица, виновного в образовании несанкционированной свалки, не составлен акт по результатам выявленных нарушений земельного законодательства, не приняты все необходимые меры по ликвидации свалки.
Суд считает, что невыполнение ответчиками требований природоохранного, земельного и санитарного законодательства, нарушает гарантированные законом права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на экологическую безопасность.
Поскольку ответчиками не принято мер, предусмотренных законодательством по установлению лица, виновного в организации свалки ТБО, ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на территории МО Лентьевское, на землях переданных в бессрочное пользование ЗАО «Утро», исходя из смысла ст. 207 ГПК РФ, суд пришел к выводу о необходимости возложения на ответчиков солидарной обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
обязать закрытое акционерное общество «Утро», администрацию муниципального образования Лентьевское Устюженского района Вологодской области в срок до 01.05.2011 ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, находящуюся на землях сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале № за д... по дороге на ..., путем очистки территории и приведения земельного участка, занятого свалкой, в состояние пригодное для использования его по целевому назначению.
Ответственность ЗАО «Утро» и администрации МО Лентьевское Устюженского района Вологодской области является солидарной.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 19.03.2011.
Судья В.О. Корешкова
Копия верна
Судья В.О. Корешкова