Дело № 2-99/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Мищенко С.В.,
при секретаре Бариновой Т.А.,
с участием заместителя Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора Шарагина А.А.,
представителя Совета муниципального образования Никифоровское Устюженского муниципального района Устинова А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к Совету муниципального образования Никифоровское о признании противоречащим закону пунктов 4.3, 4.5, абз. 4 раздела 6, абз. 4 п. 7.3 Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Никифоровское, утвержденных решением ... № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
решением Совета муниципального образования Никифоровское от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Никифоровское (далее Порядок) (л.д.14-30). Указанный нормативно-правовой акт опубликован в издании ...» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 98-105). Таким образом, он вступил в силу и применяется на территории вышеуказанного муниципального образования.
Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку на соответствие данного акта федеральному законодательству и ДД.ММ.ГГГГ принесла протест на вышеуказанное решение (л.д.10-11).
Решением Совета муниципального образования Никифоровское № от ДД.ММ.ГГГГ абзац 4 пункта 6 был изложен в новой редакции, в нём было записано, что лицензия необходима только на вывоз отходов I-IV класса опасности (л.д.8-9), в п. 4.3 раздела 4 слова «опасными отходами» заменили словом «отходами», а п. 4.6 название конкретной организации ...) было заменено на слова «специализированная организация (предприниматель без образования юридического лица), занимающаяся деятельностью по обращению с отходами». Раздел 8 Порядка был изложен в новой редакции. Остальные требования прокурора были оставлены без удовлетворения. Данное решение было опубликовано в ... № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 106-107).
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону пунктов 4.3, 4.5, абз. 4 раздела 6, абз. 4 п. 7.3 Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Никифоровское, утвержденных решением Совета муниципального образования Никифоровское Устюженского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, указав в обоснование своих требований, что Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках - надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления проведена проверка соответствия федеральному законодательству Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Никифоровское, утвержденного решением Совета муниципального образования Никифоровское Устюженского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, отдельные нормы которого противоречат федеральному законодательству. Согласно пункту 4.3 (далее по тексту п. 4.5 Порядка) работу по вывозу отходов, образующихся от населения, социальной сферы, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляет специализированная организация (предприниматель без образования юридического лица), занимающаяся деятельностью по обращению с опасными отходами. Решением Совета муниципального образования Никифоровское № от ДД.ММ.ГГГГ в указанном пункте слова «опасными отходами» были заменены словом «отходами». В соответствии с пунктом 74 части 1 статьи 17 Федерального закона № 128-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности). Указанные пункты необходимо привести в соответствие также с пунктом 34 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которому собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Следовательно, вывоз отходов может осуществляться только специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности. Вывоз отходов I - IV класса опасности может осуществляться собственником отходов самостоятельно, при наличии у него лицензии на данный вид деятельности. Согласно абзацу 4 раздела 6 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования Никифоровское, обязаны заключать договоры на сбор, вывоз и захоронение отходов с ...» или другими организациями, осуществляющими данный вид деятельности, либо вывозить отходы самостоятельно, при условии документального подтверждения факта передачи их на захоронение. Решением Совета муниципального образования Никифоровское № от ДД.ММ.ГГГГ абзац 4 пункта 6 был изложен в новой редакции, однако на необходимость наличияу специализированной организации лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности в решении указано не было, чем указанный пункт в соответствие с федеральным законодательством не приведен.
В абзаце 4 пункта 7.3 Порядка не указано о необходимости наличия y хозяйствующего субъекта лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности при вывозе отходов самостоятельно. По данному основанию Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, однако до настоящего времени противоречащие пункты нормативного правового акта не приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПК РФ, частью 1 статьи 1, пунктом 3 статьи 22, статьей 23 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов, издаваемых, в том числе и органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» установлено, что при обращении прокурора в порядке ст. 251 ГПК РФ с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом.
Просит признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим, не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу пункты 4.3 и 4.5, абзац 4 раздела 6 и абзац 4 пункта 7.3 Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Никифоровское, утвержденных решением Совета муниципального образования Никифоровское Устюженского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании заместитель Череповецкого природоохранного прокурора Шарагин А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и пояснил, что в пункте 4.5 Порядка содержится аналогичная формулировка, как и в пункте 4.3, оба пункта противоречат федеральному законодательству. В п. 4.5 Порядка есть формулировка обращение с отходами, это значит сбор отходов и транспортировка и дальнейшие действия. По абзацу 4 пункта 7.3 Порядка пояснил, что при проведении ремонтных и строительных работ могут быть два вида отходов. IV класс опасности - это не сортированный мусор от уборки помещений и жилища, есть физическое лицо, производящее ремонт и строительство, данные отходы под это понятие могут подпадать. Население не может самостоятельно их вывозить. Физические лица не допускаются к обращению с отходами I-IV класса опасности, если у такого лица не имеется лицензии на осуществление деятельности, если V класс опасности, то вопросов нет, необходимо этот пункт конкретизировать, у них не указано, на необходимость наличия у специализированной организации лицензии.
Представитель заинтересованного лица - Совета муниципального образования Никифоровское Устюженского муниципального района Устинов А.Б. по доверенности в судебном заседании требования прокурора не признал и пояснил, что в соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Органами местного самоуправления по вопросам местного значения могут приниматься муниципальные правовые акты. Руководствуясь указанными законами, решением Совета муниципального образования Никифоровское от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории МО Никифоровское. Решением Совета муниципального образования Никифоровское от ДД.ММ.ГГГГ № в решение Совета муниципального образования Никифоровское от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения. Пунктами 4.3 и 4.5 Порядка установлено, что работу по вывозу отходов осуществляет специализированная организация или предприниматель, занимающая деятельностью по обращению с отходами, определяются обязанности данной организации или предпринимателя. Данные пункты не противоречат федеральному законодательству, поскольку в данном разделе Порядка определяются организационные вопросы системы вывоза отходов, а не устанавливаются требования к обращению с отходами. Определение понятия «обращение с отходами», как деятельности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов дано в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и применяется в Порядке в таком же значении. В абзаце 4 раздела 6 Порядка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования рекомендуется заключать договор на вывоз отходов со специализированной организацией или предпринимателем, занимающейся деятельностью по обращению с отходами, Этот абзац не противоречит федеральному законодательству, поскольку в разделе 6 Порядка определяются требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования Никифоровское, а не устанавливаются требования к обращению с отходами. Указание в абзаце 4 п. 7.3 раздела 7 Порядка о необходимости наличия у хозяйствующего субъекта лицензии при вывозе отходов самостоятельно не требуется, т.к. раздел 7 Порядка устанавливает требования к населению по соблюдению системы сбора бытовых отходов и мусора и не противоречат федеральному законодательству. Население получать лицензию не может. Также пояснил, что при внесении изменений в абзац 4 раздела 6 Порядка не указали сбор отходов не умышленно, это произошло по упущению.
... Суд, выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, выслушав консультацию специалиста, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В статье 42 Конституции РФ регламентировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) устанавливает, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (п. 1 ст. 2).
На основании п. 1 ст. 8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Кроме того, данный закон в п. 2 ст. 13 устанавливает, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ст. 4 Устава муниципального образования ..., к вопросам местного значения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. 47), что отнесено к полномочиям администрации (п. 23 ст. 35 Устава, л.д. 60).
В соответствии с п. 4 ст. 36 Устава муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ, а также ..., законам и иным нормативным правовым актам ..., Уставу.
В судебном заседании установлено, что оспариваемый Порядок является нормативным правовым актом, изданным в установленном порядке правомочным органом местного самоуправления и устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, официально опубликован в установленном порядке.
Таким образом, предметом рассмотрения в судебном заседании являются пункты 4.3 и 4.5 раздела 4, абзац 4 раздела 6 и абзац 4 пункта 7.3 раздела 7 Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Никифоровское, утвержденного решением совета муниципального образования Никифоровское от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу п. 74 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности).
В преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) закреплено, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Таким образом, данный закон принят в первую очередь с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Кроме указанного закона в Российской Федерации принят базовый Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды", который определяет основные понятия в области охраны окружающей среды, в их числе: негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В пункте 1 статьи 2 вышеуказанного закона закреплено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Данный закон также устанавливает, чток вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании изложенного суд считает, что Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органично дополняет указанный выше закон, т.к. регламентирует деятельность по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п. 3 ст. 4 данного Федерального закона собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Также в этом законе установлены классы опасности отходов, а именно: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы (статья 4.1).
Кроме того, статья 9 вышеуказанного закона устанавливает, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", т.е. прямо отсылает к данному закону, поэтому утверждения представителя заинтересованного лица о том, что в Порядке нет необходимости указывать на наличие лицензии, судом не принимаются.
Пункт 4.3 раздела 4 (определение системы вывоза отходов) Порядка (в редакции от 30.12.2010 г.) закрепляет, что работу по вывозу отходов, образующихся от населения, социальной сферы, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляет специализированная организация (предприниматель без образования юридического лица), занимающаяся деятельностью по обращению с отходами.
В пункте 4.5 раздела 4 (определение системы вывоза отходов) Порядка установлено, что специализированная организация (предприниматель без образования юридического лица), занимающаяся деятельностью по обращению с отходами обеспечивает содержание в исправном состоянии контейнеров при выгрузке; уборку мусора на контейнерных площадках; выполнение графика вывоза отходов в целях предотвращения загрязнения прилегающей к контейнерным площадкам территории; ведёт учёт вывозимых отходов с отражением данных в отчёте 2-тп (отходы).
Суд считает, что, исходя из смысла п. 4.5 раздела 4 Порядка, в нём идёт речь о такой деятельности, как сбор и вывоз (транспортировании) мусора, а данный вид деятельности также подлежит лицензированию в соответствии с указанными выше законами.
Таким образом, суд считает, что отсутствие в пунктах 4.3 и 4.5 Порядка указания на необходимость наличия у организации, осуществляющей деятельность по вывозу отходов I - IV класса опасности, наличия лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, противоречит вышеуказанному закону, т.к. из смысла данного закона следует, что любой собственник отходов I - IV класса опасности, обязан отчуждать эти отходы не всякому лицу, а только тому, которое имеет на данный вид деятельности лицензию.
Как уже было указано выше 30 декабря 2010 года решением Совета муниципального образования Никифоровское № 96 абзац 4 пункта 6 Порядка был изложен в новой редакции, а именно: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования Никифоровское, рекомендуется заключать договор на сбор и вывоз отходов со специализированной организацией (предпринимателем без образования юридического лица), занимающейся деятельностью по обращению с отходами, либо осуществлять вывоз отходов специально оборудованными транспортными средствами. Вывоз отходов I - IV классов опасности на территории муниципального образования Никифоровское вправе осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на данный вид деятельности, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подлежит лицензированию деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а не только их вывоз или по терминологии закона транспортирование, которое обозначает - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (статья 1). Поэтому в данном пункте Порядка должно быть указано, что не только вывоз, но и сбор отходов I - IV класса опасности вправе осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на данный вид деятельности, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд, проверив содержание вышеуказанных норм оспариваемого Порядка, считает, что они не отвечают требованиям Федеральных законов от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поскольку в оспариваемых нормах Порядка не указано, что хозяйствующему субъекту осуществляющему сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов I-IV класса опасности необходимо иметь лицензию на указанную деятельность.
Это на практике может привести к неоднозначному толкованию и применению норм Порядка с нарушением действующего законодательства, поскольку содержание оспариваемых норм не исключает возможность осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I-IV класса опасности хозяйствующим субъектом, не имеющим лицензии на указанные виды деятельности, а у гражданина, проживающего на территории данного муниципального образования, не исключается возможность отчуждать указанные отходы организации, не имеющей лицензии на данный вид деятельности.
Суд также считает, что лицензирование данного вида деятельности осуществляется государством не просто для лицензирования как такового, а в связи в тем, чтобы не допустить неблагоприятного воздействия на окружающую среду.
Данные выводы суда основаны также и на ст. 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, где закреплено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие в оспариваемых пунктах и разделе Порядка указания на необходимость наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Никифоровское может поставить граждан и должностных лиц хозяйствующих субъектов в положение, когда они могут быть привлечены к предусмотренной законом ответственности.
В тоже время статья 3 указанного закона закрепляет, в том числе, и такой принцип государственной политики в данной области, как доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами.
Аналогичный принцип закреплён и в ст. 3 Закона Вологодской области от 02.12.2008 N 1912-ОЗ (ред. от 28.09.2009) "Об обращении с отходами производства и потребления на территории Вологодской области"
Таким образом суд считает, что в целях информирования населения муниципального образования в пунктах 4.3 и 4.5 и абзаце 4 раздела 6 Порядка должно быть указано на наличие у организации, осуществляющей сбор и вывоз отходов, лицензии на осуществление данной деятельности, иное понимание по мнению суда противоречит закону.
Прокурор в своём заявлении просит также признать недействующим абзац 4 пункта 7.3 Порядка. Данная норма, размещённая в разделе «требования к населению по соблюдению системы сбора бытовых отходов и мусора, устанавливает, что при обращении с отходами при проведении ремонтных и строительных работ рекомендуется заключать договор на вывоз и размещение строительных отходов со специализированной организацией, либо вывозить самостоятельно при условии документального подтверждения факта передачи их на захоронение
Суд, разрешая данное требование, исходит из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, указанный закон не регламентирует деятельность граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей, по обращению с отходами I-IV класса опасности, выделяя в качестве субъектов такой деятельности Российскую Федерацию, субъект РФ, органы местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сбор и вывоз мусора на территории поселения относятся к вопросам местного значения поселений (п. 18 ст. 14).
Поэтому суд считает, что жители муниципального образования не являются участниками правоотношений по обращению с отходами I-IV класса опасности, а функции по обращению с ними при размещении этих отходов населения, выполняя муниципальный заказ, должны осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели в рамках своей основной деятельности.
Таким образом, вышеуказанные отходы, образовавшиеся в результате жизнедеятельности населения, являются собственностью муниципального образования, что создает последующую обязанность по их сбору и вывозу.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 20 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный классификационный каталог отходов (далее ФККО), утверждён Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786 и издан в целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".
Как установлено в судебном заседании на территории муниципального образования Никифоровское преобладают деревянные дома, однако имеются в наличии и дома из кирпича.
В вышеуказанном каталоге в разделе 17000000 00 00 0 ДРЕВЕСНЫЕ ОТХОДЫ установлены классы их опасности, где последняя тринадцатая цифра как раз и обозначает класс опасности, в частности: 17110101 01 00 4 отходы коры; 17110102 01 00 4 кора с примесью земли; 17110700 11 00 4 пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины; 17120101 01 01 4 обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно; 17120201 01 01 4 опилки древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно; 17120202 01 01 4 стружка древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит, содержащая связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно; 17120203 01 01 4 обрезки, кусковые отходы древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит, содержащих связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно; 17190106 01 00 4 обрезь разнородной древесины (например, содержащая обрезь древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит) и.т.п. В разделе ФККО 31000000 00 00 0 ОТХОДЫ МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ИСКЛЮЧАЯ ОТХОДЫ МЕТАЛЛОВ) предусмотрен код 31401402 11 00 4 пыль кирпичная, а в разделе 91000000 00 00 0 ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОХОДЫ - 91100100 01 00 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные).
В этом же разделе предусмотрен код 91200600 01 00 0 мусор строительный, где класс опасности не установлен, однако в этом случае хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить класс опасности отходов в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утверждёнными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 г. N 511.
Таким образом, при проведении ремонтных и строительных работ у жителей муниципального образования могут образоваться отходы, как V класса опасности, так и отходы IV класса опасности.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что отходы V класса опасности население может вывозить самостоятельно, т.к. такая деятельность в силу закона не подлежит лицензированию. Однако вывозить самостоятельно отходы IV и выше классов опасности население не вправе, т.к. это будет противоречить закону в связи с тем, что граждане, не являясь субъектами данной деятельности, не могут получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
Поэтому указание в оспариваемом пункте на возможность самостоятельного вывоза населением муниципального образования отходов без разграничения их на классы опасности не соответствует федеральному законодательству.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное, суд считает, что пункты 4.3 и 4.5, абзац 4 раздела 6 и абзац 4 пункта 7.3 Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Никифоровское, утвержденных решением Совета муниципального образования Никифоровское Устюженского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от 30.12.2010 г.)противоречат федеральному законодательству и должны быть признаны недействующими и не подлежащими применению.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного суд, учитывая, что вышеуказанный Порядок применялся на территории муниципального образования, и на основании него были реализованы права граждан и организаций, считает возможным признать недействующими следующие пункты Порядка: 4.3 и 4.5, абзац 4 раздела 6 абзац 4 пункта 7.3 со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 4.3 и 4.5 раздела 4, абзац 4 раздела 6 и абзац 4 пункта 7.3 раздела 7 Порядка сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования Никифоровское, утвержденного решением Совета муниципального образования Никифоровское Устюженского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение десяти дней.
Судья С.В. Мищенко