Дело № 2-114/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации16 марта 2011 года г.Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Трещалова В.Н.,
при секретаре Прозоркиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Северо-Западного транспортного прокурора о признании недействующим постановления главы администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Устюженского муниципального района»,
УСТАНОВИЛ :
Заместитель прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры А.Б. Короп обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлением о признании недействующим постановления главы Администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Постановление) «О создании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Устюженского муниципального района», пунктом 2 которого утверждено «Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Устюженского муниципального района» (далее - Положение, Комиссия), по тем основаниям, что в нарушение ст. 41 Устава Устюженского муниципального района данное постановление не было опубликовано в средствах массовой информации, а также в связи с тем, что данный документ содержит нормы, противоречащие Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Федеральному закону от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.94 №68-ФЗ), Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании представитель Северо-Западной транспортной прокуратуры Хлыстова А.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала по указанным в заявлении основаниям.
Представитель администрации Устюженского муниципального района Васильев С.В., действующий на основании доверенности, заявленное требование признал, однако считает, что оспариваемое Постановление не подлежало опубликованию, поскольку не является нормативно-правовым актом, так как регулирует вопросы деятельности Комиссии и не содержит норм, обязательных для исполнения неопределенным кругом лиц.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению.
В силу положений статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов в соответствии со статьями 44 и 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3) должен определяться уставом муниципального образования и обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
В соответствии со статьёй 41 Устава Устюженского муниципального района Вологодской области муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в средствах массовой информации.
Поскольку отдельные пункты Положения касаются установления, изменения правил поведения, обязательных для неопределённого круга лиц, в том числе органов управления, коммерческих и иных организаций на территории Устюженского муниципального района в чрезвычайных и пожароопасных ситуациях, правовой акт издан уполномоченным органом в пределах своей компетенции, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, то оспариваемое Постановление является нормативным правовым актом, в связи с чем подлежит обязательному официальному опубликованию.
Вместе с тем, как следует из письма главы администрации Устюженского муниципального района В.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № постановление Главы Администрации Устюженского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № с соответствующими приложениями в установленном порядке опубликовано не было (л.д.13).
Кроме того, данный правовой акт содержит нормы, противоречащие Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», и принят органом местного самоуправления с превышением полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.94 №68-ФЗ).
Так, пунктом 13 раздела II Положения среди основных задач Комиссии определено осуществление на территории района через Госпожнадзор государственного надзора и контроля по защите населения и территорий по предупреждению пожаров.
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены:
- принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
- осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения. и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
- содействие устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
-создание при органах местного самоуправления постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 утверждено «Положение о единой государственной системе государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - «Положение о Единой системе»), согласно которому Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и которые осуществляют свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ.
Названным «Положением о Единой системе» предусмотрено, что она состоит из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне территориальной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Для координации действий органов Единой системы на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) создаются комиссии органа местного самоуправления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, основные задачи для которых определены в пункте 9 «Положения о единой системе»:
-обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
При этом полномочиями по осуществлению на территории муниципального образования государственного надзора и контроля по защите населения и территорий по предупреждению пожаров в соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ наделены только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, орган местного самоуправления - Администрация Устюженского муниципального района оспариваемым Постановлением превысила свои полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ, пунктом 9 «Положения о единой системе» в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, наделив Комиссию через Госпожнадзор полномочиями по осуществлению на территории района «...государственного надзора и контроля по защите населения и территорий по предупреждению пожаров...».
Противоречат действующему законодательству и отдельные пункты разделов III и IV Положения.
Так, в соответствии с пунктом 5 подраздела «В повседневной деятельности», пунктом 2 подраздела «При возникновении ЧС и ликвидации их последствий» раздела III «Функции комиссии в соответствии с возложенными на нее задачами Комиссия вводит на территории района режимы функционирования сил и средств служб районного звена областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЗОПЧС) по действиям в условиях чрезвычайной ситуации. Председатель Комиссии на основании пункта 2 подраздела «Председатель комиссии имеет право» раздела IV «Права комиссии» вводит и приостанавливает режимы функционирования служб РЗОПЧС в зависимости от сложившейся обстановки.
Вместе с тем, согласно пункту 24 «Положения о единой системе» установление одного из режимов функционирования органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (режим повышенной готовности либо режим чрезвычайной ситуации) вводится решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Поскольку в соответствии со ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 18 Устава Устюженского муниципального района в структуру органов местного самоуправления Устюженского муниципального района заместитель главы администрации не входит, то председатель Комиссии, каковым в соответствии с оспариваемым Постановлением является заместитель главы администрации Устюженского муниципального района, не имеет полномочий, предусмотренных пунктом 24 «Положения о единой системе», а, следовательно, не имеет таких полномочий и Комиссия в целом.
Противоречит законодательству пункт 6 подраздела «Комиссия имеет право» раздела IV «Права комиссии» Положения, предусматривающий право Комиссии в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации с введением соответствующего режима функционирования через уполномоченные на то надзорные органы приостанавливать деятельность объектов экономики, создающих угрозу жизни и здоровью населения, проживающего вблизи указанных объектов, в независимости от ведомственной подчинённости.
Мероприятия, проводимые органами управления и силами единой системы в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации, определены в пункте 28 Положения о единой системе. При этом полномочия органов местного самоуправления и комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности муниципального уровня по прекращению либо приостановлению деятельности объектов экономики при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации ни Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ, ни Положением о единой системе не предусмотрены.
В соответствии с п.33 «Положения о единой системе» решения об остановке деятельности организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, вправе в случае крайней необходимости принимать руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Таким образом, орган местного самоуправления - Администрация Устюженского муниципального района своим постановлением от 24.05.2006 года №124 превысила свои полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ, пунктами 28 и 33 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794, наделив Комиссию по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Устюженского муниципального района полномочиями по приостановлению деятельности объектов экономики в чрезвычайных ситуациях.
Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь Уставом Устюженского муниципального района, зарегистрировано в Правительстве Вологодской области 12 августа 2005 г. N 878 (в ред. решений Земского Собрания Устюженского муниципального района от 30.07.2007 N 639, от 28.03.2008 N 6, от 30.04.2009 N 159, от 26.11.2009 N 209), Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Федеральным законом от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим и не подлежащим применению с момента принятия Постановление главы Администрации Устюженского муниципального района Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Устюженского муниципального района».
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме.
Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в Устюженской районной газете «Вперёд».
Мотивированное решение составлено 18марта 2011 года.
...
...
...