Решение от 16.07.2010г об оспаривании решения органа государственной власти.



Дело №2-1423/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» июля 2010 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Хиталенко А.Г.,

при секретаре судебного заседания Шакировой В.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Худаевой Элназ Элман кызы об обжаловании действий начальника УФМС России по Удмуртской Республике,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Худаева Э.Э. кызы обратилась в Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики с заявлением об обжаловании решения начальника УФМС России по Удмуртской Республике Ислентьева С.А. №# от # г., в котором просит признать незаконным решение начальника УФМС России по Удмуртской Республике Ислентьева С.А. №# от # г. и обязать УФМС России по УР оформить приглашение для супруга заявителя, гражданина Грузии Сулейманова Сулеймана.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что решением начальника УФМС России по УР Ислентьева №# от # г. ей отказано в оформлении приглашения на въезд в Россию ее мужу, гражданину Грузии, Сулейманову Сулейману на основании п.2 ст. 27 ФЗ от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Заявитель Худаева считает указанное решение незаконным, поскольку должностным лицом не была дана надлежащая оценка существенным юридическим обстоятельствам, дающим основание полагать наличие гуманных причин в следствие которых заявителю должно быть оформлено приглашение на въезд гражданину Грузии Сулейманову Сулейману, так как он является мужем заявителя Худаевой, с которым она желает проживать единой семьей на территории России, имеют несовершеннолетнюю дочь и ожидают второго ребенка. Указанные обстоятельства были известны миграционному органу на момент принятия решения, но не были им приняты во внимание.

Заявитель Худаева Э.Э. кызы в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении поддержала, суду пояснила, что брак между ней и Сулеймановым Сулейманом заключен в марте 2010 года, после выдворения последнего с территории России, брак был зарегистрирован в Грузии. Отцовство Сулейманова Сулеймана в отношении несовершеннолетней дочери подтвердить не может.

Заинтересованное лицо представитель ГУ УФМС России по УР Малых А.В., действующая по доверенности №1/2-1 от 11.01.2010 года, в судебном заседании пояснила, что считает решение начальника УФМС России по УР Ислентьева №# от # г. законным и обоснованным, просит в удовлетворении заявления Худаевой отказать. Худаева обратилась в органы УФМС России по УР в апреле 2010 года с ходатайством на оформление приглашения на въезд в Россию супруга Сулейманова, в ходе проведения проверки было установлено, что по сведению ИЦ МВД РФ Сулейманов Сулейман в 2007 году был выдворен за пределы территории РФ. В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Россию иностранного гражданина не разрешается в течение 5 лет со дня его выдворения. В связи с указанными обстоятельствами, в оформлении приглашения на въезд в Россию Сулейманова С. Заявителю Худаевой Э.Э. кызы было отказано.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает заявление Худаевой Э.Э. кызы необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Заявитель Худаева Э.Э. кызы имеет временную регистрацию в г. Ижевске по адресу: ул. #, #-#, с # года по # года.

# года Худаевой Э.Э. кызы в УФМС России по УР было подано ходатайство о выдаче приглашения на въезд в Россию для гражданина Грузии Сулейманова Сулеймана.

Согласно гарантийному письму с приложенной копией сберкнижки заявитель Худаева Э.Э. кызы гарантировала приглашенному ей гражданину Грузии Сулейманову Сулейману предоставление денежных средств для проживания в период его пребывания на территории России в размере не ниже прожиточного минимума, обеспечение его медицинским полисом или денежными средствами для получения им при необходимости медицинской помощи и жилищным обеспечением на период его пребывания на территории РФ.

В соответствии с информацией, предоставленной ИЦ МВД РФ гражданин Грузии Сулейманов Сулейман привлекался к административной ответственности на территории России по ст. 18.8 КоАП РФ (дата нарушения # г.) – назначено административное наказание в виде штрафа с выдворением, указанная информация также подтверждается выпиской из СПО «Мигрант-1» Досье иностранного гражданина.

Согласно информации из консульства Грузии, УФМС по г. Москве гражданину Грузии Сулейманову Сулейману не разрешен въезд на территорию Российской Федерации до апреля 2012 года.

Постановлением судьи Зюзинского районного суда г. Москвы от # года гражданин Грузии Сулейманов Сулейман, # года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 ч.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 МРОТ в сумме 2000 (Две тысячи) рублей в доход государства с административным выдворением за пределы Российской Федерации до # года без сопровождения и содержания в приемнике распределителе.

Согласно свидетельству о заключении брака переведенному нотариусом г. Гардабани на русский язык и зарегистрированному в реестре за №#, Худаева Элназ, # года рождения, место рождения Грузия, гражданка России и Сулейманов Сулейман, # года рождения, место рождения Грузия, Гардабани, гражданин Грузии, # года заключили брак в агентстве Гражданского реестра службы г. Гардабани, актовая запись №#.

В соответствии со справкой МСЧ «Ижмаш» от # г. Худаева Э.Э. кызы осмотрена гинекологом, диагноз: - «Беременность 11-12 недель».

Согласно свидетельству о рождении серии I-НИ №# Худаева Эмина Сулейман кызы родилась # года в г. Ижевске Удмуртской Республики РФ, о чем # года составлена запись акта о рождении №#, матерью Худаевой Эмины Сулейман кызы является Худаева Элназ Эльман кызы гражданка России, отца нет.

В судебном заседании на обозрение суда представителем УФМС России по УР была представлена справка для служебного пользования, согласно которой гражданин Грузии Сулейманов Сулейман, # года рождения, находится в контрольном списке лиц по линии ФСБ России, въезд которым на территорию РФ не разрешен. Кроме того, представитель УФМС России по УР суду пояснила, что указанный список находится на всех пограничных пунктах России, которые самостоятельно на основании указанного списка могут запретить въезд на территорию России.

Письмом УФМС России по УР от # года №#, подписанным начальником УФМС России по УР Ислентьевым С.А. заявителю Худаевой Э.Э. кызы было указано, что УФМС России по УР рассмотрело ходатайство заявителя Худаевой Э.Э. кызы о выдаче приглашения на въезд в Российскую Федерацию гражданину Грузии Сулейманову Сулейману, # года рождения и сообщает, что на основании п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданину Грузии Сулейманову Сулейману в оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию отказано. Указанное письмо получено заявителем Худаевой Э.Э. кызы # года.

Заявление Худаевой Э.Э. кызы об оспаривании решения УФМС России по УР поступило в суд #г., что подтверждается штампом суда. Следовательно, заявителем Худаевой Э.Э. кызы трехмесячный срок обращения в суд с заявлением, установленный ч.2 ст.256 ГПК РФ, не пропущен.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления, должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Заявитель Худаева Э.Э. кызы указывает, что Сулейманов Сулейман является ее мужем, с которым она желает проживать единой семьей на территории России, они имеют несовершеннолетнюю дочь и ожидают второго ребенка. Указанные обстоятельства были известны миграционному органу на момент принятия решения, но не были им приняты во внимание.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

Статья 24 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» указывает, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации. Иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию основаниями для выдачи иностранному гражданину визы является приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по ходатайству, в т.ч. граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан. За выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии. Если въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства ограничен по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 3 и 7 части первой настоящей статьи, органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проставляет соответствующую отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1 статьи 27), а также устанавливает, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38).

Данные права в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 33 Федерального закона от # года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Статья 18.8 (части 1 и 2) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административное наказание за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Санкция части 1 статьи 18.8 Кодекса в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на въезд в Российскую Федерацию.

Каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Аналогичные разъяснения содержатся и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от # года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, # года), вступившей в силу для России # года, вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята # года), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации # года, в пункте 1 провозгласила, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

В статье девятой указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.

В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.

Кроме того, Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от # года по делу "Бельджуди (Beldjoudi) против Франции", от # года по делу "Беррехаб (Веrrеhab) против Нидерландов", от # года по делу "Мустаким (Moustaguim) против Бельгии", от # года по делу "Дали (Dalia) против Франции", от # года по делу "С. против Бельгии", от # года по делу "Ахмут (Ahmut) против Нидерландов" и др.).

На момент вынесения постановлении суда о выдворении с территории Российской Федерации гражданином Грузии Сулеймановым Сулейманом не заявлялось о наличии у него супруги и несовершеннолетнего ребенка, граждан России, соответствующих документов и доказательств суду Сулеймановым представлено не было. Более того, брак между заявителем Худаевой Э.Э. кызы и гражданином Грузии Сулеймановым Сулейманом был зарегистрирован # года, то есть по прошествии трех лет с момента выдворения Сулейманова с территории России. Наличие запрета в течение 5 лет после выдворения с территории России у Сулейманова должно было быть известно заявителю Худаевой Э.Э. кызы и самому Сулейманову. Довод заявителя о том, что у них с Сулеймановым есть несовершеннолетняя дочь, и они ожидают второго ребенка, никакими доказательствами не подтвержден. Отцовство Сулейманова в отношении несовершеннолетней Худаевой Эмины Сулейман кызы # г.р. не установлено и никакими документами и иными доказательствами не подтверждено.

Таким образом, учитывая изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении заявления Худаевой Э.Э. кызы об оспаривании действий начальника УФМС России по УР, обязать УФМС России по УР оформить приглашение на въезд на территории России в отношении гражданина Грузии Сулейманова Сулеймана, отказать в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Худаевой Элназ Эльман кызы об обжаловании действий начальника УФМС России по УР отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено # года

Судья А.Г. Хиталенко