Решение от 04.08.2010г о перерасчете и индексации ежемесячной денежной компенсации.



Дело № 2-1425-2010

Решение

Именем Российской Федерации.

«04» августа 2010 года. г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Полякова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Шемякиной Н.В.,

при участии: представителя истца - Россихина А.В., действующего на основании доверенности № 18-01/262666 от 18.06.2010 года,

представителя ответчика - УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска – Соловьевой А.В., действующей на основании доверенности № 3 от 13.01.2010 года,

представителя третьего лица – Министерства Социальной Защиты Населения УР – Скобкаревой Т.А., действующей на основании доверенности № 34 от 14.09.2009 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Медведевой Нины Степановны к Управлению Социальной Защиты Населения в Устиновском районе г. Ижевска о перерасчёте и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков,

Установил:

Истец Медведева Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Социальной Защиты Населения в Устиновском районе г. Ижевска о перерасчёте и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков.

Свои исковые требования Медведева Н.С. мотивировала тем, что # года умер муж Медведевой Н.С. - Стерхов Виктор Трофимович, инвалид 2 группы в связи с увечьем, полученным при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Решением экспертного совета установлено, что причина смерти Стерхова В.Т. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

07 июня 2010 года истец обратилась с заявлением в Управление социальной
защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска о назначении и выплате ежемесячной денежной суммы (далее по тексту - СВВ), предусмотренной частью второй статьи 2 Федерального Закона № 5-ФЗ от 12.02.2001г„ в размере, определяемом в соответствии с положениями данной статьи и п.8 ст.12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98. № 125-ФЗ.

Однако, в назначении и выплате СВВ в соответствии с данными нормами законов ответчик отказал и с 01.11.2009 года по 31.12.2009 года производил выплату СВВ в размере 2 814 руб. 52 коп., а с 01.01.2010 года по настоящее время производит выплату СВВ в размере 3 095 руб. 97 коп. в соответствии с постановлениями Правительства РФ.

Медведева Н.С. полагает, что действия ответчика (УСЗН) в части расчёта размера СВВ являются незаконными, поскольку данное решение принято в нарушение действующих в настоящее время норм законов и иных нормативно-правовых актов.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального Закона РФ от 22 августа 2004 года (далее по тексту - Базовый закон)) семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Согласно положениям ч.3 данной статьи размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Согласно письму Фонда социального страхования РФ от 13 февраля 2002 года № 02-18/07-1031 в связи с многочисленными обращениями исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по вопросам применения Федерального закона от 25.10.2001 № 141-ФЗ Фонд социального страхования Российской Федерации предлагает с 01.11.2001 произвести перерасчет страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в случае смерти застрахованного, назначенных до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 141-ФЗ, в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

Таким образом, в указанном случае ежемесячная страховая выплата будет исчисляться исходя из среднего месячного заработка умершего застрахованного, получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат.

При расчёте ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, ответчику, в соответствии с требованиями приведенных норм права, следовало взять за основу сумму среднего месячного дохода, полученного Стерховым В.Т. перед смертью, затем общий размер указанных выплат разделить на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (Стерхова В.Т.).

Таким образом, размер ежемесячной денежной суммы, подлежащей выплате истцу, составляет: 13239 руб. 67 коп. ((7969,08 х 2 + 9005,06 х 10)/12 + (1912,35 х 2 + 2160,96 х 10 + ((3187,62 + 3602, 01)/2)/12 + 1000 + (3531,00 х 5 + 3991 х 7)/12 + (9700,99 х 4 + 10305,49 + 10786,61 х 4 + 11028,89 х 3)/12)/2.

С 01.01.10 года выплаты должны быть также проиндексированы на уровень инфляции - в 1,1 раза.

В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, единовременная страховая выплата и ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

Следовательно, истец Медведева Н.С. полагает, что сумма задолженности составляет: 101 123 руб. 92 коп.

В связи с ростом стоимости жизни мне причинен имущественный вред, который должен оцениваться по коэффициенту инфляции за данный период.

В соответствии с п. 16 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ суды вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. Всего сумма убытков составляет 1 121 руб. 75 коп.

Кроме того, с 01.08.2010года Управление социальной защиты населения обязано производить начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере 14 563 руб. 63 коп. (13 239,67 х 1,1), а в дальнейшем производить её индексацию в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного в соответствии со ст. ст. 5 ч. 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях ФЗ от 24.11.95. № 179-ФЗ, 12.02.01. № 5-ФЗ, 29.04.04. № 31-ФЗ), 15, 318, 1091 ГК РФ, 3, 22 ГПК РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.05., Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.02. № 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 04.10.05. № 364-О, посчитав, что действиями ответчика нарушены её права, истец Медведева Н.С. обратилась в суд и просит обязать управление социальной зашиты населения в Устиновском районе г. Ижевска производить Медведевой Н.С. начисление ежемесячной денежной суммы, предусмотренной частью 2 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с 01.08.2010 года в размере 14 563 руб. 63 коп., в дальнейшем производить индексацию данной компенсации в указанном размере в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; взыскать с Управления социальной зашиты населения в Устиновском районе г. Ижевска в пользу Медведевой Н.С. недополученные суммы за период с 1 ноября 2009 года по 31 июля 2010 года в размере 101 123 руб. 92 коп. за счёт средств федерального бюджета; взыскать с Управления социальной зашиты населения в Устиновском районе г. Ижевска в пользу Медведевой Н.С. убытки за причиненный имущественный вред за период с 1 ноября 2009 года по 31 июля 2010 года в размере 1 121 руб. 75 коп. за счёт средств федерального бюджета. Обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики внести в реестр, представляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности перед Медведевой Н.С. в размере 101 123 руб. 92 коп. и сумме убытков за причиненный имущественный вред в размере 1 121 руб. 75 коп.

В судебное заседание истец Медведева Н.С. не явилась, представила заявление о рассмотрении гражданского дела без её участия.

Выслушав мнение лиц участвующих в рассмотрении гражданского дела, суд полагает возможным, в соответствии с п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца Медведевой Н.С. просившей о рассмотрении гражданского дела без её участия.

В судебном заседании представитель Медведевой Н.С. - Россихин А.В., действующий на основании доверенности № 18-01/262666 от 18.06.2010 года заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.

В судебном заседании представитель ответчика - УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска Соловьева А.В. с заявленными исковыми требованиями истца не согласилась, просит отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование своего несогласия с заявленными исковыми требованиями представила в суд отзыв, в котором указала, что назначение и выплата компенсаций в возмещение вреда, причиненных здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшими инвалидами, и в случае их смерти их иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с ч.2 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 (в действующей редакции) (далее — Базовый закон) в случае смерти граждан, ставших инвалидами, вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 части 1 ст. 14 Базового закона распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

До 15.02.2001 года правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с аварией на чернобыльской АЭС, регулировались пунктом 25 части 1 статьи 14 Базового закона.

Указанной нормой вред здоровью возмещался выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности с установлением инвалидности, определяется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей ( далее -СВВ).

Данная норма устанавливала только право на СВВ, а части определения ее размера, отсылала к законодательству РФ для случаев возмещения вреда, связанного с производством. То есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работниками увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года № 4214-1.

С 15.02.2001 правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, регулируются п.25 части 1 ст. 14 Базового закона (в редакции Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ). Указанная норма гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердом размере в зависимости от установленной группы инвалидности.

Кроме того, Федеральным законом от 12.02.2001 года №5-ФЗ в статью 14 введена часть 2 следующего содержания:

«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п.25 части 1 настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, делится на их число».

Из этого следует, что нетрудоспособные иждивенцы, умершего инвалида имеют право после 15.02.2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001 года редакцией пункта 25 части 1 статьи 14 Базового закона, где размер ежемесячной денежной компенсации определен в твердой денежной сумме. Это означает, что размер компенсации в возмещение вреда члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п.25 части 1 ст. 14 Базового закона.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 №607 утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, согласно п. 3 которого в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определятся как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации делиться на их число. Аналогичная норма содержится и в п.4 разъяснения Минтруда России от 30.11.2001 №6, утвержденного постановлением Минтруда от 30.11.2001 года №83.

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 05.07.2002 №ГКПИ02-122 установлено, что; «Содержащиеся в абзаце 2 пункта 4 Разъяснений слова: денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности», которые оспариваются заявителем, приведенной выше норме Закона не противоречат, поскольку в силу данной нормы размер ежемесячной денежной компенсации лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, определяется в соответствии с установленной группой инвалидности. Именно из этого размера компенсации, как правильно указано в Разъяснении, и следует исходить при определении компенсационной выплаты, приходящейся на каждого иждивенца».

А так же в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 №11-П указано: «Из пункта 25 части 1 ст. 14, абзаца второго пункта 2 части 1 ст. 29 Базового закона в редакции от 12.02.2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 №5-ФЗ следует, что право выбора получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти — нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001».

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Изложенная позиция подтверждается определением Верховного Суда РФ от 30.07.2009 по делу №71-В09-7.

Таким образом, в связи с тем, что законодательством не предусматривается возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида -чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15.02.2001 года, а сама Медведева Н.С. до 15.02.2001 года получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда не являлась, УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска компенсация в установленном размере назначена правомерно и выплачивается исходя из суммы предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Базового закона (в редакции, действующей на момент смерти Стерхова В.Т.), то есть исходя из ежемесячной денежной компенсации в твердом размере, по 2 группе инвалидности, с последующей индексацией, предусмотренной законодательством.

Привлечённый к участию в судебном разбирательстве гражданского дела в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в суд не явилась, представив письменные возражения на исковое заявление, представитель Роструд Анохин А.В., представивший доверенность № 2580-Тз от 07.06.2010 года просил о рассмотрении гражданского дела без его участия.

Выслушав мнение лиц участвующих в рассмотрении гражданского дела, суд полагает возможным, в соответствии с п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя Роструд, просившего о рассмотрении гражданского дела без своего участия.

В представленных в судебное заседание письменных возражениях представитель Федеральной службы по труду и занятости указал на то, что Медведева Н.С. обратилась с исковым заявлением, в котором просит обязать Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска производить начисление ежемесячной денежной суммы, предусмотренной частью 2 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ с 01.08.2010 года в размере 14 563,63 руб. с последующей индексацией, а также просит взыскать недополученные суммы за период с 01.11.2009 года по 31.07.2010 года в размере 101 123,92 руб. за счет средств федерального бюджета и убытки за причиненный имущественный вред за тот же период в размере 1 121,75 руб.

В обосновании своих требований Медведева Н.С. указала, что является вдовой инвалида -чернобыльца Стерхова В.Т., в связи с чем УСЗН в Устиновском районе с 1 ноября 2009 года назначило Медведевой Н.С. ежемесячную денежную компенсацию по случаю потери кормильца в размере 2 814,52 руб. (1/2 от размера ежемесячной денежной компенсации, установленного действующим законодательством в соответствии с группой инвалидности), в настоящее время размер денежной компенсации с учётом индексации в соответствии с постановлениями правительства Российской Федерации составляет 3 095 руб. 97 коп. Однако Медведева Н.С. считает, что УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска неправомерно занизило ей размер компенсации и при расчете следовало взять за основу сумму среднего месячного дохода, полученного Стерховым В.Т. перед смертью, затем общий размер указанных выплат разделить на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

При этом истица ссылается на ч.2 ст.2 Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ и п.8 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ, Федеральный закон от 25.10.2001 года№141-ФЗ.

Федеральная служба по труду и занятости с заявленным требованием не согласна, исходя из нижеследующего:

С 2 марта 1996 года по 15 февраля 2001 года действовала норма п.25 части 1 статьи 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данная норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. 15 февраля 2001 года вступил в силу Федеральный закон от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», который изменил порядок определения сумм возмещения вреда: изъял расчет в зависимости от заработка и степени утраты трудоспособности и установил твердые суммы в зависимости от группы инвалидности. В связи с этим п.25 ч.1 ст. 14 Закона был изложен в новой редакции:

«25) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:

инвалидам I группы - 5000 рублей

инвалидам II группы - 2500 рублей

инвалидам III группы - 1000 рублей».

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящийся на всех иждивенцев, делится на их число».

Также Федеральный закон от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ указал на то, что «Гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 рублей».

Из изложенного следует, что размер компенсации нетрудоспособному члену семьи умершего инвалида после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (т.е. с 15 февраля 2001 года) определяется исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 15 части 1 ст. 14 Закона.

Вышеназванные нормы законодательства Российской Федерации были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в п. 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П, указал, что «из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12.02.2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых сумма или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам-чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ.

Данное положение как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы (пункт 3.1. мотивировочной части настоящего постановления), не противоречит Конституции российской Федерации».

Учитывая, что правоотношения по возмещению вреда по случаю потери кормильца у Медведевой Н.С. возникли после 15 февраля 2001 года, то к данным правоотношениям применяется законодательство в сфере социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационного воздействия, действующее в этот период, а именно п. 15 ст. 14 Закона в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ.

Доводы Медведевой Н.С. о применении ч.2 статьи 2 Федерального закона №5-ФЗ от 12.02.2001 года, п.8 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 года №125-ФЗ основаны на неправильном толковании норм материального права, так как в данном случае правоотношения регулируются п. 15 ст. 14 базового Закона. Также как следует из искового заявления Медведева Н.С. считает, что страховые выплаты должны были быть назначены со дня смерти Стерхова В.Т., при этом Медведева Н.С. ссылается на абзац 2 ч.З. ст.15 Федерального закона от 24.07.1998 года №125-ФЗ, вместе с тем в данном случае должны применяться положения постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 года № 607, в соответствии с которыми денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

На основании изложенного Федеральная служба по труду и занятости полагает, что произведенный истицей расчет ежемесячной денежной компенсации по случаю потери кормильца из среднего месячного дохода, полученного Стерховым В.Т. перед смертью не соответствует законодательству Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований Медведевой Н.С. у суда не имеется.

Необходимо отметить, что согласно п. 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: «гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов».

В судебном заседании представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство Социальной Защиты Населения в Удмуртской Республике Скобкарева Т.А., действующая на основании доверенности № 34 от 14.09.2009 года с заявленными истцом Медведевой Н.С. исковыми требованиями не согласилась, полагает их необоснованными и не основанными на действующем законодательстве, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование своей позиции по иску, представителем Минсоцзащиты представлены письменные возражения, в которых представитель третьего лица указал на то, что назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - их нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (далее — Базовый закон) (в редакции, действующей на момент смерти Стерхова В.Т. — 30.10.2009 года) в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Базового закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

До 15.02.2001 года правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 Базового закона.

Указанной нормой вред здоровью возмещался выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей (далее - СВВ).

Данная норма устанавливала только право на СВВ, а в части определения её размера, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года №4214-1.

С 15.02.2001 года правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, регулируются пунктом 25 части первой статьи 14 Базового закона (в редакции Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ). Указанная норма гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердом размере в зависимости от установленной группы инвалидности (далее - ЕДК).

Кроме того, Федеральным законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ в статью 14 введена часть 2 следующего содержания:

«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число».

Из содержания нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15.02.2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15.02.2001 года редакцией пункта 25 части 1 статьи 14 Базового закона, а в этом пункте с 15.02.2001 года предусмотрены только ЕДК в твердой денежной сумме.

Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части 1 статьи 14 Базового закона.

Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 № 607 утверждён «Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно пункту 3 которого предусмотрено, что в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца.

Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в пункте 4 разъяснения Минтруда России от 30.11.2001 года № 6, утверждённого постановлением № 83 Минтруда России от 30.11.2001 года.

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 05.07.2002 № ГКПИ02-122 установлено, что: «Содержащиеся в абзаце 2 пункта 4 Разъяснения слова: "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности", которые оспариваются заявителем, приведенной выше норме Закона не противоречат, поскольку в силу данной нормы размер ежемесячной денежной компенсации лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, определяется в соответствии с установленной группой инвалидности. Именно из этого размера компенсации, как правильно об этом указано в Разъяснении, и следует исходить при определении компенсационной выплаты, приходящейся на каждого иждивенца.».

Следовательно, пункт 4 данного разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит части 2 статьи 14 Базового закона.

В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11 -П указано, что «Из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора -получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года.».

Изложенная позиция подтверждается определением Верховного Суда РФ от 30.07.2009 по делу № 71-В09-7.

Таким образом, в связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15.02.2001 года, а сама Медведева Н.С. до 15.02.2001 года получателем ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда не являлась, впервые обратившись за получением указанной компенсации после вступления в силу Федерального закона от 12.02.2001 года № 5-ФЗ (июнь 2010 года), Управлением социальной защиты населения в Устиновском районе города Ижевска правомерно назначена и выплачивается данная компенсация, исходя из суммы компенсации, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 14 Базового закона (в редакции, действующей на момент смерти Стерхова В.Т.), то есть из ЕДК в твердом размере из установленной супругу Стерхову В.Т. 2 группы инвалидности.

Из представленных в судебное заседание доказательств установлены следующие юридически значимые обстоятельства по делу:

- Свидетельства о заключении брака серии I – НИ № # от 21.01.2008 года установлено, что Стерховым В.Т., # г.р. заключён брак с Медведевой Н.С., # г.р. # года, актовая запись № #;

- Свидетельства о смерти серии I – НИ № # от # года установлено, Стерхов В.Т., # г.р. умер # года;

- Заявления Медведевой Н.С. от 07.06.2010 года в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска установлено, что Медведева Н.С. обращалась в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска с просьбой о назначении и выплате ежемесячной денежной суммы, предусмотренной ч.2 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года в размере, определяемом п. 8 ст. 12 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» № 125-ФЗ от 24.07.1998 года.

- Ответа УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска исх. № 2020/01-18 от 15.06.2010 года на заявление Медведевой Н.С., согласно которого Медведевой Н.С. было разъяснено об отсутствии оснований для назначения ежемесячной денежной суммы;

- Справки УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска № 1299/01-18 от 12.04.2010 года в соответствии с которой УСЗН указало на то, что компенсация в возмещение вреда здоровью Стерхова В.Т. начислена в период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года в размере 7 969 руб. 08 коп.; ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за данный период составляла 1 912 руб. 35 коп. и 2 160 руб. 96 коп. соответственно; ежегодная компенсация за вред здоровью составляла 3 187 руб. 62 коп. и 3 602 руб. 01 коп. соответственно;

- Решения экспертного совета № 20-02/228-1 от 10.03.2010 года установлено, что причина смерти Стерхова В.Т. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

- Заявки УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска в УФК по УР исх. № 1603/03-20 от 11.05.2010 года установлено, что получателем компенсаций являются Медведева Н.С. – размер компенсации составляет 19 742 руб. 37 коп. и 149 руб. 82 коп., Медведев П.Н.- размер компенсации составляет 1 440 руб. 80 коп.

- Сообщения УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска исх. № 1603/03-20 от 11.05.2010 года установлено, что Медведевой Н.С. выплачено пособие на погребение Стерхова В.Т.

Выслушав представителей: истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные истцом Медведевой Н.С. исковые требований не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно заявленных исковых требований истец Медведева Н.С. перерасчёт ежемесячной денежной компенсации основывает на взаимосвязи норм ч.2 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.02.2001 года с нормами п. 8 ст. 12 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» № 125-ФЗ от 24.07.1998 года.

Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).

Названная норма сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ).

Кроме того, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с 15 февраля 2001 г., в базовый закон были внесены изменения и дополнения.

Так, п.25 ч.1 ст.14 Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учёта какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.

Статья 14 Закона была дополнена частью 2 следующего содержания:

"В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число".

Из содержания нормы следует, что нетрудоспособные иждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые денежные суммы.

Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 утверждён Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно абз. 2 п. 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абз. 2 п. 4 разъяснения Минтруда России от 30 ноября 2001 года № 6, утверждённого постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года № 83.

Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года № ГКПИ02-122 установлено, что п. 4 разъяснения Минтруда России в части слов "денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности" не противоречит ч. 2 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В п. 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14, абзаца второго пункта 2 части первой статьи 29 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или в размере, который исчисляется из заработка, не предоставляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года).

Данное положение как основанное на признании права законодателя на введение нового способа определения размера возмещения вреда здоровью исходя из принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающего из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы не противоречит Конституции Российской Федерации.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 21.07.1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 года № 7, от 11.05.2007 года № 23) судам даны разъяснения о том, что рассматривая дела по искам инвалидов о возмещении вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий этой катастрофы, необходимо учитывать, что с 15 февраля 2001 года до 1 января 2005 года правоотношения по возмещению вреда в указанном случае регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ).

В силу названной нормы Базового Закона возмещение вреда гарантировалось выплатой ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависел только от группы инвалидности.

В соответствии с частью первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 года (времени вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, начиная с 15 февраля 2001 года вместо ежемесячных сумм возмещения вреда выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности.

Однако если размер компенсации, установленный пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ), не достигал ранее получаемой инвалидом суммы возмещения вреда, то он имел право на получение ежемесячной денежной компенсации в прежней сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате чернобыльской катастрофы, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с данной катастрофой, частью второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предоставлялось право на получение ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, не превышающей максимального размера данной выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.

До вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ части первая и вторая названной выше нормы предусматривали ограничение ежемесячных выплат максимальным размером, равным 10 000 рублей.

Однако это ограничение было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 42 и 55 (часть 2), Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П (пункт 3 резолютивной части). Согласно данному Постановлению впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивалась выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, предусмотренных Федеральными законами "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве" и "О бюджете Фонда социального страхования на 2002 год" (часть 1 статьи 16).

Таким образом, указанное в данном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации ограничение максимального размера ежемесячных сумм распространяется на всех инвалидов, получавших возмещение вреда здоровью до 15 февраля 2001 года, а также на семьи, потерявшие кормильца, которым ежемесячная денежная сумма была назначена после этой даты, независимо от времени их обращения в суд.

С 1 января 2005 года аналогичный порядок возмещения вреда, причиненного указанным в настоящем пункте лицам, закреплен в пункте 15 части 1 статьи 14 Базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и в статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

В связи с тем, что законодательством не предусматривалась возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида-чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, сама Медведева Н.С. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации возмещения вреда в связи со смертью кормильца не являлась, впервые обратилась за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, назначение и выплата данной компенсации должны осуществляться исходя из суммы компенсации, предусмотренной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции, действующей на момент смерти Стерхова В.Т.).

Согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Пункт 9 статьи 12 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» также предусматривает, что исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты.

Пунктами 2.1, 2.2 Определения Конституционного Суда РФ № 407-О от 03.10.2006 года «По жалобам граждан Вандарьевой Марии Карповны, Журбы Нины Александровны, Кондрашовой Валентины Александровны и Марченко Зои Ивановны на нарушение их конституционных прав пунктом 8 статьи 12 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Конституционный Суд РФ указал, что возникновение у лица права на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" связывает с нетрудоспособностью этого лица и нахождением на иждивении умершего, причём нормативное содержание понятий "нетрудоспособность" и "иждивение" данный Федеральный закон непосредственно не определяет, - они раскрываются в других федеральных законах.

В частности, как следует из части второй статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Аналогичным образом понятие иждивения определяется и в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Такое же нормативное содержание этого понятия, по сути, закреплено и в самом Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": не предусматривая в отношении него какое-либо специальное правовое регулирование, федеральный законодатель в то же время в пункте 4 его статьи 7 закрепил возможность предоставления права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, если часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию. Иными словами, фактически он исходил из принятого в действующем законодательстве смысла понятия "иждивение" как нахождения лица на полном содержании кормильца или получения от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.

Такое понимание нормативного содержания статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в связи с определением понятия "иждивение" получило подтверждение и в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в пункте 6.1 мотивировочной части Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О минимальном размере оплаты труда" и "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".

В п. 6.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П указано, что часть вторая статьи 14 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года устанавливает, что размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Согласно же пункту 8 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" размер ежемесячной страховой выплаты лицам, имеющим право на её получение в случае смерти застрахованного, исчисляется из его среднего месячного заработка, получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат, за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на получение страховых выплат. Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства не препятствует установлению различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, что применимо и к возможности введения законодателем специальных правил исчисления размеров возмещения вреда членам семей, потерявших кормильца из числа инвалидов - чернобыльцев. Следовательно, норма части второй статьи 14 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года и в этой части не может расцениваться как противоречащая Конституции Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования Медведевой Н.С. о перерасчёте ежемесячной денежной компенсации не основаны на действующем законодательстве, то есть не законны и как следствие этого не подлежат удовлетворению.

Учитывая то, что Медведева Н.С. индексацию ежемесячной денежной компенсации и возмещение убытков (недополученных сумм индексации) напрямую связывает с требованием о перерасчёте суммы ежемесячной денежной компенсации, в соответствии со среднемесячным доходом вреда здоровью и исходя из пересчитанной суммы, суд полагает, что данное требование также подлежит оставлению без удовлетворения.

Следует также отметить, что истцом никаких доказательств, подтверждающих невыплату в настоящее время сумм ежемесячной денежной компенсации без учёта индексации, в суд представлено не было.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Медведевой Н.С. не подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Медведевой Нины Степановны к Управлению Социальной Защиты Населения в Устиновском районе г. Ижевска о перерасчёте и индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, взыскании недоплаченных сумм и убытков - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течении 10 дней с момента вынесения мотивированного решения суда в окончательном виде через Устиновский районный суд г. Ижевска.

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение суда в окончательном виде изготовлено судом в 09.00 часов 10 августа 2010 года.

Судья - Д.В. Поляков