Дело № 2-1085/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"09" августа 2010 года гор. Ижевск
Устиновский pайонный суд г. Ижевска Удмуртской Республики составе:
пpедседательствующего - судьи Черединовой И.В.,
пpи секpетаpе – Назаровой Т.С.,
pассмотpев в откpытом судебном заседании гpажданское дело по иску Липиной Татьяны Валентиновны, действующей в интересах недееспособного Липина Александра Михайловича, к Управлению социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска и Министерству по социальной защите населения Удмуртской Республике о перерасчете и индексаций ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм и убытков,
у с т а н о в и л :
Липина Т.В., действующая в интересах недееспособного Липина А.М., обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска и Министерству по социальной защите населения Удмуртской Республике о перерасчете и индексаций ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм и убытков.
Согласно исковому заявлению, с учетом представленных уточненных расчетов, просит признать действия Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска по уменьшению объёма возмещения вреда Липину А.М. с # г. незаконными. Обязать Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска производить начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Липину А.М. с # г. в размере # руб. Обязать Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска производить индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Липину А.М. в размере # руб. в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Взыскать с Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска за счет средств федерального бюджета в пользу Липина А.М. недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере # руб. за период с # г. по # г. Взыскать с Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска за счет средств федерального бюджета в пользу Липина А.М. убытки за причиненный ему имущественный вред за период с # г. по # г. в размере # руб. Обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики внести в реестр, представляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности перед Липиным А.М. по недополученной сумме ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере # руб. и убыткам за причиненный ему имущественный вред в размере # руб.
Свои требования мотивировала тем, что Липин А.М. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с # г. по # г., # г. ему установлена # в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанное с катастрофой на ЧАЭС с потерей трудоспособности 60%.
Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска назначило ему ежемесячную денежную компенсацию (далее ЕДК) в возмещение вреда с # г. в размере # руб. при 60% утрате трудоспособности, данный размер установлен из размера 7 МРОТ (МРОТ – # руб.), с # г. установлена первая группа инвалидности со 100% утратой трудоспособности, выплата ЕДК в возмещение вреда составила – # руб. также рассчитанной из размера 7 МРОТ, с # г. выплата ЕДК в возмещение вреда составила # руб. в месяц. С # г. ЕДК в возмещение вреда стали производить в размере – # руб. в месяц, с # г. в размере – # руб., с # г. в размере – # руб., с # г. в размере – # руб., с # г. в размере – # руб., # г. в размере – # руб., с # г. в размере – # руб., с # г. в размере – # руб., с # г. в размере – # руб., с # г. в размере – # руб.
Полагает, что действия Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска по назначению Липину А.М. ЕДК в возмещение вреда из рзмера 7 МРОТ с учетом утраты трудоспособности с # г. неверными, поскольку исходя из справки о заработной плате от # г. за 12 месяцев предшествующих прекращению работы, повлекших такое заболевание, то есть за период с # г. по # г. ЕДК в возмещение вреда должна составлять: # руб. (#) и данный размер более выгоден, чем # руб.
Следовательно, Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска незаконно уменьшило Липину А.М. объем возмещения вреда.
С установлением Липину А.М. # со 100% утратой трудоспособности Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска назначило ЕДК в возмещение вреда в размере # руб. из размера 7 МРОТ, также незаконно уменьшило Липину А.М. объем возмещения вреда.
ЕДК в возмещение вреда Липину А.М. с # г. должна составлять # руб. (# руб.)
# г. Липин А.М., предоставив справку о заработной плате за период работы на Чернобыльской АЭС, обратился в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска за перерасчетом ЕДК в возмещение вреда, однако перерасчет не произведен. ЕДК в возмещение вреда Липину А.М. с # г. должна составлять с учетом справки от # г. – # руб. (# руб.)
Ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82 с 01.07.2000 г. МРОТ установлен в размере 132 руб., а с 1.01.2001 г. МРОТ в размере 200 руб., ЕДК в возмещение вреда подлежала индексации соответственно в 1,581 и в 1,515 раза.
Таким образом, размер ЕДК в возмещение вреда с # г. должен был составлять # руб. (# руб.), с # г. размер ЕДК в возмещение вреда должен был составлять # руб. (# руб.)
Следовательно, недоплачено Липину А.М. ЕДК в возмещение вреда за периоды:
· с # г. по # г. - # руб. ((# # # руб.),
· с # г. по # г. - # руб. ((# # # руб.),
· с # г. по # г. - # руб. ((# # # руб.),
· с # г. по # г. - # руб. ((# # # руб.),
· с # г. по # г. недоплачено # руб. (# # # руб.)
Темп роста величины прожиточного минимума в УР за 2001 г. составил 1,3469, то есть увеличился на 34,69%, за 2002 г. – 1,2139 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров 2002 г. к 2001 г. - 1213/999,25), за 2003 г. – 1,2275 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров 2003 г. к 2002 г. - 1489/1213).
С 01.01.2005 г. выплаты денежных компенсаций должны индексироваться в соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ (в ред. от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, согласно ФЗ от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 г.» в ред. ФЗ от 04.11.2005 г. № 141-ФЗ и постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 143) выплаты должны быть проиндексированы на уровень инфляции – в 1,11 раза, с 01.01.2006 г. – в 1,09 раза согласно ФЗ № 197-ФЗ от 01.12.2006 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 г.» и постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 143, с 01.01.2007 г. – в 1,08 раза согласно ФЗ № 238-ФЗ от 19.12.2006 г. «О федеральном бюджете на 2007 г.» и постановления Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 171 с 01.01.2008 г. – в 1,105 раза согласно ФЗ № 198-ФЗ от 24.07.2007 г. «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 г.г.» в редакции от 22.07.2008 г. № 122-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 03.09.2008 г. № 655, 01.01.2009 г. – в 1,13 раза согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 г.г.» ред. ФЗ № 76-ФЗ от 28.04.2009 г. и постановлением Правительства РФ от 07.07.2009 г. № 545, с 01.01.2010 г. – в 1,1 раза согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 г.г.», Постановления Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009 г.
За период с # г. по # г. Липину А.М. не доплачено ЕДК возмещение вреда в размере # руб. ((5.# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. (# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
Итого сумма задолженности по не выплаченной сумме ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда за период с # г. по # г. составляет # руб.
В связи с ростом стоимости жизни истцу причинен имущественный вред, который должен оцениваться по коэффициенту инфляции за данный период.
В соответствии с п. 16 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ суды вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. Всего сумма убытков составляет # руб.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики обязано внести в реестр, представляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности в размере # руб. и сумме убытков в размере # руб.
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда с # г. должна быть проиндексирована в 1,1 раза, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 г.г.», Постановлением Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009 г. и должна составлять # руб. (# руб.)
С # г. Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска обязано производить Липину А.М. начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере # руб., а в дальнейшем производить ее индексацию в соответствии с действующим законодательством.
Представитель истца Липиной Т.В. по доверенности Сармакеев С.П. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований в предыдущем судебном заседании настаивал в полном объеме с учетом, дополнительно представленных расчетов сумм задолженности.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска УР – по доверенности Соловьева А.В. в судебном заседании исковые требования не признаёт в полном объёме. Суду пояснила, что Липин А.М. в период с # г. по # г. действительно принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. # г. ему впервые установлена # группа инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы, степень утраты трудоспособности 60%. С # г. установлена # группа инвалидности со 100% утратой трудоспособности.
С # г. по # г. Липину А.М. начислена ежемесячная компенсация вреда здоровью в размере # руб. ежемесячно, за период с # г. по # г. в размере # руб. ежемесячно, за период с # г. по # г. размер компенсации составил # руб. ежемесячно. Ежемесячная денежная компенсация за периоды исчислена исходя из минимального размера оплаты труда, веденного до 7 минимальных размеров оплаты труда. С 15 февраля 2001 г. Федеральным законом от 12.02.2001 г. «О внесении и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изменен порядок определения сумм возмещения вреда, а, именно, расчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из заработка и степени утраты трудоспособности, заменен на определение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью из твердых денежных сумм в зависимости от группы инвалидности.
С # г. по # г. компенсация в возмещение вреда составила # руб. ежемесячно.
С # г. по # г. — # руб. ежемесячно (постановление Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 326).
С # г. по # г. — # руб. ежемесячно (постановление Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 326).
С # г. по # г. — # руб. ежемесячно (постановление Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 326).
С # г. по # г. — # руб. ежемесячно (постановление Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 143).
С # г. по # г. — # руб. ежемесячно (постановление Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 143).
С # г. по # г. — # руб. ежемесячно (постановление Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 171).
С # г. по # г. — # руб. ежемесячно (постановление Правительства РФ № 655 от 03.09.2008 г.)
С # г. по # г. — # руб. ежемесячно (постановление Правительства РФ от 07.07.2009 г. № 545).
С # г. по настоящее время — # руб. ежемесячно (постановление Правительства РФ от 16.12.2009 г. № 1024).
В соответствии с постановлением Правительства УР от 10.10.2006 г. № 108 с 01.01.2007 г. в Удмуртской Республике образованы территориальные органы Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, действующие на основании положения.
Согласно п. 4 ч. 1 Положения об Управлении социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска (далее УСЗН), УСЗН является юридическим лицом и одной из основных задач Управления является назначение и перерасчет ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда и иных выплат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Расчет размеров ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда УСЗН не производится, так как после 15.02.2001 г. из базового закона (в редакции Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ) исключена возможность расчетов компенсаций в возмещение вреда. Указанной нормой базового закона возмещение вреда гражданам, получившим увечье до 15.02.2001 г. (вступление в силу Федерального закона 15-Ф3), возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС возможно одним из 2 вариантов:
1. Выплата ежемесячной денежной компенсации в твердой сумме, размер которой зависит от группы инвалидности;
2. Если размер компенсации в твердой сумме ниже ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается, в ранее назначенной сумме.
Таким образом, действия Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска по назначению компенсации в возмещение вреда, выплачиваемые истцу, являются законными и обоснованными.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики – по доверенности Скобкарева Т.А. исковые требования в судебном заседании не признаёт в полном объеме. При расчете необходимо учитывать заработок за 12 месяцев, это #-# г. Справки от # г. у них не было, о перерасчете истец не просил. Просит в удовлетворении исковых требований оказать в полном объёме.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, Федеральной службы по труду и занятости в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон, неявка которых с учетом обстоятельств дела не препятствует проведению судебного разбирательства.
Суд, изучив материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства.
Удостоверение серии Б № # на имя Липина Александра Михайловича, выданного # г., свидетельствует о том, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в # г., где проходил службу с # г. по # г.
# г. Липину А.М. впервые установлена # по общему заболеванию.
# г. Липину А.М. впервые установлена # вследствие чернобыльской катастрофы, степень утраты трудоспособности 60%.
С # г. по # г. Липину А.М. начислена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере # руб. ежемесячно, исходя из минимального размера оплаты труда, доведенного до 7 минимальных размеров оплаты труда..
Согласно справке Сер. МСЭ-004 № # Липину А.М. # г. установлена # вследствие чернобыльской катастрофы, степень утраты трудоспособности 100%.
С # г. пожизненно Липину А.М. начислена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере # руб. ежемесячно, исходя из минимального размера оплаты труда, доведенного до 7 минимальных размеров оплаты труда.
С # г. по # г. Липину А.М. начислена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере # руб. ежемесячно, исходя из минимального размера оплаты труда, доведенного до 7 минимальных размеров оплаты труда.
С # г. Липину А.М. начислена ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере:
· по # г. - # руб. ежемесячно;
· С # г. по # г. — # руб. ежемесячно;
· С # г. по # г. — # руб. ежемесячно;
· С # г. по # г. — # руб. ежемесячно;
· С # г. по # г. — # руб. ежемесячно;
· С # г. по # г. — # руб. ежемесячно;
· С # г. по # г. — # руб. ежемесячно;
· С # г. по # г. — # руб. ежемесячно;
· С # г. по # г. — # руб. ежемесячно;
· С # г. по настоящее время — # руб. ежемесячно.
В соответствии со справкой ОАО «Управление строймеханизации» от # г. фактическая сумма заработка Липина А.М. учитываемая при исчислении пенсии за # г. составила # руб.; за # – # руб.
Из справки ОАО «Управление строймеханизации» от # г. следует, что заработная плата Липина А.М. за период работы на Чернобыльской АЭС с # по # г. составляет: за # г. - # руб.; за # г. - # руб.; за # г. - # руб.
Доплата за работу на ЧАЭС произведена в # г.: за # г. в размере # руб.; # г. -# руб.; # г. – # руб.
В # г. произведена доплата за работу на ЧАЭС: за # г. – # руб.; # г. – # руб.; # г. – # руб.
Согласно пенсионному делу при расчете ежемесячной компенсации учитывался заработок по справке № # от # г., для расчета возмещения фактического ущерба Липину А.М., связанное с катастрофой на ЧАЭС, приняты 2 месяца: # г. с заработком # руб.; # г. – # руб.
В силу ст. ст. 1, 2, 7, 42, 53 Конституции РФ признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Принимая Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях.
Эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария XX века привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений ст.ст. 2 и 18 Конституции РФ, согласно которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также из ст. 53 Конституции РФ, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.
Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, которая согласно п. "и" ч. 1 ст. 71 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации и объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Данная конституционно-правовая обязанность государства конкретизируется в Федеральных законах от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии", от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения", предусматривающих систему мер, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и защиту его от чрезвычайных ситуаций, к которым относится и ситуация, возникшая в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла ст. ст. 42 и 53 Конституции РФ, а также прямо подтверждено в ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Следовательно, независимо от того, о каких способах возмещения идет речь в оспариваемом Законе - о льготах, денежных (материальных) компенсациях, других денежных доплатах к социальным выплатам, все они входят в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения. Вместе с тем, законодатель вправе вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Однако такие решения не должны противоречить конституционно-значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, в том числе установленные ст. 42 Конституции РФ. С этой точки зрения признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться.
Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 г.)
В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни (ч. 1 ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее базовый Закон) в первоначальной редакции).
В силу ст. 71 Конституции РФ государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя использования эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен.
Предусмотренные базовым Законом процедуры назначения и определения размера компенсационных выплат не требуют от гражданина доказывания наличия и объема причиненного его здоровью вреда, который подлежит возмещению. Вместе с тем не исключается возмещение вреда на основе норм гражданского законодательства, если гражданин обращается за защитой своих прав в судебном порядке. Возможность выплаты дополнительных сумм по судебному решению наряду с недопустимостью уменьшения уже установленного размера компенсационных выплат повышают гарантии защиты прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
Учитывая, что вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но, во всяком случае, размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности.
Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из ст. ст. 2, 19 и 42 Конституции РФ требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
Конституционно-правовая природа отношений, возникающих при возмещении государством вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обусловливает необходимость максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 г.)
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы относятся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего закона.
Истец Липин А.М. относится к категории граждан, перенесших лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Таким образом, на Липина А.М. распространяется действие вышеуказанного закона.
Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 18 июня 1992 г., 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля 2006 г.) (далее базовый Закон) направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
В соответствии со ст. 2 базового Закона отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ним.
Ст. 3 базового Закона гарантируются право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда, а также предоставление мер социальной поддержки.
В п. 2 Постановления Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ № 3061-1 от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда РФ и Октябрьского районного суда г. Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев» указано, что сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами; в рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни; определяя порядок обеспечения названного права, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда – единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда; вместе с тем все лица, здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, что влияет и на определение критериев исчисления размера денежных компенсаций; возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан.
Статьей 29 Федерального закона «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ признано утратившим силу Постановление Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ), за исключением первого и второго абзацев пункта 2, в которых закреплялись положения о том, как следует увеличивать в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок потерпевшего для исчисления суммы возмещения вреда здоровью.
Исходя из этой нормы во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 г. либо в периоде с 1 января 1991 г. до 31 января 1993 г., суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце пункта 2 названного Постановления Верховного Совета РФ, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска.
При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении судами размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 180-ФЗ и до признания утратившими силу указанных Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).
Таким образом, при расчете ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью следует взять за основу сумму условного заработка, полученного истцом за 12 мес. 1986 г. (в том числе во время нахождения на ЧАЭС) в период выполнения работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, проиндексировать полученную сумму на повышающий коэффициент, соответствующий году начисления заработка, эту сумму заработка увеличить в 6 раз (т.к. увечье получено до 01.01.1991 г.)
Согласно части третьей ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 № 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 до 29.11.2002), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе был произвести такую индексацию до 1 января 2001 г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", т.е. с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132).
Липин А.М. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с 26.10.1986 г. по 10.01.1987 г.
04.09.1997 г. истцу впервые установлена третья группа инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС, с утратой трудоспособности 60%.
Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска назначило ему ежемесячную денежную компенсацию (далее ЕДК) в возмещение вреда с # г. в размере # руб. при 60% утрате трудоспособности, данный размер установлен из 7 МРОТ (МРОТ – # руб.), с # г. установлена первая группа инвалидности с утратой трудоспособности 100%, выплаты ЕДК в возмещение вреда составила – # руб. также рассчитанный из 7 МРОТ, с # г. выплата ЕДК в возмещение вреда составила # руб. в месяц.
С # г. ЕДК в возмещение вреда стали производить в размере – # руб. в месяц, с # г. в размере # руб., с # г. в размере # руб., с # г. в размере # руб., с # г. в размере # руб., с # г. в размере # руб., с # г. в размере # руб., с # г. в размере # руб., с # г. в размере # руб., с # г. в размере # руб.
Суд соглашается с мнением истца о том, что расчет Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска по назначению Липину А.М. ЕДК в возмещение вреда из 7 МРОТ с учетом утраты трудоспособности с # г. неверен, поскольку исходя из справки о заработной плате за 12 месяцев предшествующих прекращению работы, повлекших такое заболевание, то есть за период с # г. по # г. ЕДК в возмещение вреда должна составлять # руб. (# руб.) и данный размер более выгоден, чем выплачиваемый # руб.
Следовательно, Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска, необоснованно уменьшило Липину А.М. объем возмещения вреда.
С установлением Липину А.М. первой группы инвалидности со 100% утратой трудоспособности Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска назначило ЕДК в возмещение вреда в размере # руб. из 7 МРОТ, также необоснованно уменьшило Липину А.М. объем возмещения вреда.
ЕДК в возмещение вреда Липину А.М. с # г. должна составлять # руб. (# руб.)
Из пенсионного дела усматривается, что в # г. Липин А.М., предоставив справку о заработной плате за период работы на Чернобыльской АЭС от # г., обратился в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска за перерасчетом ЕДК в возмещение вреда, однако перерасчет не произведен.
ЕДК в возмещение вреда Липину А.М. с # г. должна составлять с учетом справки от # г. – # руб. (# руб.)
Согласно п. 11 ст. 12 Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98. № 125-ФЗ при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ, государственные пенсии, пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ, согласном п. 11 ст. 12 Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.
Установлением ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82, с 01.07.2000 г. МРОТ в размере 132 руб., а с 01.01.2001 г. МРОТ в размере 200 руб., ЕДК в возмещение вреда подлежала индексации соответственно в 1,581 и в 1,515 раза.
Кроме того, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5.04.2005 г. № 7 денежные компенсации гражданам, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, и в соответствии с ФЗ РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г. № 82 индексации выплат возмещения вреда применяется по ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Конституционно-правовая природа института минимального размера оплаты труда, согласно ст. ст. 7 и 37 Конституции РФ, предполагает установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Придание минимальному размеру оплаты труда более широких функций (в том числе использование его в качестве норматива при расчетах платежей в сферах, не связанных с трудовыми отношениями) не согласуется с конституционно-правовой природой этого института. Отказавшись от использования минимального размера оплаты труда как критерия исчисления и индексации сумм возмещения вреда гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы, законодатель освободил его от выполнения не свойственной ему функции.
Следовательно, само по себе изменение способа определения размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, и критерия индексации сумм возмещения вреда - при соблюдении названных конституционных принципов - не может рассматриваться как противоречащее Конституции РФ.
Установленная действующим законодательством ежемесячная периодичность денежных выплат гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, не означает, что данные выплаты относятся к обязательным социальным выплатам в рамках социального обеспечения (ст. ст. 7 и 39 Конституции РФ).
Денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, поскольку их предоставление является конституционной обязанностью государства по возмещению вреда, причиненного здоровью таких граждан, что не может быть обусловлено какими-либо сборами, взносами в тот или иной фонд и не основывается на действии принципа солидарности поколений (как это характерно для обязательного социального страхования). Указанная конституционная обязанность государства, имеющая публично-правовой характер, не тождественна обязанности работодателя возмещать своему работнику вред, причиненный при исполнении трудовых обязанностей.
Ч. 3 ст. 5 базового Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 г.) предусматривалось, что государственные пенсии, пособия, компенсации и иные установленные данным Законом выплаты гражданам защищались от инфляции в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе минимального размера оплаты труда. Отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что названные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 5 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 г.) Тем самым данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер.
При этом, однако, законодателю надлежало предусмотреть такой механизм индексации сумм возмещения вреда, который гарантировал бы регулярность и стабильность ее проведения при надлежащем финансовом обеспечении в условиях роста цен и стоимости жизни. Между тем установленный взаимосвязанными нормами ч. 3 ст. 5 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 г. и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. порядок индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ, перечисленным требованиям не отвечает. Более того, величина такого прожиточного минимума официально не определялась, что исключает саму возможность индексации соответствующих сумм возмещения вреда здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.
Следовательно, установленный правовым регулированием механизм индексации сумм возмещения вреда до # г. носит неопределенный характер, поскольку не позволяет в обязательном порядке повышать размеры денежных компенсаций в связи с инфляцией, отображаемой ростом прожиточного минимума, не дает возможности установить, реализуется ли на его основе защита от инфляции сумм возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы. Кроме того, он распространяется не на всех таких граждан, что ведет к нарушению конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.
Таким образом, взаимосвязанные нормы ч. 3 ст. 5 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 г. и ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по РФ, противоречат принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляют право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют ст. 19, 42 и 55 Конституции РФ.
Закрепленное Конституцией РФ право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, обеспечивается также возможностью его судебной защиты, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Следовательно, размер ЕДК в возмещение вреда с # г. должен был составлять # руб. (# руб.) С # г. размер ЕДК в возмещение вреда должен был составлять # руб. (# руб.)
Следовательно, недоплачено Липину А.М. ЕДК в возмещение вреда за периоды:
· с # г. по # г. - # руб. ((# # # руб.),
· с # г. по # г. - # руб. ((# # # руб.),
· с # г. по # г. - # руб. ((# # # руб.),
· с # г. по # г. - # руб. ((# # # руб.),
· с # г. по # г. недоплачено # руб. (# # # руб.)
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры денежных компенсаций в возмещение вреда должны ежегодно повышаться пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ, но Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П установлено признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и ч. 3 ста. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи, постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда, с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Соответствующие изменения в законодательство внесены только 26.04.2004 г., согласно ч. 3 ст. 5 базового закона (в редакции ФЗ РФ от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ) размеры выплат, в том числе и ЕДК в возмещение вреда ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В Определении Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 г. № 364-О указано, что общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Данная правовая позиция применима и к отношениям, складывающимся в сфере возмещения вреда…. Кроме того,… не допускается, во всяком случае, снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке. В случае, если применение вводимого оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат приводит к уменьшению размера таких выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе величины прожиточного минимума в субъекте РФ), суды должны применять благоприятный для получателей данных выплат критерий их индексации (в том числе и выплата на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация за вред здоровью).
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7 первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 г…. Суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год.
Таким образом, для определения темпа роста величины прожиточного минимума в 2001 г. необходимо определить соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за 2001 г., который является для 2002 г. истекшим, к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за 2000 г., который является для 2001 г. предыдущим.
С 1 квартала 2001 г. расчет величины прожиточного минимума в УР производится в соответствии с Законом УР «О прожиточном минимуме в УР» от 24.04.2001 г. № 18-РЗ. В силу ст. 3 данного закона величина прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения устанавливается ежеквартально Правительством УР. Соотношение сумм величин прожиточного минимума за 2000 г. и 2001 г. составляет 1,3469 - (8902,22 / 12 = 741,85 руб.) и (3997 / 4 = 999,25 руб.)
Таким образом, темп роста величины прожиточного минимума в УР за 2001 г. составил 1,3469, то есть увеличился на 34,69%, за 2002 г. – 1,2139 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров 2002 г. к 2001 г. -1213/999,25), за 2003 г. – 1,2275 (соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров 2003 г. к 2002 г. - 1489/1213). С 01.01.2005 г. выплаты денежных компенсаций должны индексироваться в соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ (в ред. от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, согласно ФЗ от 23.12.2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 г.» в ред. ФЗ от 04.11.2005 г. № 141-ФЗ и постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 143) выплаты должны быть проиндексированы на уровень инфляции – в 1,11 раза, с 01.01.2006 г. – в 1,09 раза согласно ФЗ № 197-ФЗ от 01.12.2006 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 г.» и постановления Правительства РФ от 03.03.2007 г. № 143, с 01.01.2007 г. – в 1,08 раза согласно ФЗ № 238-ФЗ от 19.12.2006 г. «О федеральном бюджете на 2007 г.» и постановления Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 171, с 01.01.2008 г. – в 1,105 раза согласно ФЗ № 198-ФЗ от 24.07.2007 г. «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2009 и 2010 г.г.» в редакции от 22.07.2008 г. № 122-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 03.09.2008 г. № 655, 01.01.2009 г. – в 1,13 раза согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 г.г.» ред. ФЗ № 76-ФЗ от 28.04.2009 г. и постановлением Правительства РФ от 07.07.2009 г. № 545, с 01.01.2010 г. – в 1,1 раза согласно ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 г.г.», Постановления Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009 г.
За период с # г. по # г. Липину А.М. не доплачено ЕДК возмещение вреда в размере # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
За период с # г. по # г. не доплачено # руб. ((# руб.)
Итого сумма задолженности по не выплаченной сумме ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда за период с # г. по # г. составляет # руб.
Согласно ст. 5 базового Закона (в редакции 22 августа 2004 г.) возмещение вреда и меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования которых устанавливается Правительством РФ.
Вместе с тем, в связи с ростом стоимости жизни истцу причинен имущественный вред, который должен оцениваться по коэффициенту инфляции за данный период.
В соответствии с п. 16 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ суды вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ. Всего сумма убытков составляет # руб. согласно представленному ниже расчету.
Расчет задолженности ежемесячной суммы возмещения вреда | ||||||
имущественного вреда за период с # г. по # г. | ||||||
Год, Месяц | Коэффициент индексации | Размер компенсации по закону | сумма полученная на руки | сумма задолженности, (гр.3 - гр.4) | индекс потребитель-ских цен | имущественный вред, (гр.5?гр.6/ 100 -гр.5) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
# | ||||||
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | ||||
# | ||||||
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | |||
# | ||||||
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | ||||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | |||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | |||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | |||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | ||||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | |||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | |||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | |||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | |||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | |||
# | # | |||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | |||
# | # | # | ||||
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | # | # | # | # |
# | # | # | ||||
# | # | # | # | # | # | |
Сумма задолженности составляет – # руб. | ||||||
Имущественный вред – # руб. |
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 872 «О финансовом обеспечении в 2007 г. расходных обязательств РФ, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС» осуществление финансирования указанных расходов возложено на Федеральную службу по труду и занятости за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2007 г.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.05.2007 г. № 23) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно ч. 3 ст. 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, следовательно сумму задолженности и убытки необходимо взыскать с Управления социальной защиты населения в Устиновском районе города Ижевска.
Также в соответствии с п.п. «г» п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 872, органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце, и следующие сведения о каждом получателе денежной компенсации, в том числе и сумму задолженности по выплате денежной компенсации (при ее наличии).
Таким образом Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики обязано внести в реестр, представляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности перед истцом в размере # руб. и сумме убытков в размере # руб.
Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда с 01 апреля 2010 г. должна быть проиндексирована 1,1 раза, исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 г.г.», Постановлением Правительства РФ № 1024 от 16.12.2009 г. и должна составлять # руб. (# руб.)
В соответствии с постановлениями Правительства РФ № 607 от 21.08.2001 г. и № 73 от 14.02.2005 г. назначение ежемесячной денежной компенсации производят органы социальной защиты населения, а в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2006 г. № 108 «О территориальных органах Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики» территориальным органом Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики по Устиновскому району г. Ижевска, который осуществляет назначение и перерасчет ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда и иных выплат, возложенных на государственные органы социальной защиты населения, гражданам, пострадавшим вследствие воздействия радиации, других компенсационных и иных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - компенсации); составляет списки получателей компенсаций и представляет их для выплаты компенсаций в установленном порядке, является Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска, следовательно, с 01.04.2010 г. Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска обязано производить Липину А.М. начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере # руб., а в дальнейшем производить ее индексацию в соответствии с действующим законодательством.
Суд находит состоятельными доводы ответчиков о том, что им неизвестно было о представлении истцом справки о заработной плате от # г. и отсутствии заявления истца о перерасчете размера ЕДК.
В соответствии с Постановлениями Министерства труда и социального развития РФ:
· № 10 от 01.06.1999 г. «Об утверждении разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда…»;
· № 43 от 02.06.2000 г. «Об утверждении разъяснений «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда…»;
· № 83 от 30.11.2001 г. «Об утверждении разъяснения «О применении порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда…»;
а также постановления Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда…» устанавливается порядок выплаты, перечень предоставления необходимых документы и т.д.
При этом органы социальной защиты населения или иные государственные органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, принимают решение о назначении или об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации…. Решение оформляется приказом (распоряжением) администрации с указанием мотивации установления размеров, роков выплат и данных, на основании которых определены платежи, а также точного расчета подлежащих выплате сумм.
Ответчики, являясь органами, обеспечивающими исполнения обязанности государства по возмещению вреда, в частности истцу, обязаны проверять обоснованность начисленных и выплачиваемых денежных средств в счет возмещения вреда здоровью, независимо от периода начисленных и выплачиваемых сумм, так как это влияет на обоснованность расходование федеральных средств.
При этом, из пенсионного дела на имя Липина А.М. следует, что последним предоставлена справка от 27.10.1998 г., подано заявление о перерасчете ЕДК, но уполномоченным органом неправильно произведен расчет среднего заработка по представленным истцом справкам № 1 и № 2, влияющего на размер ЕДК.
С учетом анализа собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объёме о взыскании недополученных сумм и ее индексации в полном объеме согласно расчетам, представленными истцом. Расчеты соответствуют требованиям законодательства и фактически не оспорены ответчиками.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Липиной Татьяны Валентиновны, действующей в интересах недееспособного Липина Александра Михайловича, к Управлению социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска и Министерству по социальной защите населения Удмуртской Республике о перерасчете и индексаций ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученных сумм и убытков, удовлетворить в полном объёме.
Признать действия Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска по уменьшению объёма возмещения вреда Липину Александру Михайловичу с # г. незаконными.
Обязать Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска производить начисление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Липину Александру Михайловичу с # г. в размере # руб. (# руб. # коп.)
Обязать Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска производить индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Липину Александру Михайловичу в размере # руб. (# руб. # коп.) в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Взыскать с Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска за счет средств федерального бюджета в пользу Липина Александра Михайловича недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере # (#) руб. за период с # г. по # г.
Взыскать с Управления социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска за счет средств федерального бюджета в пользу Липина Александра Михайловича убытки за причиненный ему имущественный вред за период с # г. по # г. в размере # руб. (# руб. # коп.)
Обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики внести в реестр, представляемый в Федеральную службу по труду и занятости, сведения о сумме задолженности перед Липиным Александром Михайловичем по недополученной сумме ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в размере # (#) руб. и убыткам за причиненный ему имущественный вред в размере # руб. (# руб. # коп.)
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Устиновского районного суда
Г. Ижевска Удмуртской Республики – Черединова И.В.
СПРАВКА: Решение в окончательной форме изготовлено 20 августа 2010 г.
Судья Устиновского районного суда
г. Ижевска Удмуртской Республики – Черединова И.В.
КОПИЯ ВЕРНА: судья - И.В. Черединова