Решение от 27.09.2010г. об обязании принять решение о бесплатной приватизации служебного жилого помещения.



Дело № 2-1290/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"27" сентября 2010 года гор. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего - судьи Черединовой И.В.,

при секретаре – Назаровой Т.С.,

pассмотpев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кунгурова Николая Александровича к ГУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 30 Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ» и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике о понуждении к приватизации жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Истец Кунгуров Н.А. обратился в суд с иском к ГУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 30 Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ» (далее СУ № 30 МЧС) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике о понуждении к приватизации жилого помещения.

Свои исковые требования истец Кунгуров Н.А. мотивировал тем, что # г. между ним и Администрацией СУ № 30 МЧС заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. #, д. # кв. #, и выдан ордер № #. В служебном жилом помещении он проживает с семьей: женой Кунгуровой Н.П., дочерью Кунгуровой А.Н., сыном Кунгуровым А.Н. На данный момент квартира находится на балансе СУ № 30 МЧС. # г. ему отказано в передаче жилья в собственность. Считает, что собственником нарушается его законное право на бесплатную приватизацию жилья. Просит обязать ГУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы Мо 30 Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике принять решение о бесплатной приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. #, д. #, кв. #, предоставив ему указанное жилое помещение для бесплатной приватизации.

Истец Кунгуров Н.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель истца Кунгурова Н.А. – по доверенности Антонов Е.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме, просит суд обязать ГУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы Мо 30 Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике принять решение о бесплатной приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. #, д. #, кв. #, и предоставить Кунгурову Н.А. жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: г. Ижевск, ул. #, д. #, кв. #, для бесплатной приватизации.

Представитель ответчика СУ № 30 МЧС - по доверенности Мамедова Л.Ю. в судебном заседании исковые требования не признаёт в полном объёме. Суду пояснила, что служебное жилое помещение предоставлено Кунгурову Н.А. в связи с прохождением службы. Служебные помещения приватизации не подлежат. Просит в удовлетворении исковых требований Кунгурову Н.А. отказать в полном объёме.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по УР в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признавал в полном объёме, суду пояснял, что статус служебного помещения спорному жилому помещению присвоен с # г., и данный статус помещение не утратило. Понуждение собственника к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо.

Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований, Кунгурова Н.П. в судебном заседании заявленные истцом требования поддерживает в полном объеме.

Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований, Кунгуров А.Н. и Кунгурова А.Н. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Суд, выслушав позицию сторон, изучив материалы дела, на основании анализа совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании, считает установленными следующие обстоятельства:

- истцу Кунгурову Н.А. отказано в передаче служебного жилого помещения в собственность на основании письма СУ № 30 МЧС № # от # г. на имя Кунгурова Н.А. ;

- Кунгуров Н.А. в период с # г. по # г. проходил службу в органах внутренних дел, что подтверждается трудовой книжкой;

- договором о найме служебного жилого помещения в здании пожарной части объединения Электромеханического завода, заключённого на основании ордера № # от # г. установлено, что Электромеханическим заводом предоставлена служебная жилая площадь, расположенная по адресу: г. Устинов, #, д. #, на время его работы в пожарной охране завода;

- Кунгуров Н.А. с семьей проживает в служебной квартире № # общежития СПЧ -12 ГУ «СУ ФПС № 30 МЧС России» по адресу: г. Ижевск, ул. #, д. #, справка № # от # г.;

- согласно письму № # от # г. на имя председателя Индустриального Райисполкома г. Устинова, архивной выписки № # от # г. из протокола № # заседания исполкома Индустриального райсовета народных депутатов от # г. установлено, что утверждены служебными комнаты и квартиры в здании пожарного депо, расположенного по адресу: г. Ижевск, #, д. #, для проживания сотрудников ВОП-1 и ВПЧ.

- согласно справке ОАО «ИЭМЗ «Купол» от # г. установлено, что существующему зданию военизированной пожарной части № 12 в Устиновском районе г. Ижевска присвоен почтовый адрес: ул. #, д. № #, взамен адреса: #, д. #;

- на основании переписки между Директором департамента ПСС МЧС России и ФПС № 30 (исх. № # от # г., исх. № # от # г. «О создании специализированного жилого фонда» установлено, что на основании разрешения ДПСС МЧС России создан специализированный жилой фонд (служебные квартиры и комнаты в общежитиях) СПЧ-9 и СПЧ-12;

- Приказом № # от # г. «О создании специализированного жилого фонда» начальника ФПС № 30 на базе пожарного депо СПЧ-12 по адресу: г. Ижевск ул. #, д. #, создан специализированный жилой фонд, в который входит в том числе и 2-комнатная квартиры № #, расположенная в доме д. # по ул. # г. Ижевска;

- в соответствии с условиями договора найма служебного жилого помещения № # от # г., заключённого между Кунгуровым Н.А. и СУ № 30 МЧС установлено, что служебное жилое помещение, состоящее из квартиры общей площадью 49,2 м2, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. #, д. #, кв. #, предоставляется Кунгурову Н.А. в связи с прохождением службы в СУ № 30 МЧС и выходом на пенсию. Наймодателем по договору найма является СУ № 30 МЧС, нанимателем служебного жилого помещения - Кунгуров Н.А.;

- Свидетельством о государственной регистрации права серии 18 АА № # от # г. установлено, что субъектом права является СУ № 30 МЧС, собственником служебного помещения является Российская Федерация, имущество находится в оперативном управлении ГУ «Специальное управление ФПС № 30 МЧС России», объектом права является корпус 150 пожарного депо с жилым фондом (ВПЧ № 12), расположенное по адресу: г. Ижевск ул. #, д. #.

Правоотношения, возникшие между истцом Кунгуровым Н.А. и ответчиками регулируются нормами ЖК РСФСР, действующим ЖК РФ, а также нормами Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В ходе судебного заседания установлено, что истец Кунгуров Н.А. не оспаривает, что жилое помещение, в которое он вселён и проживает с семьей, является служебным.

В соответствии с п.п. а п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» судам разъяснено, что при применении положений Жилищного кодекса РФ о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены ст.ст. 92-98 ЖК РФ.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу ст. 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-Ф3 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, указанный нормативно-правовой акт применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие.

На момент вселения в спорное служебное жилое помещение истца Кунгурова Н.А. действовал Жилищный кодекс РСФСР.

В силу ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

По общему правилу ч. 2 ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации соответствующего предприятия, в соответствии с которым местным уполномоченным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение. Ордер являлся безусловным основанием для заключения с гражданином, на имя которого он выдан, договора найма служебного жилья (ст. ст. 106, 51 ЖК РСФСР).

Таким образом, исходя из исследованных доказательств в ходе судебного разбирательства установлено, что служебное жилое помещение истцу Кунгурову Н.А. представлено на законном основании, куда истец с семьей вселился в # г. на основании ордера и договора найма и проживает до настоящего времени.

Из исследованных в ходе судебного разбирательства документов установлено, что Кунгуров Н.А. в жилое помещение вселён на основании ордера № # от # г., с истцом заключён договор о найме служебного жилого помещения, который впоследствии # г. перезаключён на неопределённый срок.

Жилищным Кодексом РФ, действующим на момент заключения договора найма служебного жилого помещения № # от # г. предусмотрено (п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ), что служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Кроме того, исходя из положений п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Следовательно, основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут устанавливаться субъектом Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда, в данном случае Российская Федерация, согласно Свидетельства о государственной регистрации права серии 18 АА № # от # г. и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (СУ № 30 МЧС), вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в определении № 441-О от 21.12.2004 г. «Об отказе в принятии к рассмотрении жалобы граждански Ивановой Н.А. на нарушение её конституционных прав положениями ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указал на то, что ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 3 ноября 1998 г. № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указал на то, что определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Служебные жилые помещения, согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими в принципе невозможность приватизации служебного жилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом РФ правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции РФ.

Вместе с тем законодатель, исполняя возложенную на него обязанность по обеспечению права граждан на приватизацию жилья и соблюдая необходимый баланс их интересов и интересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, предоставил последним право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия для принятия таких решений с учетом положений ст. 72 ч. 1 п. «к» Конституции РФ могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации.

Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства суд полагает, что ответчики вправе самостоятельно и добровольно принять решение о приватизации служебного жилого помещения, а суд не вправе понуждать собственника жилого помещения к передаче служебного жилого помещения в собственность истца.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование истца Кунгурова Н.А. об обязании ГУ «Специальное Управление Федеральной Противопожарной Службы № З0 Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации» и Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике обязывающее принять решение о бесплатной приватизации служебного жилого помещения не подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Кунгурову Николаю Александровичу к ГУ «Специальное управление федеральной противопожарной службы № 30 Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ» и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике» о понуждении к приватизации жилого помещения, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня изготовления решения в окончательной форме через Устиновский районный суд г. Ижевска.

Судья Устиновского районного суда

гор. Ижевска Удмуртской Республики – Черединова И.В.

СПРАВКА: Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2010 г.

Судья Устиновского районного суда

гор. Ижевска Удмуртской Республики – Черединова И.В.

КОПИЯ ВЕРНА: судья - И.В. Черединова