Дело № 2-164-2011
Решение
Именем Российской Федерации.
«02» февраля 2011 года. г. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полякова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Петуховой О.В.,
при участии: представителя истца - Сармакеева С.П., действующего на основании доверенности от 18.05.2010 года,
представителя ответчика - УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска – Соловьевой А.В., действующей на основании доверенности № 5 от 17.01.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Темичевой Людмилы Александровны к Управлению Социальной Защиты Населения в Устиновском районе г. Ижевска о признании отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию,
Установил:
Истец Темичева Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Социальной Защиты Населения в Устиновском районе г. Ижевска (далее по тексту решения – УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска о признании отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию.
Свои исковые требования истец Темичева Л.А. мотивировала следующим: Тран Сергей Валентинович, инвалид # группы с увечьем полученным при исполнении иных обязанностей военной службы связанное с аварией на Чернобыльской АЭС, # года умер.
Тран Сергей Валентинович проживал в гражданском браке Темичевой Людмилой Александровной, # году у них родилась дочь Ирина, которую они совместно воспитывали. С # года и до дня смерти Темичева Людмила Александровна проживала совместно с Тран Сергеем Валентиновичем, воспитывали дочь Ирину, вели общее хозяйство. Последние годы, когда сильно ухудшилось здоровье Тран СВ. и ему нужен был постоянный посторонний уход, Людмила Александровна ухаживала за ним.
Среднемесячный доход Тран Сергея Валентиновича за период с # г. по # г. составил: # руб. # коп.
Среднемесячный доход Темичевой Людмилы Александровны составляла заработная плата, которая подтверждается справкой УМП «Объединение гостиничного хозяйства» за период с # г. по # г. # г. по # г. и которая составила - # руб. # коп.
Следовательно, доход Тран Сергея Валентиновича являлся основным и постоянным источником существования Темичевой Л.А. и она находилась на иждивении Тран Сергея Валентиновича.
С # года Темичева Л.А. является нетрудоспособной, в связи с выходом на пенсию по старости.
В соответствии ч.2 ст. 14 ФЗ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
В # года Темичева Л.А. обратилась в Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации.
УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска в своем письме от # года отказала Темичевой Л.А. в назначении ежемесячной денежной компенсации. УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска свой отказ мотивировало тем, что в Управлении нет сведений о выдаче Темичевой Л.А. удостоверения члена семьи потерявшего кормильца из числа граждан - инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Следовательно ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусматривает выдачу специального удостоверения членам семьи умершего инвалида и не ставит в зависимость предоставление ежемесячной денежной компенсации от наличия специального удостоверения.
Исходя из вышеуказанного отказ УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска в назначении ежемесячной денежной компенсации Темичевой Л.А. незаконно.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П по запросу Верховного Суда РФ оспаривался конституционность части второй статьи 14 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года, предоставляющей право на ежемесячную денежную компенсацию в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении указанных граждан, и устанавливающей порядок ее исчисления.
Как указано в п. 6 Постановления, формулировка "находившиеся на иждивении нетрудоспособные члены семьи" сужает круг лиц, имеющих право на возмещение вреда в связи с потерей кормильца, поскольку из числа иждивенцев исключаются дети умершего инвалида-чернобыльца, родившиеся после его смерти, и лица, состоявшие на иждивении инвалида-чернобыльца, но ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти;
В постановлении указано, что Базовый Закон ни в редакции от 24 ноября 1995 года, ни в ныне действующей редакции не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом.
В данном случае подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Следовательно, нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении инвалидов-чернобыльцев, поставлены в равное положение с нетрудоспособными членами семьи граждан других категорий, а потому оспариваемая норма в этой части не носит дискриминационный характер и не противоречит Конституции Российской Федерации.
Если же в правоприменительной практике допускается истолкование понятия "иждивение", которое лишает указанные в запросе Верховного Суда Российской Федерации категории граждан права на возмещение вреда либо допускает его реализацию не в соответствии с правилами, статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", то такое истолкование не может иметь юридического значения.
Статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает круг лиц кто имеет право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате) наступления страхового случая и это:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его) смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной служб: медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
Также данная статья устанавливает круг лиц кому выплачиваются страховые выплаты в случае смерти застрахованного:
несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;
учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, -пожизненно;
инвалидам - на срок инвалидности;
одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.
Кроме того, п.4 данной статьи установило право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.
Исходя из вышеизложенного, истец Темичева Л.А. полагает, что имеет право на назначение ежемесячной денежной компенсации предусмотренное ч.2 ст. 14 ФЗ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем просит признать отказ УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным, обязать УСЗН в Устиновском районе г.Ижевска назначить ежемесячную денежную компенсацию в размере и порядке, предусмотренном ч.2 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебное заседание истец Темичева Л.А., представители третьих лиц – Министерства социальной защиты населения УР, Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) не явились, просили о рассмотрении гражданского дела без их участия.
В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд выслушав мнение представителя истца, представителя ответчика полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, просивших о разбирательстве гражданского дела без их участия.
В судебном заседании представитель истца Сармакеев С.П., действующий на основании доверенности, заявленные Темичевой Л.А. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска Соловьева А.В., действующая на основании доверенности № 5 от 17.01.2011 года с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объёме. По существу иска пояснила, что в обоснование доводов УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска представлены письменные возражения в которых указана позиция ответчика по данному гражданскому делу.
В письменных возражениях на исковое заявление Темичевой Л.А., УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска было указано следующее:
Истец Темичева Л. А. # года обратилась в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки в соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе и компенсацию по жилищно-коммунальным услугам, как члену семьи умершего инвалида- чернобыльца Тран Сергея Валентиновича.
Меры социальной поддержки, предусмотренные п.2,3,7,8,12-15 части 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее базовый закон) распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а так же на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14. Возникновение у лица права на получение выплат предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 14 Базового закона в связи со смертью граждан, ставших инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС настоящий закон связывает с нетрудоспособностью члена семьи и нахождением его на иждивении умершего.
Понятие члена семьи полностью раскрывает Семейный кодекс РФ, в частности ст.2 СК РФ: Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными).
Темичева Л.А. и Тран СВ. брак в органах ЗАГС не регистрировали, не являются супругами и не состояли в других родственных отношениях, то есть Темичева Л.А. не является членом семьи умершего Тран СВ.
Круг лиц, имеющих право на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца, установлен Федеральным Законом №125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». В соответствии с ч.2 ст.7 Закона №125-ФЗ, право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:
Нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
Ребенок умершего, родившийся после его смерти;
Один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
Лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течении пяти лет со дня его смерти.
В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, не работающий или занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенчество несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.
В случае смерти застрахованного лица, страховые выплаты выплачиваются лицам, имеющим право на их получение, в периоды, установленные ч.3 ст.7 Закона 125-ФЗ:
Несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;
Учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
Женщинам, достигшим возраста 55 лет и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, -пожизненно;
Инвалидам- на срок инвалидности;
Одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, не работающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми. Внуками, братьями и сестрами, - до достижения им возраста 14лет либо изменения состояния здоровья.
В исковом заявлении истцом Темичевой Л.А. указано, что доход Тран СВ. являлся основным и постоянным источником её существования и то, что она находилась на его иждивении. Но это противоречит основному понятию «иждивение» (нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию), так как Темичева Л.А. являлась трудоспособной, работала, получала заработную плату, имея самостоятельный источник дохода.
Так же следует учитывать и то, что Темичева Л.А. и Тран СВ. на момент смерти имели несовершеннолетнюю дочь, которая находилась на содержании умершего Тран СВ.
Из чего следует, что совокупный доход умершего Тран СВ. не мог являться основным источником средств к существованию Темичевой Л.А.
В связи с вышеизложенным, УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска считает свой отказ в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона РФ№ 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обоснованным, не противоречащим законодательству РФ. Просят отказать в удовлетворении исковых требований Темичевой Л.А.
В судебное заседание представителем третьего лица - Министерства социальной защиты населения УР Скобкаревой Т.А., действующей на основании доверенности № 41 от 30.12.2010 года также представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором представитель Минсоцзащиты УР указала следующее:
Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшим инвалидами, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года (далее — Базовый закон) в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части 1 статьи 14 Базового закона, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Темичевой Л.А. не представлено доказательств того, что она является членом семьи Тран С.В, инвалида 1 группы вследствие увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с аварией на ЧАЭС, умершего # года. В Базовом законе понятие «семья» не раскрыто, поэтому оно применяется в том значении, в каком используется в других отраслях законодательства. В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса РФ членами семья являются супруги, родители и дети (также усыновленные). Согласно статье 1 Семейного кодекса РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Между истицей и Гран СВ. брак заключен не был. Понятие «гражданский брак» в законодательстве РФ отсутствует.
В исковом заявлении указано, что Темичева Л.А. находилась на иждивении Тран СВ., доход Тран СВ. являлся основным источником её существования.
Базовый закон не содержит определения понятия «иждивение».
В данном случае подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», исходя из смысла которой право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания, но понятия «иждивенец» указанный закон также не содержит.
Как следует из части второй статьи 179 Трудового кодекса РФ, иждивенцами признаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Аналогичным образом понятие иждивения определяется и в пункте 3 статьи 9 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно справке № 27 от 26.04.2010 года на момент смерти Тран СВ. (# года) Темичева Л.А. состояла в трудовых отношениях с УМП «Объединение гостиничного хозяйства» и ее зарплата в # года составила # руб.; сведений о зарплате Темичевой Л.А. в # года не имеется. Среднемесячная зарплата за период с # года по # года составила # руб.
Следует отметить, что Тран СВ. являлся инвалидом 1 группы, в связи с чем он был вынужден расходовать на собственные нужды значительную часть своего дохода -# руб.
Кроме того, Тран СВ. и Темичева Л.А. имели дочь, # г.р., на момент смерти ей исполнилось # лет, т.е. она являлась несовершеннолетней и находилась на полном содержании умершего Тран СВ.
Таким образом, Темичева Л.А. являлась трудоспособной, получала заработную плату, то есть имела самостоятельный источник дохода, не находилась на полном содержании умершего Тран СВ., доход Тран СВ. не мог являться основным источником средств к существованию Темичевой Л.А. и, следовательно, истица не находилась на иждивении умершего Тран СВ.
Истец Темичева Л.А. является нетрудоспособной в связи с выходом на пенсию по старости с # года, вместе с тем, обращается за назначением ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, а исходя из текста искового заявления - за установлением факта признания членом семьи и факта нахождения на иждивении, лишь по прошествии 4 лет.
Учитывая изложенное, Министерство социальной защиты населения УР полагает, что исковые требования Темичевой Л.А. являются неправомерными, не основанными на законе и иных нормативных правовых актах и не подлежат удовлетворению.
В судебное заседание от представителя Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Анохина А.В., действующего на основании доверенности поступили письменные возражения относительно заявленных Темичевой Л.А. исковых требований, в которых представитель Роструд Анохин А.В. указал на то, что Темичева Л.А. обратилась с заявлением о признании незаконным отказа УСЗН в назначении ей ежемесячной денежной компенсации.
Как следует из заявления, Тран СВ. инвалид 1 группы в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС умер # г. С # г. и до смерти Тран СВ. и Темичева Л.А. проживали совместно, вели общее хозяйство и воспитывали дочь # г. Основным и постоянным источником существования Темичевой Л.А. являлся доход получаемый Тран СВ., который за период с # г. по # г. составил # руб. Среднемесячный доход Темичевой Л.А. за период с # г. по # г., # г. по # г. составил # руб. С # г. Темичева Л.А. является нетрудоспособной в связи с выходом на пенсию по старости. На основании чего она имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 14 базового Закона.
Федеральная служба по труду и занятости не согласна с заявленными требованиями и считает, что они противоречат действующему законодательству на основании следующего.
Из содержания нормы п. 15 ч.1. ст. 14 базового Закона следует, что право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Из чего следует, что для назначения ежемесячной компенсации по потери кормильца необходимы два условия:
Первое - нетрудоспособность члена семьи умершего кормильца. Истица указывает, что она являлась членом семьи умершего Тран СВ., поскольку состояла с ним в гражданском браке, поживали совместно, вели общее хозяйство.
Вместе с тем нормами семейного права, а именно ст.2 Семейного кодекса Российской Федерации определен круг лиц, которые могут быть отнесены к членам семьи, ими признаются: супруги, родители и дети. Согласно ст.1 Семейного кодекса Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Фактические брачные отношения без государственной регистрации брака, независимо от продолжительности и наличия совместных детей (так называемый «гражданский брак»), не являются браком в юридическом смысле, так как не имеют никакого правового значения и не порождают никаких правовых последствий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 мая 1995 года № 26-0 «Правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством. В настоящее время закон не признает незарегистрированный брак и не считает браком сожительство мужчины и женщины. Оно не порождает правовых последствий и поэтому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение. Исключение сделано лишь для лиц, вступивших в фактические брачные отношения до 8 июля 1944 года, поскольку действовавшие в то время законы признавали равноправными два вида брака - зарегистрированный в органах ЗАГСа и фактический брак». Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подтверждена и в определении от 17 декабря 2009 года № 1665-О-О.
Кроме того на то, что «после 8 июля 1944 г. только зарегистрированный в органах ЗАГСа брак порождает права и обязанности супругов» указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2002 года., утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2002 года.
Таким образом, Темичева Л.А. не имеет права на назначение ежемесячной компенсации по потере кормильца, поскольку из вышеизложенного следует, что она не является членом семьи.
Вторым условием для назначения ежемесячной компенсации является нахождение на иждивении умершего инвалида-чернобыльца.
В соответствии со ст.262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Целью особого производства согласно ч.1 ст.264 ГПК РФ является установление фактов от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Установленные в особом производстве факты в дальнейшем порождают юридические последствия.
Статья 264 ГПК РФ содержит перечень фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, в том числе факт нахождения на иждивении и только на основании установленного судом факта иждивения может быть назначена ежемесячная компенсация или пенсия по случаю потери кормильца и т.д. В связи с чем, реализовать право на получение данных выплат без установления факта нахождения на иждивении невозможно.
В # года Темичева Л.А. обратилась в Устиновский районный суд г. Ижевска с заявлением об установлении юридических фактов: факт, что Темичева Л.А. являлась членом семьи и факта нахождения её на иждивении для получения мер социальной поддержки члену семьи потерявшему кормильца.
В соответствии с ч.3 ст.263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Как следует из информации полученной от УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска определением судьи Устиновского районного суда г. Ижевска заявление Темичевой Л.А. оставлено без рассмотрения и ей рекомендовано обратиться в суд с исковым заявлением.
Роструд считает, что поскольку в судебном порядке не установлен факт того, что Темичева Л.А. является членом семьи умершего Тран СВ., а также факт нахождения истицы на иждивении умершего Тран СВ. которые могут быть установлены только в порядке особого производства, правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требования у суда не имеется, в связи с чем Роструд просит в удовлетворении исковых требований Темичевой Л.А. отказать.
Из представленных в судебное заседание документов установлены следующие юридически значимые обстоятельства по делу:
Согласно справки от # года УПФР в г. Ижевске следует, что, Тран С.В. являлся получателем пенсии по инвалидности # группы, которая составляла в период с # года по # года сумму в размере # руб. # коп. С # года по # года в размере # руб. # коп., С # года по # года размер пенсии составлял # руб. # коп. по # группе инвалидности. С # года выплата пенсии прекращена в связи со смертью.
Из справки № # от # года следует, что Темичева Л.А. с # года по # года работала в должности горничной в УМП «Объединение гостиничного хозяйства» и её заработная плата за 12 месяцев составила # руб. # коп.
В соответствии со справкой ООО УК «ИжСантехмонтаж» от # года выданной Темичевой Л.А. установлено, что Тран С.В. по день смерти постоянно проживал по адресу: г. Ижевск ул. #, д. № # кв. № # совместно с Темичевой Л.А. и Тран И.С.
Согласно поквартирной карточки по адресу: г. Ижевск ул. #, д. № # кв. № # установлено, что Тран С.В. был зарегистрирован по вышеуказанному адресу с # года по # года.
На основании свидетельства о смерти серии I – НИ № # от # года следует, что Тран С.В. # года рождения, уроженец г. # # области умер # года.
На основании удостоверения серии Б № #, выданного # года Устиновским ОСЗН г. Ижевска Тран С.В. имел право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Кроме того, согласно справки МСЭ- 012 № # от # года Тран С.В. является инвалидом # группы в связи с увечьем полученным при исполнении иных обязанностей воинской службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК от # года Тран С.В. утратил профессиональную трудоспособность на 100%.
Согласно удостоверению № # от # года, выданного УПФР в г. Ижевске, Темичева Л.А. является пенсионером по старости.
В соответствии с письмом УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска № # от # года установлено, что УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска указало Темичевой Л.А. на то, что по результатам рассмотрения заявления о предоставлении мер социальной поддержки в Управлении нет сведений о выдаче Темичевой Л.А. удостоверения члена семьи, потерявшего кормильца из числа граждан – инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы. В соответствии с п. 2 Порядка и условий оформления выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенёсшим лучевую болезнь …, утверждённого приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 728, Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 832, Министерства финансов РФ № 166н от # года удостоверение даёт право на меры социальной поддержки с момента его предъявления. Для получения вышеназванного удостоверения, в соответствии с п. 5 названного Порядка, кроме приложенных к заявлению документов представляются и их оригиналы, а также оригинал свидетельства о заключении брака с Тран С.В.
В связи с отсутствием удостоверения, в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с частью 4 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Темичевой Л.А. отказано.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные истцом Темичевой Л.А. исковые требований не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Истец Темичева Л.А. свои исковые требования связывает с незаконностью отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации, которая по мнению истца, не зависит от наличия либо отсутствия специального удостоверения.
Разрешая исковые требования Темичевой Л.А. суд приходит к следующим выводам.
Право на получение мер социальной поддержки Темичевой Л.А. возникает при наличии двух оснований: наличие специального удостоверения, выдаваемого члену семьи умершего и нахождение лица на иждивении умершего.
Данный вывод суда основан на следующем:
Согласно ч.2 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 или пунктом 4 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, выплачивается ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для исчисления размера ежемесячной страховой выплаты, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии с частью 2 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию (возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.
Выплата ежемесячной денежной компенсации производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 21 августа 2001 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», в пункте 1 которого указывается на то, что настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ", регулирует вопросы выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием.
В абзаце 2 п. 4 Порядка предусмотрено, что в случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что для осуществления выплаты денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):
заявление о выплате денежной компенсации;
копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
копия свидетельства о смерти кормильца;
справка о составе семьи;
документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).
Денежная компенсация может выплачиваться каждому нетрудоспособному иждивенцу индивидуально.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 25 части первой данной статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.
Аналогичная норма содержится и в абзаце 2 пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года N 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года N 83.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года № 1085-О-П « По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение Конституционных прав граждански Колковой Валентины Евгеньевны частью четвёртой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснена правовая позиция ор том, что конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).
В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки.
Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки. Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.
Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 960-О-П). В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.
По смыслу части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации N 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения.
Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.
В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые заявителем положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 - в системной взаимосвязи с частью пятой статьи 15 и частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также с учетом положений, закрепленных в пункте 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Исходя из положений подпункта «г» пункта 2 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации № 728/832/166н) предусмотрено, что удостоверение выдаётся членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.
Удостоверение дает право гражданам, указанным в пункте 2 вышеуказанного Порядка, на меры социальной поддержки с момента его предъявления.
Исходя из пунктов 5, 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что членам семьи, указанным в подпункте "г" пункта 2 Порядка, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами "Посмертно" и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.
Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина);
свидетельство о смерти;
свидетельство о браке;
паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);
документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).
Согласно п. 6 Порядка в необходимых случаях от граждан, обращающихся за получением удостоверения, могут быть затребованы документы, подтверждающие родственные связи с лицом, имеющим право на получение данного удостоверения; доверенность на получение удостоверения, выданная в установленном порядке; свидетельство об усыновлении; иные документы, удостоверяющие личность и содержащие указание на гражданство.
Исходя из анализа вышеизложенного, суд приходит к выводу, что меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставляются только лицам, имеющим специальное удостоверение, так как назначение мер социальной поддержки подзаконный нормативный акт (Порядок) напрямую связывает с наличием удостоверения.
Вместе с тем, для выдача удостоверения члена семьи напрямую связана с необходимостью предоставления документов подтверждающих наличие семейных отношений.
Согласно оспариваемого Темичевой Л.А. письма УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска № # от # года, Темичевой Л.А. в соответствии с предусмотренным Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверения предлагалось предоставить документы, подтверждающие то, что Темичева Л.А. является членом семьи Тран С.В.
Истец Темичева Л.А. и её представитель в судебное заседание оригинал свидетельства о заключении брака Темичевой Л.А. с Тран С.В. не представили, факт того, что Темичева Л.А. в зарегистрированном браке с Тран С.В. не состояла, истец в ходе судебного разбирательства дела также не отрицала.
Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - семейном, гражданском, жилищном.
В соответствии с ч.2 ст.1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Семейное законодательство (ст. 2 СК РФ) устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи.
К членам семьи (ст. 2 СК РФ) семейное законодательство относит: супругов, родителей и детей, усыновителей и усыновленных, а в некоторых случаях других родственников и иных лиц (родные братья и сестры, отчим (мачеха) и пасынки (падчерицы), опекуны и попечители, приемные родители, фактические воспитатели и принятые в их семьи дети).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 10 СК РФ - права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
Конституционный Суд РФ в определении от 17 мая 1995 года № 26-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Иониной Веры Петровны», подтверждённой правовой позицией изложенной в определении Конституционного Суда РФ № 1665-О-О от 17.12.2009 года указал на то, что правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством. В настоящее время закон не признает незарегистрированный брак и не считает браком сожительство мужчины и женщины. Оно не порождает правовых последствий и поэтому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение. Исключение сделано лишь для лиц, вступивших в фактические брачные отношения до 8 июля 1944 года, поскольку действовавшие в то время законы признавали равноправными два вида брака - зарегистрированный в органах ЗАГСа и фактический брак.
Требования заявительницы по существу сводятся к тому, чтобы фактическому браку вновь придавалось такое же правовое значение, какое имеет брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. Однако определение понятия брака, порядка его регистрации, прав и обязанностей, вытекающих из брака, - это прерогатива законодателя.
Исходя из анализа вышеуказанного, суд приходит к выводу, что истец Темичева Л.А. не являлась членом семьи Тран С.В.
Таким образом, исходя из Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, суд полагает, что для получения мер социальной поддержки необходимо предоставление в орган социальной защиты населения установленного вышеуказанным нормативным актом перечня всех документов и последующего получения специального удостоверения.
УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска в письме № # от # года предлагало Темичевой Л.А. представить документы подтверждающие то, что она является членом семьи Тран С.В. Однако, Темичевой Л.А. данное законное требование исполнено не было.
Таким образом, у УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска отсутствовали правовые основания для предоставления Темичевой Л.А. специального удостоверения, и назначение Темичевой Л.А. мер социальной поддержки членов семьи инвалидов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следствие этого, суд полагает, что письмо УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска № # от # года принято в соответствии с действующим законодательством, является законным и обоснованным.
Касаясь ссылок истца Темичевой Л.А. на наличие основания для назначения ежемесячной денежной компенсации как лицу, состоявшему на иждивении умершего, суд приходит к следующему выводу.
Понятие «нахождение на иждивении» дано ч. 2 ст. 9 Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно части 2 ст. 7 Федерального закона № 125-ФЗ от 24.07.1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" дан перечень лиц имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.
Конституционный Суд РФ в определении от 5 февраля 2009 года № 290-О-П «По жалобе гражданки Журбы Людмилы Николаевны на нарушение её конституционных прав пунктом 2 статьи 7 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» указал на то, что из пункта 2 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следует, что нетрудоспособные иждивенцы застрахованного лица имеют право на получение страховых выплат в результате наступления страхового случая. Вместе с тем как смерть застрахованного лица, так и страховой случай, определяемый законодателем через его системно-нормативную взаимосвязь с понятиями "несчастный случай на производстве" и "профессиональное заболевание", являются отдельными событиями, находящимися друг с другом в причинно-следственной связи. Соответственно, смерть лица, застрахованного от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которая является следствием выполнения им как застрахованным лицом своих трудовых обязанностей, должна в любом случае рассматриваться как основание возникновения у его нетрудоспособных иждивенцев права на получение страховых выплат. При этом данное право нетрудоспособных иждивенцев является производным от их статуса иждивенца, а не от права застрахованного лица на обеспечение по обязательному социальному страхованию, которое он реализовал при жизни.
Таким образом, возникновение права на получение мер социальной поддержки, применительно к вышеуказанному закону, законодатель связывает с наличием двух оснований: лицо должно являться членом семьи и данное лицо в то же время должно находиться на иждивении умершего.
Как было указано выше – Темичева Л.А., не является супругой Тран С.В., в соответствии с нормами семейного законодательства.
Из представленных в судебное заседание справок о доходе Тран С.В. и заработной плате Темичевой Л.А. следует, что Тран С.В. являлся получателем пенсии по инвалидности.
Согласно представленного истцом Темичевой Л.А. и не подтверждённым никакими доказательствами, расчётом размер дохода Тран С.В. за период с # года по # года составляла # руб. # коп.
Среднемесячный доход Темичевой Л.А. за вышеуказанный период согласно справки № # от # года составлял сумму в размере # руб. # коп.
В 2006 году Темичева Л.А. стала нетрудоспособной в связи с выходом на пенсию по старости.
Таким образом, суд, анализируя нормы ст. 9 Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и справку № 27 от 26.04.2010 года полагает, что доводы истца Темичевой Л.А. о нахождении на полном содержании Тран С.В. являются несостоятельными, так как Темичева Л.А., являясь трудоспособной и получая заработную плату, что подтверждается справкой № 27 от 26.04.2010 года имела самостоятельный источник дохода, то есть не находилась на иждивении Тран С.В.
На основании определения Устиновского районного суда г. Ижевска от 29.10.2010 года между сторонами – участниками судебного разбирательства настоящего гражданского дела было распределено бремя доказывания.
Истцу Темичевой Л.А. в частности предлагалось предоставить доказательства подтверждающие факт того, что Темичева Л.А. является членом семьи Тран С.В., а также факт нахождения Темичевой Л.А. на иждивении.
Законодателем, в соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ на стороны возложена обязанность доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вместе с тем, истцом Темичевой Л.А. никаких доказательств того, что она является членом семьи Тран С.В. и лицом, которое находилось на иждивении Тран С.В., в суд представлено не было.
Суд полагает необходимым вновь обратить внимание на оспариваемое истцом Темичевой Л.А. письмо УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска № # от # года, которым Темичевой Л.А., в соответствии с предусмотренным Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверения, предлагалось предоставить документы, подтверждающие то, что Темичева Л.А. является членом семьи Тран С.В.
Однако, истец Темичева Л.А. данных документов подтверждающих родственные отношения с Тран С.В., о том что она является членом семьи умершего инвалида- участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС ни в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска ни в последствии в суд не представила.
Оценив все имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что требования Темичевой Л.А. о признании отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным не основаны на действующем законодательстве, то есть не законны и как следствие этого не подлежат удовлетворению.
Учитывая то, что истец Темичева Л.А. право на получение мер социальной поддержки (выплату ежемесячной денежной компенсации) связывает с необоснованностью в отказе выдачи специального удостоверения, суд полагает, что данное требование также подлежит оставлению без удовлетворения.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что требования Темичевой Л.А. о признании отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию не основаны на законе и как следствие этого не подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Темичевой Людмилы Александровны к Управлению Социальной Защиты Населения в Устиновском районе г. Ижевска о признании отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации незаконным, обязании назначить ежемесячную денежную компенсацию - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течении 10 дней с момента вынесения мотивированного решения суда в окончательной форме через Устиновский районный суд г. Ижевска.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено судом в 11 часов 30 минут 08 февраля 2011 года.
Судья - Д.В. Поляков