Решение от 21.01.2011 о признании незаконным отказа в выплате единовременного денежного пособия.



Дело № 2-350/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января2011 года г. Ижевск

Устиновский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Костенковой С.П.,

при секретаре – Серёгиной Е.Н.,

с участием заявителя – Куртумерова М.И., представителя заинтересованного лица Колударовой О.П., действующей на основании доверенности № 01/03-12-17 от 27.07.2009 года (сроком на три года),

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Куртумерова Михаила Ивановича и Белобородовой Натальи Анваровны об оспаривании решения Министерства образования и науки УР об отказе в выплате единовременного денежного пособия в связи с усыновлением ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Заявители Куртумеров М.И. и Белобородова Н.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства образования и науки УР об отказе в выплате единовременного денежного пособия в связи с усыновлением ребенка, которым просили признать незаконным решение Министерства образования и науки Удмуртской Республики об отказе в выплате им единовременного денежного пособия в связи с усыновлением несовершеннолетнего Стерхова Вадима Андреевича, # года рождения. Требования заявителей мотивированы следующим: Постановлением Правительства УР от 21.12.2009 года № 369 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления единовременного денежного пособия в Удмуртской Республике при усыновлении или удочерении» в целях повышения мер социальной поддержки граждан, усыновивших или удочеривших ребенка (детей), предусмотрена выплата единовременного денежного пособия в размере # (#) рублей.В соответствии с п.п. 3, 6 Положения, # года заявители обратились в Министерство образования и науки УР с соответствующим заявлением о выплате данного единовременного денежного пособия, представив при этом необходимый пакет документов, предусмотренный указанным нормативно-правовым актом. # года ими был получен отказ в выплате пособия, который обоснован теми обстоятельствами, что ребенок на момент усыновления находился у них под опекой. Отказ в выдаче пособия они считают неправомерным. Заявители состоят в зарегистрированном браке с # года, совместных детей не имеют. Малолетний Стерхов Вадим Андреевич, # года рождения усыновлен ими # года по решению Федерального суда Устиновского района г. Ижевска от 22.09.2010 года. В отделе опеки и попечительства Администрации Устиновского района г. Ижевска они состояли на учете как кандидаты в усыновители с # года. Усыновленный ими мальчик остался без попечения родителей, одинокая мать отказалась забирать его из роддома, оформив заявление о согласии на его усыновление. Фактически, на момент передачи ребенка в их семью, он находился в медицинском учреждении - МУЗ Городская клиническая больница № 4 Управления здравоохранения Администрации г. Ижевска. Приняв решение об усыновлении Стерхова В.А., им стало известно, что после рождения и медицинского осмотра у него было обнаружено серьезное заболевание с диагнозом - врожденный порок сердца, требующее принятия срочных мер для оказания квалифицированного медицинского лечения и наблюдения за его самочувствием, профилактики и предупреждения более тяжелых последствий развития выявленного заболевания. При данных обстоятельствах, они не смогли оставить в больнице ребенка, брошенного родной матерью, твердо решив длясебя,чтосправятсяс его болезнью. Временно, по предложению органа опеки и попечительства Устиновского района г. Ижевска, ими было принято решение об установлении над ребенком опеки с целью получения реальной возможности в более короткие сроки забрать его в свою семью и обеспечить получение им квалифицированной лечебно-профилактической помощи. Распоряжением Главы администрации Ленинского района г. Ижевска УР № # от # года Белобородова Н.А. назначена опекуном Стерхова В.А. Принимая данное решение, они, прежде всего, беспокоились о здоровье малыша, так как процедура установления усыновления требовала более длительного времени, при этом как опекуны они сохраняли за собой право быть его усыновителями в дальнейшем. По этой причине ребенок не был ими усыновлен непосредственно из медицинского учреждения. Впоследствии изменилась лишь форма его устройства в их семье, он стал полноправным ее членом во всех отношениях. Факт оставления ребенка без попечения родителей установлен решением Федерального суда Устиновского района г. Ижевска от 22.09.2010 года. Исходя из преамбулы Постановления Правительства УР от 21.12.2009 года выплата единовременного денежного пособия предусмотрена в целях стимулирования усыновления детей, оставшиеся без попечения родителей, в том числе из медицинских организаций, и дополнительной социальной поддержки усыновителей. В ежегодном Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 30.11.2010 года Президентом Российской Федерации отмечено, что ключевое и самое главное внимание государства и общества должно быть уделено заботе о будущих поколениях, созданию эффективной государственной политике в области детства. В данном контексте главой государства отмечена важность целенаправленного решения вопросов семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей и помощи приемным семьям. В соответствии с международно-правовыми нормами, ст. 124 Семейного кодекса РФ усыновление является приоритетной формой устройства детей. Заботясь о здоровье и интересах ребенка, стараясь создать ему полноценную, любящую семью, они сознательно отказались от государственной помощи, в том числе финансовой, которая оказывается в виде ежемесячных выплат опекунского пособия для нужд подопечного, усыновили ребенка, взяв на себя родительские обязанности по его содержанию, воспитанию и образованию. Ими созданы все необходимые условия для полноценного развития ребенка, мальчик окружен вниманием и любовью близких. Надеясь на дополнительную помощь от государства, они не стараются улучшить свое личное благосостояние, у них есть работа, в семье стабильный доход, полученные от государства дополнительные средства они хотели бы потратить на ребенка, на его образование.

Заявитель Куртумеров М.И. в судебном заседание заявление полностью поддержал.

Заявитель Белобородова Н.А. была извещена о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка заявителя в судебное заседание, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Представитель заинтересованного лица – Министерства образования и науки УР Колударова О.П. требования заявителей не признала в полном объеме, полагает, что оспариваемое решение Министерства образования и науки УР является законным по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В письменном отзыве на заявление Куртумерова и Белобородовой, представитель заинтересованного лица Колударова О.П. указала следующее. # года по распоряжению главы Администрации Ленинского района г. Ижевска № # Белобородова Н.А. назначена опекуном в отношении несовершеннолетнего Стерхова В.А. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства», по решению Устиновского районного суда г. Ижевска от 22 сентября 2010 года (дело № 2-2275/10), вступившего в законную силу 5 октября 2010 года, Стерхов В.А. усыновлен заявителями. # года заявители обратились в Министерство образования и науки Удмуртской Республики за получением единовременного денежного пособия при усыновлении в размере # рублей. Рассмотрев заявление усыновителя Белобородовой, Министерство образования и науки Удмуртской Республики отказало в выплате единовременного денежного пособия (письмо от 12.11.2010г. № 10-21/235). Основанием отказа послужило постановление Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 369 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления единовременного денежного пособия в Удмуртской Республике при усыновлении или удочерении», в соответствии с которым определен порядок предоставления единовременного денежного пособия при усыновлении или удочерении гражданами Российской Федерации ребенка (детей) из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций в Удмуртской Республике, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Пособие, предоставляемое при усыновлении (удочерении) является дополнительной мерой социальной поддержки усыновителей и предназначено для стимулирования усыновления или удочерения (далее - усыновление) детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заявители усыновили ребенка из-под опеки, которая является самостоятельной формой устройства ребенка в семью. В постановлении № 369 не предусмотрено основание для выплаты пособия при усыновлении (удочерении), если ребенка усыновили не из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций в Удмуртской Республике, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Более того, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» заявители получили единовременное денежное пособие при устройстве ребенка в семью, под опеку в размере # руб. Данные выплаты являются обязательными независимо от формы устройства ребенка в семью. На основании изложенного, считаю, что Министерство образования и науки Удмуртской Республики отказало заявителям в выплате единовременного денежного пособия при усыновлении ребенка по постановлению Правительства Удмуртской Республики от 21 декабря 2009 года № 369 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления единовременного денежного пособия в Удмуртской Республике при усыновлении или удочерении» правомерно, так как не имеет права при принятии решений расширительно толковать нормативные правовые акты РФ и УР.

Выслушав мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Несовершеннолетний Стерхов Вадим Андреевич родился # года. # года мать несовершеннолетнего Стерхова В.А. – Стерхова Н.В. оформила заявление о согласии на усыновление ребенка.

# года распоряжением и.о. главы Администрации Ленинского района г. Ижевска № # от # года над несовершеннолетним Стерховым В.А., # года рождения, не имеющим регистрации по месту жительства, была установлена опека, Белобородова Н.А. назначена опекуном несовершеннолетнего Стерхова В.А.

На момент оформления опеки несовершеннолетний Стерхов В.А. находился в МУЗ «Городская клиническая больница № # Управления здравоохранения Администрации города Ижевска».

Решением Устиновского районного суда г. Ижевска от 22 сентября 2010 года несовершеннолетний Стерхов В.А.был усыновлен Белобородовой Н.А. и Куртумеровым М.И.

# года Белобородова Н.А. обратилась в Министерство образования и науки УР с заявлением о назначении и выплате единовременного денежного пособия в связи с усыновлением ребенка. К заявлению заявителем Белобородовой Н.А. были приложены необходимые документы: копия паспорта, копия свидетельства о рождении ребенка, копия решения суда об усыновлении, ИНН, копия сберкнижки и справка с места жительства.

Письмом Министерства образования и науки УР № 10-21/235 от 12.11.2010 года Белобородовой Н.А. в выплате единовременного пособия было отказано в связи с тем, что ранее ребенок находился у нее под опекой.

Указанные выше обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, заявителями и заинтересованным лицом в целом не оспариваются.

Отказ в выплате единовременного пособия заявители считают незаконным по основаниям, изложенным в заявлении.

Оценив доводы заявителей, возражения представителя заинтересованного лица, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявление Куртумерова М.И. и Белобородовой Н.А. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Суд вправе удовлетворить заявление об оспаривании решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие(бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Данная правовая позиция отражена в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2.

В целях стимулирования усыновления или удочерения детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций в Удмуртской Республике, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, повышения мер социальной поддержки граждан, усыновивших или удочеривших ребенка (детей), Правительством Удмуртской Республики принято постановление от 21 декабря 2009 года № 369 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления единовременного денежного пособия в Удмуртской Республике при усыновлении или удочерении»(далее по тексту – Постановление от 21.12.2009 года № 369), которым определен порядок предоставления единовременного денежного пособия при усыновлении или удочерении гражданами Российской Федерации ребенка (детей) из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций в Удмуртской Республике, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Пособие, предоставляемое при усыновлении (удочерении) является дополнительной мерой социальной поддержки усыновителей и предназначено для стимулирования усыновления или удочерения (далее - усыновление) детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Расходы, связанные с реализацией указанного постановления, осуществляются за счет средств, предусмотренных Министерству образования и науки Удмуртской Республики в бюджете Удмуртской Республики на указанные цели, и высвобождающихся средств Фонда компенсаций Удмуртской Республики в связи с усыновлением или удочерением ребенка (детей). Указанное постановление вступило в силу с 1 января 2010 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с усыновлением или удочерением ребенка (детей), с 1 января 2010 года.

Постановлением от 21.12.2009 года № 369 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления единовременного денежного пособия в Удмуртской республике при усыновлении или удочерении(далее по тексту- Положение).

В соответствии с п. 1-5 Положения пособие выплачивается единовременно, в размере # руб., гражданам Российской Федерации, усыновившим или удочерившим ребенка (детей) из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций в Удмуртской Республике, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (далее – усыновители). Право на получение пособия имеет один из усыновителей.

Согласно п. 6 Положения для назначения и выплаты пособия усыновитель (далее также - заявитель) представляет в Министерство образования и науки Удмуртской Республики (далее - Министерство) следующие документы:

1) заявление о назначении и выплате пособия по форме согласно приложению к настоящему Положению;

2) копию свидетельства о рождении ребенка;

3) копию решения суда об установлении усыновления ребенка (детей) с отметкой о вступлении решения суда в законную силу;

4) копию паспорта гражданина Российской Федерации;

5) копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН);

6) документы, содержащие номер банковского счета (вклада до востребования) заявителя, - договор банковского вклада, договор банковского счета, иной документ из банковской или иной кредитной организации, содержащей информацию о номере счета (вклада до востребования);

7) справку с места жительства или выписку из домовой книги, подтверждающую совместное проживание с ребенком.

Из объяснений заявителей, представителя заинтересованного лица, материалов гражданского дела, в судебном заседании установлено, что заявитель – Белобородова Н.А., в установленном Положением порядке, с предоставлением полного перечня требуемых документов, обратилась # года к надлежащему лицу - в Министерство образования и науки УР с заявлением о назначении и выплате пособия, установленного Постановлением от 21.12.2009 года № 369.

Согласно п. 10 Положения решение о назначении и выплате пособия принимается Министерством в течение 30 дней со дня приема документов и оформляется приказом министра образования и науки Удмуртской Республики.

Исходя из буквального содержания Постановления от 21.12.2009 года № 329 и утвержденного им Положения, суд приходит к выводу, что необходимыми условиями назначения и выплаты пособия являются следующие обстоятельства: усыновление(удочерение) ребенка после 01 января 2010 года, т.е. после введения в действие Постановления от 21.12.2009 года № 329; факт нахождения ребенка на момент усыновления(удочерения) в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организациях в Удмуртской Республике, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Как установлено при рассмотрении настоящего дела ребенок был усыновлен заявителями на основании решения Устиновского районного суда г. Ижевска УР от 22 сентября 2010 года, т.е. в период действия Постановления от 21.12.2009 года № 329.

В то же время, на момент усыновления ребенок в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организациях в Удмуртской Республике, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, не находился.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Министерством образования и науки УР обоснованно принято решение об отказе в выплате и назначении пособия Белобородовой Н.А.

В обоснование своих доводов о незаконности отказа Министерства образования и науки УР в назначении и выплаты пособия, заявители ссылаются на то, что ребенок был взят ими под опеку из медицинской организации, решение об оформлении опеки было принято ими в связи с тем, что ребенку срочно требовалось оказание квалифицированной помощи, а установление усыновления требовало значительного времени, что могло негативно отразиться на здоровье ребенка. По мнению заявителей, не распространение на них действия Постановления от 21.12.2009 года № 327, по формальным основаниям, только в связи с тем, что ранее ими же ребенок был взят под опеку, нарушает их права, ставит их в неравные условия по сравнению с другими гражданами, которые также взяли ребенка, оставшегося без попечения родителей, но сразу оформили усыновление, а не опеку, хотя конечная цель в обоих случаях была одна – устройство детей, оставшихся без попечения родителей в семью.

Оценив указанные доводы заявителей, суд приходит к следующим выводам.

Пособие, предоставляемое при усыновлении (удочерении) является дополнительной мерой социальной поддержки усыновителей и предназначено для стимулирования усыновления или удочерения (далее - усыновление) детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Условия и порядок предоставления указанного выше пособия установлен Правительством УР.

Министерство образования и науки УР в соответствии Положением, утвержденным постановлением Правительства УР от 16 мая 2005 г. N 83,(далее по тексту – Положение о министерстве) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, обеспечивающим осуществление государственной политики и управления в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, начального, среднего профессионального образования и науки, лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений и организаций, расположенных на территории Удмуртской Республики, а также выполняющим иные задачи в соответствии со своими функциями и видами деятельности. В соответствии с п. 05.16.1.2.1 указанного выше Положения о министерстве Министерство образования и науки УР в установленном порядке осуществляет выплаты единовременных пособий гражданам при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью.

Анализ указанного выше Положения о министерстве, а также постановления от 21.12.2009 года № 329 показывает, что Министерство образования и науки УР не вправе самостоятельно определять порядок и основания выплаты пособия, а также толковать постановления Правительства УР.

При таких обстоятельствах, доводы заявителей о том, что Постановлением от 21.12.2009 года № 329 они необоснованно не включены в круг лиц, имеющих право на получение пособия в связи с усыновлением ребенка, не могут являться основанием к признанию отказа Министерства образования и науки УР в назначении и выплате пособия незаконным, так как данные вопросы, как установлено выше, к компетенции указанного органа не относятся.

Кроме того, оценивая доводы заявителей, суд также учитывает, что ребенок, усыновленный заявителями в # году, был фактически взят ими из медицинского учреждения в # года, т.е. до введения в действие Постановления от 21.12.2009 года № 329.

Таким образом, оспариваемый заявителями отказ в назначении и выплате пособия в связи с усыновлением ребенка принят Министерством образования и науки УР в соответствии с предоставленными ему полномочиями, на основании Постановления от 21.12.2009 года № 329 и утвержденного указанным постановлением Положения, которые заявителями не оспорены и незаконными не признаны, нарушений действующего законодательства при принятии указанного отказа заинтересованным лицом не допущено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ Министерства образования и науки УР является законным, права и законные интересы заявителей не нарушены, в связи с чем требования заявителей являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Куртумерова Михаила Ивановича и Белобородовой Натальи Анваровны об оспаривании решения Министерства образования и науки УР об отказе в выплате единовременного денежного пособия в связи с усыновлением ребенка, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР (через Устиновский районный суд г. Ижевска) в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2011 года.Судья: С.П. Костенкова