Решение от 30.03.2011 о возложении обязанности предоставлять ежемесячную компенсацию.



Дело № 2-527-2011

Решение

Именем Российской Федерации.

«30» марта 2011 года. г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Полякова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Петуховой О.В.,

при участии: истца - Тран И.С.,

представителя истца - Сармакеева С.П., действующего на основании ходатайства истца, в соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика - УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска – Майер О.В., действующей на основании доверенности № # от # года,

представителя третьего лица - МСЗН УР - Зариповой А.Ф., действующей на основании доверенности № # от # года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тран Ирины Сергеевны к Управлению Социальной Защиты Населения в Устиновском районе г. Ижевска о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

Установил:

Истец Тран И.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Социальной Защиты Населения в Устиновском районе г. Ижевска (далее по тексту решения – УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска) о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Свои исковые требования истец Тран И.С. мотивировала тем, что является дочерью Тран Сергея Валентиновича, участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

# года Тран С.В. была установлена # группа инвалидности, а # года # группа инвалидности. # года Тран С.В. умер. С рождения и до смерти истец проживала совместно с Тран С.В.

# года истец Тран И.С. обратилась в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Министерство Социальной Защиты Населения Удмуртской Республики в своем письменном ответе отказало в предоставлении компенсации.

Свой отказ мотивировало тем, что Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает предоставление мер социальной поддержки членам семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.

К вышеуказанным членам семьи относятся:

- родители, проживавшие совместно;

- вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак, независимо от возраста и факта нахождения на иждивении;

- дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся - до окончания
среднего или высшего учебного заведения, но не дольше достижения
23 лет) или дети, если они до достижении возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности.

Дети после достижения совершеннолетия (окончания среднего или высшего учебного заведения), не имеющие группы инвалидности, не относятся к членам семьи, потерявшим кормильца, и не имеют права на получение удостоверения.

Поскольку Тран И.С. достигла возраста # лет (# г. р.). следовательно, права на получение мер социальной поддержки, предусмотренные ч.4 Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на Вас не распространяется.

Истец Тран И.С. полагает, что отказ в предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным.

В соответствии с ч.4 ст. 14 Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Пунктом 3 части 1 статьи 14 вышеуказанного Закона гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального, отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не определяет что такое семья и кто является членом семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Следовательно, в соответствии с ЖК РФ Тран И.С. являлась членом семьи Тран С.В.

При жизни Тран С.В. ему предоставлялись льготы, предусмотренные п. 3 ч.1 ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие" катастрофы на Чернобыльской АЭС» на всю семью, то есть с учётом и истца тоже и после смерти отца Тран И.С. имеет право по представлению ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и после его смерти.

Кроме того, ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки членам семей умерших инвалидов только при наличии специального удостоверения.

На основании вышеизложенного Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска и Министерство социальной защиты населения УР незаконно отказало в предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В связи с этим, Тран И.С., посчитав, что её права нарушены, обратилась с иском в суд и просит обязать УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска предоставлять ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с # года.

В судебное заседание представитель третьего лица – Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании истец Тран И.С., представитель истца Сармакеев С.П., действующий на основании ходатайства истца Тран И.С., в соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Представитель истца Сармакеев С.П. в ходе судебного разбирательства по существу заявленного иска также пояснил, что статьёй 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, кому положено удостоверение. Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. Пенсию назначают без удостоверений, никогда не требовалось удостоверение от вдов. Для членов семьи основополагающим являются ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ЖК РФ. В выдаче удостоверения Тран И.С. отказывают. Право на получение удостоверения имеют только дети до 18 лет. И удостоверение может получить только один человек, но где это указано. Для определения круга лиц необходимо использовать ЖК РФ, кто является членом семьи.

Органы социальной защиты до # года предоставляли всем по 50% скидки на коммунальные услуги, только потом стали предоставлять одному человеку.

В судебном заседании представитель УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска Майер О.В., действующая на основании доверенности № # от # года, с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объёме.

По существу иска пояснила, что есть льготная категория граждан, им положена ежемесячная денежная компенсация – 50 % на жилье и коммунальные услуги. Членами семьи являются родители, дети, супруги.

В данной ситуации носителем льготы является умерший человек. Истец Тран И.С. обращалась в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска в # года за выплатой компенсации. Ей был направлен ответ, в котором разъяснили, что данный вопрос будет рассматриваться после предоставления документов и получения предусмотренного законом удостоверения. Человек обращается к нам с документами, мы направляем все в Министерство соцзащиты. Тран И.С. обратилась с документами, Кроме того, есть разъяснения МЧС, Минтруда РФ кто относится к членам семьи. К членам семьи относятся дети до достижения возраста 18 лет, учащиеся - до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения # лет. ЕДК без удостоверения назначить не можем. Это официальные разъяснения, мы не можем их игнорировать.

В обоснование доводов УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска представлены письменные возражения, в которых указана позиция ответчика по данному гражданскому делу.

В письменном отзыве на исковое заявление Тран И.С., представитель УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска указала следующее:

В соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утв. Приказом от 08.06.2006 года №№ #), меры социальной поддержки предоставляются гражданам с момента предъявления удостоверения установленного образца.

Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) не была назначена Истцу, так как ею не было представлено удостоверение установленного образца.

Кроме того, согласно письму Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства социальной защиты населения РФ, Министерства труда РФ N 19-5-39/1-2924-18 от 03.08.1994 года, к членам семьи погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов, на которых распространялись компенсации и льготы, указанные в ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 - 1987 гг. относятся:

родители, проживавшие совместно, вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак, - независимо от возраста и факта нахождения на иждивении;

дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся - до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения 23 лет).

Указанные лица имеют право на компенсации и льготы, предусмотренные в том числе пунктом 3 части первой ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Учитывая, что на момент обращения в Управление Истец достигла 23-летнего возраста, соответственно она не имеет права на предоставление меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, предусмотренную пунктом 3 части первой ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

На основании вышеизложенного, просит суд отказать Тран Ирине Сергеевне в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель МСЗН Удмуртской Республики - Зарипова А.Ф., действующая на основании доверенности № # от # года, заявленные исковые требования не признала, полагала, что исковое заявление не подлежит удовлетворению. В обоснование своей позиции ссылалась на ответ Минсоцзащиты УР от # года Тран И.С. направленный в связи с обращением Тран И.С. по вопросу выдачи удостоверения.

По существу дела пояснила, что меры социальной поддержки по оплате расходов предусмотрены в п.3 ч.1 ст.14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ст. 24 данного закона устанавливает статус инвалида. Приказ МЧС РФ N 728, Минздравсоцразвития РФ N 832, Минфина РФ N 166н от 08.12.2006 "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы". В п.2 Порядка указываются категории граждан, которым выдаются удостоверения. Для получения социальной поддержки необходимо предоставление удостоверения. Вопросами выдачи удостоверения занимаются МЧС и Минздравсоцразвития. Есть разъяснения данных органов, кто относится к членам семьи - это дети до достижения возраста 18 лет, учащиеся - до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не более 23 лет. Истец право на данную социальную поддержку не имеет.

Из представленных в судебное заседание документов установлены следующие юридически значимые обстоятельства по делу:

В соответствии со справкой ООО УК «ИжСантехмонтаж» от # года выданной Темичевой Л.А. установлено, что Тран С.В. по день смерти постоянно проживал по адресу: г. Ижевск ул. #, д. № # кв. № # совместно с Темичевой Л.А. и Тран И.С.

Согласно поквартирной карточки по адресу: г. Ижевск ул. #, д. № # кв. № # установлено, что Тран С.В. был зарегистрирован по вышеуказанному адресу с # года по # года. Совместно с Тран С.В. в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы Темичева Л.А. и Тран И.С., являющаяся дочерью Тран С.В.

На основании свидетельства о смерти серии # № # от # года следует, что Тран С.В. # года рождения, уроженец г. # области умер # года.

На основании удостоверения серии # № #, выданного # года # г. Ижевска Тран С.В. имел право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно свидетельства о рождении серии # – # № # от # года, Тран И.С. родилась # года в г. Устинов и является дочерью Тран С.В.

Из справки ИП Буровой Л.Б. от # года следует, что Тран И.С. по трудовому договору № # от # года работает у ИП Бурова Л.Б. #.

# года Тран И.С. обращалась с заявлением в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска, согласно которого просила предоставить меры социальной поддержки, в соответствии с ч.4 ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе и компенсацию по жилищно- коммунальным услугам, как члену семьи умершего инвалида- чернобыльца – Тран С.В.

На основании письма № # от # года УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска Тран И.С. было разъяснено, что руководствуясь Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенёсшим # болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утв. Приказом от 08.06.2006 года №№ #) меры социальной поддержки предоставляются гражданам с момента предъявления удостоверения установленного образца. Для рассмотрения вопроса выдачи удостоверения Вы вправе обратиться в Управление социальной защиты населения в Устиновском районе г. Ижевска с документами: паспорт; свидетельство о рождении; свидетельство о смерти; удостоверение Тран СВ.; документ, подтверждающий факт совместного проживания.

# года Минсоцзащиты УР за исх. № # направлен ответ на обращение Тран И.С. по вопросу выдачи удостоверения как члену семьи умершего Тран С.В., в котором МСЗН УР указало на то, что Федеральный закон от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает предоставление мер социальной поддержки членам семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.

К вышеуказанным членам семьи относятся:

- родители, проживавшие совместно;

- вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак, независимо от возраста и факта нахождения на иждивении;

- дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся - до окончания
среднего или высшего учебного заведения, но не дольше достижения
23 лет) или дети, если они до достижения возраста 18 лет стали
инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой
деятельности.

Дети после достижения совершеннолетия (окончания среднего или высшего учебного заведения), не имеющие группы инвалидности, не относятся к членам семьи, потерявшим кормильца, и не имеют права на получение удостоверения.

Поскольку Вы достигли возраста # лет (# г. р.), следовательно, права на получение удостоверения «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом» не имеете и меры социальной поддержки, предусмотренные частью четвертой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на Вас не распространяются.

Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные истцом Тран И.С. исковые требований не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

При вынесении решения, суд руководствуется нормами гражданского - процессуального законодательства РФ и нормами гражданского законодательства, регулирующими порядок возникновения права на получение мер социальной поддержки граждан, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ на стороны возложена обязанность доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Свои исковые требования истец Тран И.С. связывает с незаконностью отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации, который по мнению истца, не зависит от наличия либо отсутствия специального удостоверения, так как предусмотрена Федеральным Законом № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Право на получение мер социальной поддержки, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возникает при наличии соблюдения двух условий:

1. наличие специального удостоверения, выдаваемого члену семьи умершего;

2. наличие одного из оснований, предусмотренных Законом РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», для назначения мер социальной поддержки.

В соответствии с частью 4 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Пункт 3 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает, что гражданам гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривает, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 Закона и пунктом 1 части первой статьи 15, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года № 1085-О-П « По жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение Конституционных прав граждански Колковой Валентины Евгеньевны частью четвёртой статьи 14 и частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснена правовая позиция ор том, что конституционно-правовая обязанность государства по возмещению вреда, обусловленного воздействием радиации, вытекает из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации, предусматривающих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, - обязанность государства, а также из статьи 53 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц (Постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П).

В рамках реализации этой обязанности государство в соответствии с целями, провозглашенными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также другим категориям граждан, которые проживали или работали на территории, подвергшейся в результате катастрофы радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, возмещается причиненный вред, и предоставляются меры социальной поддержки.

Кроме того, согласно части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой данной статьи, предоставляются семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись указанные в данной статье меры социальной поддержки. Названная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названным категориям граждан мер социальной поддержки смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с обусловленным чернобыльской катастрофой радиационным воздействием.

Возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у кормильца правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 960-О-П).

В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, как это предусмотрено частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права. В равной мере недопустимо создание препятствий в реализации членами семьи умершего инвалида-чернобыльца права на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца.

По смыслу части четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действующей в системной связи с частью пятой той же статьи, для подтверждения правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы - после установления причинной связи повлекшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы - гражданин должен обратиться за выдачей удостоверения, дающего право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждён 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации № 728/832/166н) граждане, обратившиеся за выдачей удостоверения, должны представить документы, подтверждающие соответствующие юридические факты. К числу таких документов относятся (в зависимости от категории граждан) удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, а также справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности.

Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда, и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. Если названные юридические факты были подтверждены необходимыми документами, гражданину не может быть отказано в выдаче удостоверения.

Соответственно, членам семьи умершего кормильца при наличии заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи заболевания, обусловившего возникновение у него инвалидности, с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы должно быть выдано удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки, в том случае, когда кормилец при жизни не успел его оформить, при отсутствии иных установленных законом препятствий.

В противном случае процедура оформления удостоверения в порядке, предусмотренном подзаконным нормативным правовым актом, блокировала бы признание права членов семьи на возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, в случаях, когда его специальный правовой статус не получил окончательного формального подтверждения по не зависящей от него причине, однако была установлена причинная связь приведшего к инвалидности заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что вступало бы в противоречие со статьями 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые заявителем положения части четвертой статьи 14 и части четвертой статьи 15 - в системной взаимосвязи с частью пятой статьи 15 и частью седьмой статьи 24 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также с учетом положений, закрепленных в пункте 4 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы - не могут рассматриваться как препятствующие признанию права на получение мер социальной поддержки членов семьи инвалида, процедура оформления специального удостоверения которому не была завершена, при условии, что причинная связь вызвавшего инвалидность заболевания с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подтверждается вынесенным при его жизни заключением межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии.

Как установлено в ходе судебного разбирательства гражданского дела и сторонами данное обстоятельство не оспаривалось, на момент обращения истца Тран И.С. за предоставлением мер социальной поддержки, Тран И.С. достигла возраста # лет. Тран С.В. умер в # году, то есть на момент обращения Тран И.С. в МСЗН в УР, Тран С.В. её кормильцем не являлся.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Исходя из положений подпункта «г» пункта 2 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (утверждены 8 декабря 2006 года Приказом уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление соответствующего правового регулирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации № 728/832/166н) предусмотрено, что удостоверение выдаётся членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.

Удостоверение дает право гражданам, указанным в пункте 2 вышеуказанного Порядка, на меры социальной поддержки с момента его предъявления.

Исходя из пунктов 5, 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено, что членам семьи, указанным в подпункте "г" пункта 2 Порядка, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами "Посмертно" и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.

Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина);

свидетельство о смерти;

свидетельство о браке;

паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);

документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).

Согласно п. 6 Порядка в необходимых случаях от граждан, обращающихся за получением удостоверения, могут быть затребованы документы, подтверждающие родственные связи с лицом, имеющим право на получение данного удостоверения; доверенность на получение удостоверения, выданная в установленном порядке; свидетельство об усыновлении; иные документы, удостоверяющие личность и содержащие указание на гражданство.

Исходя из анализа вышеизложенного, суд приходит к выводу, что меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставляются только лицам, имеющим специальное удостоверение, так как назначение мер социальной поддержки подзаконный нормативный акт (Порядок) напрямую связывает с наличием удостоверения.

Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 года № 727/831/165н предусмотрен аналогичный порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Так, п. 3 Порядка, утверждённого Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 года № 727/831/165н предусматривает, что оформление и выдача гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС производится следующими уполномоченными органами (далее - уполномоченные органы): органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений, а также членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, - пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, меры социальной поддержки, в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрены членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеющим специальные удостоверения.

Вместе с тем, выдача удостоверения члена семьи напрямую связана с необходимостью предоставления документов подтверждающих наличие семейных отношений.

Круг членов семьи, связанных правами и обязанностями, по-разному определяется в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права - семейном, гражданском, жилищном.

В соответствии с ч.2 ст.1 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Семейное законодательство (ст. 2 СК РФ) устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи.

К членам семьи (ст. 2 СК РФ) семейное законодательство относит: супругов, родителей и детей, усыновителей и усыновленных, а в некоторых случаях других родственников и иных лиц (родные братья и сестры, отчим (мачеха) и пасынки (падчерицы), опекуны и попечители, приемные родители, фактические воспитатели и принятые в их семьи дети).

Учитывая то, что Тран И.С. является членом семьи Тран С.В., что подтверждается и представленным в судебное заседание свидетельством о рождении Тран И.С., суд приходит к выводу, что истец Тран И.С. являлась дочерью Тран С.В. и как следствие этого членом семьи Тран С.В.

Исходя из Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, суд полагает, что для получения мер социальной поддержки необходимо предоставление в орган социальной защиты населения установленного вышеуказанным нормативным актом перечня всех документов и последующего получения специального удостоверения.

УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска в своём письме № # от # года предложило Тран И.С. представить в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска документы: паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, удостоверение Тран С.В., а также документ, подтверждающий факт совместного проживания.

Однако, истцом Тран И.С. доказательств того, что ею представлялись документы, указанные в письме УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска № # от # года подавались для предоставления специального удостоверения, в суд представлено не было.

Копии документов, приложенные Тран И.С. к своему заявлению в УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска от # года не является основанием для выдачи специального удостоверения.

Таким образом, у УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска отсутствовали правовые основания для предоставления Темичевой Л.А. специального удостоверения, и назначение Темичевой Л.А. мер социальной поддержки членов семьи инвалидов, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Суд полагает, что письмо УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска № # от # года принято в соответствии с действующим законодательством, является законным и обоснованным.

Оценивая письмо Минсоцзащиты в УР исх. № # от # года направленное в адрес Тран И.С., суд приходит к следующему выводу.

Минсоцзащиты УР при ответе на обращение Тран И.С. по вопросу выдачи удостоверения ссылалось на следующее:

Федеральный закон № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает предоставление мер социальной поддержки членам семьи умершего инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.

К вышеуказанным членам семьи относятся:

- родители, проживавшие совместно;

- вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак, независимо от возраста и факта нахождения на иждивении;

- дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся - до окончания
среднего или высшего учебного заведения, но не дольше достижения
23 лет) или дети, если они до достижения возраста 18 лет стали
инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой
деятельности.

Дети после достижения совершеннолетия (окончания среднего или высшего учебного заведения), не имеющие группы инвалидности, не относятся к членам семьи, потерявшим кормильца, и не имеют права на получение удостоверения.

Поскольку Вы достигли возраста # лет (# г. р.), следовательно, права на получение удостоверения «получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ставшего инвалидом» не имеете и меры социальной поддержки, предусмотренные частью четвертой статьи 14 Федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на Вас не распространяются.

Вместе с тем, суд не может согласиться с данными выводами Минсоцзащиты УР изложенными в письме № # от # года в связи со следующим.

Статьёй 29 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен порядок пенсионного обеспечения граждан ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также членов семей граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы.

В соответствии с нормами абзаца 2 п. 3 ст. 29 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам гарантировано назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):

нетрудоспособным родителям независимо от нахождения их на иждивении погибшего (умершего) кормильца;

детям, не достигшим возраста 18 лет, а также учащимся детям до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 25-летнего возраста;

супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, независимо от того, работает супруг или нет;

супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Таким образом, ст. 29 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает порядок и условия назначения пенсионного обеспечения граждан, а не предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 14 вышеуказанного Закона.

Согласно ст. 2 Федерального Закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» под пенсией по государственному пенсионному обеспечению понимается ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию

Под социальной поддержкой, в свою очередь понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии отдельным категориям граждан.

Следовательно, у пенсионного обеспечения граждан, предусмотренного ст. 29 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и мер социальной поддержки различная правовая природа их возникновения и назначения.

Учитывая то, что истцом Тран И.С. в рамках настоящего гражданского дела отказ Минсоцзащиты УР в выдаче специального удостоверения не оспаривается, Минсоцзащиты УР, в соответствии со ст. 38 ГПК РФ стороной по делу не является.

В связи с этим, суд исходя из норм п. 3 ст. 196 ГПК РФ не может выходить за рамки заявленных исковых требований заявленных к УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска, суд и не даёт оценку законности либо незаконности отказа Минсоцзащиты УР в выдаче специального удостоверения Тран И.С.

Разрешая вопрос об обязании УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска предоставлять Тран И.С. ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд приходит к следующим выводам.

Согласно с частью 4 ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки.

В соответствии с вышеуказанными пунктами ч.1 ст. 14 Закона к мерам социальной поддержки, распространяющимися на семьи умерших относится:

2)обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

4) доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется работодателем до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности;

5) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней;

6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;

7) преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата независимо от времени работы на данном предприятии, в учреждении, организации и первоочередное трудоустройство при ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения, организации;

8) внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий), внеочередное вступление в гаражно-строительные кооперативы, садоводческие товарищества (кооперативы), внеочередное приобретение садовых домиков или материалов для их строительства, внеочередное обслуживание на предприятиях службы быта, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, общественного питания, в учреждениях жилищно-коммунального хозяйства, организациях связи и междугородного транспорта;

12) внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении;

13) ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей;

14) преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

15) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.

Истцом Тран И.С. заявлено требование к УСЗН в Устиновском районе г. Ижевска о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Вместе с тем, суд полагает, что данное требование не подлежит удовлетворению в силу следующего:

Правовая позиция Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по вопросам предоставления мер социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, предусмотренной п.3 ч.1 ст. 14 Закона РФ 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подробно изложена в определениях Верховного Суда РФ № 77-В07-5 от 29.06.2007 года, № 77-В07-10 от 24.08.2007 года, и определениях Конституционного Суда РФ № 571-О-О, № 490-О-О от 17.07.2007 года.

Из вышеуказанных определений следует, что согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к лицам, подвергшимся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 данного Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года) вышеуказанным категориям граждан гарантировались следующие льготы: оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50% квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых), и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Таким образом, льгота в виде скидки в размере 50% от установленной платы за пользование коммунальными услугами предусматривалась только для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, а также инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. На членов их семьи указанная льгота не распространялась.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 14 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» изложена в новой редакции.

Согласно пункту 3 части 1 вышеназванной статьи, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется: оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Новая редакция нормы не изменила круг граждан, которым предоставляется льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, а лишь уточнила формулировку ранее действовавшей правовой нормы без изменения ее содержания.

Исходя из этого, льгота по оплате за пользование коммунальными услугами, установленная статьей 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 22 августа 2004 года), так же как и в ранее действовавшей редакции, на членов семей граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, не распространяется.

Частью 1 статьи 15 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльский АЭС» гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие", предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Закона в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплаты в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставления скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Часть 2 статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльский АЭС» устанавливает, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части 1 статьи 14 данного Закона и пунктом 1 части 1 настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Из буквального толкования части 2 статьи 15 в системной связи с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона следует, что семьи, в том числе вдовы умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют право только на получение льготы по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), поскольку указанная правовая норма установлена законодателем в целях подтверждения права тех членов семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльский АЭС, на которых распространялись меры социальной поддержки, установленные пунктом 3 части 1 статьи 14 базового Закона, на продолжение их получения после смерти участника ликвидации.

Оценив все имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу, что ввиду непредставления истцом Тран И.С. доказательств наличия специального удостоверения, а также не представление в суд доказательств того, что ранее данная мера социальной поддержки по оплате расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначалась умершему Тран С.В. оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что требования Тран И.С. о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Тран Ирины Сергеевны к Управлению Социальной Защиты Населения в Устиновском районе г. Ижевска о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения суда в окончательной форме через Устиновский районный суд г. Ижевска.

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено судом в 11 часов 30 минут # года.

Судья - Д.В. Поляков