Решение от 03.11.2011 о возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск



дело № 2-419/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 ноября 2011 г. г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска УР в составе: председательствующего – судьи Ступак Ю.А., с участием:

представителя истца – Элиазян Д.Л., действующей по доверенности от # года сроком на # год,

представителя ответчика – Прохоровой Н.В., действующей по доверенности № # от # года сроком на # год,

при секретаре – Гараевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарова Виктора Ивановича к Открытому акционерному обществу «Северо-западные магистральные нефтепроводы» о возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о возложении на филиал ОАО «СЗМН» - Удмуртское районное нефтепроводное управление обязанности предоставить # дней дополнительного отпуска, указывая, что с # года по настоящее время работает водителем в Удмуртском районном нефтепроводном управлении ОАО «СЗМН». В # # года ему был предоставлен отпуск с # по # продолжительностью # дней – основной и # дней дополнительный отпуск, предоставляемый за работу во вредных условиях труда. Истец работает водителем автомобиля 10 тонн, в соответствии с п. 5.2 Коллективного договора, приложением 2 к Коллективному договору ему должно быть предоставлено # дней дополнительного отпуска.

В судебном заседании # года истец уточнил, что надлежащим ответчиком является ОАО «СЗМН».

В судебном заседании # года истец изменил исковые требования. Просит обязать ОАО «СЗМН» предоставить три дня дополнительного отпуска по тем основаниям, что в стаж, дающий право на дополнительный отпуск, должно быть включено время, проработанное на автомобилях #, #, # (# дней). Закрепление истца за этими автомобилями было произведено ответчиком без согласия истца, повлекло изменение условий трудового договора. В соответствии со ст. 72.1, 72.2 ТК РФ перевод на другую работу требует согласия работника. Работа на автомобилях #, #, #. не дает право на дополнительный отпуск, однако поскольку перевод с автомобиля # на данные автомобили был осуществлен работодателе без согласия истца, данное время должно быть включено в стаж. Кроме того, в стаж должны быть включены дни, отработанные сверхурочно с # по #, с # по # по # часа за каждый день, итого # часов. Для учета дополнительного отпуска половина отработанного рабочего дня считается как полный день, сверхурочные составляют # часов/# = # дня. Следовательно, всего отработано во вредных условиях # дня, за которые положено # дней дополнительного отпуска, шесть уже истцу было предоставлено.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие истца, извещенного о дате и месте судебного разбирательства надлежащим образом, представившего заявление о рассмотрении дела без его участия.

В предыдущих судебных заседаниях истец на иске настаивал, пояснял, что автомобиль грузоподъемностью 10 тонн был закреплен за ним приказом от # года. В связи с чем, согласно коллективному договору, ему ежегодно должны предоставляться # дней дополнительного отпуска. В связи с производственной необходимостью он временно работал на автомобилях #, # грузоподъемностью менее 3 тонн. За эти дни должен быть предоставлен дополнительный отпуск. Подтверждает, что в #-# годах находился в течение # дней на ремонте, эти дни тоже необходимо учитывать, та как подвергался вредным воздействиям. Периоды нетрудоспособности, отдыха, указанные ответчиком, не оспаривает. Рабочий день всегда составлял 8 часов, с 08-30 часов, до 17-30 часов, у него была 5-тидневная рабочая неделя, 2 выходных дня. Путевые листы частично заполнялись истцом, но сдавались без записей заказчика. Из товарно-транспортных накладных можно увидеть, сколько тонн груза истец перевез в конкретный день. Возможно, во время ожидания задания перевозил груз, погрузка, разгрузка занимает много времени, либо сидел в заведенной машине, так как нельзя покидать рабочее место, то есть все равно подвергался вредному воздействию.

В судебном заседании представитель истца Элиазян Д.Л., действующая по доверенности, на исковых требованиях настаивает, указывая, что истец работает водителем автомобиля #, был переведен на другие автомобили без его согласия. Следовательно, все время, отработанное на других автомобилях, тоже должно быть зачтено в стаж, дающий право на дополнительный отпуск. Истец готов был работать все дни на автомобиле #, но по производственной необходимости его перевели на другие машины. По должностной инструкции все обязанности водителя – это работа во вредных условиях. Время ремонта также должно включаться в стаж, дающий право на дополнительный отпуск, поскольку во время ремонта работник может быть подвержен воздействию различных вредных производственных факторов. Это простой по вине работодателя, значит, должен быть зачтен в фактически отработанное время во вредных условиях, также как и время ожидания задания. Положение о порядке учета рабочего времени работников ОАО «СЗМН», занятых на работах во вредных условиях труда утверждено приказом генерального директора в одностороннем порядке, что нарушает ст. 116 ТК РФ, согласно которой условия предоставления дополнительных отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Поэтому данное положение не подлежит применению.

Представитель ответчика Прохорова Н.В., действующая по доверенности, исковые требования не признает, ссылаясь на письменные возражения. Пояснила, что в соответствии со ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время и лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников соответствующего производства, цеха, профессии или должности. Коллективным договором предусмотрено предоставление дополнительного отпуска (12 дней) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда для водителей автомобилей грузоподъемностью от 3 тонн и выше. Коллективным договором и Положением о порядке учета рабочего времени работников ОАО «СЗМН», занятых на работах с вредными условиями труда, предусмотрены порядок учета времени на работах с вредными условиями труда для определения продолжительности дополнительного отпуска. При работе во вредных условиях менее 11 месяцев дополнительный отпуск предоставляется пропорционально отработанному времени. Дополнительный отпуск, количество дней которого оспаривается истцом, предоставлен ему за период с # года по # года. Из количества рабочих дней, приходящихся на указанный период, исключению подлежат периоды временной нетрудоспособности истца – # рабочих дней, периоды отдыха, приходящиеся на рабочие дни – # рабочих дней, время ремонта – # рабочих дней, периоды управления иными автомобилями, за работу на которых Коллективным договором и картами аттестации рабочих мест не предусмотрено предоставление дополнительного отпуска – # рабочих дней, дни, когда работник был занят с вредными условиями труда менее половины рабочего дня, то есть менее # часов – # дней. Кроме того, согласно журналу учета рабочего времени, для расчета дней дополнительного отпуска работодателем учтены дни, когда работник работал во вредных условиях более # часов, но менее # часов, всего # дней, и, соответственно, истцу излишне предоставлены # дня дополнительного отпуска. Согласия Захарова В.И. на работу на другом автомобиле не требовалось, так как Захаров В.И. с # года переведен водителем автомобиля АТЦ УРНУ. Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему не содержат условий о предоставлении ему работы на определенном автомобиле. Трудовая функция Захарова В.И. не меняется при закреплении за ним какого-либо автомобиля, и, соответственно, факт перевода в данном случае отсутствует. Довод истца об учете сверхурочных часов в количестве # часов в течение # дней за # дня времени, отработанного во вредных условиях, не могут быть приняты во внимание, так как сверхурочные часы работы в табеле и журнале учета рабочего времени во вредных условиях учитываются в часах в тот день, когда указанные работы фактически выполнялись. На основании изложенного считает, что требования истца о предоставлении ему дней дополнительного отпуска удовлетворению не подлежат.

Свидетель ФИО5 показал, что работает заместителем начальника Базы производственного обслуживания (БПО) ОАО «СЗМН», при оформлении путевых листов выступает на стороне заказчика. Заказчиками являются внутренние подразделения ОАО «СЗМН», выписывается путевой лист, водитель поступает в распоряжение заказчика. Если есть работа, водитель ее выполняет, если нет, стоит и ждет задания. Заявка может прийти в любой момент, но может быть, что водитель целый день стоит в ожидании задания. На выполнение другой работы, например, возить груз, водителя забрать не могут, так это будет уже другое задание и другой заказчик, оформляется другой путевой лист либо делается отметка в этом путевом листе. Путевой лист все время задания находится у водителя, заказчик в нем только ставит отметки, потом путевой лист водитель сдает диспетчеру.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив представленные доказательства, суд считает установленными следующие юридически значимые обстоятельства.

Истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях. На основании приказа № # от # года истец был принят водителем первого класса на автомобиль # в цех технологического транспорта и спецтехники Удмуртского районного нефтепроводного управления (далее по тексту – УРНУ) ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» (далее по тексту – ОАО «СЗМН»), о чем в трудовой книжке истца сделана запись за № #.

Согласно п. 5.5 Устава ОАО «СЗМН», п. 1.1 Положения Удмуртское районное нефтепроводное управление является филиалом открытого акционерного общества «Северо-западные магистральные нефтепроводы».

# года между истцом и ответчиком заключен письменный трудовой договор № #, согласно которому Захаров В.И. принимается водителем а/м # в автотранспортный цех УРНУ ОАО «СЗМН», по 5 разряду оплаты труда согласно ЕТС, повременно-премиальной системы оплаты труда, начало действия договора – с # года, договор заключен на неопределенный срок. Заявлением на имя начальника УРНУ от # года истец просил перевести его с шестого разряда автомобиля # на автомобиль # пятого разряда. Дополнительным соглашением № # от # года к трудовому договору истец с # года Захаров В.И. переведен водителем автомобиля автотранспортного цеха УРНУ – филиала ОАО «СЗМН» с установлением # разряда оплаты труда согласно ЕТС с месячной тарифной ставкой (окладом) в размере # рублей. В трудовой книжке истца произведена запись за № # от # года о переводе водителем автомобиля по 5 разряду оплаты труда.

Дополнительными соглашениями № # от # года, № # от # года к трудовому договору истцу были установлены размеры окладов по 5 разряду оплаты труда согласно ЕТС по оплате труда работников дочерних обществ магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» на # и # годы соответственно.

В соответствии Правилами внутреннего трудового распорядка (п. 5.1), трудовым договором (п. 3.1) истцу была установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями с режимом работы: начало - 8.30 часов, окончание - 17.30 часов, обед с 12.30 до 13.30 часов.

Приказом начальника УРНУ ОАО «СЗМН» от # года № # за водителем автотранспортного цеха Захаровым В.И. закреплен автомобиль #, государственный регистрационный знак #. Согласно листу ознакомления Захаров В.И. ознакомлен с данным приказом под роспись # года.

Приказом начальника УРНУ ОАО «СЗМН» от # года № # за водителем автотранспортного цеха Захаровым В.И. с # по # закреплен автомобиль #, государственный регистрационный знак #. Согласно Акту от # года водитель Захаров В.И. был ознакомлен с приказом № # от # года «О закреплении техники», однако отказался расписаться для подтверждения факта ознакомления с его содержанием.

Приказом начальника УРНУ от ## за Захаровым В.И. закреплен автомобиль # государственный регистрационный знак #. Приказом от ## внесены дополнения в приказ УРНУ № # от #, в связи с производственной необходимостью за водителем а/к № # АТЦ Захаровым В.И. с # по # закреплен автомобиль # гос. № #, с # по # – автомобиль # гос. № #. Согласно Актам от # года, от # Захаров В.И. был ознакомлен с указанными приказами «О закреплении техники», однако отказался расписаться для подтверждения факта ознакомления с их содержанием.

Согласно Графикам дежурства водителей АТЦ УРНУ в праздничные и выходные дни., утвержденным начальником УРНУ, Захаров В.И. дежурил # на автомобиле # г/н #, # на автомобиле # г/н #.

В соответствии с Коллективными договорами ОАО «СЗМН» на # год (п.. 5.2), на # год (п. 5.2) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные отпуска исходя из времени фактической занятости работника в данных условиях. Учет рабочего времени на работах с вредными условиями труда осуществляется согласно утвержденному генеральным директором «Положению о порядке учета рабочего времени работников ОАО «СЗМН», занятых на работах с вредными условиями труда». В счет времени, проработанного в производствах, цехах, по профессиям с вредными условиями труда, предусмотренных в «Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии.

Согласно Положению о порядке учета рабочего времени работников ОАО «СЗМН», занятых на работах с вредными условиями труда, утвержденного приказом генерального директора ОАО «СЗМН» от ##, перечень профессий с вредными условиями труда, размер доплат и продолжительность дополнительных отпусков устанавливаются в соответствии с картами аттестации рабочих мест и коллективным договором. Учет рабочего времени на работах с вредными условиями труда для определения продолжительности дополнительного отпуска осуществляется в днях.

Согласно журналам учета рабочего времени во вредных условиях за #, #.г., Выписке из журнала учета рабочего времени на работах с вредными условиями труда (Приложение № 5 к Положению о порядке учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными условиями труда) за период # по # Захаров В.И. проработал # дней на рабочих местах с вредными условиями труда, что соответствует 6 рабочим дням дополнительного отпуска.

Приказом УРНУ ОАО «СЗМН» № # от # Захарову В.И. предоставлен отпуск за период работы с # года по # года: ежегодный основной оплачиваемый отпуск на # календарных дней, дополнительный отпуск рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, на # рабочих дней, с # по #

Согласно путевым листам, имеющимся в материалах дела, за рабочий год с # по # Захаров В.И. проработал на автомобиле # государственный номерной знак # следующие дни: ##, ##, #, #, #,#., ##,

на автомобиле # государственный номерной знак # следующие дни: #, #, #,

на автомобиле # государственный номерной знак # следующие дни: # #,

на автомобиле # государственный номерной знак # следующие дни: #,

на автомобиле # государственный номерной знак # следующие дни: #

Согласно табелям учета рабочего времени за период с # по # Захаров В.И. находился на листке нетрудоспособности с # по #, с # по #, с # по #, с # по # (всего # рабочих дней); не работал в рабочие дни #, с # по #, #, # и # (всего # рабочих дней); находился на ремонте: # и #, #, с # по # года, с # по # года, #, с # по # (всего # рабочих дней).

В соответствии с перечнем рабочих мест УРНУ с вредными условиями труда для установления текущих льгот работникам на # (Приложение № 1 к Положению о порядке учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными условиями труда), утвержденного начальником УРНУ по согласованию с председателем профкома УРНУ водителю автомобиля # гос. № #, # гос. № #, # гос. № #, # гос. № # дополнительный отпуск не предусмотрен (п.п. 17, 49, 79, 469 перечня); водителю автомобиля # гос. № # предусмотрен дополнительный отпуск # дней (п. 25 перечня), водителю автомобиля # гос. № # предусмотрен дополнительный отпуск # дней (п. 515 перечня),

В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда № # водителя автомобиля # гос. № # дополнительный отпуск не предусмотрен.

В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда № # водителя автомобиля # гос. № # дополнительный отпуск не предусмотрен.

В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда № # водителя автомобиля # гос. № # дополнительный отпуск не предусмотрен.

В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда № # водителя автомобиля # гос. № # дополнительный отпуск не предусмотрен.

В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда № # водителя автомобиля # гос. № # предусмотрен дополнительный отпуск продолжительностью # рабочих дней. Согласно паспорту транспортного средства # у автомобиля # произведена замена г/н на # # года..

Рабочее место водителя автомобиля # гос. № # не аттестовано. Согласно паспорту транспортного средства # от # на данном автомобиле была произведена замена номера в связи с заменой ДВС, рамы, кабины. Прежний номер – #. Согласно карте аттестации рабочего места по условиям труда № # водителя автомобиля # гос. № # дополнительный отпуск не предусмотрен.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 116 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ) ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 2 ст. 117 ТК РФ).

Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее по тексту – Список). В соответствии с разделом XXXIII подраздел Е «Автомобильный транспорт» водителю автомобиля грузоподъемностью от 1,5 тонн до 3 тонн установлен дополнительный отпуск продолжительностью 6 рабочих дней, от 3 тонн и выше – 12 рабочих дней.

При применении данного Списка необходимо учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены компенсации, в том числе ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней.

В силу ст. 121 ТК РФ в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

В соответствии с Инструкцией по применению Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда ССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975г. № 273/П-20 (с изм., внесенными решением Верховного суда РФ от 15.04.2004г. № ГКПИ 2004-481) полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев (п. 8 Инструкции). Если рабочий, инженерно-технический работник или служащий в рабочем году проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списке, менее 11 месяцев, то ему дополнительный отпуск предоставляется пропорционально проработанному времени (п. 9 Инструкции).

При исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск или выплату компенсации за него пропорционально проработанному времени, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца (п. 10 Инструкции).

В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности (п. 12 Инструкции).

Аналогичные нормы содержатся в коллективных договорах ОАО «СЗМН» на # и # годы (п. 5.2) и в Положении о порядке учета рабочего времени работников ОАО «СЗМН», занятых на работах с вредными условиями труда, утвержденным приказом генерального директора ОАО «СЗМН» от ## (далее по тексту – Положение).

Доводы представителя истца о том, что данное Положение не может применяться, поскольку в нарушение ч. 2 ст. 116 ТК РФ утверждено директором без согласования с профсоюзным органом, судом не могут быть признаны состоятельными.

Так, согласно ч. 2 ст. 116 ТК РФ работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Как видно, указанная правовая норма устанавливает требование согласовывать с выборным органом профсоюзной организации порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, устанавливаемых самостоятельно работодателем для работников. Положение, утвержденное приказом генерального директора ОАО «СЗМН» от ##, определяет лишь порядок учета рабочего времени на работах с вредными условиями труда.

Согласно Положению учет работы с вредными условиями труда осуществляется в журнале учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными условиями труда (приложение № 3). Для расчета количества дней дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда оставляется выписки из Журнала по форме согласно приложению № 5. Выписки из Журнала по форме № 5 являются первичными подтверждающими документами при оформлении «Записки-расчета о предоставлении отпуска работнику» и отправлении работников в очередной отпуск. Данные выписки подписываются руководителями структурных подразделений, визируются в службах и представляются в отдел кадров вместе с заявлением работника о предоставлении очередного отпуска.

По смыслу ст. 121 ТК РФ, Инструкции по применению Списка, в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время. Соответственно, в данный стаж не включается время отдыха, период временной нетрудоспособности, время нахождения автомобиля на ремонте и время, когда работник фактически не выполнял работу во вредных и (или) опасных условиях (в частности, дни, отмеченные в путевых листах как «ожидание задания»).

По утверждению представителя истца Элиазян Д.Л., время нахождения на ремонте в соответствии с п. 78 Постановления Росстата от 13.11.2006 года № 65 должно быть включено в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск, поскольку истец подвергается вредным воздействиям, кроме того, указанный период является простоем по вине работодателя. Суд не может согласиться с указанным доводом по следующим основаниям.

Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 13.11.2006 года № 65 были утверждены Методологические положения по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (рабочей силы), утратившие силу с # года в связи с изданием Приказа Росстата от 21.12.2010 № 452, которым утверждены новые Методологические положения.

В соответствии с п. 78 Методологических положений 2006 года фактически отработанное время включает: время работы в течение нормального рабочего времени; время, отработанное сверх нормальной продолжительности рабочего времени; время, проведенное на рабочем месте для его обслуживания и подготовки к работе; время простоя на рабочем месте не по вине работника; время, отведенное для коротких перерывов в работе для отдыха. В фактически отработанное время не включается оплаченное, но не отработанное время, например, ежегодный отпуск или время болезни. Аналогичная норма содержится в п. 7.23 Методологических положений 2010 года.

Как видно из приведенных правовых норм, они содержат определение фактически отработанного времени.

В судебном заседании установлено, что #, #, #, #-# года, #-# года, #, #, # (# рабочих дней) истец был на ремонте (отметки в табелях рабочего времени «РР»). В соответствии с Регламентом ведения табельного учета использования рабочего времени в ОАО «СЗМН» данная отметка означает один из видов явок на работу - часы работы водителей на ремонте. Согласно табелям учета рабочего времени данные дни учтены ответчиком как отработанные истцом. За данные дни истцу начислена заработная плата, что видно из архивных справок о начислениях и удержаниях за # -#.г. Таким образом, данные дни учтены работодателем как фактически отработанное истцом время. Однако данное время не является временем, отработанным истцом во вредных и опасных условиях, поскольку в указанные периоды истец не управлял автомобилем.

Согласно п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от ##, рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как видно из приведенной правовой нормы, время управления автомобилем, время стоянки при погрузке и выгрузке, время простоев не по вине водителя являются различными периодами.

В соответствии с п. 1.2 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003г., при ремонте, обслуживании и эксплуатации автотранспортных средств работники организаций могут быть подвержены воздействию различных физических и химических опасных и вредных производственных факторов.

Согласно производственной инструкции водителя автомобиля 5 разряда автотранспортного цеха УРНУ ОАО «СЗМН», утвержденной начальником УРНУ филиала ОАО «СЗМН» #, обязанностями водителя автомобиля 5 разряда являются, в том числе устранение возникающих во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов (п. 2.1.4), своевременное проведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта автомобиля (п. 2.1.25), выполнение разборки, текущего ремонта, сборки, установки и эксплуатации вверенной ему техники (п. 2.1.27).

Положением установлено, что в рабочее время с вредными условиями труда не включается время ремонта, отвлечения на другие работы, не связанные с управлением данным автомобилем.

По утверждению представителя истца, истец сам ремонтировал автомобили, следовательно, подвергался вредным воздействиям. В то же время из объяснений представителя ответчика следует, что ремонтом автомобилей занимается специальная служба слесарей, водитель может лишь оказывать какие-то подсобные работы.

Истцом не представлено доказательств, что # дней, отмеченные в табеле как время нахождения на ремонте, он непосредственно сам занимался ремонтом автомобиля.

Кроме того, в соответствии с постановлением № # от # компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест. Аналогичная норма содержится в Положении, согласно которому перечень рабочих мест с вредными условиями труда для установления текущих льгот работникам утверждается по результатам аттестации рабочих мест.

Действовавший до #. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569.

Согласно указанному Порядку аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Для аттестации рабочих мест привлекается специальная организация – Аттестующая организация (п. п. 1, 2). Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет (п. 5). Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7).

С 01.09.2011 года Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно разделу I данного Порядка аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты аттестации используются в целях установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда. Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация. Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через # рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Судом установлено, что аттестация рабочих мест ОАО «СЗМН» проводилась испытательной лабораторией ООО «Эксперт», имеющей Аттестат аккредитации № # от # года. Как видно из карт аттестации, аттестации подлежали условия труда водителя автомобиля с учетом совокупности вредных и (или) опасных факторов производственной сферы и трудового процесса, исходя из чего определяется право на компенсации, в том числе и на дополнительный отпуск. Карты аттестации рабочих мест по условиям труда подписаны членами аттестационной комиссии и аттестующей организации, истцом не оспариваются.

Согласно картам аттестации рабочих мест, управление автомобилями #, #, #, # не дает право на предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска.

Доводы истца о том, что поскольку грузоподъемность автомобилей составляет от 1,5 до 3 тонн, следовательно, должен быть предоставлен дополнительный отпуск, являются несостоятельными. В соответствии со Списком право на дополнительный отпуск и продолжительность дополнительного отпуска действительно зависит от грузоподъемности автомобиля, на котором работает водитель. В то же время, как указано выше, компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях предоставляются по результатам аттестации рабочих мест.

Утверждение представителя истца о том, что время нахождения на ремонте должно включаться в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск, поскольку является простоем по вине работодателя, судом также признано несостоятельным. Исходя из системного толкования ст. ст. 116, 121 ТК РФ и Инструкции по применению Списка, в данный стаж включается лишь время, фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях, то есть время, в течение которого работник подвергается воздействию вредных и (или) опасных факторов и выполняет работу, которая по результатам аттестации дает право на дополнительный отпуск.

По этой же причине не может быть принят судом довод представителя истца о том, что в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск, должно быть включено время, когда истец по производственной необходимости управлял автомобилями меньшей грузоподъемностью, которые не дают право на дополнительный отпуск (в частности, #).

По утверждению представителя истца, истец, работая водителем автомобиля #, был незаконно, без его согласия переведен водителем других автомобилей, работа на которых не дает право на дополнительный отпуск. Поэтому время, отработанное на этих автомобилях, должно быть зачтено в стаж, дающий право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ – изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника. По письменной просьбе работника или с его письменного согласия может быть осуществлен перевод работника на постоянную работу к другому работодателю. При этом трудовой договор по прежнему месту работы прекращается (пункт 5 части первой статьи 77 настоящего Кодекса).

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

Как установлено, дополнительным соглашением от # года к трудовому договору, заключенному между ОАО «СЗМН» и Захаровым В.И., Захаров В.И. с # года переведен на должность водителя автомобиля автотранспортного цеха УРНУ – филиала ОАО «СЗМН». Как видно из условий данного дополнительного соглашения, истец работает водителем без указания марки какого-то определенного автомобиля.

Приказами начальника УРНУ за водителями автотранспортного цеха УРНУ, в том числе и за Захаровым В.И. закрепляются определенные автомобили. Данное закрепление техники по смыслу ст. 72, ч. 3 72.1 ТК РФ не является переводом на другую работу, поскольку это не влечет изменения трудовой функции и (или) структурного подразделения и не меняет определенные сторонами условия трудового договора. Следовательно, согласия истца на работу на том или ином автомобиле не требуется.

Кроме того, вне зависимости от того, является ли работа на других автомобилях переводом, дни работы на указанных автомобилях не включаются в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск, поскольку согласно указанным выше нормативным актам и локальным актам ежегодный дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется за фактически отработанное в этих условиях время.

Представитель истца в судебном заседании поясняла, что некоторые дни, когда истец управлял автомобилями #, # необоснованно не учтены ответчиком при расчете дней дополнительного отпуска.

Так, согласно путевым листам за указанные представителем истца дни истец #, #, #, #, # работал на автомобиле # г/н #;

# – на автомобиле # г/н #,

#, #-#, #, #, #. #, #, #, #, #, #, #, #, #-#, #, #, #, # – на автомобиле # г/н #.

Время работы на указанных автомобилях согласно картам аттестации, перечнем рабочих мест УРНУ с вредными условиями труда для установления текущих льгот работникам дает право на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью # дней, что не оспаривается и представителем ответчика.

Согласно журналам учета рабочего времени во вредных условиях за #. и #. часы работы в указанные дни на данных автомобилях не учтены ответчиком для расчета стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск.

Как видно из путевых листов за указанные дни, в путевых листах стоит отметка «ожидание задания».

По утверждению истца в эти дни он работал, даже если не было задания, перевозил по базе грузы, путевые листы сдавал без записей заказчика. Однако доказательств в подтверждение данного обстоятельства истцом не представлено.

В то же время, как следует из показаний свидетеля ФИО5, без переоформления путевого листа водителя не могут перевести на другое задание. Путевой лист все задание находится у водителя, заказчик лишь ставит в нем отметки. Если работы нет, водитель стоит и ждет задания, так как заявка может прийти в любой момент.

Отсутствие фактического выполнения работы на автомобиле в указанные дни подтверждается также отметками в путевых листах о показаниях спидометра при выезде из гаража и при возвращении в гараж.

В соответствии с Положением в рабочее время с вредными условиями труда не включаются целосменные или внутрисменные простои в ожидании задания или в связи с отсутствием работы. Данные нормы Положения не противоречат законодательству, поскольку в стаж работы во вредных условиях включаются дни, в которых работник был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня.

Кроме того, как видно из заявления истца об изменении исковых требований от # года при расчете исковых требований о предоставлении трех дней дополнительного отпуска истец данные дни также не учитывает.

Как установлено судом, истцу был установлен 8-ми часовой рабочий день.

Согласно табелю учета рабочего времени за октябрь # года #, #, #, #, #, #, # и # истцом отработано по # часов (то есть по # часа сверхурочно каждый день).

В обосновании исковых требований истец указывает, что из отработанных # часов сверхурочно (# дней по # часа) для учета дополнительного отпуска должны быть учтены # дня (#/#), поскольку засчитываются дни, в которые работник фактически был занят во вредных условиях не менее половины рабочего дня.

Согласно журналу учета рабочего времени во вредных условиях за # год, указанные дни учтены работодателем при расчете стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск. Как видно из журнала, истцом отработано во вредных условиях по # часа каждый день. Данное количество часов, отработанное во вредных условиях за эти дни, истцом не оспаривается.

В табеле учета рабочего времени отражается время, фактически отработанное работником, а не время, отработанное во вредных условиях. Следовательно, учитывать отдельно для расчета дней дополнительного отпуска часы, отработанные сверхурочно, является необоснованным.

Кроме того, суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что часы работы во вредных условиях учитываются в тот день, когда указанные работы фактически выполнялись и не подлежат суммированию за разные дни.

Как установлено судом, истец за рабочий период с # по # находился на листке нетрудоспособности # рабочих дней (отмечены в табеле #); не работал в рабочие дни # рабочих дней (отмечены в табеле ОТ, ОД, ДО). Истцом продолжительность данных периодов не оспаривается.

В соответствии с Регламентом ведения табельного учета использования рабочего времени в ОАО «СЗМН» отметка Б означает один из видов неявок на работу – временная нетрудоспособность; отметка ОТ – неявку на работу в связи с ежегодным основным оплачиваемым отпуском, отметка ОД – неявку на работу в связи с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском; отметка ДО – неявку на работу в связи с отпуском без сохранения заработной платы, предоставленным работнику по разрешению администрации.

Решением Верховного суда РФ от # года № # признан недействующим п. 8 Инструкции по применению Списка, согласно которому время нахождения на листке нетрудоспособности включалось в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск.

С учетом изложенного ответчиком при учете рабочего времени, занятого на работах с вредными условиями труда, обоснованно не учтены дни, когда истец находился на листе нетрудоспособности, дни отдыха, дни ремонта, дни управления автомобилями #, #, #, #.

Таким образом, в судебном заседании не нашли своего подтверждения доводы истца и его представителя о том, что в стаж работы, дающий право на дополнительный оплачиваемый отпуск, должно быть включено большее количество дней отработанных истцом во вредных условиях, чем учтено работодателем.

Расчет дней дополнительного отпуска произведен ответчиком в соответствии с требованиями п. п. 10, 12 Инструкции по применению Списка и Положения, на основании данных в журнале учета рабочего времени во вредных условиях.

Поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 338 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Захарова Виктора Ивановича к Открытому акционерному обществу «Северо-западные магистральные нефтепроводы» о возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР (через Устиновский районный суд г. Ижевска) в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2011 года.

Судья - Ю. А. Ступак