Дело №5-46/11 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 20 июня 2011 года г.Ижевск Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Хохлова И.Н., с участием инспектора ОНД Устиновского района г.Ижевска по Соколова А.В., действующего на основании доверенности №# от # г., представителя местной религиозной организации «#» г.Ижевска Шубко В.В., действующего на основании доверенности №# от # г., при секретаре судебного заседания Ившиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Местной религиозной организации «#» г.Ижевска, юридический адрес: УР, г.Ижевск, ул.#, #, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серии # №#, основной государственный регистрационный номер #, по ст.20.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: В Устиновский районный суд г.Ижевска поступило вынесенное Прокурором Устиновского района г.Ижевска постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от # года в отношении Местной религиозной организации «#» г.Ижевска по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.20.4 ч.1 КоАП РФ. Административное правонарушение обнаружено в результате проведения Прокуратурой Устиновского района г.Ижевска совместно с отделом надзорной деятельности Устиновского района г.Ижевска проверки соблюдения требований пожарной безопасности, при эксплуатации нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Ижевск, ул.#, #, о чем # года прокурором Устиновского района г.Ижевска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.4 ч.1 КоАП РФ. Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от # года следует, что в помещениях Местной религиозной организации «#» г.Ижевска, по адресу: УР, г.Ижевск, ул.#, #, были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные ч.1 ст.151 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03); Государственным стандартом РФ «Системы фотолюминисцентные эвакуационные элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля» (ГОСТ Р #-2009.), Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*), Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Строительными нормами и правилами «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СНИП 2.07.01-89*), и нормами и Правилами «Общественные здания и сооружения» (СНИП 2.08.02-89*), Нормами пожарной безопасности «Установка пожаротушения и сигнализации, Нормами и правилами проектирования» (НПБ 88-2001), Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89), Градостроительным Кодексом РФ, Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НББ 110-03), создающие непосредственную угрозы жизни или здоровью людей. В судебном заседании представитель Местной религиозной организации «#» г.Ижевска Шубко В.В. пояснил суду, что не оспаривает нарушения противопожарных норм и правил, указанны[ в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, в настоящее время Местной религиозной организацией «#» г.Ижевска выполнены практически все выявленные проверкой нарушения, за исключением п.п. 1,7,15,16,25. Представитель ГУ МЧС РФ по УР – инспектор ОНД Устиновского района г.Ижевска Соколов А.В., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, поддержал, просил приостановить деятельность Местной религиозной организации «#» г.Ижевска. Не отрицал того, что Местной религиозной организацией «#» г.Ижевска выполнены практически все выявленные нарушения, за исключением п.п. 1,7,15,16,25. Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что в действиях Местной религиозной организации «#» г.Ижевска содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ – нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса. Статьями 37, 38 Федерального закона от 21 февраля 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества и иные лица, на законных основаниях владеющие имуществом. Указанный выше закон содержит определение следующих понятий: 1. Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; 2. Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; 3. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; 4. Меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 года №313. Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03) определяют, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и т.д. Согласно ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Согласно свидетельству о государственной регистрации права # от # г. объект незавершенного строительства, расположенный по адресу УР, г.Ижевск, ул.#,# находится в собственности Местной религиозной организации «#». В соответствии с Уставом, принятым общим собранием от # года и утвержденным Президентом Ассоциации Христианских Церквей «#», зарегистрированным Министерством Юстиции УР от # года, ответчик является религиозной организацией евангельских христиан, образованной по волеизъявлению совершеннолетних граждан на принципах добровольности и полного послушания и входящей в состав централизованной религиозной организации «Ассоциации Церквей «#», зарегистрированной Министерством юстиции РФ # года за №#. Ответчик является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, обладает обособленным имуществом, вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры и контракты, открывать счета и т.д. В судебном заседании достоверно установлено, что Местной религиозной организации «#» г.Ижевска допущены нарушения требований пожарной безопасности, установленные ч.1 ст.151 Федерального Закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03); государственным стандартом РФ «Системы фотолюминисцентные эвакуационные элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля» (ГОСТ Р 12.2.143-2009.), Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (СНиП 21-01-97*), Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Строительными нормами и правилами «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СНИП 2.07.01-89*), и нормами и Правилами «Общественные здания и сооружения» (СНИП 2.08.02-89*), Нормами пожарной безопасности «Установка пожаротушения и сигнализации, Нормами и правилами проектирования» (НПБ 88-2001), Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89), Градостроительным Кодексом РФ, Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НББ 110-03), создающие угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, а именно: 1. Не оформлено и не получено разрешение на ввод объектов в эксплуатацию (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 3 ППБ 01-03, ст. 55 Градостроительного кодекса РФ); 2. Планы эвакуации не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2009, не 3. Не проводятся практические тренировки всех задействованных для 4. На зданиях отсутствуют соответствующие указатели (объёмные со 5. На окне клуба технического творчества установлена глухая 6. В котельной детского служения электросветильник эксплуатируется 7. Подсобное помещение водителя, склад мебели не оборудованы 8. В подсобном помещении водителя электросветильник эксплуатируется 9. Соединение жил электропроводов самодельного нагревательного Дом благодарения: 10. В помещении зала служений стулья не закреплены к полу (ч.1 ст. 151 11. Не проводится проверка состояния огнезащитной обработки горючих 12. Наружная лестница эвакуационного выхода со сцены загромождена 13. Заблокирована вторая створка двери основного эвакуационного 14. В помещении кухни на 1-м этаже установлен один пожарный 15. Отсутствует подъезд к зданию со стороны #» 16. Не проведена проверка на работоспособность и соответствие 17. На 3-м этаже на люке, ведущем на чердак, отсутствует информация о 18. План эвакуации на 2-м, 3-м этаже не соответствует фактической 19. Двери, ведущие в лестничную клетку на 1-м, 2-м этажах, фиксируются 20. На 2-м, 3-м этажах на противопожарных дверях отсутствуют 21. В кабине оператора на 2-м этаже электросветильник эксплуатируется 22. В книжном ларьке на 1-м этаже, не отвечающем требованиям, 23. Коридор на 1-м этаже рядом с эвакуационным выходом (со стороны 24. В зале служений у сцены в пожарном шкафе рукав не присоединён к 25. Сценическое оформление в зале служений не обработано Удмуртское служение: 26. На 2-м этаже ширина эвакуационных выходов из помещений менее 0,8 27. В тамбуре эвакуационного выхода расположен сейф (ч.1 ст.151 ФЗ № 28. В коридоре на 1-м этаже электросветильник эксплуатируется без 29. В комнате для обуви на 2-м этаже в полу на путях эвакуации имеется 30. Подсобное помещение на 2-м этаже оборудовано тепловыми 31. В трапезной электросветильники эксплуатируются без защитных 32. Соединение жил электропровода в трапезной рядом с приемно- 33. Кухни, дровяник не оборудованы автоматической пожарной 34. Заблокирован эвакуационный выход из учебного класса на 1-м этаже В соответствии с ч. 4 ст. 4 ФЗ «О требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3, на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. Также, в ходе проведения проверки установлено, что в настоящее время в здании МРО ЦЕХ «#», расположенном по адресу ул.#, # г.Ижевск, УР проводятся массовые мероприятия с участием прихожан, т.е. осуществляется эксплуатация указанного здания. Указанные нарушения стали возможными ввиду ненадлежащего исполнения МРО ЦЕХ «#» требований, норм и правил пожарной безопасности, предъявляемых к организациям вне зависимости от их форм собственности. Кроме того, указанные нарушения несут в себе существенную угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся в помещениях Местной религиозной организации «Церковь Евангельских христиан «#» г.Ижевска в случае возникновения пожара или задымления, поскольку могут привести к несвоевременному оповещению людей и вызову пожарных подразделений, быстрому распространению пожара и продуктов горения. Согласно протоколу о временном запрете деятельности №# от # года следует, что в помещениях Местной религиозной организации «#» г.Ижевска в целях предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, принято решение о временном запрете эксплуатации помещений #», расположенных по адресу: г.Ижевск, ул.#, #. Таким образом, вина Местной религиозной организации «#» г.Ижевска в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, установлена в судебном заседании в полном объеме совокупностью представленных в суд доказательств, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от # г., протоколом о временном запрете деятельности №# от # года, свидетельством о государственной регистрации права # от # г., письмом от # г. №#, свидетельством о государственной регистрации религиозной организации, свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, уставом. Административное правонарушение является длящимся, выявлено # г. при проверке исполнения действующего законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности. Объектом указанного административного правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, пожарная безопасность. В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не соблюдены все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, прямо предусмотренных административным законодательством. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, судом не установлено. Обстоятельств отягчающих ответственность судом не установлено. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает действия Местной религиозной организации «#» г.Ижевска направленные на выполнение выявленных в результате проведенной проверки нарушений законодательства. Совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным в силу степени его общественной опасности и способности причинить вред жизни и здоровью лицам, находящимся в помещениях Местной религиозной организации «#» г.Ижевска. При назначении наказания суд руководствуется следующим. В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственном мерой ответственности за совершенное административное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек. В силу ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Вместе с тем, согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Это корреспондирует со статьей 54 Конституции Российской Федерации, согласно которой, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ, вступившим в законную силу 17.06.2011 г., статья 20.4 КоАП РФ изложена в новой редакции. В том числе, в санкции статьи 20.4 ч.1 КоАП РФ отсутствует более строгое для юридических лиц наказание в виде административного приостановления деятельности. Таким образом, исходя из содержания ст.20.4 ч.1 КоАП РФ, по сравнению с предыдущей редакцией указанной статьи, действовавшей до 17.06.2011 г.(т.е. во время совершения административного правонарушения). Санкция ст.20.4 ч.1 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ) предусматривает за совершение предусмотренного данной нормой административного правонарушения наказание для юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. Следовательно, ФЗ от 03.06.2011 N 120-ФЗ, как смягчающий административную ответственность лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Учитывая изложенное, характер допущенных нарушений, устранение на момент судебного разбирательства большинства из них, суд считает, что административное наказание в виде предупреждения, будет соответствовать как характеру административного правонарушения, так и целям административного наказания. На основании изложенного руководствуясь ч.1 ст.20.4, ст.ст.29.7, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья ПОСТАНОВИЛ: Признать Местную религиозную организацию «#» г.Ижевска виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде предупреждения. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Судья И.Н.Хохлов
выполнены на основе фотолюминисцентных материалов (ч.1 ст.151 ФЗ № 123;
п. 3, 16 ППБ 01-03, п. 6.2.7 ГОСТ Р 12.2.143-2009);
эвакуации работников по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей
в случае возникновения пожара (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 16 ППБ 01-03);
светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих
покрытий), указывающие расстояние до ближайших пожарных гидрантов (ч1
ст.151 ФЗ № 123; п. 90 ППБ 01-03);
металлическая решётка (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 40 ППБ 01-03);
без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией (ч.1
ст.151 Ф3№ 123; п. 60 ППБ 01-03);
автоматической пожарной сигнализацией (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 3 ППБ 01-03,
П.4НПБ110-03);
без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией (ч.1
ст.151 Ф3№ 123, п. 60 ППБ 01-03);
прибора в подсобном помещении водителя выполнено скруткой без применения
пайки, сварки, сжимов, опрессовки (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, пункты 3, 57, 60 ППБ
01-03, п. 2.1.21 ПУЭ);
Ф3№123;п. 149 ППБ 01-03);
конструкций чердака и сцены (не реже двух раз в год) (ч.1 ст.151 ФЗ № 123; п.
36 ППБ 01-03);
мебелью (ч.1 ст.151 ФЗ № 123; п. 53 ППБ 01-03);
выхода, эвакуационного выхода со стороны #, эвакуационного
выхода из зала служений со стороны детского служения (ч.1 ст.151 ФЗ № 123; п.
52 ППБ 01-03);
извещатель (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 3. ППБ 01-03, п. 12.16 НПБ 88-01);
(установлен забор, ворота заблокированы);
требованиям норм пожарной безопасности расхода воды системы внутреннего,
наружного противопожарного водоснабжения, не реже двух раз в год (ч.1 ст.151
Ф3№ 123; п. 89 ППБ 01-03);
месте хранения ключей (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 44 ППБ 01-03);
планировке здания (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 16 ППБ 01-03);
в открытом положении, привязаны к батарее (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 34 ППБ
01-03);
устройства для самозакрывания (ч.1 ст.151 ФЗ № 125, п.3 ППБ 01-03, п.7.17
СНиП 21-01-97*);
без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией (ч.1
ст.151 ФЗ № 123, п. 60 ППБ 01-03);
предъявляемым к складским помещениям (отсутствует противопожарная дверь
с требуемым пределом огнестойкости), организовано хранение горючих
материалов (коробки с литературой) (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 38 ППБ 01-03);
#») загромождён строительными материалами (ч.1 ст.151 ФЗ №
123, п. 53 ППБ 01-03);
крану (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 91 ППБ 01-03);
огнезащитным составом (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 3 ППБ 01-03, п. 1.85*, 1.86
СНиП 2.08.02-89*, п. 5.16 ППБ 101-89)
м, высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м, высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету менее 2 м (ч.1 ст. 151 ФЗ № 123; п. 3, 51 ППБ 01-03; п. 6.16, 6.27 СНиП 21-01-97*);
123; п. 53 ППБ 01-03);
защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией (ч.1 ст. 151
Ф3№ 123; п. 60 ППБ 01-03);
перепад высот менее 45 см (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 3 ППБ 01-03. п. 6.28* СНиП
21-01-97*);
пожарными извещателями, требуются дымовые (ч.1 ст.151 ФЗ № 123; п. 3 ППБ
01-03, п. ЗНПБ 110-03);
колпаков (рассеивателей), предусмотренных конструкцией (ч.1 ст.151 ФЗ №
123; п. 60 ППБ 01-03)
контрольным прибором автоматической пожарной сигнализации выполнено
скруткой без применения пайки, сварки, сжимов, опрессовки (ч.1 ст.151 ФЗ №
123, п. 3, 57 ППБ 01-03, п. 2.1.21 ПУЭ);
сигнализацией (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 3 ППБ 01-03, п. 4 НПБ 110-03);
(закрыт на замок) (ч.1 ст.151 ФЗ № 123, п. 52 ППБ 01-03).