Дело №5-46/2010 г.ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
«26» июля 2010 года г. Ижевск
Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Хиталенко А.Г.,
при секретаре судебного заседания: Шакировой В.З.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка-детский сад №14, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 70, ранее в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность,
о совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Устиновский районный суд г. Ижевска УР поступили материалы административного дела, возбужденного в отношении МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, переданного по подведомственности на основании определения Отдела государственного пожарного надзора Устиновского района г. Ижевска от 20 июля 2010 г. Указанные материалы были переданы для рассмотрения судье на том основании, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, в данном случае возникает необходимость решения вопроса о наложении административного наказания в виде административного приостановления деятельности МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14.
02 июля 2010 г. Главным государственным инспектором Устиновского района г. Ижевска по пожарному надзору было вынесено распоряжение №125 о проведении плановой выездной проверки юридического лица с целью оценки соответствия осуществляемой проверяемым лицом деятельности обязательным требованиям пожарной безопасности.
В ходе проведения плановой проверки установлено, что МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 допустило следующие нарушения требований пожарной безопасности в помещении плотника, а именно (далее по тексту-перечень нарушений):
1. Помещение не защищено автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением требований п.3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г. (далее по тексту-ППБ 01-03), п.п.4, 14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России №315 от 18.06.2003 г. (далее по тексту-НПБ 110-03), согласно которым помещения в зданиях следует защищать автоматическими установками пожарной сигнализации независимо от площади;
2. Помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, что является нарушением требований п.5.1, п.20 таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г. №323 (далее по тексту-НПБ 104-03), согласно которым помещения должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
3. В помещении участки электропроводки проложены по горючему основанию, что является нарушением п.57 ППБ 01-03, п.2.1.37 Правил устройства электроустановок (далее по тексту-ПУЭ), согласно которым при открытой прокладке защищенных проводов (кабелей) с оболочками из сгораемых материалов и незащищенных проводов расстояние в свету от провода (кабеля) до поверхности оснований, конструкций, деталей из сгораемых материалов должно составлять не менее 10 мм.; при невозможности обеспечить указанное расстояние провод (кабель) следует отделять от поверхности слоем несгораемого материала, выступающим с каждой стороны провода (кабеля) не менее чем на 10 мм.;
4. Соединения электропроводов в распределительной электрокоробке выполнены без применения пайки, сварки, опрессовки, сжимов (скруткой), что является нарушением требований п.57 ППБ 01-03, п.2.1.21 ПУЭ, согласно которым соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т. п.);
5. Соединение электропроводов в распределительной коробке не заизолировано, что является нарушением требований п.60 ППБ 01-03, согласно которому при эксплуатации действующих электроустановок запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
6. Помещение выполнено без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке, что является нарушением требований п.3 ППБ 01-03, п.4.3 Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (далее по тексту-СНиП 21-01-97*), согласно которым в процессе эксплуатации следует не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке;
7. Не выполнены замеры сопротивления изоляции осветительной сети, что является нарушением требований п.57 ППБ 01-03, п.2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 г. №6 (далее по тексту-ПТЭЭП), согласно которым измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей должно производиться в соответствии с утвержденным графиком, но не реже одного раза в три года.
В судебном заседании инспектор Устиновского района по пожарном надзору Кочуров М.Ю. по существу дела пояснил, что на прекращении деятельности помещения плотника МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №14 по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы,70, путем отключения электроэнергии помещения плотника, настаивает.
Заведующая МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №14 Аглиуллина И.И. по существу дела пояснила, что не возражает против прекращения деятельности помещения плотника МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №14 по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы,70, путем отключения электроэнергии помещения плотника.
Факт нарушения МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 указанных выше положений п.п.3, 57, 60 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г., п.п.4, 14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России №315 от 18.06.2003 г., п.5.1, п.20 таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г. №323, п.п.2.1.21, 2.1.37 Правил устройства электроустановок, п.4.3 Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 г. №6, устанавливающих обязательные правила и нормы пожарной безопасности, подтверждается в полном объеме следующими доказательствами, имеющимися в материалах дела:
-протоколом об административном правонарушении №04/263 от 20 июля 2010 г., актом проверки №125 от 20 июля 2010 г., в которых зафиксированы указанные выше в перечне нарушений допущенные МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 нарушения обязактельных требований и норм пожарной безопасности.
В соответствии со ст.1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 18 №002780412, уставу МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 указанное учреждение является муниципальным учреждением 1 категории, является самостоятельным действующим юридическим лицом (п.п.1.1, 1.2, 1.9, 1.10 устава).
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается, в том числе, противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии с ст.11.16 КоАП РФ (нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте правил пожарной безопасности) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п.п.6.1 устава имущество принадлежит МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 на праве оперативного управления.
В соответствии с договором от 04 сентября 2008 г., заключенным между МУ Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района г. Ижевска и МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14, регулирующим порядок сотрудничества между указанными учреждениями, порядок делегирования прав и обязанностей в сфере организационной, финансовой и образовательной деятельности МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14, МУ Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района г. Ижевска выполняет в отношении МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 распорядительные, контрольные, координирующие полномочия, необходимые для управленческих функций (п.п.1.1, 2.1 договора); МУ Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района г. Ижевска финансирует МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 по утвержденной смете расходов; контролирует соблюдение МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 противопожарных правил (п.3.1, 3.1.2, 3.2, 3.2.5 договора); МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 обязуется обеспечивать в своей деятельности безопасные условия обучения и труда в соответствии с требованиями противопожарных правил (п.п.3.3, 3.3.6 договора).
Должностным лицом, ответственным за выполнение МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 указанных выше норм и правил пожарной безопасности, является заведующий Аглиуллина И.И., назначенная на должность с 01 декабря 1997 г. приказом №196 от 25 ноября 1997 г. и занимающая указанную должность по настоящее время (справка МУ Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района г. Ижевска №41 от 13.12.2006 г.).
Заведующий МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 согласно п.5.8 устава осуществляет руководство текущей деятельностью учреждения, издает приказы, локальные акты, обязательные для исполнения работниками учреждения, вправе представлять интересы учреждения во всех организациях, распоряжаться средствами в соответствии со сметой доходов и расходов, представлять учредителю Администрации г. Ижевска отчеты о деятельности учреждения (п.п.1.6, 5.8 устава).
Из указанных выше обстоятельств следует, что МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 является действующим юридическим лицом. Имущество по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 70, принадлежит МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 на праве оперативного управления. Обязанность по соблюдению правил пожарной безопасности в здании и помещениях учреждения возложена на МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14.
Заведующему МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 Аглиуллиной И.И. в соответствии с уставом учреждения, договором, заключенным с МУ Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района г. Ижевска, был предоставлен достаточный объем полномочий для осуществления необходимых мероприятий по выполнению требований пожарной безопасности в помещениях школы по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 70, в частности, заведующий обязан контролировать при осуществлении учреждением деятельности соблюдение норм пожарной безопасности. Заведующий обязан был своевременно выявить нарушения требований пожарной безопасности.
Из объяснений заведующего Аглиуллиной И.И., указанных в протоколе об административном правонарушении, протоколе №28 о временном запрете деятельности от 20.06.2010 г., следует, что с выявленными нарушениями заведующий Аглиуллина И.И. согласна, нарушения будут устранены по мере поступления финансирования.
Заведующий Аглиуллина И.И. была вправе при выявлении нарушений требований пожарной безопасности сообщить о выявленных нарушениях учредителю Администрации г. Ижевска, МУ Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района г. Ижевска с целью выделения на их устранение денежных средств. Однако, своевременно указанные действия заведующим не были предприняты и до настоящего времени в помещении плотника МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 выявленные нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Таким образом, в судебном заседании на основании указанных выше доказательств достоверно установлено, что МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 не приняло все зависящие от него меры по соблюдению пожарной безопасности, нарушив в помещении плотника требования пожарной безопасности, установленные п.п.3, 57, 60 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г., п.п.4, 14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России №315 от 18.06.2003 г., п.5.1, п.20 таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г. №323, п.п.2.1.21, 2.1.37 Правил устройства электроустановок, п.4.3 Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 г. №6, указанные в п.п.1-7 перечня нарушений.
При указанных обстоятельствах, суд квалифицирует бездействие МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 по ст.11.16 КоАП РФ (нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте правил пожарной безопасности).
Согласно ч.1, ч.3 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При назначении наказания суд учитывает в качестве смягчающего ответственность обстоятельства то, что МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 ранее к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, не привлекалось. Доказательства, подтверждающие обратное, в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют. Отягчающих ответственность обстоятельств в ходе судебного заседания не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении эксплуатации зданий или сооружений. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей либо в случае совершения административного правонарушения в области общественной безопасности. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Передача материалов по подведомственности на рассмотрение судьи обусловлена необходимостью решения вопроса о привлечении МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, поскольку допущенные нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. В качестве меры обеспечения производства по делу временно с 08.00 час. 26 июля 2010 г. по 08.00 час. 31 июля 2010 г. запрещена деятельность помещения плотника МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14, что подтверждается протоколом №28 о временном запрете деятельности от 20 июня 2010 г.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении выявленные в помещении плотника МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Проанализировав допущенные МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 нарушения требований пожарной безопасности в помещении плотника по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 70, судья приходит к выводу о том, что на указанном объекте имеется реальная угроза возникновения пожара, в частности, об этом свидетельствуют нарушения требований пожарной безопасности, указанные в п.п.3-5 перечня нарушений.
Кроме того, в случае возникновения пожара в помещении плотника МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 существует реальная угроза жизни и здоровью людей, о чем свидетельствуют нарушения требований пожарной безопасности, указанные в п.п.1, 2 перечня нарушений.
Согласно ч.2 ст.29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих, в том числе, в запрете эксплуатации зданий или сооружений.
Принимая во внимание, что допущенные МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 в помещении плотника нарушения требований пожарной безопасности создают реальную угрозу возникновения пожара, угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, указанные нарушения не устранены, с учетом наличия смягчающего ответственность обстоятельства, судья приходит к выводу о том, что предупреждение совершения новых правонарушений МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 в сфере общественной безопасности не может быть достигнуто без применения в качестве меры ответственности административного приостановления деятельности и полагает необходимым применить административное наказание в виде административного приостановления деятельности. Принимая во внимание, что угроза возникновения пожара в помещении плотника обусловлена ненадлежащей установкой электрического оборудования, суд полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а именно: отключить подачу электроэнергии в помещение плотника МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 70, сроком на 30 суток.
В соответствии с ч.5 ст.29.6 КоАП РФ срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Таким образом, с учетом изложенного, судья полагает необходимым признать МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.11.16 КоАП РФ (нарушение установленных на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте правил пожарной безопасности), а именно: в нарушении требований пожарной безопасности, установленных п.п.3, 57, 60 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003 г., п.п.4, 14 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России №315 от 18.06.2003 г., п.5.1, п.20 таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г. №323, п.п.2.1.21, 2.1.37 Правил устройства электроустановок, п.4.3 Строительных норм и правил «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго от 13.01.2003 г. №6, и полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а именно: отключить подачу электроэнергии в помещение плотника МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 по адресу: г. Ижевск, ул. 40 лет Победы, 70, сроком на 30 суток.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.32.12 КоАП РФ постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
В срок административного приостановления деятельности зачесть срок временного запрета деятельности помещения плотника МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 с 08.00 час. 26 июля 2010 г. по 08.00 час. 31 июля 2010 г.
Настоящее постановление подлежит немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.1 ст.3.1, ч.1 ст.3.12, ч.1, ч.2 ст.4.1, ч.1 ст.20.4, ч.3 ст.23.1, ст.ст.29.6, 29.7, 29.9-29.11, ч.1 ч.2 ст.32.12 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
В срок административного приостановления деятельности зачесть срок временного запрета деятельности помещения плотника МДОУ Центр развития ребенка-детский сад №14 с 08.00 час. 26 июля 2010 г. по 08.00 час. 31 июля 2010 г.
Настоящее постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Г. Хиталенко