О признании незаконным бездействия должностного лица



                     

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

р.п. Усть-Уда                                                                                      14 июля 2011 года

Усть-Удинский районный суд Иркутской области в единоличном составе под председательством судьи Серенкова В.Г., при секретаре Климчук И.В., с участием заместителя прокурора Усть-Удинского района Ноговицыной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-111/2011 по иску прокурора Усть-Удинского района к главе муниципального образования МО «Подволоченское сельское поселение» Карабельскому В.В. «О признании незаконным бездействия должностного лица органа местного самоуправления и обязании исполнить требования законодательства о местном самоуправлении»

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Усть-Удинского района Константинова Н.Г.обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой Усть-Удинского района в ходе проверки было установлено, что решением Думы МО «Подволоченское сельское поселение» от <дата обезличена> № <обезличено>-дп была принята новая редакция Устава муниципального образования, однако по состоянию на <дата обезличена> Устав поселения в новой редакции не представлен на регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от <дата обезличена> N 281-ФЗ)

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом (п.6 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»

Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) устав муниципального образования;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

С момента принятия Устава МО «Подволоченское сельское поселение» в новой редакции-<дата обезличена> отмеченные требования закона главой администрации Подволоченского муниципального образования Карабельским В.В. не исполнены. По указанному факту прокурором района <дата обезличена> в отношении главы МО «Подволоченское сельское поселение» Карабельского В.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ст. 19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)».

Согласно постановления мирового судьи судебного участка № <обезличено> от <дата обезличена> Карабельский В.В. привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в сумме 300 рублей.

Согласно ч.ч. 1, 4 статьи 36 глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

В соответствии с ч. 1.ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

В силу требований части 2 статьи 47 Федерального закона от <дата обезличена> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Новая редакция Устава МО «Подволоченское сельское поселение» не вступила в законную силу и не обнародована ( не опубликована) в виду того, что главой муниципального образования «Подволоченское сельское поселение» Карабельским В.В. Устав МО не представлен на регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области.

В соответствии с ч.8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Неопубликование Устава МО «Подволоченское сельское поселение» нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории указанного муниципального образования на доступ к информации о муниципальном правовом акте, устанавливающим структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления МО «Подволоченское сельское поселение», противоречит одному из основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" принципу открытости и доступности информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, тем самым создаются препятствия на осуществление права неопределенного круга лиц, проживающих на территории МО «Подволоченское сельское поселение» на местное самоуправление-то есть форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании п.4 ст. 27. п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Основываясь на изложенном прокурор просит суд признать незаконным бездействие главы МО «Подволоченское сельское поселение» Карабельского В.В., выразившееся в невыполнении требований статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а именно:

непредставлении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) новой редакции положений устава муниципального образования «Подволоченское сельское поселение»;

2) решения представительного органа муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят указанный акт;

3) сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом;

Также обязать главу МО «Подволоченское сельское поселение» исполнить требования      статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» а именно:

в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области для регистрации, в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) новую редакцию Устава муниципального образования «Подволоченское сельское поселение» ;

2) решение представительного органа муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят указанный акт;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с требованиями ч.8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ официально опубликовать (обнародовать) новую редакцию Устава МО «Подволоченское сельское поселение» после его государственной регистрации.

В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Удинского района Ноговицына И.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным выше основаниям.

Ответчик Карабельский В.В. исковые требования прокурора признал, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата обезличена>, вынесенного заместителем прокурора Усть-Удинского района Ноговицыной И.Г., а далее из постановления мирового судьи судебного участка № 107 Усть-Удинского района Иркутской области от <дата обезличена> следует, что Карабельский В.В. действительно допустил описанное в исковом заявлении нарушение, за что был привлечен к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 300 рублей. Постановление судьи вступило в законную силу <дата обезличена>

Оценивая вышеперечисленные письменные доказательства, суд принимает во внимание, что указанные документы подписаны лицами, имеющим право скреплять документ подписью, содержат неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств, а потому, по мнению суда являются относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.

        Доказательств исполнения требований закона ответчиком Карабельским В.В. не представлено.

Оценивая исковые требования прокурора, суд учитывает следующие требования закона:

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от <дата обезличена> N 281-ФЗ)

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом (п.6 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ).

Согласно статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.

Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) устав муниципального образования;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Согласно ч.ч. 1, 4 статьи 36Федерального закона от <дата обезличена> N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования.

В соответствии с ч. 1.ст. 4 Федерального закона от <дата обезличена> N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.

В силу требований части 2 статьи 47 Федерального закона от <дата обезличена> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

В соответствии с ч.8 ст. 44 Федерального закона от <дата обезличена> N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Оценив все изложенные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Усть-Удинского района Константиновой Н.Г. к главе муниципального образования МО «Подволоченское сельское поселение» Карабельскому В.В. «О признании незаконным бездействия должностного лица органа местного самоуправления и обязании исполнить требования законодательства о местном самоуправлении» обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Усть-Удинского района Константиновой Н.Г. к главе муниципального образования МО «Подволоченское сельское поселение» Карабельскому В.В. «О признании незаконным бездействия должностного лица органа местного самоуправления и обязании исполнить требования законодательства о местном самоуправлении» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы МО «Подволоченское сельское поселение» Карабельского В.В., выразившееся в невыполнении требований статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в период с <дата обезличена> по <дата обезличена>, а именно:

непредставлении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) новой редакции положений устава муниципального образования «Подволоченское сельское поселение»;

2) решения представительного органа муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят указанный акт;

3) сведений об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом;

Обязать главу МО «Подволоченское сельское поселение» исполнить требования      статьи 3 Федерального закона от <дата обезличена> № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» а именно:

в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области для регистрации, в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) новую редакцию Устава муниципального образования «Подволоченское сельское поселение» ;

2) решение представительного органа муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования, на котором был принят указанный акт;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с требованиями ч.8 ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ официально опубликовать (обнародовать) новую редакцию Устава МО «Подволоченское сельское поселение» после его государственной регистрации.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд в десятидневный срок со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                               В.Г. Серенков