О возложении обязанностиобустроить котельные



                                                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Усть-Уда                                                                      19 октября 2011 года

Усть-Удинский районный суд Иркутской области в единоличном составе под председательством судьи Серенкова В.Г., при секретаре Климчук И.В., с участием с участием истца - помощника прокурора Усть-Удинского района Апханова Е.А., представителя ответчика - ФИО3, действующего на основании доверенности от <дата обезличена> с полным объёмом прав, представителя третьего лица - ФИО4, действующей на основании доверенности от <дата обезличена>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-191/2011 по иску прокурора Усть-Удинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации РМО «Усть-Удинский район» о возложении обязанности обустроить котельные начальной и основной школ Усть-Удинской МОУ СОШ № 2 в соответствии с требованиями СНиП 11-35-76 «Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Котельные установки», и Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (о,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева не выше 388 К (115С)

                                             У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Усть-Удинского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц обратилась в Усть-Удинский суд с исковым заявлением к администрации РМО «Усть-Удинский район» о возложении обязанности обустроить котельные начальной и основной школ Усть-Удинской МОУ СОШ № 2 в соответствии с требованиями СНиП 11-35-76 «Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Котельные установки», и Правилами устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (о,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева не выше 388 К (115С), указав в обоснование, что <дата обезличена> государственным инспектором Саянского территориального отдела энергетического надзора в ходе внеплановой проверки котельной начальной школы Усть-Удинской МОУ СОШ № 2 был составлен протокол об административном правонарушении № 85/20-2010/Юл по факту правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ - нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки», которое заключается в следующем: котельная расположена в деревянном помещении, пристроенном к деревянному зданию начальной школы МОУ Усть-Удинская СОШ № 2, что является нарушением п.п.1.8, 1.10 СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Котельные установки». <дата обезличена> государственным инспектором Саянского территориального отдела энергетического надзора в ходе внеплановой проверки котельной основной школы Усть-Удинской МОУ СОШ № 2 был составлен протокол об административном правонарушении № <обезличено>/Юл по факту правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ - нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки», которое заключается в следующем: котельная расположена в подвальном помещении здания основной школы, что является нарушением п. 4.2 «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева не выше 388 К (115 С)» и п.п.1.8,1.10 СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Котельные установки». Согласно акту № ТТ-315/11 от <дата обезличена>, составленному государственным инспектором Саянского территориального отдела энергетического надзора, отмеченные выше нарушения, не устранены.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Удинского района Апханов Е.А. изменил исковые требования, поскольку установлено, что установка котельной в соответствии с данными требованиями на территории МОУ СОШ № 2 невозможна ввиду отсутствия санитарно-защитной зоны, представив заявление об изменении исковых требований, и просил суд обязать администрацию РМО «Усть-Удинский», как субъекта являющегося учредителем и собственником имущества МОУ Усть-Удинская СОШ № 2 обеспечить отопление помещений МОУ Усть-Удинская СОШ № 2 электрическими конвекторами.

Представитель ответчика Постников В.И. изначально заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что котельная Усть-Удинской средней школы № 2 была построена в 1962 году и размещена в подвальном помещении школы, согласно действовавшем в то время типовым проектам. Котельная начальной школы расположена в деревянном помещении, пристроенном к деревянному зданию начальной школы. Как изложено в исковых требованиях, эксплуатация таких котельных является нарушением требований указанных выше требований СНиП. Соответственно предлагается котельные обустроить, в частности, посредством вынесения их в отдельные объекты за здания школ. Эти требования не могут быть исполнены поскольку в пункте 1.1 СНиП П-35-76 содержится указание о том, что указанные нормы и правила должны соблюдаться при проектировании новых и реконструируемых котельных установок, т.е. действие документа не может быть распространено на объекты, сооруженные до введения в действие СНиП 1976 года. Как следует из технических решений, предполагаемых областным Государственным коммунальным учреждением центр энергоресурсосбережения (ОГКУ ЦЭРС), установка модульной котельной на твёрдом топливе (водогрейной, угольной) невозможна. Так, прилегающая к зданиям школы территория (с учётом строительства нового здания, под которое вырыт обширный котлован и уложена значительная часть конструктивных деталей нулевого цикла) не позволяет установить котельную, не нарушая при этом санитарную зону загрязнения, составляющую минимум 50 метров до жилых домов и зданий школы. В связи с этим вариант об установке модульной котельной на твёрдом топливе ОГКУ ЦЭРС отклонён. Таким образом, решение об обустройстве модульной котельной посредством её вынесения в отдельное здание от основной школы, будучи принятым, не может быть исполнено. По сути оно будет противоречить требованию Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», в котором указано, что судебное решение (об обустройстве котельных вне здания школы), с целью обязать исполнить требование закона, само явится не правовым, т.е. сопряжённым с нарушением правовых норм (в данном случае, норм об охране окружающей среды и здоровья учащихся). Неприемлем и вариант с установкой электрокотлов, поскольку и такую котельную размещать будет негде в связи с устройством пожарного водоёма. Вышеупомянутым ОГКУ ЦЭРС было рекомендовано перейти на отопление помещений Усть-Удинской МОУ СОШ № 2 посредством использования сухого тепла-отопления помещений школы электрическим конвекторами, что позволит эксплуатировать существующее здание школы СОШ № 2 до окончания строительства новой школы. И данный вариант является единственно приемлемым. В настоящее время решение принято. Администрация МО «Усть-Удинский район» заказала и оплатила проектно-сметную документацию «Монтаж отопления электрическими конвекторами» на сумму 1872,7 тыс. рублей и «Внешнее электроснабжение зданий Усть-Удинской МОУ СОШ № 2» на сумму 211 тыс. рублей, в результате чего будет осуществлен перевод отопления зданий МОУ СОШ № 2 с твердого топлива на электроотопление.

С уточнёнными исковыми требованиями представитель ответчика Постников В.И. согласился, однако указал, что здание Усть-Удинской МОУ СОШ № 2 старой застройки, администрацией на протяжении длительного времени ведётся работа, как по организации строительства новой школы, так и по обеспечению отопления в существующих зданиях, вины и бездействия со стороны администрации РМО «Усть-Удинский район» в решении этого вопроса нет.

Представитель третьего лица - МОУ СОШ № 2 - Москалева Л.Н. в судебном заседании пояснила, что модульную котельную установить нет возможности, поэтому было принято решение перейти на отопление помещений Усть-Удинской МОУ СОШ № 2 посредством использования сухого тепла-отопления помещений школы электрическим конвекторами, что позволит эксплуатировать существующее здание школы СОШ № 2 до окончания строительства новой школы. Проектно-сметная документация в данный момент проходит экспертное исследование.

Оценивая объяснения истца, представителей ответчика и третьего лица, а также представленные сторонами доказательства суд, считает установленными следующие обстоятельства:

Собственником Муниципального общеобразовательного учреждения «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2» является Комитет по управлению Муниципальным имуществом Усть-Удинского района. Функции учредителя указанной школы выполняет администрация МО Усть-Удинского района, об этом свидетельствует п. 1.8 Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2» (л.д. 5).

Котельные начальной и основной школы эксплуатируются с нарушением требований действующих в настоящее время СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Котельные установки», и Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева не выше 388 К (115С), указанное обстоятельство подтверждается тем, что <дата обезличена>, а далее и <дата обезличена> руководители Муниципального общеобразовательного учреждения «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2» привлекались к административной ответственности за невыполнение предписаний об устранении нарушений, выявленных при осуществлении внеплановых проверок котельной начальной школы и котельной основной школы, в частности устранения того, что котельная начальной школы расположена в деревянном помещении, пристроенном к деревянному зданию начальной школы МОУ Усть-Удинская СОШ № 2, что является нарушением п.п.1.8, 1.10 СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Котельные установки». Котельная основной школы расположена в подвальном помещении здания основной школы, что является нарушением п. 4.2 «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева не выше 388 К (115 С)» и п.п.1.8,1.10 СНиП II-35-76 «Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. Котельные установки», указанные обстоятельства подтверждаются актами, актами-предписаниями и протоколами об административными правонарушениями.

В настоящее время установка модульной котельной в МОУ Усть-Удинская СОШ № 2 на твёрдом топливе (водогрейной, угольной) невозможна, поскольку прилегающая к зданиям школы территория (с учётом строительства нового зданий, под которое вырыт обширный котлован и уложена значительная часть конструктивных деталей нулевого цикла) не позволяет установить котельную, не нарушая при этом санитарную зону загрязнения, составляющую минимум 50 метров до жилых домов и зданий школы. Единственным возможным вариантом отопления помещений МОУ Усть-Удинская СОШ № 2 является вариант отопления посредством использования сухого тепла-отопления помещений школы электрическим конвекторами, указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя ответчика Постникова В.И., показаниями свидетелей С.А.А., К.Р.В.., Н.М.А.., вариантами теплоснабжения помещений СОШ № 2 п. Усть-Уда, подготовленными областным Государственным коммунальным учреждением «Центр энергоресурсосбережения», заключением министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области от 27 сентября 2011 года.

Так, свидетель Сабельфельд А.А. пояснил, что он работает начальником отдела коммунального хозяйства, транспортной связи, энергетики и природопользования Усть-Удинского района, из технических решений, предполагаемых областным Государственным коммунальным учреждением центр энергоресурсосбережения (ОГКУ ЦЭРС) следует, что установка модульной котельной в МОУ СОШ № 2 на твёрдом топливе (водогрейной, угольной) невозможна, так, прилегающая к зданиям школы территория (с учётом строительства нового здания, под которое вырыт обширный котлован и уложена значительная часть конструктивных деталей нулевого цикла) не позволяет установить котельную, не нарушая при этом санитарную зону загрязнения, составляющую минимум 50 метров до жилых домов и зданий школы. В связи с этим вариант об установке модульной котельной на твердом топливе ОГКУ ЦЭРС отклонён. ОГКУ ЦЭРС было рекомендовано перейти на отопление помещений Усть-Удинской МОУ СОШ № 2 электрическим конвекторами. В настоящее время решение о подобном отоплении принято. Администрация МО «Усть-Удинский район» заказала и оплатила проектно-сметную документацию «Монтаж отопления электрическими конвекторами» и « Внешнее электроснабжение зданий Усть-Удинской МОУ СОШ № 2». В дальнейшем будет осуществлен перевод отопления зданий МОУ СОШ № 2 с твёрдого топлива на электроотопление. Сейчас вся документация находится на экспертизе. После экспертизы, будет объявлен конкурс на проведение работ, после подписание контракта. Чтобы не заморозить школу, так как учебный процесс начат, все котельные МОУ СОШ № 2 подготовили. Котельные старого образца на данный момент подготовлены. Все предписания устранили, кроме выноса котельной, поскольку эта часть предписания не выполнима.

Свидетель Кутявин Р.В. пояснил, что он работает начальником УОМО «Усть-Удинский район» ему известно, что ранее деятельность школы приостанавливалась на 90 дней. Все пункты предписания Ростехнадзора выполнены, кроме выноса котельной из здания основной школы. Администрацией решался вопрос об отоплении школы, рассматривались все варианты, в качестве экспертной организации был привлечён областное государственное коммунальное учреждение «Центр энергоресурсосбережения». По заключению этого центра единственным из возможных вариантов отопления, является вариант электроконвекторного отопления. Проект такого отопления подготовлен и отправлен на экспертизу. В настоящий момент ведется по этому вопросу работа.

Свидетель Никитин М.А. пояснил, что он исполняет обязанности мэра Усть-Удинского района, владеет информацией с отоплением помещений МОУ СОШ № 2, на эти цели администрации выделены денежные средства, однако их недостаточно для монтажа и подключения системы отопления электроконвекторами, в настоящее время администрация может срочно купить котельную, работающую на твёрдом топливе, топливо для котельной имеется, однако соблюсти требования СНиП, при установке такой котельной не возможно.

Оценивая в совокупности показания свидетелей С.А.А.., К.Р.В.. и Н.М.А., суд не находит в них противоречий, указанные свидетели были очевидцами событий, связанных с решением вопроса отопления помещений МОУ Усть-Удинская СОШ № 2, суд признаёт показания указанных свидетелей достоверными.

Из «вариантов теплоснабжения помещений СОШ № 2 п. Усть-Уда», подготовленными областным Государственным коммунальным учреждением «Центр энергоресурсосбережения» следует, что единственным возможным вариантом отопления помещений МОУ Усть-Удинская СОШ № 2 является вариант отопления посредством использования сухого тепла-отопления помещений школы электрическим конвекторами.

Из заключения министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области от <дата обезличена>, следует, что бюджету РМО «Усть-Удинский район» уже выделена часть денежных средств для перевода отопления помещений МОУ Усть-Удинская СОШ № 2 на вариант отопления посредством использования сухого тепла-отопления помещений школы электрическим конвекторами.

Проанализировав, и оценив представленные доказательства в судебном заседании, которые суд признаёт относимыми, допустимыми, суд приходит к выводу, что изменённые исковые требования прокурора Усть-Удинского района к администрации РМО «Усть-Удинский», как субъекта являющегося учредителем и собственником имущества МОУ Усть-Удинская СОШ № 2, и соответственно обязанного обеспечивать содержание зданий муниципальных образовательных учреждений, обязать обеспечить отопление помещений МОУ Усть-Удинская СОШ № 2 электрическими конвекторами, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                     Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Усть-Удинского района Иркутской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации РМО «Усть-Удинский район» удовлетворить в полном объёме.

Обязать администрацию РМО «Усть-Удинский» обеспечить отопление помещений МОУ Усть-Удинская СОШ № 2 электрическими конвекторами.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд в течение десяти суток.

Судья                               В.Г. Серенков