Решение по иску прокурора об устранении нарушений закона п. 8.2 ч.1 ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ `Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ`, ст. 8 ФЗ `Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности`



                                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

р.п. Усть-Уда                                                                       26 января 2012 года

Усть-Удинский районный суд Иркутской области в единоличном составе под председательством судьи Серенкова В.Г., при секретаре Климчук И.В., с участием помощника прокурора Усть-Удинского района Пьянковой М.М., представителя ответчика С.Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-23/2012 по иску прокурора Усть-Удинского района к администрации Аталанского муниципального образования «В порядке ст. 45 ГПК РФ»

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Усть-Удинского района обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что прокуратурой Усть-Удинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправлении Усть-Удинского района мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления Аталанского муниципального образования не исполнены мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», не разработана и не реализуется муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Целью Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (ч. 2 ст. 1 Федерального закона).

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Статья 8 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относит разработку и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления; информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.

В соответствии с п. 69 раздела VI Плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 01.12.2009 N 1830-р (ред. от 23.09.2010) «Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации») органы местного самоуправления до 01.08.2010г. должны были разработать муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Органами местного самоуправления Аталанского муниципального образования муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергоэффективности не разработана.

Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 N 2446-р (ред. от 18.08.2011) утверждена государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года". Согласно отмеченному распоряжению задачами программы являются, в том числе, существенное снижение доли энергетических издержек; снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему; обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам; снижение выбросов парниковых газов, а также снижение вредных выбросов и укрепление на этой основе здоровья населения.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 (в редакции от 17.12.2010 года) установлены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Приказом Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 N 61 утвержден примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Одним из видов мероприятий, включенных в указанный перечень, являются организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры, а именно:

- анализ предоставления качества услуг электро-, тепло и водоснабжения;

- оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;

- вывод из эксплуатации муниципальных котельных, выработавших ресурс, или имеющих избыточные мощности;

- снижение энергопотребления на собственные нужды котельных;

Технические и технологические мероприятия по энергосбережению систем коммунальной инфраструктуры также включают в себя замену светильников уличного освещения на энергоффективные, то есть повышение энергетической эффективности объектов наружного освещения; замену неизолированных проводов на самонесущие изолированные провода, кабельные линии; установку светодиодных ламп; мероприятия по сокращению объемов электрической энергии, используемой при передаче (транспортировке) воды.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу положений ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ).

На основании ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы, реализуемые за счёт средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования.

В соответствии с п. 1 части 7 ст. 36 Устава Аталанского муниципального образования к полномочиям администрации поселения относятся реализуемые в установленном законодательством порядке обеспечение исполнительно- распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах поселения; разработка проектов планов и программ социально-экономического развития Поселения.

Таким образом, не разработка и непринятие администрацией Аталанского муниципального образования муниципальной целевой программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, то есть неисполнение полномочий, предусмотренных п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», ст. 8 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» в Аталанском муниципальном образовании нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на его территории на эффективное решение вопросов местного значения, гарантированных ст. 130 Конституции РФ, поскольку не позволяет ввиду значительной нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему Аталанского муниципального образования, недостаточности бюджетных средств и дотационности бюджета, исполнять полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе предусмотренные п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части создания условий для обеспечения жителей поселения услугами бытового обслуживания. Отмеченное обстоятельство подтверждается объяснениями главы поселения, информацией администрации поселения.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанностей в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом, исполнения обязательства в натуре.

В судебном заседании помощник прокурора Пьянкова М.М., исковые требования поддержала в полном объеме по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика С.Г.В. исковые требования прокурора признала в полном объеме, представив в суд соответствующее заявление.

В соответствии ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если оно противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.

Судом разъяснены последствия принятия судом признания иска, содержащиеся в ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, а именно, что признание ответчиком иска и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, так как данное действие не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятия его судом выносится решение об удовлетворении исковых требований.

        Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,39 ГПК РФ, 173 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Удинского района удовлетворить в полном объёме, обязать администрацию Аталанского муниципального образования устранить нарушения закона, предусмотренные п. 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», ст. 8 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» путем разработки и принятия муниципальной целевой программы в области энергосбережения и энергоэффективности в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 (ред. от 17.12.2010) "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", т.е. устранить нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих на территории Аталанского муниципального образования, гарантированных ст. 130 Конституции РФ, на эффективное решение вопросов местного значения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд в течение 10 дней.

Судья                               В.Г. Серенков