Решение по иску прокурора об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления



                         

                         

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

п. Усть-Уда                                                                                               03 мая 2012 года

Усть-Удинский районный суд Иркутской области в единоличном составе под председательством судьи Мартыновича А.Ю., при секретаре Раевой Т.А., с участием помощника прокурора Усть-Удинского района Пьянковой М.М., ответчика, главы администрации МО «Игжейское сельское поселение» Хохловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-140/2012 по исковому заявлению прокурора Усть-Удинского района в интересах неопределенного круга лиц к главе Игжейского МО об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления Игжейского МО,

                                                                У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Усть-Удинского района в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в Усть-Удинский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к главе Игжейского МО об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления Игжейского МО, указав в обоснование, что прокуратурой Усть-Удинского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Игжейского муниципального образования, в ходе которой были выявлены следующие нарушения.

         Как установлено ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами- законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и ( или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

          В силу требований ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее № 149-ФЗ) граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Не может быть ограничен доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», к информации о своей деятельности. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

         В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ( далее- № 8-ФЗ) доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

        Согласно ч.1 ст.10 № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создаются официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

         Под информацией о деятельности органов местного самоуправления понимается информация, созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

         Статьей 13, 14 № 8-ФЗ урегулирован порядок предоставления информации и перечень информации о деятельности органов местного самоуправления, которые должны размещаться в сети Интернет.

         Так, согласно ч.1 ст.13 № 8-ФЗ информация о деятельности органов местного самоуправления содержит:

  1. общую информацию об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов органа местного самоуправления,

б) сведения о полномочиях органа местного самоуправления,

в) сведения о руководителях органа местного самоуправления: фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них,

    2) информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления,

    3) информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах,

    4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,

     5) информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления в пределах его полномочий, а также о результатах проверок,

     6) статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления,

     7) информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления,

     8) информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан ( физических лиц), организаций ( юридических лиц).

     В соответствии с ч.7, 8 ст.14 №8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.          

Несоблюдение Главой Игжейского муниципального образования названных требований законодательства нарушает права граждан на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления.

20.01.2010 года прокурором Усть-Удинского района в адрес главы Игжейского муниципального образования было вынесено предостережение о недопустимости нарушения Федерального закона № 8-ФЗ в части порядка, периодичности и сроков обновления размещаемой информации в сети Интернет.

            Из информации № 402 от 29.03.2012 г и.о. мэра Усть-Удинского района ФИО8 усматривается, что 07.04.2010 г на сайте РМО «Усть-Удинский район» у Игжейского     сельского поселения открыта официальная страница, однако на ней размещен лишь один документ 31.01.2012 года.

           В соответствии со ст. 22 Устава в структуру органов местного самоуправления Новоудинского муниципального образования входят: Дума Поселения, Глава муниципального образования, именуемый в Уставе как Глава Поселения, Администрация Поселения.

        Статьями 31, 32 Устава установлено, что Глава Поселения руководит деятельностью администрации Поселения, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации Поселения по решению вопросов местного значения. Глава Поселения возглавляет администрацию Поселения и исполняет полномочия председателя Думы Поселения.

        Круг лиц, права которых нарушаются неисполнением требований № 8-ФЗ и № 149-ФЗ Главой Игжейского муниципального образования определить точно невозможно, в связи с чем прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц, который не ограничен рамками постоянно проживающих на территории Игжейского     муниципального образования.

        Частью 1 статьи 23 № 8-ФЗ установлено, что решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в суд.

        Согласно ч.3 ст.24 № 8-ФЗ надзор за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

        В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом ( ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации).

       Одним из способов защиты права является присуждение к исполнению обязанности в натуре ( ст.12 ГК РФ).

       В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

        На основании изложенного просит обязать Главу Игжейского муниципального образования исполнить требования ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информационных технологиях и о защите информации» в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления: Думы Поселения, Главы муниципального образования и Администрации поселения, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 6, ч.1 ст. 10, ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: путем принятия муниципального нормативно-правового акта, которым будет утвержден перечень информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичность ее размещения.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Удинского района Пьянкова М.М., исковые требования прокурора поддержала в полном объеме по указанным выше основаниям, просила обязать Главу Игжейского муниципального образования исполнить требования ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информационных технологиях и о защите информации» в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления: Думы Поселения, Главы муниципального образования и Администрации поселения, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 6, ч.1 ст. 10, ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: путем принятия муниципального нормативно-правового акта, которым будет утвержден перечень информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичность ее размещения.

Ответчик, глава Игжейского МО, Хохлова И.Н., исковые требования прокурора, признала в полном объеме, представив в суд соответствующее заявление.

В соответствии ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если оно противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.

Судом разъяснены последствия принятия судом признания иска, содержащиеся в ч.3 ст. 173 ГПК РФ, а именно, что признание ответчиком иска и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, так как данное действие не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы иных лиц.        

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,39 ГПК РФ, 173 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Удинского района в интересах неопределенного круга лиц к главе Игжейского МО об обязании обеспечить доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления Игжейского МО, удовлетворить.

Обязать Главу Игжейского муниципального образования исполнить требования ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149 «Об информационных технологиях и о защите информации» в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления: Думы Поселения, Главы муниципального образования и Администрации поселения, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 6, ч.1 ст. 10, ст. 14 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно: путем принятия муниципального нормативно-правового акта, которым будет утвержден перечень информации о деятельности органов местного самоуправления и периодичность ее размещения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Удинский районный суд в течение месяца.

Судья: