об оспаривании отказа в назначении и выплате денежной компенсации



К делу Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Усть-Лабинск Дата обезличена года

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Салалыкина К.В.

с участием старшего помощника прокурора Усть-Лабинского района Васильевой М.С.

представителя заявителя Кожич С.Г.

представителей заинтересованного лица Люевой Н.В., Галенко М.А.

при секретаре Булановой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Кривозубовой Л.Я, об оспаривании отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью

У С Т А Н О В И Л :

В Усть-Лабинский районный суд обратилась Кривозубова Л.Я. с заявлением об оспаривании отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью, в котором указала, что является вдовой ветерана подразделения особого риска из числа военнослужащих К., Дата обезличена г.р., умершего Дата обезличенаг.. Дата обезличена г. она обратилась в Управление социальной защиты населения в Усть-Лабинском районе с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью её мужа в связи с радиационным воздействием. Однако решением Комиссии УСЗН в Усть-Лабинском районе по рассмотрению спорных сложных и отказных дел при предоставлении мер социальной поддержки населению Номер обезличена от Дата обезличена г. ей отказано в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью её мужа в связи с радиационным воздействием в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска». Свой отказ УСЗН поясняет тем, что в соответствии с указанным выше Постановлением ВС РФ №2123-1 такая мера социальной поддержки, гарантированная семьям, потерявшим кормильца из числа ветеранов подразделений особого риска, как предоставление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, установленной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1«0 социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрена. Отказ УСЗН в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием, считает необоснованным по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2123-1 действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на граждан из подразделений особого риска. Согласно подпункту «а» абз. 2 п. 1 указанного Постановления Верховного Совета РФ к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР» внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел - непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений. В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2123-1 лицам, ставшим инвалидами, указанным в п. 1 данного Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные п.п. 1-14 ч. 1 ст. 14, ст. 24, п. 1 ч. 3 ст. 27.1, ст. 29 (за исключением абз. 2 п. 2 ч. 1), ч. 1-3 ст. 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Кроме того, положения п. 2 по конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определений Конституционного Суда РФ от 07.10.2005 N 385-0 на оснований ранее выраженных Конституционным Судом РФ правовых позиций, в системе действующего нормативно-правового регулирования - не препятствуют получению гражданами из подразделений особого риска, ставшими инвалидами, ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место до вступления в силу данного документа. Также в п. 17.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №35 от 14.12.2000г. (в ред. от 11.05.2007) сказано: после вступления в силу Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" его действие было распространено на некоторые категории граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не связанного с чернобыльской катастрофой. К ним относятся: граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах (на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1); Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, введенный в действие с 1 января 2005 года, внес в названные выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и базовый Закон изменения и дополнения, повлиявшие на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия. В частности, с 1 января 2005 года инвалидам из числа граждан, указанных в п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1, гарантируется предоставление только мер социальной поддержки в пределах, установленных пунктом 2 названного Постановления, а на лиц, перечисленных в пункте 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3062-1, действие базового Закона с этой даты не распространяется. Вместе с тем пунктом 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено сохранение в рамках длящихся правоотношений прав лиц на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, и после вступления в силу данного Федерального закона. Исходя из указанной нормы требования истцов из числа названных выше категорий пострадавших вследствие радиационного воздействия, заявленные в суд в связи с отказом после 1 января 2005 года в дальнейшей выплате компенсаций в возмещение вреда здоровью и (или) индексации этих выплат, являются законными и обоснованными. Таким образом, на супруга Кривозубовой Л.Я. распространялась и такая мера социальной поддержки, как получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного его здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия, установленная п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии с указанным пунктом ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием с 1 января 2010 года согласно Постановлению Правительства РФ от 21.12.2007 N 914 (в ред. от 03.09.2008) составляет: инвалидам I группы - 11459,8 рубля; инвалидам II группы - 5729,9 рубля; инвалидам III группы - 2291,95 рубля. В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона от 15.05.1991г. №1244-1, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. К данной категории относится она. При этом размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число. Далее в указанной ст. 14 говорится: «Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье. Членам семей или лицам, взявшим на себя организацию похорон, выплачивается пособие на погребение в размере 2000 рублей». Просит суд признать действия Управление социальной защиты населения в Усть-Лабинском районе по отказу в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Кривозубовой Л.Я., как вдове ветерана подразделений особого риска, умершего вследствие военной травмы, незаконными; обязать Управление социальной защиты населения в Усть-Лабинском районе назначить согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью, Кривозубовой Л.Я. ; взыскать с Управления социальной защиты населения в ... судебные расходы в сумме ... (...) рублей: ... рублей - расходы на уплату госпошлины и ... рублей - расходы на оплату услуг представителя.

В судебном заседании представитель заявителя просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Усть-Лабинском районе - Люева Н.В., заявленные требования не признала, и пояснила, что сумы в возмещение вреда устанавливаются ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 на период жизни инвалида. Обязательства по назначению и выплате сумм в возмещение вреда неразрывно связаны с личностью умершего. К., супругу заявителя, умершему Дата обезличена г., ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью не назначалась и не выплачивалась, так как причина инвалидности - заболевание, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, установлена согласно справки Номер обезличен Номер обезличен - Дата обезличена г., то есть после даты смерти К.. Конституционный суд РФ вынес определение в связи с изменениями, внесенными ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, в то время как семьи ветеранов подразделений особого риска не имели права на сумму возмещения вреда и по прежней редакции постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1, действовавшей до принятия ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. С заявлением о назначении сумм в возмещение вреда как вдове ветерана подразделения особого риска Кривозубова Л.Я. обратилась Дата обезличена г.. Право на указанную выплату самой вдовы определялось в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска», поэтому ссылка заявителя на п. 2 постановления и на п. 2 Определения Конституционного суда РФ от 07.10.2005 г. № 385-О неправомерна, так как оспаривается решение управления социальной защиты населения об отказе в назначении сумм в возмещение вреда вдове, а не самому гражданину из подразделения особого риска, ставшего инвалидом. Заявитель не указала каким нормативно-правовым актом вдове гарантировано право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью, ссылка на п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не состоятельна, так как в требованиях /п.2/ заявитель просит назначить компенсацию в соответствие с Постановлением Верховного Совета № 2123-1. Кроме того, на момент издания постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» выплата суммы возмещения вреда законом не предусматривалась. Вновь введенная ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» норма по возмещению вреда ни самим ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ, ни другими законодательными актами на ветеранов из подразделений особого риска не распространена. Кроме того, в ч. 3 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» сохранена норма о том, что порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона, определяется Правительством РФ. В порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» отсутствуют положения о возможности назначения и выплаты сумм возмещения вреда ветеранам подразделений особого риска. Просит суд в удовлетворении заявления отказать.

В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Лабинского района Васильева М.С. считает, что оснований для удовлетворения заявления Кривозубовой Л.Я. не имеется.

Суд, выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования Кривозубовой Л.Я. удовлетворению не подлежат.

Согласно выписки из решения комиссии по рассмотрению спорных сложных и отказных дел при предоставлении мер социальной поддержки гражданам Усть-Лабинского района Номер обезличена от Дата обезличена г. комиссия отказала Кривозубовой Л.Я, в назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» лицам, ставшим инвалидами, указанными в п. 1 Постановления гарантируются меры социальной поддержки, установленные п.п. 1-14 ч. 1 ст. 14, ст. 24, п. 1 ч. 3 ст. 27.1, ст. 29 /за исключением абз. 2 п. 2 ч. 1/. Семьям, потерявшим кормильца из числа лиц, указанных в п. 1 Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные п.п. 3,7,8,12-14 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 39, а также ст. 41 и 42 Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В судебном заседании было установлено, что К.., умершему Дата обезличена г., ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью не назначалась и не выплачивалась, так как согласно справки Номер обезличен Номер обезличен причина инвалидности была установлена после его смерти - Дата обезличена г.. Таким образом, право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью у К. возникла только после его смерти.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» такая мера социальной поддержки, гарантированная семьям, потерявшим кормильца из числа ветеранов подразделений особого риска, как предоставление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, установленной п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрена.

Таким образом, Кривозубова Л.Я. не имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью после смерти своего мужа - К..

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Кривозубовой Л.Я. об оспаривании отказа в назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий