Решение о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказания по КК



дело №

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г.Усть-Лабинск ДД.ММ.ГГГГ

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Тарасенко И.В.,

с участием представителя истца - помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Бегина М.В.,

представителей заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю Перегудова А.С. и Федерального бюджетного учреждения исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю Куницыной И.А.,

при секретаре Ларионовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю и Федеральному бюджетному учреждению исправительной колонии № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю о признании незаконными бездействия и обязании принять меры по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, суд

у с т а н о в и л :

Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в районный суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (далее УФСИН по Краснодарскому краю) и Федеральному бюджетному учреждению исправительной колонии № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» (далее ФБУ ИК№ 3 УФСИН по Краснодарскому краю) о признании незаконными бездействия и обязании принять меры по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания.

В обоснование заявления указано, что в ходе проверки установлено, что общежития № 3, 4 находятся в ветхом состоянии, дальнейшая их эксплуатация является опасной для проживания осужденных. Указанные здания имеют повреждения из-за окончания службы несущих конструкций и всего здания в целом, а также не выполнения в течении длительного времени капитального ремонта. Согласно акта экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выявлены многочисленные признаки деформации зданий:

- искривление горизонтальных линий цоколя на отдельных участках;

- на высоту цокольной части местами имеются трещины шириной раскрытия в среднем до 20 мм.;

- местные нарушения штукатурного слоя в отдельных местах цоколя, следы увлажнения цоколя;

- отсутствие отмостки;

- срок эксплуатации фундамента ленточного бетонного истек (по норме 50 лет, фактически 59 лет);

- глубокие трещины в отдельных местах сопряжения стен и перегородок с потолками, редкие большие сколы и отпадение штукатурки, незначительное отклонение от вертикали и выпучивание местами;

- пустоты в стенах;

- трещины над окнами и дверными проёмами шириной до 10 мм;

- фактический износ стен и перегородок - 100%;

- диагональные, продольные и поперечные трещины в штукатурном слое перекрытий, заметный прогиб;

- поражение гнилью стропил, обрешеток, наличие дополнительных временных креплений стропильных ног, прогибы строительных ног;

- поражение гнилью деревянных карнизов;

- имеются трещины и протечи, прогиб желобов;

- рулонные материалы на битумной основе имеют одиночные мелкие повреждения, ржавчины, местами имеются вздутия;

- просадка и коробление досок, щели между досками шириной до 10 мм., потертости в ходовых местах;

- оконные переплеты глухие, коробки и подоконные доски поражены гнилью и жучком в нижней части;

- створки окон не открываются, отсутствуют форточки, все сопряжения нарушены;

- замазка на окнах местами отпала, частично отсутствуют шпатели, повреждены отливы;

- дверные полотна просели и имеют неплотный притвор;

- ручки дверей не исправны, обвязка полотен повреждена;

- отдельные коробки перекошены;

- штукатурка стен местами имеет трещины, сколы, обрушения, вспучивания;

- трубы отопительной системы из черного металла, окрашены масляной краской, которая местами требует ремонта;

- электропроводка местами провисла, розетки и выключатели расшатаны;

- водопровод в местах соединений протекает, окраска тумб местами отстала;

Таким образом, техническое состояние помещений свидетельствует о том, что общежития не пригодны для проживания. Строительные конструкции и инженерные оборудования зданий достигли ветхого состояния, дальнейшая эксплуатация зданий является опасной для проживания в них осужденных. Руководство УФСИН России по Краснодарскому краю, ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю мер по признанию общежитий № 3, 4 непригодных к проживанию и обеспечению осужденных нормальными условиями для проживания не предпринимали, данные здания продолжают эксплуатироваться в настоящее время, что является не безопасным для осужденных. Просит суд признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю, Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю, не принявших мер по обеспечению осужденных, проживающих в общежитиях № 3, 4 ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю, нормальными условиями содержания. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю, Федеральное бюджетное учреждение ИК № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю принять меры по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания.

В судебном заседании представитель истца помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Бегин М.В. поддержал исковое заявление в полном объеме и просил его удовлетворить. Пояснив, что все действия ответчиков являются недостаточными и неполными. Активные действия по списанию общежитий стали предприниматься с момента проведенной проверки. До этого реальных действий предпринято не было.

Представитель ответчика УФСИН России по Краснодарскому краю Перегудов А.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска и указал, что УФСИН по Краснодарскому краю и ФБУ ИК-3 УФСИН по Краснодарскому краю по организационно-правовой форме являются учреждениями. Согласно п.13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314 финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, её территориальных органов, учреждений, исполняющих наказание, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. УФСИН по Краснодарскому краю ежегодно направляет запросы о выделении денежных средств, в том числе для расширения жилой площади. В 2008-2009 г.г. были направлены заявки на проведение капитального и текущего ремонта объектов ФБУ ИК-3 УФСИН по Краснодарскому краю, в 2009 г. было запрошено <данные изъяты>, выделено <данные изъяты>, в 2010 г. было запрошено <данные изъяты>, выделено <данные изъяты>. Несмотря на тот факт, что общежития № 3, 4 в ФБУ ИК 3 УФСИН по Краснодарскому краю не признаны в установленном Постановлением Правительства от 28.01.2006 г. № 47 порядке непригодными и не требует расселения осужденных, в целях проведения ремонта и создания необходимых условий для содержания осужденных. Кроме того, в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие уголовно-исполнительной системы», утвержденной Постановлением Правительства от 05.09.2006 г. № 540, в 2013 году в ФБУ ИК-3 УФСИН России по Краснодарскому краю запланировано строительство общежития на 200 человек. При недостаточности финансирования действия УФСИН России по Краснодарскому краю направленные на обеспечение осужденных необходимыми условиями содержания не могут квалифицироваться как бездействие.

Представитель ответчика ФБУ ИК 3 УФСИН по Краснодарскому краю Куницына И.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска. При этом указала, что ФБУ ИК-3 УФСИН по Краснодарскому краю по организационно-правовой форме является учреждением. Согласно п.13 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314 финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, её территориальных органов, учреждений, исполняющих наказание, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Администрация учреждения ИК 3 в 2008-2010 годах делала заявки на выделение денежных средств, ежегодно составляет акты осмотра зданий, в частности общежитий № 3, 4 и данные сведения направляются в УФСИН по Краснодарскому краю. В данных актах указываются техническое состояние и необходимые меры работ по капитальному ремонту зданий, но данные средства выделены не были, так как в 2013 году запланировано строительство общежития на 200 мест с полным набором вспомогательных помещений, в замен имеющихся общежитий № 3, 4. Кроме того, администрацией учреждения ИК 3 создан приказ о списании основных средств «общежитие № 3, 4» и протокол заседания комиссии по списанию основных средств, а также акт о списании объекта основных средств. Данные документы направлены на согласование в УФСИН России по Краснодарскому краю. В настоящее время общежития расселены.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии со ст.5 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5471-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Согласно ст.6, 7 и 8 указанного закона виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания. Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

В соответствии с п.1, 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314, федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения, исполняющие наказания.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что ФСИН России осуществляет, наряду с другими, полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных, а также осуществляет: - направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, перевод осужденных из одних учреждений, исполняющих наказания, в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; - контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных.

Согласно ч.1 и ч.8 ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

В соответствии с п. 2.1, 2.5 Положения о федеральном государственном учреждении «Исправительная колония № 3 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» (позже переименованном в Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю») основными задачами данного учреждения являются исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение надлежащих условий содержания и охраны осужденных.

Таким образом, действующим законодательством на УФСИН по Краснодарскому краю, являющееся территориальным органом уголовно-исполнительной системы, и на ФБУ ИК № 3 УФСИН по Краснодарскому краю, являющееся учреждением, исполняющим наказания, возложены функции по обеспечению условий содержания осужденных, направление их к месту отбывания наказания, их размещение, перевод из одних учреждений, исполняющих наказания, в другие.

Из акта экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе экспертизы были проверены общежития №3, 4, находящихся в ФБУ ИК 3 УФСИН России по Краснодарскому краю. В ходе чего было установлено, жилые здания № 3, 4 являются не пригодными для проживания, имеют опасное техническое состояние строительных конструкций и инженерного оборудования. Техническое состояние инженерного оборудования является неудовлетворительным. Строительные конструкции достигли ветхого состояния. Дальнейшая эксплуатация указанных зданий, физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования, составляющие 70%, является опасным для людей.

В тоже время в материалах дела имеются акты общего осмотра общежитий № 3, 4 ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю за 2008-2010 года, в выводах которых, указано, что требуется капитальный ремонт общежитий № 3, 4. Указанные акты были направлены в УФСИН России по Краснодарскому краю.

Также администрацией ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ в УФСИН по Краснодарскому краю был направлен объем работ, которые необходимо произвести по капитальному ремонту зданий, сооружений и инженерных сетей, в том числе и общежитий № 3 и № 4.

Кроме этого в материалах дела имеются заявки ГУФСИН России по Краснодарскому краю адресованные УФСИН России на выделение денежных средств, необходимых для проведения капитального и текущего ремонта объектов ГУФСИН России по Краснодарскому краю на 2009-2010 года, в том числе и зданий ФБУ ИК № 3. Так, в 2010 году была подана заявка на проведение капитального и текущего ремонта объектов ФБУ ИК 3 на сумму <данные изъяты> и <данные изъяты>, однако финансирование было произведено на сумму <данные изъяты>. В 2009 году была подана заявка на проведение капитального и текущего ремонта объектов ФБУ ИК 3 на сумму <данные изъяты>, однако финансирование было произведено на сумму <данные изъяты>.

Таким образом, собранные по делу доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю производились действия по обеспечению осужденных, проживающих в общежитиях № 3 и № 4 ФБУ ИК № 3 нормальными условиями содержания, поскольку направлялись заявки и составлялись соответствующие акты о необходимости выделения денежных средств на капитальный ремонт объектов ФБУ ИК № 3.

Вместе с тем правом выделения денежных средств на проведение капитального и текущего ремонта объектов ФБУ ИК 3 обладает УФСИН России, следовательно, при недостаточности финансирования действия как УФСИН России по Краснодарского краю, так и действия ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю не могут быть признаны судом как бездействие.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд полагает, что прокурором в судебном заседании не доказано, что руководство УФСИН России по Краснодарскому краю, ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю мер по признанию общежитий № 3, 4 непригодными к проживанию и обеспечению осужденных нормальными условиями для проживания не предпринимали.

В настоящее время ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю подготовлена соответствующая документация о списании общежитий № 3 и № 4 и направлена ДД.ММ.ГГГГ на согласование в УФСИН России по Краснодарскому краю, осужденные из общежитий № 3, 4 ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Краснодарскому краю расселены в другие помещения, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, судом установлено, что ответчиками производятся действия по обеспечению осужденных, нормальными условиями их содержания и приняты для списания общежитий № 3 и №.

Поэтому суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Тарасенко