К делу № 2-1096-2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» сентября 2010 г. г. Усть-Лабинск
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего Тарасенко И.В.,
с участием помощника прокурора Усть-Лабинского района Пустовит Е.А.,
представителя Науменко А.С. - Заваленковой Г.М. (доверенность от 19.03.2010 г.),
представителя Науменко А.С. - Придня А.Ю. (доверенность от 07.09.2010 г.),
представителя заинтересованного лица администрации МО Усть-Лабинский район Праведниковой Т.В. (доверенность от 13.01.2010 г.),
при секретаре Ларионовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Лабинского района, действующего в интересах Науменко А.С. об оспаривании действий главы муниципального образования Усть-Лабинский район, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Лабинского района, действующий в интересах Науменко А.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий главы муниципального образования Усть-Лабинский район.
В обоснование заявления прокурор указывает, что прокуратурой Усть-Лабинского района проведена проверка по обращению гр. Науменко А.С. - участника Великой Отечественной Войны, установлено, что постановлением главы администрации МО Усть-Лабинский район от 15.04.2010 года № 556 Науменко А.С. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов ВОВ. Однако, уже постановлением главы администрации МО Усть-Лабинский район от 06.08.2010 года № 1267 Науменко А.С. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов Великой Отечественной войны. Отказ был мотивирован тем, что Науменко А.С. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении совершила действия, в результате которых может быть признана нуждающейся в жилом помещении. В частности указано, что с 29.07.1950 по 25.10.2005 года гр. Науменко А.С. была зарегистрирована в домовладении сына Н.Н.М. по адресу: ст. Воронежская <адрес> и поэтому не нуждалась в улучшении жилищных условий. Отказ в принятии ветеранов на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если истек предусмотренный ст. 53 Жилищного Кодекса пятилетний срок. Полагает, что действия администрации в лице главы муниципального образования незаконны по следующим основаниям. В силу ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено предоставление участникам Великой Отечественной войны мер социальной поддержки, в частности обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона «О ветеранах». В Законе «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, Указе Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не содержится каких-либо запретов и ссылок для постановки на учет ветеранов Великой Отечественной войны как нуждающихся в жилье, тем более, что Науменко А.С. не имеет в собственности какого-либо жилья, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений, выданного управлением федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от 02.04.2010 года исх. № 33/026\2010-144, и справкой № 1313 от 26.03.2010 года, выданной филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Усть-Лабинскому району. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и состоящие на учете в органах местного самоуправления. В целях урегулирования ситуации и восстановления ущемленных конституционных прав иных ветеранов были внесены соответствующие изменения в Указ Президента РФ и Федеральный Закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанные поправки установили, что ветераны, ставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по обеспечению жильем после 1 января 2005 года, имеют право на однократное получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем наравне с ветеранами, вставшими на учет до 1 января 2005 года. Науменко А.С. в период с 01.11.1999 года по настоящее время не является собственником жилого помещения (справка № 1180 от 17.03.2010 года, выданная администрацией Воронежского сельского поселения), не являлась нанимателем жилого помещения с 01.11.1999 по 25.10.2005 года по адресу: ст. Воронежская <адрес>, по договору социального найма. Таким образом, Науменко А.С. не могла совершить намеренных действия, в результате которых была бы признана нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Лабинского района Пустовит Е.А. поддержала заявление и просила суд признать незаконными действия органа местного самоуправления в лице главы МО Усть-Лабинский район по исключению из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны Науменко А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. при издании постановления от 06.08.2010 года № 1267 «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Обязать администрацию МО Усть-Лабинского района в лице главы поставить Науменко А.С., ДД.ММ.ГГГГг.р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании представитель Науменко А.С. - Заваленкова Г.М. поддержала заявление прокурора Усть-Лабинского района и просила суд его удовлетворить.
В судебном заседании представитель Науменко А.С. - Придня А.Ю. поддержала заявление прокурора Усть-Лабинского района и просила его удовлетворить.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации МО Усть-Лабинский район Праведникова Т.В. пояснила, что при проверки учетного дела гр. Науменко А.С. было установлено, что в период с 29.07.1950 года по 25.10.2005 года она была зарегистрирована в домовладении, собственником которого являлся её сын Н.Н.М., расположенном по адресу ст. Воронежская <адрес>. Общая площадь дома составляла 48, 1 кв.м., на которой была зарегистрирована только гр. Н.Н.М. Таким образом, нуждаемость в улучшении жилищных условий Науменко А.С. наступит с 25.10.2005 года. Считает постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 06.08.2010 года о снятии с учета Науменко А.С. в качестве нуждающейся в жилом помещении, законным и обоснованным. Просит суд в удовлетворении заявления прокурора Усть-Лабинского района, отказать.
Выслушав прокурора, представителей Науменко А.С., представителя администрации МО Усть-Лабинский район, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Усть-Лабинского района, действующего в интересах Науменко А.С. об оспаривании действий главы муниципального образования Усть-Лабинский район является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Науменко А.С. 1924 года рождения, является лицом престарелого возраста, инвалидом 2 группы, участником ВОВ, по состоянию здоровья и возрасту не может самостоятельно обратиться в суд, поэтому в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор Усть-Лабинского района обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Науменко А.С.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела постановлением главы администрации МО Усть-Лабинский район от 15.04.2010 года № 556 Науменко А.С. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов ВОВ.
Однако, постановлением главы администрации МО Усть-Лабинский район от 06.08.2010 года № 1267 Науменко А.С. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов Великой Отечественной войны, по тем основаниям, что Науменко А.С. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении совершила действия, в результате которых может быть признана нуждающейся в жилом помещении. В частности указано, что с 29.07.1950 по 25.10.2005 года гр. Науменко А.С. была зарегистрирована в домовладении сына Н.Н.М. по адресу: ст. Воронежская <адрес> и поэтому не нуждалась в улучшении жилищных условий в течение последних пяти лет.
Суд находит действия администрации в лице главы МО Усть-Лабинский район по вынесению постановления от 06.08.2010 года № 1267 незаконными по следующим основаниям:
Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;
В Законе «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ, а также Указе Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не содержится каких-либо запретов и ссылок для постановки на учет ветеранов Великой Отечественной войны как нуждающихся в жилье.
Науменко А.С. не имеет в собственности какого-либо жилья, что подтверждается уведомлением от 02.04.2010 г., выданного управлением федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, и справкой № 1313 от 26.03.2010 года, выданной филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Усть-Лабинскому району.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и состоящие на учете в органах местного самоуправления.
В целях урегулирования ситуации и восстановления ущемленных конституционных прав иных ветеранов были внесены соответствующие изменения в Указ Президента РФ и Федеральный Закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанные поправки установили, что ветераны, ставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по обеспечению жильем после 1 января 2005 года, имеют право на однократное получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем наравне с ветеранами, вставшими на учет до 1 января 2005 года.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, согласно ч.2 ст. 9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» относятся:
1) раздел, обмен или мена жилого помещения;
2) перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
3) изменение порядка пользования жилым помещением, в том числе заключение гражданином - собственником жилого помещения договора найма принадлежащего ему жилого помещения (части жилого помещения) или договора безвозмездного пользования принадлежащим ему жилым помещением (частью жилого помещения), заключение гражданином - нанимателем жилого помещения по договору социального найма договора поднайма занимаемого жилого помещения (части жилого помещения);
4) вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения либо членом жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма в принадлежащее ему (занимаемое им) жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением:
его супруги (супруга);
общих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей гражданина и его супруги (супруга);
своих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей;
несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей его супруги (супруга);
своих нетрудоспособных родителей, не являющихся собственниками (не являвшихся членами семьи собственника) жилых помещений и не производивших отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в течение пяти лет, предшествующих дате регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом);
несовершеннолетних детей, родившихся у членов семьи гражданина, зарегистрированных по месту жительства в принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом) жилом помещении;
5) отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения), доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, за исключением случаев расторжения договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты, признания сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
6) выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;
7) расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;
8) выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственника (члена семьи собственника) жилого помещения.
Согласно справки администрации Воронежского сельского поселения от 17.03.2010 г. Науменко А.С. в период с 01.11.1999 года по настоящее время не является собственником жилого помещения в ст. Воронежской Усть-Лабинского района.
Также Науменко А.С. в указанный период не являлась нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, Науменко А.С. не могла совершить намеренных действий, в результате которых была бы признана нуждающейся в жилом помещении.
С учетом изложенного действия органа местного самоуправления в лице главы администрации МО Усть-Лабинский район по вынесению постановления от 06.08.2010 г. № 1267 о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Науменко А.С. нельзя признать законным.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлены нарушения прав и свобод Науменко А.С., то суд признает заявление прокурора Усть-Лабинского района, действующего в интересах Науменко А.С. об оспаривании действий главы муниципального образования Усть-Лабинский район обоснованным и считает необходимым обязать администрацию МО Усть-Лабинский район в лице главы администрации МО «Усть-Лабинский район» устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Науменко А.С. выразившееся в снятии её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ следует взыскать с администрации МО «Усть-Лабинский» район в доход государства сумму государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Усть-Лабинского района, действующего в интересах Науменко А.С. об оспаривании действий главы муниципального образования Усть-Лабинский район - удовлетворить.
Признать незаконными действия органа местного самоуправления в лице главы МО Усть-Лабинский район по исключению из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны Науменко А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. при издании постановления от 06.08.2010 года № 1267 «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Обязать администрацию МО Усть-Лабинского района в лице главы поставить Науменко А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Взыскать с администрации МО «Усть-Лабинский» район в доход государства сумму государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Тарасенко И.В.