Решение по заявлению прокурора Усть-Лабинского района в интересах Питулиной Н.А. об оспаривании действий администрации муниципального образования Усть-Лабинский район



дело № 2-1344-10 г.

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

г.Усть-Лабинск 29 ноября 2010 года

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Слесаренко А.Д.,

с участием помощника прокурора Усть-Лабинского района Вакаловой Е.В.,

представителя лица, в интересах которого подано заявление - Питулиной Н.А. - Семеновой Т.В.,

представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Горового Д.В.,

при секретаре Глебовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Лабинского района в интересах Питулиной Н.А. об оспаривании действий администрации муниципального образования Усть-Лабинский район,

у с т а н о в и л :

Прокурор Усть-Лабинского района обратился в районный суд с в интересах Питулиной Н.А. заявлением, в котором просил признать незаконным действия органа местного самоуправления в лице главы МО Усть-Лабинский район по снятию с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы ветерана ВОВ Питулиной Н.А. и обязании администрации МО Усть-Лабинский район поставить Питулину Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование заявления прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой Усть-Лабинского района проверки учетного дела вдовы ветерана ВОВ Питулиной Н.А. установлено, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию МО Усть-Лабинский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением главы МО Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № Питулина Н.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как к заявлению были приложены документы, согласно которым она зарегистрирована и проживает в домовладении по адресу: ст.Воронежская, ул.Мало-Садовая, №, принадлежащем мужу ее дочери. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее учетной нормы, установленной в Воронежском сельском поселении. Однако ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы МО Усть-Лабинский район № Питулина Н.А. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Основанием для снятия с учета послужили документы, согласно которым муж Питулиной В.М. ДД.ММ.ГГГГ продал принадлежащее ему на праве собственности домовладение, расположенное по адресу: ст.Васюринская, ул.Спартаковская, №, в котором была прописана Питулиной Н.А. и ее муж. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако Питулина Н.А. не являлась собственником домовладения в ст.Васюринской, ул.Спартаковская, №, таким образом, не могла отчуждать его с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Подобные обстоятельства нарушают конституционное право граждан, в данном случае вдовы ветерана Великой Отечественной войны, предусмотренное ст.40 Конституции РФ. В силу ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено предоставление членам семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны мер социальной поддержки, в частности обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семьи погибших (умерших)участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Закона «О ветеранах». Питулина Н.А. не имела и не имеет в собственности какого-либо жилья на территории Динского и Усть-Лабинского района, что подтверждается сообщением, выданным управлением федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Усть-Лабинскому району, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Динскому району. Таким образом, постановление администрации МО Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении» не законно и не обоснованно.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Лабинского района Вакалова Е.В. уточнила заявление и просила признать незаконным постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении» и обязать администрацию МО Усть-Лабинский район восстановить Питулину Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента её принятия на данный учет. В остальном поддержала заявление прокурора в полном объеме.

Представитель лица, в интересах которого подано заявление Питулиной Н.А. - Семенова Т.В. в судебном заседании поддержала заявление прокурора.

Представитель заинтересованного лица муниципального образования Усть-Лабинский район Горовой Д.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления прокурора. В обоснование своих доводов указал, что супругу Питулиной Н.А. - ФИО1 принадлежало право собственности на домовладение, расположенное по адресу: ст.Васюринская, ул.Спартаковская, №, которое ДД.ММ.ГГГГ им было продано. В соответствии с пунктом 5 ч.2 ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения), доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, определено как намеренное ухудшение жилищных условий, при которых в силу ст.53 ЖК РФ Питулина Н.А. может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора в интересах Питулиной Н.А. является обоснованным.

В судебном заседании установлено, что Питулина Н.А.. согласно удостоверению № выданному ДД.ММ.ГГГГ является членом семьи (супругой) умершего инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах». Её муж ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Питулиной Н.А. обратилась в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

На основании данного заявления и по результатам изучения представленных заявителем документов главой муниципального образования Усть-Лабинский район вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданки Питулиной Н.А.», согласно которому Питулиной Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Однако, ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Усть-Лабинский район вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении», в котором со ссылкой на ст.53 и п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации Питулина Н.А. снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в связи с отчуждением по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, расположенного по адресу: Динской район, ст.Васюринская, ул.Спартаковская, №, принадлежащего её мужу ФИО1

Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения учета органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан отдельных категорий ведется структурным подразделением местной администрации, определенным решением главы местной администрации.

Согласно постановлению главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 06.03.2009 г. № 317 «Об уполномоченном органе муниципального образования Усть-Лабинский район по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» уполномоченным органом муниципального образования Усть-Лабинский район по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен сектор по квартирно-правовым вопросам управления по организационно правовым вопросам и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Лабинский район.

В соответствии со ст.10 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» при установлении уполномоченным органом по учету факта неправомерного принятия на учет (нахождения на учете) гражданина принятого на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и не относящегося к отдельной категории, в отношении такого гражданина применяются в совокупности положения части 9 настоящей статьи и положения пункта 1 статьи 5 настоящего Закона.

Согласно ч.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет.

В соответствии со ст.13 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» граждане отдельных категорий снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях решением главы муниципального образования в случаях, установленных статьей 55 и пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, дающих им право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств.

Таким образом, оспариваемое прокурором постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении» принято лицом, уполномоченным на принятие такого решения - главой муниципального образования Усть-Лабинский район и с соблюдением порядка принятия такого решения.

В то же время, содержание оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствует требованиям закона.

Согласно ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К действиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в частности относятся: отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения), доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение.

Таким образом, статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В материалах учетного дела по заявлению Питулиной Н.А. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении имеется справка ФГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по Усть-Лабинскому району от ДД.ММ.ГГГГ и копия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ее мужу ФИО1 принадлежало право собственности на домовладение, расположенное по адресу: ст.Васюринская, ул.Спартаковская, №, которое он продал ДД.ММ.ГГГГ

В то же время, в материалах учетного дела Питулиной Н.А. отсутствуют какие-либо сведения о том, что действия Питулиной Н.А. и ее мужа ФИО1 - продажи собственного жилого помещения, совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с п. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представителем муниципального образования Усть-Лабинский район в судебном заседании по рассмотрению заявления прокурора также не представлено никаких доказательств того, что Питулиной Н.А. совместно с её мужем ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, произвели отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения), в результате которого они могли быть признаны нуждающимися в жилом помещении.

Кроме того, подпунктом 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ), действовавшим на момент продажи ФИО1 принадлежащего ему жилого дома в 2008 г., было предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в 2008 г. ФИО1 и Питулиной Н.А. не вправе были претендовать на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как не встали на учет до 1 января 2005 г., и, соответственно, не могли с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, произвести отчуждение пригодного для проживания жилого помещения, в результате которого они могли быть признаны нуждающимися в жилом помещении.

Согласно п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Однако, из материалов учетного дела Питулиной Н.А. следует, что при обращении ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, Питулиной Н.А. были представлены все необходимые документы, на основании которых она была принята на учет, в том числе свидетельство о смерти ФИО1, справка ФГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по Усть-Лабинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, справка ФГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по Динскому району от ДД.ММ.ГГГГ, сообщение, выданное управлением федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ, из которых следовало, что Питулиной Н.А. не имеет в собственности объектов недвижимости, не участвовала в приватизации государственного или муниципального жилищного фонда.

Следовательно, в представленных Питулиной Н.А. документах в орган, осуществляющий принятие на учет, не имелось сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Поэтому следует признать, что правовые основания для снятия Питулиной Н.А. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предусмотренные п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствовали.

Таким образом, решение главы муниципального образования Усть-Лабинский район о снятии Питулиной Н.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст.53 и п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации является необоснованным и незаконным.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении» является незаконным, нарушает права Питулиной Н.А. и создает препятствия в осуществлении её прав.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление прокурора Усть-Лабинского района в интересах Питулиной Н.А. об оспаривании действий администрации муниципального образования Усть-Лабинский район - удовлетворить.

Признать незаконным постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении».

Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края в течение месяца со дня получения данного решения суда, вступившего в законную силу, отменить постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении» и восстановить Питулину Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны с момента принятия её на данный учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий

копия верна: судья Слесаренко А.Д.