Решение по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными бездействия УФСИН РФ по КК и администрации ФБУ ИК № 2



К делу № 2-1446-2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«27» декабря 2010 г. г. Усть - Лабинск Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Салалыкина К.В.

ст. помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Ермолаева Я.И.

при секретаре Булановой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю

У С Т А Н О В И Л:

Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю, в котором указано, что прокуратурой Краснодарского края совместно с Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительный учреждениях Краснодарского края проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - ИК, учреждение), в ходе которой установлено, что администрацией ИК не исполняются требования федерального законодательства. На протяжении многих лет в учреждении количество осужденных существенно превышает установленный лимит. На момент проведения проверки, в октябре 2010 года, в ИК содержалось 2470 осужденных, в январе 2009 года - 2313 осужденных, при лимите 2084. Таким образом, на каждого осужденного, в нарушение требований ст.101 УИК РФ. Администрацией ИК в 2010 году трижды направлялись запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю на выделение денежных средств на приобретение необходимого медицинского оборудования, однако действенных мер не последовало. Указанные нарушения, в части медико-санитарного обеспечения осужденных, выявлялись ранее, в связи с чем 10.06.2010 г. прокуратурой Краснодарского края внесено представление в УФСИН России по Краснодарского края, аналогичное представление вносилось специализированной прокуратурой в адрес начальника ИК 04.06.2010 г., однако действенных мер на устранение данных нарушений не последовало. Таким образом, бездействие ИК заключается в том, что запросы об уменьшении количества осужденных путем перевода их в исправительные учреждения других субъектов РФ в УФСИН России по Краснодарскому краю не направлялись, что привело к увеличению количества осужденных при оставшейся жилой площади. Кроме того, запросы по поводу обеспечения осужденных нормальными условиями содержания, заключающиеся в оборудовании зданий ИК необходимым набором помещений, обеспечении необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, а также информация о необходимости замены устаревшего оборудования в медчасти ИК на новое оборудование также не направлялись. Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для расширения жилой площади осужденным ИК не выделялись, для уменьшения количества осужденных и увеличения тем самым жилой площади часть осужденных в другие учреждения, находящиеся в иных субъектах РФ, не направляются. Кроме того, УФСИН России по Краснодарскому краю действенных мер по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, заключающихся в оборудовании зданий ИК необходимым набором помещений, обеспечению необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, а также по обеспечению медчасти ИК надлежащим медицинским оборудованием не предпринималось. Состав осужденных в ИК постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, то есть УФСИН России по Краснодарскому краю нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, в том числе и осужденных. Просит суд признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнений наказания России по Краснодарскому краю, не принявших мер по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного осужденного, надлежащим медицинским оборудованием, необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК; обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное бюджетное учреждение Исправительную колонию № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок принять меры по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, обеспечению осужденных необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного человека, обеспечению надлежащим медицинским оборудованием, обеспечению необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Усть-Лабинского района поддержал заявление о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю, и просит суд его удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ФБУ ИК-2 в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Выслушав ст. помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

В судебном заседании было установлено, что на момент проведения проверки, в октябре 2010 года, в ИК содержалось 2470 осужденных. Таким образом, на каждого осужденного, в среднем приходится 1,87 кв.м., вместо положенных 2 кв.м.

Кроме того, количество инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК по штатному расписанию не соответствует требованиям приказа Минюста РФ «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях» от 13.07.2006 г. № 252-дсп (далее - приказ). Так, на момент проверки численность младших инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК составляет 65 человек, тогда как в соответствии с приказом при лимите наполняемости 2084 человек численность инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК должна составлять не менее 125 человек. В связи с изложенным отдел безопасности ИК не в состоянии выполнять надлежащим образом возложенные на него обязанности, закрепленные в ст. 82 УИК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

В судебном заседании было установлено, что каких-либо действенных мер, направленных на этапирование осужденных в другие исправительные учреждения и приведение в соответствие с требованиями приказа Минюста РФ «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях» от 13.07.2006 г. № 252-дсп штатного расписания в части количества инспекторов группы надзора отдела безопасности администрацией ИК не принималось.

Кроме того, в нарушение приложения 2 к приказу ФСИН России от 27.07.2006г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в 9 из 10 имеющихся общежитий нет комнат воспитательной работы, комнат быта, гардеробных, сушилок, комнат для хранения хозинвентаря, в 5 общежитиях отсутствуют умывальники и туалеты.

В судебном заседании было установлено, что администрацией ИК ежегодно направляются запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю на выделение средств для проведения ремонта объектов учреждения, однако запросы о предоставлении средств для строительства необходимых помещений в УФСИН России по Краснодарскому краю не направлялись, соответственно никаких действенных мер не принято.

Кроме того, в ходе проверки были выявлены существенные недостатки в сфере медицинского обеспечения в учреждении. Несмотря на периодическое обновление медицинского оборудования и техники, часть его морально и технически устарела и имеет 70 % износа. Удельный вес медицинского оборудования, подлежащего списанию и замене, составляет 35 %. Используемое оборудование и инвентарь, как правило, устаревшие, выработавшие свой ресурс. Степень обновления оборудования крайне низкая, не отвечающая потребностям в лечении. Остро стоит проблема с обследованием осужденных на туберкулез, поскольку у имеющегося в медчасти учреждения рентгенаппарата 26.12.2009 г. истек срок эксплуатации и он непригоден для работы. Осужденные обследуются силами передвижных бригад ФБУ МОТБ УФСИН России по Краснодарскому краю, территориальных органов здравоохранения, однако, учитывая значительный перелимит осужденных этого явно недостаточно.

Отсюда следует, что в нарушение п.п. 10. п. 45 Приказа Минздравсоцразвития РФ и Минюста РФ «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» № 640/190 от 17.10.2005 г. нарушается периодичность обследования осужденных на наличие туберкулеза, так как флюорография (рентгенография) органов грудной клетки 1 раз в 6 месяцев не проводится.

Кроме того, на протяжении ряда лет бюджетные ассигнования на содержание выделяются не полностью, в результате учреждение не в состоянии самостоятельно решить задачи по созданию необходимых условий по организации и предоставлению лечебно и санитарно-профилактической помощи осужденным, что является нарушением ч.1, 2, 3 ст.101 УИК РФ. Администрацией ИК в 2010 году трижды направлялись запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю на выделение денежных средств на приобретение необходимого медицинского оборудования, однако действенных мер не последовало.

Таким образом, бездействие ИК заключается в том, что запросы об уменьшении количества осужденных путем перевода их в исправительные учреждения других субъектов РФ в УФСИН России по Краснодарскому краю не направлялись, что привело к увеличению количества осужденных при оставшейся жилой площади. Кроме того, запросы по поводу обеспечения осужденных нормальными условиями содержания, заключающиеся в оборудовании зданий ИК необходимым набором помещений, обеспечении необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, а также информация о необходимости замены устаревшего оборудования в медчасти ИК на новое оборудование также не направлялись.

Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для расширения жилой площади осужденным ИК не выделялись, для уменьшения количества осужденных и увеличения тем самым жилой площади часть осужденных в другие учреждения, находящиеся в иных субъектах РФ, не направляются. Кроме того, УФСИН России по Краснодарскому краю действенных мер по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, заключающихся в оборудовании зданий ИК необходимым набором помещений, обеспечению необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, а также по обеспечению медчасти ИК надлежащим медицинским оборудованием не предпринималось.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФБУ ИК № 2 УФСИН России по Краснодарскому краю - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального бюджетного учреждения Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнений наказания России по Краснодарскому краю, не принявших мер по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного осужденного, надлежащим медицинским оборудованием, необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное бюджетное учреждение Исправительную колонию № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок принять меры по обеспечению осужденных нормальными условиями содержания, обеспечению осужденных необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного человека, обеспечению надлежащим медицинским оборудованием, обеспечению необходимым количеством инспекторов группы надзора отдела безопасности ИК, о чем сообщить в Усть-Лабинский райсуд в месячный срок со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский райсуд в течении 10 дней.

Председательствующий: