Решение по иску теплинской Г.И. к Управлению пенсионного фонда РФ о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии



Дело № 2 -124 - 11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«28» января 2011 года г. Усть - Лабинск Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего: Осипенко В.А, с участием,

Истца: Теплинской Г.И.

Ответчика: представителя Управления пенсионного фонда Смоляниновой Л.В.

При секретаре Трудик С.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Теплинской Г.И. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Усть-Лабинском районе о признании незаконными действий по отказу в назначении досрочной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Теплинская Г.И. обратилась в суд с иском о признании незаконными действий Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Лабинском районе по отказу в назначении досрочной пенсии.

В исковом заявлении Теплинская Г.И. указала, что в соответствии со ст. 27 ФЗ №173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельских местностях и в поселках городского типа, либо в городах, не зависимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 статьи 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правило исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской федерации № 781 от 29.10.2010 г. утвержден Список должностей и учреждений, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В период своей трудовой деятельности с 12.02.1986 г. по 03.10.1988 г. она работала в должности заведующей Астаповским медицинским пунктом Лев-Толстовской Центральной районной больницы, осуществляя в этот период медицинскую деятельность в качестве фельдшера.

Данный факт работы подтверждается справкой №97 от 12.10.2009 г. Лев- Толстовской ЦРБ и справкой №47 от 12.03.2010. Должность: заведующая медицинским пунктом относится к среднему медицинскому персоналу, актом проверки факта льготной работы от 27.01.2010г.

Решением комиссии управления Пенсионного Фонда РФ от 23.11.2010 г., ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия в списке должности -фельдшер, не был принят период работы с 1986г. по 1988г.

С данным решением она не согласна, поскольку с 12.02.1986г. по 03.10.1988 г., она осуществляла не только административную деятельность в качестве заведующей фельдшерским пунктом, а еще и медицинскую деятельность в качестве фельдшера. Большую часть времени она выполняла медицинскую деятельность - медицинский пункт имел небольшой штат персонала (фельдшер и санитарка), что подтверждается документами.

В связи с изложенным, просит:

включить специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию период работы с 12.02.1986г. по 03.10.1988 г.

обязать управление пенсионного Фонда назначать ей досрочную пенсию по старости с даты первичного обращения в данное учреждения, то есть с 24.08.2010г.

В судебном заседании Теплинская Г.И. поддержала исковые требования, просила не взыскивать с ответчика судебные расходы в виде госпошлины.

Представитель управления Пенсионного Фонда РФ в Усть-Лабинском районе возражала против удовлетворения иска Теплинской Г.И.

В соответствии с пп. 20 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г., досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с п. 2 статьи 27 указанного Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Страховой стаж Теплинской Г.И., принятый к зачёту, составляет 28 лет 8 месяцев 19 дней.

Стаж Теплинской Г.И. для права в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, составляет 32 года 2 месяца 11 дней.

При оценке периодов трудовой деятельности заявителя в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение засчитываются следующие периоды работы:

с 02.04.1981г. по 09.04.1984г. (3г. 0м. 8д.) - в должности зав. Астаповским медпунктом Лев-Толстовской ЦРБ, как работа в должности заведующей медицинским пунктом-фельдшером, так как несмотря на то, что согласно приказа № 7 от 02.04.1981г. по Лев-Толстовской ЦРБ Теплинская Г.И. была принята на работу зав мед. пунктом, но за заведование получала только надбавку, а основная её работа была фельдшером, что подтверждается справками № 127 от 02.12.2009г., № 97 от 12.10.2009г. и Актом от 27.01.2010г.;

с 23.04.1984г. по 11.02.1986г. (1г. 9м. 19д.) - в должности фельдшера здравпункта заводской поликлиники Медсанчасти НЛМК;

с 14.02.1989г. по 28.02.1990г. (1г. 0м. 17д.) - в должности заведующей медпунктом военного городка как работа в должности заведующей медицинским пунктом- фельдшером, что подтверждается сведениями, изложенными в Акте № 60 от 30.11.2009г. и справкой, уточняющей льготный характер работы в этот период, составленной на основе встречной проверки первичных документов, и справкой № 1244 от 19.07.2010г.;

с 18.04.1990г. по 02.03.1993г. (2г. 10м.15д.) - в должности акушерки женской консультации ТМО;

с 03.03.1993г. по 30.06.2010г. (17л. 03м. 28д.) - в должности акушерки женской консультации в МУЗ Центральная районная больница Усть-Лабинского района.

Период работы с 12.02.1986г. по 03.10.1988г. (2г. 7м. 22дн.) в должности зав. Астаповским медпунктом в Лев- Толстовской ЦРБ не может быть зачтён в специальный стаж, так как в соответствии со Списком от 06.09.1991г. № 464 правом на включение периодов работы в специальный стаж пользуются работники, относящиеся к среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, перечень которых определён Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утверждённой приказом Минздрава от 15.10.1999г. № 377. Должность заведующей поименована в пункте 2. Руководители структурных подразделений.

Включение в специальный стаж периодов работы, в которые лица занимали должности руководителей, возможно при условии, что они тарифицированы как медицинский персонал, а по штатному расписанию их должности отнесены к врачебным.

В справках № 47 от 12.03.2010г. и № 97 от 12.10.2009г. указаны противоречивые сведения о месте работы (фельдшерский пункт, медпункт), а работа в должности фельдшера или медсестры в период занятия должности зав. медпунктом не подтверждена ни сведениями справки № 127 от 02.12.2009г., ни Актом от 27.01.2010г.

Списком и Правилами от 22.09.1999г. № 1066 в разделе «Наименование должностей» поименована должность заведующая медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер).

Должность зав. медпунктом не предусмотрена Списком от 22.09.1999г. № 1066.

Таким образом, специальный стаж Теплинской Г.И. в соответствии с Законом составляет - 27 лет 6 месяцев 14 дней.

Истице необходимо доработать 2 года 5 месяцев 16 дней (т.е до 30 лет) в должностях и учреждениях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

То есть, решение Пенсионного фонда РФ об отказе в назначении досрочной пенсии было принято в соответствии с законом, оснований для удовлетворения иска Теплинской Г.И. нет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск Теплинской Г.И. подлежит удовлетворению.

Согласно п.п.11 п.1 ст.28 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского тип и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решением комиссии Пенсионного Фонда РФ в Усть - Лабинском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2010г., Теплинской Г.И. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы- не менее 30 лет в городах, сельских местностях и в посёлках городского типа, принятый к зачёту медицинский стаж работы составляет 27 лет 6 месяцев 14 дней.

Согласно указанному решению, возражений ответчика, в специальный стаж не был включен период работы с 12.02.1986г. по 03.10.1988г. (2года 7месяцев 22 дня) в должности зав. Астаповским медпунктом в Лев- Толстовской ЦРБ.

По мнению ответчика, данный период работы не может быть зачтён в специальный стаж, так как в соответствии со Списком от 06.09.1991г. № 464, правом на включение периодов работы в специальный стаж пользуются работники, относящиеся к среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, перечень которых определён Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, утверждённой приказом Минздрава от 15.10.1999г. № 377. Должность заведующей поименована в пункте 2. Руководители структурных подразделений.

Включение в специальный стаж периодов работы, в которые лица занимали должности руководителей, возможно при условии, что они тарифицированы как медицинский персонал, а по штатному расписанию их должности отнесены к врачебным.

В справках № 47 от 12.03.2010г. и № 97 от 12.10.2009г. указаны противоречивые сведения о месте работы (фельдшерский пункт, медпункт), а работа в должности фельдшера или медсестры в период занятия должности зав. медпунктом не подтверждена ни сведениями справки № 127 от 02.12.2009г., ни Актом от 27.01.2010г.

Списком и Правилами от 22.09.1999г. № 1066 в разделе «Наименование должностей» поименована должность заведующая медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер).

Должность зав. медпунктом не предусмотрена Списком от 22.09.1999г. № 1066.

Суд не принимает во внимание доводы ГУ - УПФ РФ в Усть - Лабинском районе по следующим основаниям:

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией граждан права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

01.03.1981г. Платицина (Теплинская) Г.И. получила диплом фельдшера после обучения в Липецком медицинском училище.

С 02.04.1981г. по 09.04.1984г., истица работала в должности зав. Астаповским медпунктом Лев-Толстовской ЦРБ. Данный период работы Теплинской Г.И. был зачтён пенсионным фондом в специальный стаж, поскольку согласно имеющимся справкам, за заведование медицинским пунктом заявитель получала лишь надбавку, а основная работа была фельдшером.

С 1984г. по 1986г. Теплинская Г.И. работала фельдшером здравпункта заводской поликлиники Медсанчасти НЛМК, затем, в 1986г. вновь стала работать в медпункте Лев-Толстовской ЦРБ.

Исходя из имеющихся документов, суд приходит к выводу, что работая в период с 12.02.1986г. по 03.10.1988г. в должности зав. Астаповским медпунктом Лев-Толстовской ЦРБ, Теплинская Г.И. фактически осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения.

Так, согласно справке №127 от 02.12.2009г. Лев-Толстовской ЦРБ Липецкой области, Теплинская Г.И. как в период с 02.04.1981г. по 09.04.1984г., так и в период с 12.02.1986г. по 03.10.1988г. работала в должности заведующей Астаповским мед. пунктом.

При этом период работы с 02.04.1981 года по 09.04.1984 года был зачтен пенсионным фондом в специальный стаж.

Согласно выписке из приказа №7 от 02.04.1981г. Платицына (Теплинская) Г.И. принята на должность зав. Астаповским мед. пунктом с месячным окладом 95 руб. + 10 руб. за заведование. То есть, фельдшерская работа истицы являлась основной, за заведование пунктом, она получала лишь надбавку.

В архивной выписке из приказа по Лев- Толстовской ЦРБ №1 от 16.01.1986г., указано, что Теплинская Г.И. принята на должность зав. Астаповским медпунктом с месячным окладом 105 рублей. То есть, месячный оклад соответствует окладу в период работы с 1981 г. по 1984г., но без разделения по должностям фельдшера, заведующей мед. пунктом.

Как в период с 02.04.1981 года по 09.04.1984 года, так и в период с 12.02.1986 года по 03.10.1988 года в должностные обязанности заведующего медпунктом предусматривали оказание доврачебной медицинской помощи населению на территории медпункта, ведение амбулаторного приема, ведение больных на дому, оказание первой неотложной медицинской помощи.

с 1989г. по 1990г. Теплинская Г.И. работала зав. медпунктом военного городка Лобановской сельской больницы, при этом в справке администрации сельского поселения о работе лица, также содержится разделение оклада за ставку фельдшера (95 рублей), и за заведование (10 рублей).

Из данных документов следует, работа заведующей пунктом носила дополнительный характер, оплата производилась в виде надбавки.

Истица в судебном заседании пояснила, что её основной работой являлась деятельность в качестве фельдшера - в Астаповском медпункте, помимо неё, в штате была только санитарка. Она, как фельдшер, оказывала медицинскую помощь населению на территории деятельности медпункта.

Согласно копиям ведомости по начислению заработной платы за 1986г., 1987г. (с разбивкой по медпунктам), выплаты производились Теплинской Г.И. как зав. медпунктом, и санитарке, что подтверждает доводы истца о непосредственном осуществлении медицинской деятельности в связи с сокращённым штатом.

Как следует из должностной инструкции заведующего медпунктом Лев-Толстовской ЦРБ, помимо руководства работой персонала медпункта, заведующий оказывает доврачебную помощь, выполняет врачебные назначения, производит простейшие лабораторные исследования, лечебные процедуры, при отсутствии в штате медицинских работников (акушера, патронажной медсестры) выполняет их обязанности и.т.д.

Таким образом, несмотря на то, что наименование должности Теплинской Г.И. в период работы с 1986г. по 1988 г. в Астаповском медпункте Лев-Толстовской ЦРБ Липецкой области не соответствует Спискам работ, профессий, должностей с учётом которых назначается досрочная пенсия, суд приходит к выводу, что истица осуществляла именно лечебную деятельность, по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения, что подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.

Что касается несоответствия наименований медицинского учреждения в справках (фельдшерский пункт, медпункт), суд приходит к выводу, что задачи и цели Астаповского медицинского пункта, являлись такими же как и у всех учреждений подобного типа - лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, при этом истица осуществляла данную деятельность.

Пенсия медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от наименования должности, правового статуса или наименования учреждения, кроме того, истица не должна отвечать за действия должностных лиц, которые по каким-то причинам не привели необходимые документы, в соответствие с законодательством.

Досрочное назначение трудовой пенсии предоставляется государством отдельным категориям граждан из числа медицинских работников исходя из презумпции утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного возраста из-за длительных эмоциональных, психических нагрузок на соответствующих работах.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст.39 ч.2 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства( ст.19 части 1 и2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает и запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного оправдания. В силу ст.4 части 2, ст.15 части 1 и 4 Конституции Российской Федерации необходимо руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам.

Специальный трудовой стаж Теплинской Г.И., который не оспаривает ответчик, составляет 27 лет 6 месяцев 14 дней.

Суд считает необходимым засчитать истцу в стаж, дающий право на досрочную пенсию период работы с 12.02.1986г. по 03.10.1988г. (продолжительностью 2 года 7 месяцев 22 дня), в должности заведующей Астаповским медпунктом в Лев-Толстовской ЦРБ.

Таким образом, размер специального стажа составляет свыше 30 лет, в связи с чем у Теплинской Г.И. возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии, как у лица выполнявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения.

В соответствии со ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Представитель ответчика не оспаривает дату обращения Теплинской Г.И. в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии - 24.08.2010г.

Учитывая, что включение оспариваемых Теплинской Г.И. периодов работы в специальный стаж, влечет возникновение права на досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд, суд считает необходимым обязать ГУ УПФ РФ в Усть-Лабинском районе назначить и выплачивать Теплинской Г.И. досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 24.08.2010г.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Теплинской Г.И. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Усть-Лабинском районе включить Теплинской Г.И. в стаж дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения период работы с 12.02.1986г. по 03.10.1988г. в должности заведующей Астаповским медпунктом в Лев- Толстовской ЦРБ.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в Усть-Лабинском районе Краснодарского края назначить и выплачивать Теплинской Г.И. досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения с 24.08.2010г.

Решение может быть обжаловано в крайсуд через Усть-Лабинский райсуд в течении 10 дней.

Председательствующий: Осипенко В.А.