решение по иску Михайлова Валерия Георгиевича к администрации МО «Усть-Лабинский район», администрации Краснодарского края о признании уважительным пропущенного срока принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и права на обесп



К делу №2-1201-2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Усть-Лабинск «09» ноября 2010г.

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

Судьи Анохина А.А.

При секретаре Кушнеровой Т.Ю.

С участием:

Представителя истца Михайлова В.Г. - Зарицкой О.Е., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ

Представителя ответчика - Администрации МО «Усть-Лабинский район» - Горового Д.В., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ

Представителя ответчика - Администрации Краснодарского края - Никулина Г.В., доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Михайлова В.Г. к администрации МО «Усть-Лабинский район», администрации Краснодарского края о признании уважительным пропущенного срока принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета; обязывании администрации МО «Усть-Лабинский район» восстановить Михайлова В.Г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить его в списки граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на ДД.ММ.ГГГГ.; обязывании администрации Краснодарского края выдать Михайлову В.Г. государственный жилищный сертификат ДД.ММ.ГГГГ на его семью, состоящую из 2 человек, либо предоставить в собственность жилое помещение за счет средств федерального бюджета ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Михайлова В.Г. обратился в суд с иском к администрации МО «Усть-Лабинский район», администрации Краснодарского края, в котором просит признать уважительным пропущенный срок принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и быть восстановленным на учете с момента подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию МО «Усть-Лабинский район» восстановить его на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ и включить его в списки граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 г.; обязать администрацию Краснодарского края выдать ему государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ на его семью, состоящую из 2 человек (он и его дочь - ФИО 1), либо предоставить в собственность жилое помещение за счет средств федерального бюджета в ДД.ММ.ГГГГ.

При этом истец ссылался на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР. С военной службы был уволен приказом командира воинской части 40596 от ДД.ММ.ГГГГ № по выслуге установленного срока действительной военной службы, г. Красноводск, Республика Туркменистан. Общая продолжительность военной службы составляет 20 лет 1мес. в календарном исчислении.

Имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в первоочередном порядке в соответствии с ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», а также право на получение жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в Усть-Лабинском районе в соответствии с п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

При увольнении с военной службы он жильем от органов Министерства обороны РФ и от органов местного самоуправления не обеспечивался и до настоящего времени жилья не получил.

По прибытии в Усть-Лабинский район и поступлении его личного дела в военный комиссариат, он ДД.ММ.ГГГГ написал заявление в военный комиссариат, где состоит на учете с этой даты, и получает пенсию. В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в квартирно-правовую службу г. Усть-Лабинска, где написал заявление о принятии на очередь для получения жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, как гражданин, уволенный с военной службы, в соответствии с действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в квартирно-правовую службу для уточнения продвижения очереди и узнал, что его не включили в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В устной форме ему объяснили, что его не поставили на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, на основании того, что он не представил справку о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы в Республике Туркменистан, хотя отсутствие данной справки не являлось основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Предоставить данную справку он не имел возможности, т.к. в Туркменистане жилая площадь, как военнослужащему ему не предоставлялась, соответственно справку о ее сдаче он не получал. Им неоднократно были сделаны запросы в квартирно-эксплуатационную часть Министерства обороны Туркменистана. Получив ответ ДД.ММ.ГГГГ он сразу обратился в квартирно-правовую службу г. Усть-Лабинска, где ему вновь отказали в постановке на учет, сославшись на то, что согласно Федеральному закону № 122-ФЗ, который отменил ранее действующие законодательные и иные нормативные правовые акты РФ, предусматривающие принятие органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, граждане, уволенные с военной службы, на учет после ДД.ММ.ГГГГ не принимаются.

В соответствии с Соглашением между Республикой Туркменистан и Российской Федерацией, жилой фонд бывшего Министерства обороны СССР был передан в ДД.ММ.ГГГГ Республике Туркменистан. Необходимость в предоставлении документов о сдаче жилого помещения после ДД.ММ.ГГГГ. или наличие в собственности жилых помещений на территории другого государства в соответствии с законодательством РФ не является препятствием для предоставления жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, по избранному постоянному месту жительства. Основным критерием в отказе этой категории граждан в предоставлении жилья в Российской Федерации является наличие жилых помещений на территории РФ. Кроме того, законодательство РФ распространяет свою юрисдикцию только на территорию РФ и не содержит такого условия получения жилья на территории РФ, как отсутствие жилья в каком либо иностранном государстве, в том числе и бывших республиках СССР.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в органы местного самоуправления Усть-Лабинского района о включении его в списки получателей государственного жилищного сертификата на состав семьи 2 человека (он и дочь), но ему было отказано в связи с тем, что был пропущен срок принятия на учет до ДД.ММ.ГГГГ В восстановлении его на учете нуждающихся с момента первого обращения ему также было отказано. На учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий его не восстановили и в подпрограмму «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ не включили, а поставили на учет с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона РФ «О Статусе военнослужащих» он имеет право на получение социальной выплаты, выделяемой по жилищному сертификату для приобретения жилья. Но для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», он должен быть признан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и состоять на очереди для получения жилья в органах местного самоуправления.

Считает, что его права, как гражданина, уволенного с военной службы, гарантированные государством на получение жилья или государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, были нарушены органом местного самоуправления Усть-Лабинского района и ему необоснованно отказано в восстановлении пропущенного срока постановки на учет с момента первого обращения.

В судебном заседании представитель истца Зарицкая О.Е. поддержала требования, изложенные в исковом заявлении и просила суд удовлетворить их по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика - администрации МО «Усть-Лабинский район» - Горовой Д.В. в судебном заседании признал иск Михайлова В.Г. и просил исковое заявление удовлетворить в полном объеме, о чем он также представил суду письменный отзыв № от ДД.ММ.ГГГГ В письменном отзыве представитель ответчика также указывает на то, что ему разъяснены правовые основания и последствия признания иска и принятия его судом.

Письменный отзыв представителя администрации МО «Усть-Лабинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика - администрации Краснодарского края Никулин Г.В. в судебном заседании иск Михайлова В.Г. признал и представил суду письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрация Краснодарского края считает исковое заявление Михайлова В.Г. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Письменный отзыв представителя администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ приобщен к материалам дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Михайлова В.Г. обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ командира войсковой части № ст. прапорщик Михайлов В.Г. состоял на действительной военной службе в Вооруженных Силах СССР (л.д. 8).

Это подтверждается также: справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Усть-Лабинского РВК, в соответствии с которой Михайлов В.Г. действительно проходил службу в Советской Армии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10); копией удостоверения №, выданного ст. прапорщику «запаса» Михайлову В.Г. (л.д. 10) и копией военного билета Михайлова В.Г. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Приказом командира войсковой части 07124 от ДД.ММ.ГГГГ №-ПМ ст. прапорщик Михайлов В.Г. уволен в запас по статье 46 пункту «а» (по выслуге установленного срока действительной военной службы), что подтверждается выпиской из вышеуказанного приказа (л.д. 9).

В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № с ДД.ММ.ГГГГ ст. прапорщика, старшину роты РТО Михайлова В.Г., уволенного приказом командира войсковой части 07124 от ДД.ММ.ГГГГ №-ПМ в запас по статье 46 пункту «а» исключить из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направить в Усть-Лабинский РВК Краснодарского края (л.д. 7).

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Михайлов В.Г. обратился в квартирно-правовую службу г. Усть-Лабинска с заявлением о принятии на очередь для получения жилого помещения, по избранному постоянному месту жительства, как гражданин, уволенный с военной службы, в соответствии с действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ он узнал, что его не включили в списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании того, что он не представил справку о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы, в Республике Туркменистан.

Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ Центрального архива Министерства обороны, в приказах в/ч 03149 ДД.ММ.ГГГГ сведения о сдаче квартир личным составом части, в том числе и Михайловым В.Г., не отражены. Документы КЭЧ Красноводского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ. на хранение в ЦАМО РФ не поступали (л.д. 14).

Согласно ответам на запросы за № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Туркменбаширской КЭЧ (л.д. 13) и за № начальника Квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Туркменистана (л.д. 12) подтвердить факт не обеспеченности жилой площадью ст. прапорщика Михайлова В.Г., проходившего военную службу в Туркменбаши (Красноводске) в войсковой части 40596 не представляется возможным из-за отсутствия архивных данных.

ДД.ММ.ГГГГ. при обращении Михайлова В.Г. в органы местного самоуправления Усть-Лабинского района о включении его в списки получателей государственного жилищного сертификата на состав семьи 2 человека, ему вновь было отказано в связи с тем, что был пропущен срок принятия на учет до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации Кирпильского сельского поселения он был поставлен на учет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).

Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения Михайлов В.Г. в настоящее время числится зарегистрированным вместе со своей дочерью ФИО1 в жилом доме <адрес> в ст. Кирпильской Усть-Лабинского района, принадлежащем на праве собственности его бывшей супруге Михайловой А.И. (л.д. 26-27).

Брак с Михайловой А.И. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Усть-Лабинского района, что подтверждается свидетельством о расторжении брака (л.д. 19).

Михайлов В.Г. проживает вместе со своей дочерью Патриной (Михайловой) И.В. (л.д. 20, 24).

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 16 и уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 25) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации прав Михайлова В.Г. и Патриной И.В. отсутствуют.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ни Михайлов В.Г., ни член его семьи - Патрина И.В. жильем не обеспечены и собственниками жилых помещений в г. Усть-Лабинске и Усть-Лабинском районе не являются.

С учетом изложенного, суд находит причину пропуска Михайловым В.Г. срока принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий уважительной, а отказ администрации Усть-Лабинского района о включении Михайлова В.Г. в списки получателей государственных жилищных сертификатов является необоснованным, по следующим основаниям.

Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, определен Указом Президента РФ от 22.07.2002 г. «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 30.09.1997 года «Осовершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан», а также ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 01.12.2008 N225-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с данной нормой закона постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан.

установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В подпункте «г» пункта 5 Правил указано, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Михайлов В.Г. уволен с военной службы по выслуге
установленного срока действительной военной службы и имеет необходимую для получения жилищного сертификата продолжительность военной службы более 20 лет в календарном исчислении, в связи с чем на него распространяется действие ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым он имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 05 апреля 2007 г. №5-П, установил, что граждане, уволенные с военной службы, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01 января 2005 г., сохранили лишь единственную возможную для них форму обеспечения жильем - получение государственных жилищных сертификатов.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что иск Михайлова В.Г. к администрации МО «Усть-Лабинский район» и администрации Краснодарского края подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, и кроме того иск признан ответчиками, и потому исковые требования Михайлова В.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять признание иска Михайлова В.Г. ответчиками - Администрацией МО «Усть-Лабинский район» и Администрацией Краснодарского края.

Иск Михайлова В.Г. к Администрации МО «Усть-Лабинский район», Администрации Краснодарского края, удовлетворить.

Признать за Михайловым В.Г. уважительным пропущенный срок принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и быть восстановленным на учете с момента подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать администрацию МО «Усть-Лабинский район» восстановить Михайлова В.Г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся, то есть с ДД.ММ.ГГГГ и включить его в списки граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2010 г.

Обязать администрацию Краснодарского края (управление по работе с военнослужащими и воспитанию допризывной молодежи администрации Краснодарского края) выдать Михайлова В.Г. государственный жилищный сертификат в ДД.ММ.ГГГГ. на его семью, состоящую из 2 человек, либо предоставить в собственность жилое помещение за счет средств федерального бюджета в ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский райсуд в течение 10 дней.

Председательствующий подпись:

КОПИЯ ВЕРНА:

Федеральный судья А.А. Анохин