Решение по заявлению Прокурора района в интересах Киндюкова об оспаривании действий администрации МО Усть-Лабинский район



к делу № 2-1114-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» сентября 2010 г. Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Богдановского А.В.,

при секретаре Яньшиной С.В.,

с участием

представителя заявителя С.,

представителя заинтересованного лица Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Лабинского района, в интересах участника Великой Отечественной войны и инвалида II группы Киндюков П.И., о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Лабинского района, действующий в интересах участника Великой Отечественной войны и инвалида II группы Киндюков П.И., обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования Усть-Лабинский район по признанию помещения пригодным для проживания инвалида Великой Отечественной войны Киндюков П.И. по адресу х. Свободный <адрес>, в отсутствие межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47.

В судебном заседании прокурор С. пояснила, что в прокуратуру Усть-Лабинского района с заявлением обратился участник и инвалид II группы Великой Отечественной войны Киндюков П.И., в котором указывалось, что он не согласен с решением исполняющего обязанности главы муниципального образования Усть-Лабинский район Б. от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и о внесении в список граждан отдельных категорий на основании Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Киндюков П.И. является инвалидом Великой Отечественной войны II группы (согласно удостоверению №). Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, сер. ВТЭ-183 №, причина инвалидности - ранение на фронте, инвалидность установлена бессрочно, является нетрудоспособным. В соответствии со справкой выданной Фельдшерско-акушерским пунктом х. Свободного муниципального учреждения здравоохранения «Центральной районной больницы» Усть-Лабинского района, Киндюков П.И. нуждается в постоянном уходе, является нетранспортабельным. Последние шесть лет Киндюков П.И. парализован. Проживает по адресу: <адрес>, х. Свободный, <адрес> (домовладение, согласно справке администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района от ДД.ММ.ГГГГ №, принадлежит на праве личной собственности Киндюков П.И.). По причине болезни, старческой немощи, отсутствия здоровых детей (старший сын инвалид по зрению, младший сын парализован, а дочь перенесла инсульт) - некому принести в дом воды, наколоть дрова, купить продукты питания. В связи с удаленностью от города в хутор не приезжают узкие специалисты: невропатолог, кардиолог, терапевт для того, чтобы осмотреть и назначить необходимое лечение. Как было установлено в ходе проверки, проведенной прокуратурой района Киндюков П.И. является собственником объекта недвижимости «Домовладение», расположенного по адресу Краснодарский край, р-н Усть-Лабинский, х. Свободный, <адрес> (справка № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала КУП КК «Крайтехинвентаризация»). ДД.ММ.ГГГГ Киндюков П.И. обратился с заявлением в МО Усть-Лабинский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В последствии на основании Заключения по жилищному вопросу гражданина, подписанного начальником управления по организационно-правовым вопросам и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Киндюков П.И. в соответствии с п. 2 ст. 54 ЖК РФ отказали в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.е. представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В выводах же изложенных в Заключение указано, что невозможна постановка на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории ветеранов Великой Отечественной войны, т.к. гражданин Киндюков П.И. является собственником домовладения, пригодного для проживания, обеспечен общей площадью жилого помещения больше учетной нормы, установленной на территории Железного сельского поселения Усть-Лабинского района. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 (далее по тексту Положение №47), установлены в частности требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания. Действие Положения № 47 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Согласно п. 7 Положения № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее по тексту межведомственная комиссия), на основании оценки соответствия указанного помещения установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты. В соответствии с п. 8 Положения № 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Однако, как было установлено в ходе проверки, какой-либо специальной комиссии с участием должностных лиц, указанных в Положении № 47 для принятия решения о признании частного жилого помещения принадлежащего инвалиду Великой Отечественной войны Киндюков П.И. пригодными (непригодными) для проживания граждан создано не было. Следовательно, администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район процедура признания жилого помещения пригодным для проживания произведена с нарушениями действующего законодательства. Вместе с тем, прокуратурой района с участием представителя территориального отдела Роспотребнадзора в Выселковском, Усть-Лабинском районах, представителя архитектуры, председателя межведомственной комиссии, секретаря комиссии, П. проведено санитарно-эпидемиологическое обследование жилого дома, принадлежащего Киндюков П.И., по результатам которого на основании вывода и.о. Главного врача Усть-Лабинского филиала государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» (врач по общей гигиене первой квалификационной категории) установлено, что домовладение расположенное по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, х. Свободный, <адрес> не соответствует: 1. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.12.2000 г., в части: п.2.3. (абзац 1) - расположение домовладения в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) кладбища; п.3.3. - высота жилых помещений составляет менее 2,5 м; п.4.5. - отсутствие вентиляционного канала в кухне; п.п. 2.6., 8.1.1. -отсутствие в доме систем питьевого водоснабжения, канализации и туалета (уборной); п.9.2. (абзац 3) - не проводятся мероприятия, направленные на предупреждение, возникновение и распространение инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого дома(неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние помещений дома, наличие следов жизнедеятельности грызунов, насекомых). 2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.10.2001 г. №29, в части: п.6.1., 6.3. -отсутствие конструктивных и технических средств по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции (солнцезащиты) в жилых комнатах (кондиционирование, внутренние системы охлаждения, жалюзи и т.п.) при неблагоприятной ориентации окон (юго-западная). 3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарно врача Российской Федерации от 06.10.2009 №61, в части: п.п. 5.1., 7.1.12. (класс V п.З) -расположение жилого дома в санитарно-защитной зоне кладбища (С33=50 м, фактическое расстояние до кладбища 10-15 м). 4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. №4690-88, в части: п.2.3.2 - удаление дворовой уборной от колодца на расстояние 8-ми метров (норма не менее 50 м.); п.2.3.3. - наличие водопроницаемого выгреба уборной (по правилам выгреб должен быть водопроницаемым). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», за счет средств федерального бюджета должны быть обеспечены жильем все нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов, и участников Великой Отечественной войны имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее ФЗ № 5). В соответствии со ст. 23.2 Ф3 № 5, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан но заявлению гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Представитель заинтересованного лица администрации Муниципального образования Усть-Лабинский район по доверенности Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, так как на территории Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Решением Совета Железного сельского поселения Усть-Лабинского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории Железного сельского поселения Усть-Лабинского района» установлена учетная норма на одного члена семьи в размере 10,5 кв.м.. Согласно справке ФГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Усть-Лабинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № общая площадь <адрес> в х. Свободном Усть-Лабинского района составляет 54,6 кв.м. В указанном домовладении зарегистрированы 4 человека и обеспеченность учетной нормой общей площади на одного человека составляет 13,7 кв.м. Просит суд в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» за счет средств федерального бюджета должны быть обеспечены жильем все нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет ветераны Великой Отечественной войны и члены семей погибших /умерших/ инвалидов, и участников Великой Отечественной войны имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 23.2 Федерального Закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Прокуратурой района, с участием представителя территориального отдела Роспотребнадзора в Выселковском, Усть-Лабинском районах, представителя архитектуры, председателя межведомственной комиссии, секретаря комиссии, П. проведено санитарно-эпидемиологическое обследование жилого дома, принадлежащего Киндюков П.И., по результатам которого на основании вывода и.о. Главного врача Усть-Лабинского филиала государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» (врач по общей гигиене первой квалификационной категории) установлено, что домовладение расположенное по адресу: <адрес>, х. Свободный, <адрес> не соответствует:

1. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.12.2000 г., в части: п.2.3. (абзац 1) - расположение домовладения в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) кладбища; п.3.3. - высота жилых помещений составляет менее 2,5 м; п.4.5. - отсутствие вентиляционного канала в кухне; п.п. 2.6., 8.1.1. -отсутствие в доме систем питьевого водоснабжения, канализации и туалета (уборной); п.9.2. (абзац 3) - не проводятся мероприятия, направленные на предупреждение, возникновение и распространение инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого дома(неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние помещений дома, наличие следов жизнедеятельности грызунов, насекомых).

2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.10.2001 г. №29, в части: п.6.1., 6.3. -отсутствие конструктивных и технических средств по ограничению избыточного теплового воздействия инсоляции (солнцезащиты) в жилых комнатах (кондиционирование, внутренние системы охлаждения, жалюзи и т.п.) при неблагоприятной ориентации окон (юго-западная).

3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарно врача Российской Федерации от 06.10.2009 №61, в части: п.п. 5.1., 7.1.12. (класс V п.З) -расположение жилого дома в санитарно-защитной зоне кладбища (С33=50 м, фактическое расстояние до кладбища 10-15 м).

4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 г. №4690-88, в части: п.2.3.2 - удаление дворовой уборной от колодца на расстояние 8-ми метров (норма не менее 50 м.); п.2.3.3. - наличие водопроницаемого выгреба уборной (по правилам выгреб должен быть водопроницаемым).

Как установлено в судебном заседании, какой-либо специальной комиссии с участием должностных лиц, указанных в Положении № 47 для принятия решения о признании частного жилого помещения принадлежащего инвалиду Великой Отечественной войны Киндюков П.И. пригодными (непригодными) для проживания граждан создано не было.

Следовательно, администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район процедура признания жилого помещения пригодным для проживания произведена с нарушениями действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, заявление прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Усть-Лабинского района, в интересах участника Великой Отечественной войны и инвалида II группы Киндюков П.И., о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, - удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации Муниципального образования Усть-Лабинский район по признанию помещения пригодным (непригодным) для проживания инвалида Великой Отечественной войны Киндюков П.И., расположенного по адресу: <адрес>, х. Свободный, <адрес>, в отсутствии межведомственной комиссии, создаваемой в этих целях в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47.

Обязать администрацию Муниципального образования Усть-Лабинский район устранить нарушения действующего законодательства по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалида Великой Отечественной войны Киндюков П.И..

Об исполнении решения сообщить в суд, прокурору района и Киндюков П.И. не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий А.В.Богдановский