к делу № 2-1083-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«15» сентября 2010 г. Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Богдановского А.В.,
при секретаре Яньшиной С.В.,
с участием
заявителя Катанян З.Г.,
представителя Администрации
МО Усть-Лабинский район Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Катанян З.Г. к администрации Муниципального образования Усть-Лабинский район об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство, и исключении объекта капитального строительства из реестра зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Катанян З.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации МО Усть-Лабинский район об отказе в выдаче разрешения на строительство, и исключении объекта капитального строительства из реестра зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства.
В судебном заседании заявитель Катанян З.Г. пояснила, что ей на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит домовладение и земельный участок в <адрес>. Земельный участок площадью 367 кв.м. имеет вид разрешенного использования - для размещения магазина. На указанный земельный участок изготовлен и утвержден распоряжением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р градостроительный план, из которого следует, что площадь участка позволяет осуществить реконструкцию имеющегося жилого дома под магазин. В проектной организации, имеющей ФИО5 на производство проектирования, заказан рабочий проект на реконструкцию жилого дома под магазин. Проект изготовлен ООО «Архпроект» в 2009 году (Лицензия Д 661991 от ДД.ММ.ГГГГ). С 2008 по 2010 годы она трижды обращалась в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район с различными просьбами по вопросу разрешения реконструкции жилого дома под магазин. ДД.ММ.ГГГГ согласно решению общественного совета при главе муниципального образования Усть-Лабинский район по проблемам градостроительного и архитектурно-художественного формирования облика города и района возможность для изменения вида разрешенного использования моего земельного участка с ИЖС на «для реконструкции жилого дома под магазин» имеется. Затем, ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район № «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков», земельному участку, имеющему кадастровый номер 23:35:0530010:83 площадью 367 кв.м. по <адрес> в <адрес>, принадлежащему ей на праве собственности, изменен вид разрешенного использования с установленного «для индивидуального жилищного строительства» на испрашиваемый «для размещения магазина». Соответствующие изменения по земельному участку внесены территориальным отделом по Динскому и Усть-Лабинскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю в земельный кадастровый учет, и Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в части вида разрешенного использования на земельный участок. Распоряжением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка в <адрес>» утвержден градостроительный план земельного участка. В пределах земельного участка, и в соответствии с проектной документацией были начаты работы по реконструкции жилого дома под магазин. Однако, поскольку вопросы оформления разрешительной документации рассматриваются неоднозначно долго, разрешение на производство таковых работ, в установленном законом порядке, до их начала она не успела получить. После неоднократных обращений в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район, в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район как устных, так и письменных ей стало известно, что жилой дом, реконструируемый под магазин, включен в реестр зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства. Учитывая, что положениями Градостроительного кодекса понятие такового реестра, порядок и его ведение не предусмотрены, считаю, что данное действие администрации муниципального образования Усть-Лабинский район является незаконным. Из ответа начальника управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Л. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ей отказано в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (магазин), расположенного по адресу <адрес>, поскольку объект включен в реестр зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства, а также по причине того, что работы по реконструкции жилого дома под магазин уже начаты. Считает, что такой отказ (действия, бездействие) нарушает ее права, предусмотренные положениями статей 209, 263 ГК РФ, статьями 2, 51 Градостроительного кодекса РФ. Просит признать незаконными действия органа местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, выразившиеся в виде письменного отказа от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (магазин) расположенного по адресу <адрес>, и исключения объекта капитального строительства (магазин) расположенного по адресу <адрес> из реестра зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства, обязав администрацию МО Усть-Лабинский район устранить допущенные нарушения.
Представитель администрации МО Усть-Лабинский район по доверенности Д. не возражает против удовлетворения заявления Катанян З.Г., поскольку, как следует из представленных заявителем документов, сотрудниками администрации МО Усть-Лабинский район допущены нарушения, выразившиеся в необоснованном отказе в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (магазин) расположенного по адресу <адрес>, и исключения объекта капитального строительства (магазин) расположенного по адресу <адрес> из реестра зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства, поскольку, в настоящее время установлены параметры приоритетного размещения обслуживающих, деловых и торговых функций - магазины общей площадью до 1 500 кв.м. Считает доводы заявителя обоснованными.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные сторонами документы, суд находит заявление Катанян З.Г. обоснованным по следующим основаниям:
Катанян З.Г. на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит домовладение и земельный участок в <адрес>.
Земельный участок площадью 367 кв.м. имеет вид разрешенного использования - для размещения магазина.
На указанный земельный участок изготовлен и утвержден распоряжением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ №-р градостроительный план, из которого следует, что площадь участка позволяет осуществить реконструкцию имеющегося жилого дома под магазин.
В проектной организации ООО «Архпроект», имеющей лицензию на производство проектирования, изготовлен рабочий проект на реконструкцию жилого дома под магазин.
Согласно решению общественного совета при главе муниципального образования Усть-Лабинский район по проблемам градостроительного и архитектурно-художественного формирования облика города и района возможность для изменения вида разрешенного использования моего земельного участка с ИЖС на «для реконструкции жилого дома под магазин» имеется.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район № «Об изменении видов разрешенного использования земельных участков», земельному участку, имеющему кадастровый номер <данные изъяты> площадью 367 кв.м. по <адрес> в <адрес>, принадлежащему ей на праве собственности, изменен вид разрешенного использования с установленного «для индивидуального жилищного строительства» на испрашиваемый «для размещения магазина».
Соответствующие изменения по земельному участку внесены территориальным отделом по Динскому и Усть-Лабинскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю в земельный кадастровый учет, и Управлением Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в части вида разрешенного использования на земельный участок.
Распоряжением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении градостроительного плана земельного участка в <адрес>» утвержден градостроительный план земельного участка.
На основании норм действующего градостроительного и земельного законодательства, собственники и арендаторы земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта «б» Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» действия (бездействие) государственного органа или органа местного самоуправления могут быть признаны судом недействительными в том случае, если они не соответствуют закону или иным правовым актам, нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса указано, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, указанных в пункте 7 статьи 51 Градостроительного Кодекса.
Заявитель дважды обращалась с заявлением, первично в марте 2010 г., а затем ДД.ММ.ГГГГ с приложением полного объема документов предусмотренных статей 51 ГрК РФ.
В обоих случаях причины отказа в выдаче разрешения на строительство не мотивированы с точки зрения материального права.
Однако, по правилам пункта 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, осуществив проверку, представленных документов, обязаны выдать разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
При этом согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство только при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи.
Учитывая, что подготовлен и представлен в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район полный пакет документов, отказ в выдаче разрешения на строительство по причине не соответствия проекта градостроительному плану и внесения объекта капитального строительства (магазин) расположенного по адресу <адрес>, в реестр зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства является нарушением гражданских прав Катанян З.Г. и препятствует ей, как собственнику земельного участка свободно им владеть, пользоваться и распоряжаться.
Как пояснил в судебном заседании представитель администрации МО Усть-Лабинский район по доверенности Д., в настоящее время установлены виды разрешенного использования недвижимости для территориальной зоны жилой застройки с приоритетным размещение обслуживающих, деловых и торговых функций - магазины общей площадью до 1 500 кв.м.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на строительство магазина общей площадью объекта капитального строительства 587,49 кв.м., является не законным.
При этом, согласно техническому паспорту и поэтажному плану объекта капитального строительства по адресу <адрес>, общая площадь магазина составляет 573,9 кв.м.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 26, 27, 28 ЖК РФ, ст. ст. 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Катанян З.Г. к администрации Муниципального образования Усть-Лабинский район об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство, и исключении объекта капитального строительства из реестра зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства, - удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования Усть-Лабинский район устранить допущенные нарушения, выразившиеся в виде письменного отказа от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (магазин) расположенного по адресу <адрес>, и исключения объекта капитального строительства (магазин) расположенного по адресу <адрес> из реестра зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства.
Обязать администрацию Муниципального образования Усть-Лабинский район выдать Катанян З.Г. разрешение на строительство объекта капитального строительства (магазин), общей площадью 573,9 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, и исключить объект капитального строительства (магазин), расположенный по адресу <адрес>, из реестра зданий и сооружений, возведенных с нарушением градостроительного и земельного законодательства.
Об исполнении решения сообщить в суд и Катанян З.Г. не позднее чем в течение одного месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Председательствующий подпись
Копия верна
Федеральный судья А.В.Богдановский