К делу № 2-1082/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«09» сентября 2010 года г. Усть-Лабинск
Судья Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края Курганский М.Г.
при секретаре Глебовой Л.Н.
Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов
в исправительных учреждениях Голота А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края о признании незаконными бездействия УФСИН по Краснодарскому краю и администрации ФБУ колонии-поселения № 12 УФСИН России по Краснодарскому краю
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ с заявлением, в котором указано следующее.
Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края (далее - прокуратура) 28.07.2010 г. с участием специалиста - старшего инспектора ОГПН Усть-Лабинского района капитана внутренней службы Тараненко Е.С. проведена проверка соблюдения в ФБУ КП № 12 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - КП, учреждение) законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой были выявлены нарушения Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ.
Вопреки требованиям ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 52 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.08г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Техрегламент), ст. 14 таблицы 1 п. 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 315, административное здание КП, складское помещение не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
В нарушение п. 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313 (ППБ 01-03), п. 1,2, 19 таб. 2 Норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 г. № 323, в административном здании, складском помещении отсутствует автоматическая система (установка) оповещения людей о пожаре.
В нарушение п. 36 ППБ 01-03 в ходе проверки администрацией КП не предоставлены акты лабораторных испытаний огнезащитного состава деревянных конструкций чердачного помещения склада. Вопреки требованиям п. 53 ППБ 01-03 в учреждении стены путей эвакуации отделаны из горючих материалов.
В нарушение ППБ 01-03 п. 3. 51. СНиП 21-01-97* п. 6.18. в административном здании КП отсутствуют двери лестничных клеток с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах.
Вопреки положениям ППБ 01-03 п. 108 прил. 3 в учреждении отсутствует достаточное количество первичных средств пожаротушения огнетушителей.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.
Согласно ст. 18, 46 Конституции РФ права, свободы граждан являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.
Согласно п. 4 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» от 18.06.2003г. №313, руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе из вторичных проявлений.
Администрацией КП не выполняется возложенная на нее законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ.
Администрацией КП некоторые меры, направленные на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности применялись, неоднократно в УФСИН России по Краснодарскому краю направлялись сведения о необходимости проведения противопожарных мероприятий, в том числе установление в зданиях учреждения автоматической пожарной сигнализации. Однако, данные меры оказались малоэффективными, а администрацией КП иные меры по устранению нарушений закона не применялись, в чем и заключается бездействие администрации учреждения.
Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для проведения противопожарных мероприятий - установление в зданиях учреждения автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения людей о пожаре; не выделялись.
Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявлено заявление о возложении на руководителя учреждения обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности и обеспечить надлежащее противопожарное состояние на объектах с массовым пребыванием людей.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Неисполнение администрацией КП требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают осужденные и сотрудники учреждения, установке системы оповещения о пожаре ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004г. № 820, не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращения в суд с требованием об устранении нарушений правил пожарной безопасности и не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Колония-поселение является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц - сотрудников, осужденных состав которых постоянно меняется, связи с чем исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
Просит суд признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального бюджетного учреждения колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией административного здания и складского помещения, установке системы оповещения о пожаре в административном здании и складском помещении, по устранению отделки путей эвакуации горючими материалами, установлению дверей лестничных клеток с устройством для самозакрывания и уплотнениями в притворах, по укомплектованию учреждения достаточным количеством первичных средств пожаротушения.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное бюджетное учреждение колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в 6-ти месячный срок оборудовать автоматической пожарной сигнализацией административное здание и складское помещение, установить систему оповещения о пожаре в административном здании и складском помещении, устранить отделки путей эвакуации горючими материалами, установить двери лестничных клеток с устройством для самозакрывания и уплотнениями в притворах, укомплектовать учреждение достаточным количеством первичных средств пожаротушения.
В судебном заседании прокурор Голота А.В. поддержал заявленные требования в полном объёме и просит суд их удовлетворить. Поскольку мероприятия по устранению недостатков могут занять определённое время, просит установить срок для устранения недостатков - 12 месяцев.
Представитель ОГПН по Усть-Лабинскому району - государственный инспектор Смирнов А.Ю. в судебном заседании возражает против заявленных требований и пояснил, что данное исправительное учреждение является бюджетным и по мере поступления денежных средств они приводят здание КП-12 в соответствие с установленными нормами и правилами пожарной безопасности. Просит суд заявление прокурора оставить без удовлетворения.
Представитель ФБУ КП-12 г. Усть-Лабинска Андреева Я.В. пояснила, что Федеральным бюджетным учреждением «Колонией-поселением №12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» проведена работа по оборудованию здания колонии автоматической пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения о пожаре. Оборудование складских помещений пожарной сигнализацией не произведено с отсутствием финансирования, в связи с тем, что колония является федеральным бюджетным учреждением и финансируется из федерального бюджета. В ближайшее время планируется проведение пожарной сигнализации в складских помещениях. Отделка лестничной клетки общежития осужденных демонтирована, сняты горючие материалы. Лестничная клетка административного здания будет демонтирована в месячный срок. Установлены двери на лестничных клетках. Учреждение укомплектовано достаточным количеством первичных средств пожаротушения, колонией приобретено два огнетушителя.
Просит суд отказать в иске заявителю о признании незаконными бездействия администрации ФБУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю. В случае удовлетворения требований, просит суд увеличить срок для устранения нарушений до 18 месяцев. Отзыв на заявление приобщен к материалам гражданского дела.
Представитель УФСИН России по Краснодарскому краю - Перегудов А.С. в судебном заседании также возражает против заявленных требований прокурора и пояснил, что по мере поступления исправительному учреждению выделяются денежные средства на установку пожарной и охранной сигнализации, однако суммы недостаточные для устранения всех недостатков. Просит суд отказать в заявлении, но в случае их удовлетворения установить больший срок для устранения недостатков, а именно до 18 месяцев.
Расширенные доводы содержатся в письменном отзыве представителя УФСИН по Краснодарскому краю, который приобщен к материалам дела.
Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные материалы, находит заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
28 июля 2010 г. Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, с участием специалиста - старшего инспектора ОГПН Усть-Лабинского района капитана внутренней службы Тараненко Е.С. проведена проверка соблюдения в ФБУ КП № 12 УФСИН России по Краснодарскому краю законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки были выявлены следующие нарушения Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»:
- административное здание КП, складское помещение не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03, ст. 37 ППБ, ст. 14 табл. 1 п. 9);
- в административном здании, складском помещении отсутствует автоматическая система (установка) оповещения людей о пожаре (п. 16 ППБ 01-03), п. 1,2, 19 таб. 2 НПБ 104-03),
- не предоставлены акты лабораторных испытаний огнезащитного состава деревянных конструкций чердачного помещения склада (п. 36 ППБ 01-03),
- стены путей эвакуации отделаны из горючих материалов (п. 53 ППБ 01-03),
- в административном здании КП отсутствуют двери лестничных клеток с устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (ППБ 01-03 п. 3. 51. СНиП 21-01-97* п. 6.18),
- отсутствует достаточное количество первичных средств пожаротушения огнетушителей (ППБ 01-03 п. 108 прил. 3).
Ранее ОГПН Усть-Лабинского района проводились аналогичные проверки соблюдения администрацией ИК №3 требований пожарной безопасности, в ходе которых наряду с иными были выявлены и вышеуказанные нарушения закона. Эти нарушения отражены в актах проверки соблюдения требований пожарной безопасности: № 282 от 02.12.2008 г. (л.д. 7); № 335 от 20.11.2009 г. (л.д. 9).
Начальнику ФБУ КП-12 главным государственным инспектором ОГПН Усть-Лабинского района Смирновым А.Ю. были выданы предписания о необходимости выполнения ряда мероприятий, направленных на устранение нарушений Федерального закона от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» (л.д. 6, 8). Однако до настоящего времени ряд существенных нарушений законодательства не устранен.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.
Согласно п. 4 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» от 18.06.2003г. №313: руководители организаций на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе из вторичных проявлений.
Администрацией учреждения ФБУ КП-12 не выполняется возложенная на нее законом обязанность соблюдать требования правил пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, т.е. допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц (осужденных, отбывающих наказание в ФБУ КП-12, персонала исправительного учреждения и т.п.) на обеспечение пожарной безопасности - состояние защищенности личности от пожара, гарантированное ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Некоторые меры, направленные на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности администрацией ФБУ КП-12 применялись. В частности, отделка лестничной клетки общежития осужденных демонтирована, сняты горючие материалы. Установлены двери на лестничных клетках. Учреждение укомплектовано достаточным количеством первичных средств пожаротушения, колонией приобретено два огнетушителя.
В УФСИН России по Краснодарскому краю направлялись сведения о необходимости проведения противопожарных мероприятий, в том числе установление в зданиях учреждения автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы (установки) оповещения людей о пожаре. Это подтверждается письмами в адрес начальника УФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России о выделении денежных средств (л.д. 34-42).
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю является территориальным органом ФСИН России. Согласно п. 12 Положения УФСИН России по Краснодарскому краю распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий и объёмов бюджетных средств, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами ФСИН России, бюджетные ассигнования и материально-технические средства.
В процессе выполнения основных задач ФСИН России решает многочисленные вопросы, в том числе и вопросы материально-технического обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обеспечения пожарной безопасности учреждений уголовно" исполнительной системы.
В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, ФСИН России осуществляет полномочия по разработке и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Так как материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю ежегодно направляет информацию о потребностях в бюджетных ассигнованиях для реализации мер по обеспечению пожарной безопасности.
Исходя из вышеизложенного, следует, что финансирование ФБУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю производится не из средств, выделяемых УФСИН России по Краснодарскому краю, а из средств федерального бюджета на основании заявок о выделении денежных средств в т.ч. для обеспечения норм пожарной безопасности (исх. от 21.05.2009г. № 23/12/18-525, исх. от 10.02.2010г. № 23/12/18-209).
В настоящее время размещены на официальном сайте государственные заказы на приобретение первичных средств пожаротушения в ФБУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю (ОП-5 - 10 шт., ОП-8 - 5 шт.), щитов пожарных- 2 шт.
Таким образом, УФСИН России по Краснодарскому краю принимает все возможные меры, направленные на устранение указанных нарушений, взаимодействуя как с ФБУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю, так и с ФСИН России по вопросам финансирования учреждений УИС Краснодарского края.
Однако, меры принимаемые администрацией учреждения ФБУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю оказались малоэффективными, а иные меры со стороны администрации учреждения не принимались, в чём и заключается бездействие администрации учреждения.
Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для проведения противопожарных мероприятий: установление в зданиях учреждения автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения людей о пожаре; не выделялись.
Неисполнение требований федерального законодательства по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией зданий, где пребывают сотрудники учреждения и осужденные, установке системы оповещения о пожаре, ставят под угрозу безопасность людей в случае возникновения пожара.
Руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федерального бюджетного учреждения колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией административного здания и складского помещения, установке системы оповещения о пожаре в административном здании и складском помещении, по устранению отделки путей эвакуации горючими материалами, установлению дверей лестничных клеток с устройством для самозакрывания и уплотнениями в притворах, по укомплектованию учреждения достаточным количеством первичных средств пожаротушения.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное бюджетное учреждение колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю в течении одного года со дня вступления настоящего решения в законную силу оборудовать автоматической пожарной сигнализацией административное здание и складское помещение, установить систему оповещения о пожаре в административном здании и складском помещении.
Копию решения суда в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в УФСИН по Краснодарскому краю и ФБУ КП-12 УФСИН по Краснодарскому краю для устранения допущенных нарушений закона.
Об исполнении данного решения должно быть сообщено в суд.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение десяти дней со дня его оглашения.
Судья: подпись
«СОГЛАСОВАНО» «____»________ 2010 г.
Председатель Усть-Лабинского
районного суда М.Г. Курганский