Решение по заявлению Щербининой Т.Л. об оспаривании решения органа местного самоуправления



К делу № 2-490-2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Усть-Лабинск 14 апреля 2011 г.

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Тарасенко И.В.,

с участием представителя заявителя Щербининой Т.Л. - Соломко В.В. (доверенность от 08.04.2011 г.),

главы Кирпильского сельского поселения Усть-Лабинского района Мельникова И.П.,

представителя администрации Кирпильского сельского поселения Самохина М.Н. (доверенность от 12.01.2011 г.),

при секретаре Ларионовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Щербининой Т.Л. об оспаривании решения органа местного самоуправления, суд

УСТАНОВИЛ:

Щербинина Т.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование заявления Щербинина Т.Л. указывает, что обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о признании её и членов её семьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в рамках целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». К заявлению были приложены документы, подтверждающие отсутствие в собственности заявителя и членов ее семьи жилых помещений. Однако, 08.04.2011 г. орган местного самоуправления вынес решение об отказе заявителю и членам ее семьи в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий. По тем основаниям, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия. С отказом администрации в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не согласна и считает его незаконным. Просит суд признать незаконным отказ органа местного самоуправления в постановке на учет Щербининой Т.Л. и членов ее семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать орган местного самоуправления устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Щербининой Т.Л. Взыскать с органа местного самоуправления в пользу Щербининой Т.Л. государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя Щербининой Т.Л. - Соломко В.В. поддержал все изложенное в заявлении, пояснив, что заявительница Щербинина Т.Л. не могла намеренно ухудшить свои жилищные условия в виде регистрации граждан, поскольку не является собственником жилого помещения. Просит суд заявление удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Кирпильского сельского поселения Самохин М.Н. и глава Кирпильского сельского поселения Мельников И.П. возражают в отношении удовлетворения заявления Щербининой Т.Л. по основаниям указанным в отзыве на заявление. Из представленных заявителем документов видно, что Щ.Н.И. - мать собственника, Щ.О.А. - невестка собственника, Щ.М.П. - брат собственника, были зарегистрированы по адресу ст. Кирпильская <адрес>, 18.02.2011 г. Заявление от Щербининой Т.Л. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий было принято 10.03.2011 г., в связи с чем администрация Кирпильского сельского поселения Усть-Лабинского района считает, что заявитель и его семья своими действиями намеренно ухудшили свои жилищные условия по основаниям предусмотренным ст. 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1655 - КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Более того из похозяйственной книги № 5 Кирпильского сельского поселения за 2008-2012 г.г. следует, что Щ.Н.И. является собственником 1/4 части домовладения расположенного по адресу ст. Кирпильская <адрес>. Из зарегистрированных граждан Щ.Н.И., Щ.О.А., Щ.М.П. по адресу ст. Кирпильская <адрес> никто не проживает.

Выслушав представителя заявителя, представителей администрации Кирпильского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление Щербининой Т.Л. об оспаривании решения органа местного самоуправления является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются : не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

10.03.2011 г. Щербинина Т.Л. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о признании её и членов её семьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в рамках целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». К заявлению были приложены документы, подтверждающие отсутствие в собственности заявителя и членов ее семьи жилых помещений.

Однако, 08.04.2011 г. глава Кирпильского поселения И.П. Мельников отказал Щербининой Т.Л. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». В обоснование отказа указано, что из представленных заявителем документов видно, что Щ.Н.И. - мать собственника, Щ.О.А. - невестка собственника, Щ.М.П. - брат собственника, были зарегистрированы по адресу ст. Кирпильская <адрес>, 18.02.2011 г. Заявление от Щербининой Т.Л. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий было принято 10.03.2011 г., в связи с чем администрация Кирпильского сельского поселения Усть-Лабинского района считает, что заявитель и его семья своими действиями намеренно ухудшили свои жилищные условия по основаниям предусмотренным ст. 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1655 - КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Более того из похозяйственной книги № 5 Кирпильского сельского поселения за 2008-2012 г.г. следует, что Щ.Н.И. является собственником 1/4 части домовладения расположенного по адресу ст. Кирпильская <адрес>. По этим основаниям, а также руководствуясь ч.3 ст. 54 ЖК РФ отказано Щербининой Т.Л. в принятии на учет.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не истек предусмотренный статьей 53настоящего Кодекса срок.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Ст. 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. № 1655 - КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К действиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в частности относится: вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения либо членом жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма в принадлежащее ему (занимаемое им) жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением: его супруги (супруга); общих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей гражданина и его супруги (супруга); своих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей; несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей его супруги (супруга); своих нетрудоспособных родителей, не являющихся собственниками (не являвшихся членами семьи собственника) жилых помещений и не производивших отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в течение пяти лет, предшествующих дате регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом); несовершеннолетних детей, родившихся у членов семьи гражданина, зарегистрированных по месту жительства в принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом) жилом помещении; выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственника (члена семьи собственника) жилого помещения.

Из материалов дела следует, что у Щербинина Т.Л. имеет следующий состав семьи : Щ.Р.Н. - муж, Щ.Б.Р. - сын. Из справки ФГУП Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация Краевое БТИ» по Усть-Лабинскому району от 28.02.2011 г. № 587, уведомлений Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Усть-Лабинскому району следует, что Щербинина Т.Л. и члены ее семьи не являются собственниками жилых помещений на территории Усть-Лабинского района. Фактически проживают по адресу Усть-Лабинский район ст. Кирпильская <адрес>.

К доводу главы Кирпильского сельского поселения Усть-Лабинского района Мельникова И.П. и представителю администрации Кирпильского сельского поселения Самохина М.Н. о том, что Щербинина Т.Л. в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении ухудшила свои жилищные условия путем регистрации граждан Щ.Н.И., Щ.О.А., Щ.М.П., суд относится критически, поскольку Щербинина Т.Л. и члены ее семьи не являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу ст. Кирпильская <адрес>, следовательно, не могли ухудшить свои жилищные условия путем регистрации граждан.

С учетом изложенного действия главы администрации Кирпильского сельского поселения И.П. Мельникова по вынесению решения от 08.04.2011 г. об отказе Щербининой Т.Л. в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», нельзя признать законным.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлены нарушения прав и свобод Щербининой Т.Л., то суд признает заявление Щербининой Т.Л. об оспаривании решения органа местного самоуправления обоснованным и считает необходимым обязать главу администрации Кирпильского сельского поселения Усть-Лабинского района устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителя.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ следует взыскать с администрации Кирпильского сельского поселения Усть-Лабинского района в пользу Щербининой Т.Л. сумму государственной пошлины в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Щербининой Т.Л. об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать незаконными действия главы администрации Кирпильского сельского поселения от 08.04.2011 года по принятию решения об отказе Щербининой Т.Л. в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Обязать главу администрации Кирпильского сельского поселения Усть-Лабинского района устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Щербининой Т.Л..

Взыскать с администрации Кирпильского сельского поселения в пользу Щербининой Татьяны Львовны сумму государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Тарасенко И.В.