дело № 2-629-11 г.
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерацииг.Усть-Лабинск 25 мая 2011 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Слесаренко А.Д.,
с участием заявителя Вартанянц А.В.,
представителя заинтересованного лица - департамента социальной защиты населения Краснодарского края Киасашвили И.И.,
при секретаре Глебовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вартанянц А.В. об оспаривании действий органа государственной власти,
у с т а н о в и л :Вартанянц А.В. обратился в районный суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края в получении социальной выплаты и обязать департамент социальной защиты населения Краснодарского края включить его в распоряжение главы администрации Краснодарского края о предоставлении социальной выплаты ветеранам в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»
В обоснование заявления Вартанянц А.В. указал, что он имеет права и льготы, установленные ст.14 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как участник Великой Отечественной Войны. Так как собственного жилья у него нет, в феврале 2010 года он обратился в администрацию МО Усть-Лабинский район с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». На что положительного ответа не последовало. За защитой своих прав и свобод он обратился в суд. Решением Усть-Лабинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: восстановить Вартанянц А.В. в списках в качестве нуждающегося в жилом помещении и внести в список граждан отдельных категорий на основании Федерального Закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Постановлением администрации МО Усть-Лабинский» район от ДД.ММ.ГГГГ № он восстановлен на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Его учетное дело направлено в департамент ЖКХ и департамент социальной защиты населения Краснодарского края, однако до настоящего времени он не включен в распоряжение губернатора о предоставлении социальных выплат. На его обращение в департамент социальной защиты населения Краснодарского края ему было отказано в получении социальной выплаты с указанием на то, что он является участником других боевых действий, не относится к гражданам отдельных категорий на основании ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» как ветеран ВОВ, и следовательно, не имеет права на получение социальной выплаты. С данным отказом он не согласен, считает его незаконным, так как на основании решения суда внесен в список граждан отдельных категорий на основании ФЗ РФ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. ФЗ РФ № 327 от 21.12.2009 г.). Следовательно, он вправе претендовать на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Таким образом, отказ департамента социальной защиты Краснодарского края противоречит решению суда и нарушает его право на получение социальной выплаты.
В судебном заседании заявитель Вартанянц А.В. поддержал заявление в полном объеме. При этом пояснил, что действительно проходил службу в войсковой части 13957 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая принимала участие в боевых действиях в Венгрии.
Представитель заинтересованного лица департамента социальной защиты населения Краснодарского края Киасашвили И.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления Вартанянц А.В. В обоснование своих возражений указала, что согласно справке Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Вартанянц А.В. проходил службу в войсковой части 13957 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая принимала участие в боевых действиях в Венгрии. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе и по вопросам обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также главным распорядителем бюджетных средств является Министерство регионального развития Российской Федерации. Согласно разъяснению Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-СК/07 средства в федеральном бюджете предусмотрены для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, принимавших участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Для предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в других государствах, средства в федеральном бюджете не предусмотрены. Руководствуясь данным разъяснением Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-СК/07, в целях недопущения нарушений бюджетного законодательства, выразившегося в нецелевом использовании средств федерального бюджета, у департамента социальной защиты населения Краснодарского края отсутствуют правовые основания для включения участников Великой Отечественной войны, не принимавших участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, в проект распоряжения главы администрации Краснодарского края о выделении социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям.
Вартанянц А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, согласно удостоверению серии ВВ №, выданному ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Усть-Лабинского района Краснодарского края является «ветераном - участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах».
Из материалов дела следует, что Вартанянц А.В. проходил службу в войсковой части 13957 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая принимала участие в боевых действиях в Венгрии.
Таким образом, в соответствии с разделом I приложения к Федеральному закону «О ветеранах» Вартанянц А.В. принимал участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году.
Во исполнение решения Усть-Лабинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Усть-Лабинский район вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О восстановлении на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданина Вартанянц А.В.», согласно которому Вартанянц А.В. восстановлен в очереди граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В соответствии со ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе и по вопросам обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также главным распорядителем бюджетных средств является Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министерством регионального развития Российской Федерации дано разъяснение от ДД.ММ.ГГГГ №-СК/07 в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Федеральному закону «О ветеранах», согласно которому ветеранам боевых действий, указанным в данных разделах, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Тем самым законодатель, наделяя указанных лиц правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет до ДД.ММ.ГГГГ не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» не подлежат.
Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 № 808 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность категориям граждан, перечисленным в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятых в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края до предельного срока на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Порядком осуществляет департамент социальной защиты населения Краснодарского края.
В соответствии с указанным постановлением от 18.09.2006 № 808 департамент социальной защиты населения Краснодарского края обязан предоставлять в Министерство регионального развития Российской Федерации отчет о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Включение граждан, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Федеральному закону «О ветеранах», не принимавших участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, в проект распоряжения главы администрации Краснодарского края о выделении социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность, явилось бы нецелевым использованием средств федерального бюджета в виде субвенций.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 15.10.2005 № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» в случае осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, департамент социальной защиты населения Краснодарского края, руководствуясь разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-СК/07, не вправе включать граждан, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Федеральному закону «О ветеранах», не принимавших участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, в проект распоряжения главы администрации Краснодарского края о выделении социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что департаментом социальной защиты населения Краснодарского края обоснованно, в соответствии с требованиями закона и иных нормативных правовых актов, отказано Вартанянц А.В. во внесении его в проект распоряжения главы администрации Краснодарского края о выделении социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Данный отказ не нарушает права Вартанянц А.В., предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Доводы Вартанянц А.В. о том, что отказ департамента социальной защиты населения Краснодарского края противоречит решению суда от ДД.ММ.ГГГГ суд считает необоснованными, поскольку решение Усть-Лабинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым Вартанянц А.В. восстановлен в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, - исполнено путем вынесения главой муниципального образования Усть-Лабинский район постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О восстановлении на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданина Вартанянц А.В.».
Поэтому оснований для удовлетворения заявления Вартанянц А.В. об оспаривании действий органа государственной власти не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :В удовлетворении заявления Вартанянц А.В. об оспаривании действий органа государственной власти - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий