Решение по заявлению Сериковой Е.А. об оспаривании решения органов местного самоуправления



дело № 2-648-11 г.

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

г.Усть-Лабинск 30 мая 2011 года

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Слесаренко А.Д.,

с участием представителя заявителя Сериковой Е.А. по доверенности Илюшова А.Е.,

представителя администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Горового Д.В.,

при секретаре Глебовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сериковой Е.А. об оспаривании постановления главы муниципального образования Усть-Лабинский район,

у с т а н о в и л :

Серикова Е.А. обратилась в районный суд с заявлением, в котором просила признать незаконным постановление главы МО Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ №. В обоснование заявления она указала, что в 2010 г. она подала в администрацию МО Усть-Лабинский район заявление о поставке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ глава МО Усть-Лабинский район вынес постановление №, в котором отказал ей в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» на основании ст.53 и п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ. Считает, что постановление главы МО Усть-Лабинский район нарушает её права, так как она является членом семьи умершего инвалида ВОВ. Она проживает в доме № по ул.Узкой в ст.Воронежской совместно со своим внуком ФИО1 с давнего времени. ФИО1 единственный из всех ее внуков, кто ухаживает за ней, приобретает ей продукты и лекарства. Внук около трех лет проживал в ее домовладении в незарегистрированном браке с ФИО3, но в декабре 2010 г. после рождения дочери они узаконили свои отношения и в настоящее время воспитывают двоих детей - 1999 г. рождения и 2010 г. рождения. Проживать с ней семья внука вынуждена из-за отсутствия у них собственного жилья, а также в виду отсутствия финансовой возможности снимать жилье. Общая площадь занимаемого ими жилища - 48,8 кв.м., жилая площадь - 26,9 кв.м. Она не может потребовать от внука и его семьи освободить жилое помещение, а жить в таких стесненных условиях невыносимо. Таким образом, в ее жилом доме проживает она, двое взрослых и двое несовершеннолетних детей. На каждого приходится менее 10 кв.м. общей площади и менее 5,5 кв.м. жилой площади, что значительно ниже установленной минимальной нормы предоставления жилья в ст.Воронежской Усть-Лабинского района.

В судебном заседании представитель Сериковой Е.А. ФИО1 поддержал заявление в полном объеме. При этом пояснил, что в доме своей бабушки Сериковой Е.А. он проживает с её согласия с 2002 года, а зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ С 2007 года с ним проживает его супруга ФИО3 и её сын ФИО4 Его бабушка дала согласие на их вселение в её дом. ДД.ММ.ГГГГ у него и ФИО3 родилась дочь, которая также проживает с ними. Брак с ФИО3 он зарегистрировал ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, он с 2007 года с семьей проживал в качестве члена семьи бабушки Сериковой Е.А., то есть задолго до Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Поэтому доводы о том, что Сериковой Е.А. намеренно ухудшила свои жилищные условия, не соответствуют действительности. В связи с этим просил признать незаконным постановление главы МО Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ №, обязать администрацию отменить данное постановление и принять Сериковой Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», с даты предоставления ею заявления о принятии на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Представитель муниципального образования Усть-Лабинский район Горовой Д.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления Сериковой Е.А. В обоснование своих доводов указал, что Сериковой Е.А. вселила в принадлежащее ей домовладение, расположенное по адресу: ст.Воронежская, ул.Узкая, №, своего внука - в 2007 году, а также жену внука и правнуков - вселила ДД.ММ.ГГГГ, тем самым намеренно ухудшила свои жилищные условия. В соответствие с п.4 ч.2 ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» вселение гражданином - собственником жилого помещения в принадлежащее ему жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи определено как намеренное ухудшение жилищных условий, при которых в силу ст.53 ЖК РФ Сериковой Е.А. может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Сериковой Е.А. является обоснованным.

В судебном заседании установлено, что Сериковой Е.А. согласно удостоверению № выданному ДД.ММ.ГГГГ является членом семьи (супругой) умершего инвалида Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».

ДД.ММ.ГГГГ Сериковой Е.А. обратилась в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и о внесении её в список граждан по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

Главой муниципального образования Усть-Лабинский район вынесено постановление от 11.01.2011 г. № 8 «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданке Сериковой Е.А.», в котором со ссылкой на ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано Сериковой Е.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.

Согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения учета органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.2 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан отдельных категорий ведется структурным подразделением местной администрации, определенным решением главы местной администрации.

Согласно постановлению главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 06.03.2009 г. № 317 «Об уполномоченном органе муниципального образования Усть-Лабинский район по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» уполномоченным органом муниципального образования Усть-Лабинский район по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен сектор по квартирно-правовым вопросам управления по организационно правовым вопросам и взаимодействию с органами местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Лабинский район.

В соответствии со ст.8 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» решение главы муниципального образования об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом составленного уполномоченным органом по учету заключения об отсутствии оснований для принятия гражданина на учет.

Таким образом, оспариваемое заявительницей постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданке Сериковой Е.А.» принято органом, уполномоченным на принятие такого решения - главой муниципального образования Усть-Лабинский район и с соблюдением порядка принятия такого решения.

В то же время, содержание оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствует требованиям закона.

В силу ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Указанные права, по смыслу Конституции Российской Федерации, в частности её статьи 21 (части 1), требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права, всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий орган или должностному лицу заявление или обращение, но и право получить на это обращение адекватный ответ.

Это означает, что государственные органы и органы местного самоуправления обязаны рассмотреть, проверить и дать оценку всем доводам заявителя, мотивировать свои решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания по которым доводы заявителя отвергаются рассматривающим его обращение органом. Иное явилось бы нарушением названных конституционных прав.

Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К действиям, указанным в части 1 настоящей статьи, в частности, относятся: вселение гражданином - собственником жилого помещения в принадлежащее ему жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи.

Таким образом, статья 53 ЖК РФ и содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В материалах учетного дела по заявлению Сериковой Е.А. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении имеются: уведомление об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и справка ФГУП КК «Краевая техническая инвентаризация» по Усть-Лабинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что ФИО1, ФИО3, ФИО4 и ФИО2 собственниками объектов недвижимости в г.Усть-Лабинске и Усть-Лабинском районе не значатся.

Из копии домовой книги и копии паспорта гражданина РФ следует, что внук Сериковой Е.А. - ФИО1 проживает в принадлежащем Сериковой Е.А. доме с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке председателя квартального комитета, заверенной администрацией Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района, внук Сериковой Е.А. - ФИО1, его супруга ФИО3 с сыном ФИО4 проживают в принадлежащем Сериковой Е.А. доме с 2007 года.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» (в ред. ФЗ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ), действовавшим на момент вселения Сериковой Е.А. в принадлежащий ей жилой дом в 2007 г. своего внука с семьей, было предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в 2007 г. Сериковой Е.А. не вправе была претендовать на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так как не встала на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно, не могла с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, вселить в принадлежащее ей жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, в результате которого она может быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении возникло у Сериковой Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ - после внесения изменений в Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», то есть значительно позже того, как она вселила в жилое помещение в качестве членов своей семьи своего внука, его жену и ребенка.

Таким образом, в материалах учетного дела Сериковой Е.А. отсутствуют какие-либо сведения о том, что действия Сериковой Е.А. - вселение внука ФИО1 с семьей совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что Сериковой Е.А. принадлежит жилой дом, расположенный в ст.Воронежкой по ул.Узкой, №, общей площадью 48,8 кв. м., в том числе жилой площадью 26,9 кв. м.

Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом доме проживают и зарегистрированы: Сериковой Е.А., её внук ФИО1, жена внука ФИО3, правнук ФИО4 и правнучка ФИО2

Таким образом, Сериковой Е.А., хотя и проживает в принадлежащем ей жилом доме, однако обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 9,76 кв. м., что менее учетной нормы, установленной на территории Воронежского сельского поселения Усть-Лабинского района (10,3 кв.м.)

Следовательно, Сериковой Е.А. представлены документы, которые подтверждают её право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, отказ главы муниципального образования Усть-Лабинский район в принятии Сериковой Е.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст.53 ЖК РФ является необоснованным и незаконным.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданке Сериковой Е.А.» является незаконным и необоснованным, нарушает права заявительницы и создает препятствия в осуществлении её прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать заявление Сериковой Е.А. - обоснованным.

Признать незаконным постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданке Сериковой Е.А.»

Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район Краснодарского края в течение месяца со дня получения данного решения суда, вступившего в законную силу, отменить постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении гражданке Сериковой Е.А.» и принять Серикову Е.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», с даты предоставления ею заявления о принятии на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий