РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации «13» мая 2011 года г. Усть-Лабинск Судья Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края Курганский М.Г. при секретаре Сомовой М.А. с участием помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Голота А.В. представителя УФСИН России по Краснодарскому краю Ванюхова А.В. представителя ФКУ КП-12 Рудченко А.Г., Андреевой Я.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФКУ КП № 12 УФСИН России по Краснодарскому краю, УСТАНОВИЛ: В суд поступило заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ в порядке ст. 45 ГПК РФ на бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю и администрации ФКУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю. В заявлении указано, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ КП № 12 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - КП, учреждение), в ходе которой выявлены многочисленные нарушения уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового обеспечения осужденных. Установлено, что администрацией КП не принимаются исчерпывающие меры для обеспечения нормальных условий содержания осужденных. В нарушении ч.1 ст. 99 УИК РФ, жилая площадь составляет 256 кв.м., тогда как исходя из фактического количества осужденных площадь должна составлять 466 кв.м. Таким образом, вместо положенных 2 кв.м. на каждого осужденного в среднем приходится по 1,2 кв.м. Кроме того, учитывая переполненность КП разместить всех осужденных в отрядах не представляется возможным, в связи с чем, ряд осужденных проживают в коридоре 1 этажа здания, часть в комнате воспитательной работы и в подвального помещения. В соответствии со статистическими данными, количество вновь прибиваемых осужденных превышает количество убываемых. Так, за 2 полугодие 2009 года в КП для отбывания наказания прибыло 350 осужденных, убыло 271 (УДО - 37, ИР - 9, по концу срока - 225). В 2010 г. прибыло 694 осужденных, 299 убыло (УДО - 45, ИР - 19, по концу срока - 235). За 3 месяца 2011 г. прибыло 121 осужденный, убыло 72 (УДО - 6, ИР - 10, по сроку - 56). Данный факт свидетельствует о нарушении ст. 3 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 06.11.1950 г., ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 30.03.1998 г. № 54-ФЗ. Учитывая тенденцию к увеличению количества осужденных, необходимо пересмотреть лимит наполняемости в КП, а также принять меры к увеличению жилой площади путем строительства нового общежития, так как разместить всех вновь прибывающих осужденных в соответствии с требованиями закона, а именно не менее 2 кв.м. на одного осужденного, не представляется возможным. 29.06.2009 г., 17.09.2010 г. Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в адрес начальника КП вносились представления об устранении нарушений закона в части материально-бытового обеспечения осужденных, в которых указывалось на превышение лимита наполняемости, а также о не исполнении требований ч. 1 ст.99 УИК РФ в части обеспечения осужденных необходимой жилой площадью 2 кв.м. на одного осужденного. Однако, действенных мер администрацией КП не предпринято. Установлено, что администрацией КП ежегодно направляются запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю на выделение средств для проведения ремонта объектов учреждения. Кроме того, администраций КП направлялись информационные письма о превышении лимита в учреждении, однако запросы об уменьшении количества осужденных либо о выделении денежных средств для расширения жилой площади - не направлялись, соответственно никаких действенных мер не принято. В соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения. Таким образом, бездействие КП заключается в том, что запросы об уменьшении количества осужденных путем их направления в исправительные учреждения других субъектов РФ, увеличении жилой площади в УФСИН России по Краснодарскому краю не направлялись, что привело к увеличению количества осужденных при оставшейся жилой площади. Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для расширения жилой площади осужденным, КП не выделялись, в ФСИН России соответствующие запросы не направлялись. Кроме того, реальных мер для уменьшения количества осужденных на протяжении двух лет не предпринимается. Состав осужденных постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, то есть УФСИН России по Краснодарскому краю нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, в том числе и осужденных. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В судебном заседании помощник прокурора Голота А.В. поддержал заявленные требования и просит суд признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю. Федерального казенного учреждения колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю, не принявших мер по обеспечению осужденных необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного осужденного. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю, Федеральное казенное учреждение колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю принять меры по увеличению жилой площади до 2 кв.м. на одного осужденного, либо принять меры по переводу осужденных в аналогичные исправительные учреждения других субъектов РФ. В судебном заседании представитель УФСИН России по Краснодарскому краю возражает против заявленных требований прокурора и пояснил, что общая площадь земельного участка, переданного в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю, составляет 4161 кв.м. На указанном земельном участке располагаются объекты недвижимости, закрепленные за ФКУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю на праве оперативного управления общей площадью 1724,8 кв.м. Строительство нового общежития на территории ФКУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю невозможно, из-за невозможности соблюдения противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями, предусмотренных ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123--ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Кроме того, согласно топографической съемке под незастроенной территорией расположены городские коммуникации: водопровод, канализация, теплотрасса и газопровод. В целях увеличения жилых помещений колоний-поселений в крае УФСИН России по Краснодарскому краю изготовлены сборные общежития модульного типа с общей жилой площадью 362 кв.м. на 167 жилых мест, с полным набором вспомогательных помещений. Указанные общежития, согласно утвержденному УФСИН России по Краснодарскому краю графику (май-июнь), будут установлены на территории ФКУ КП-10 УФСИН России по Краснодарскому краю (67 мест), участка колонии-поселения ФКУ ИК-14 УФСИН России по Краснодарскому краю (100 мест), куда в дальнейшем будут направлены осужденные, находящиеся в ФКУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю сверх лимита наполняемости. Считает, что указанные меры, принимаемые УФСИН России по Краснодарскому краю по исключению перелимита в ФКУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю не могут квалифицироваться, как бездействие. В целях уменьшения перелимита в колониях-поселениях Краснодарского края, за 4 месяца 2011 года, в соответствии с ч.2 ст.73 УИК РФ, по согласованию с ФСИН России, за пределы Краснодарского края было этапировано 448 человек. Таким образом, ФКУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю принимают все возможные меры, направленные на устранение указанных нарушений по обеспечению осужденных минимальными нормами жилой площади. Просят суд заявление прокурора оставить без удовлетворения. Письменный отзыв на заявление приобщен к материалам гражданского дела. В судебном заседании представители ФКУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю Рудченко А.Г. и Андреева Я.В. требования Краснодарского прокурора о признании незаконными бездействия администрации учреждения считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению. При этом пояснили, что администрация учреждения не имеет возможности по объективным причинам принять меры к увеличению жилой площади для осужденных, путем строительства нового общежития, в виду отсутствия свободных площадей на территории учреждения. Кроме того, В связи с нехваткой жилых площадей, администрацией колонии совместно с УФСИН России по Краснодарскому краю предпринималась меры по размещению на территории колонии вагонов-домов и подключению их к инженерным сетям. По запросу ФКУ КП-12 к главному государственному инспектору по пожарному надзору Усть-Лабинского района о согласовании схем установки вагонов-домов был получен ответ, что в соответствии с требованиями пожарной безопасности в РФ временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 метров. Данное требование не может быть выполнено в связи с тем, что при установке вагонов-домов будут нарушаться требования пожарной безопасности, и будет невозможен проезд пожарной техники. Письмом в адрес УФСИН края был дан ответ о невозможности установки на территории колонии предложенных вагонов-домов. В связи с невозможностью расширения жилой площади для осужденных, путем строительства общежития в запросах о выделении денежных средств на увеличение жилой площади для осужденных, со стороны администрацией учреждения не было необходимости. Прибытие осужденных сверх установленного лимита наполнения ФКУ КП-12 не может контролировать самостоятельно, данная работа ведется совместно с УФСИН России по Краснодарскому краю на основании сведений о движении контингента передаваемых КП-12 ежедневно. Постоянно ведется работа по уменьшению численности осужденных путем предоставления УДО и замены, не отбытой части наказания исправительными работами. Просят суд заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях оставить без удовлетворения. Отзыв на заявление приобщен к материалам гражданского дела. Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав представленные материалы, находит заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФКУ КП № 12 УФСИН России по Краснодарскому краю подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К бездействию органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"). Как следует из представленных материалов, по состоянию на 21.02.2011 г. в ФКУ КП-12 содержится 233 осужденных при лимите 128 осужденных. Норма жилой площади на одного осужденного составляет 2 кв.м., в то время как фактически жилая площадь в ФКУ КП-12 на одного осужденного составляет 1,2 кв.м.. Однако, согласно ч.1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Таким образом, ненадлежащие условия содержания осужденных в колонии-поселения нарушают права данных лиц, гарантированные «Конвенцией о защите прав человека и основных свобод» от 06 ноября 1950 года, ратифицированной Российской Федерацией от 30.03.1998 г. № 54-ФЗ. Со стороны администрации исправительного учреждения в адрес УФСИН России по Краснодарскому краю неоднократно направлялись письма о выделении бюджетных средств на ремонт колонии-поселения. Выделенные денежные средства израсходованы на текущий ремонт здания и сооружений в ФКУ КП-12, о чем имеется справка о предоставлении данных о выделении денежных средств с января 2009 года по февраль 2011 года (л.д. 57-58). Однако, администрацией учреждения не представлено сведений о проведении мероприятий по увеличению жилой площади для размещения осужденных, об увеличении лимита в колонии-поселения. Из письма УФСИН России по Краснодарскому краю следует, что увеличение жилой площади в учреждении для размещения осужденных не представляется возможным, из-за отсутствия в имеющемся здании свободных площадей. Строительство дополнительного здания не возможно (л.д. 66). Однако, меры принимаемые администрацией учреждения ФБУ КП-12 УФСИН России по Краснодарскому краю оказались малоэффективными, а иные меры со стороны администрации учреждения не принимались, в чём и заключается бездействие администрации учреждения. Таким образом, бездействие КП заключается в том, что запросы об уменьшении количества осужденных путем их направления в исправительные учреждения других субъектов РФ, увеличении жилой площади в УФСИН России по Краснодарскому краю не направлялись, что привело к увеличению количества осужденных при оставшейся жилой площади. Бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю заключается в том, что денежные средства для расширения жилой площади осужденным, КП не выделялись, в ФСИН России соответствующие запросы не направлялись. Кроме того, реальных мер для уменьшения количества осужденных на протяжении двух лет не предпринимается. Состав осужденных постоянно меняется, что не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, то есть УФСИН России по Краснодарскому краю нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, в том числе и осужденных. Руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и администрации ФКУ КП № 12 УФСИН России по Краснодарскому краю удовлетворить. Признать незаконным бездействие Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю. Федерального казенного учреждения колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю, не принявших мер по обеспечению осужденных необходимой жилой площадью в расчете 2 кв.м. на одного осужденного. Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю, Федеральное казенное учреждение колония-поселение № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Краснодарскому краю принять меры по увеличению жилой площади до 2 кв.м. на одного осужденного, либо принять меры по переводу осужденных в аналогичные исправительные учреждения других субъектов РФ. Копию решения суда в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в УФСИН по Краснодарскому краю и ФБУ КП-12 УФСИН по Краснодарскому краю для устранения допущенных нарушений закона. Об исполнении данного решения должно быть сообщено в суд. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение десяти дней. Судья: подпись СОГЛАСОВАНО Председатель Усть-Лабинского районного суда М.Г. Курганский