Дело №2-889/2011г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Усть-Лабинск «17» августа 2011 г. Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе: Судьи Анохина А.А. При секретаре Кушнеровой Т.Ю. С участием: Представителя истца - ст. помощника прокурора Усть-Лабинского района Васильевой М.С., Представителя ответчика администрации МО «Усть-Лабинский район» - Горового Д.В. по доверенности № от 27.01.2011г. Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Усть-Лабинского района в интересах Петрищевой Ю.Н. к администрации МО «Усть-Лабинский район» об обязывании предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Лабинского района обратился в Усть-Лабинский районный суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах гр. Петрищевой Ю.Н. к администрации МО «Усть-Лабинский район» об обязывании предоставить ей жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой Усть-Лабинского района проверкой доводов обращения Петрищевой Ю.Н. по вопросу о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установлено, что Петрищева Ю.Н. в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к указанной категории. Согласно подп.2 п.1 ст. 8 ФЗ РФ №159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные ФЗ РФ №159 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 26.12.2006 г. № Петрищева Ю.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. В июне 2006 г. Петрищева Ю.Н., после окончания ГОУ начального профессионального училища №22 ст. Ясенской Ейского района прибыла в Усть-Лабинский район. В настоящее время Петрищева Ю.Н. со своим несовершеннолетним сыном Петрищевым Д.Р., 22.01.2008 г.рождения проживает на съемной квартире по адресу: г.Усть-Лабинск, <адрес>. Петрищева Ю.Н. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в тяжелом материальном положении, социально не защищена, что затрудняет ее самостоятельное обращение в суд. В судебном заседании представитель истца - ст. помощник прокурора Усть-Лабинского района Васильева М.С. просила удовлетворить исковое заявление в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против удовлетворения искового заявления прокурора Усть-Лабинского района. При этом представил суду письменный отзыв № от 17.08.2011 г., согласно которому Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях. В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности. на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам. В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 30 июня 2009 года N~ 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным выше, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Пунктом 1.3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 г. N 653 "Об утверждении Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма" предусмотрено, что функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" установлено, что органами местного самоуправления отдельные государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края от 30 июня 2009 года N~ 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся- без попечения родителей, в Краснодарском крае», путем приобретения (строительства) жилья, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Указанные субвенции предоставляются органам местного самоуправления в рамках реализации подпрограммы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, утвержденной Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1654-КЗ "Об утверждении краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 годы". Таким образом, вопрос об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае и порядок его осуществления установлен законодательством Краснодарского края. Следовательно, обеспечение гражданки Петрищевой Ю.Н. будет произведено в полном соответствии с указанным законодательством в рамках реализации подпрограммы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы. Письменный отзыв представителя ответчика № от 17.08.2011 г. приобщен к материалам дела. Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено в судебном заседании в прокуратуру Усть-Лабинского района обратилась гр. Петрищева Ю.Н. с письменным заявлением, в котором просит помочь ей и ее малолетнему ребенку по вопросу о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 5-6). Решением Усть-Лабинского районного суда ее мать Петрищева Н.Н. в 1989 г. была лишена родительских прав (л.д. 13), и Петрищева Ю.Н. с 2 лет проживала в детском доме. Постановлением главы МО «Усть-Лабинский район» № от 26.12.2006 г. Петрищева Ю.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения (л.д. 23). Петрищева Ю.Н. в 2011 г. обращалась в администрацию МО «Усть-Лабинский район» с вопросом о предоставлении жилья, и на ее обращение был получен письменный ответ № от 10.02.2011 г., согласно которому обеспечение ее жилым помещением будет осуществляться в порядке очередности (л.д. 20-21). Согласно п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Срок предоставления жилья по дoгoвopy социального найма определен указанными выше юридическими фактами: окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах, возвращение из «мест лишения свободы». При этом согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», БВС РФ, 2008г., №10, Определений Верховного Суда РФ от 26.12.2007 г. №46-Г07-33, от 30.09.2008 г. №85-В08-3 реализация прав на внеочередное предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список внеочередников. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья, поскольку все эти доводы не основаны на законе. То обстоятельство, что органами государственной власти и местного самоуправления формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье лицам, имеющим право на его получение вне очереди должно предоставляться в порядке очереди по такому списку. В соответствии с п.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями (п.6 ст.5 КЗ-№1748). Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. № утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Пунктом 1.3 указанного Порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению указанной категории граждан жилых помещений, осуществляют органы местного самоуправления в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в частности, и по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. В соответствии со ст.2 КЗ-№805 финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Таким образом, исковые требования прокурора Усть-Лабинского района нашли свое подтверждение в судебном заседании. При таких обстоятельствах суд считает возможным удовлетворить иск прокурора Усть-Лабинского района. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Усть-Лабинского района в интересах Петрищевой Ю.Н. к администрации МО «Усть-Лабинский район» об обязывании предоставить жилое помещение удовлетворить. Обязать администрацию МО «Усть-Лабинский район» Краснодарского края предоставить Петрищевой Ю.Н. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к г. Усть-Лабинску, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Копию решения направить Петрищевой Ю.Н. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский райсуд в течение 10 дней. Копия верна: Председательствующий А.А. Анохин