дело № 2-1165-11 г. г.Усть-Лабинск 19 сентября 2011 года Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Слесаренко А.Д., с участием представителя заявителя Парфенова Д.В. по доверенности Мельниковой Е.В., представителя заинтересованного лица - администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Терещенко Е.А., при секретаре Глебовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Парфенова Д.В. об оспаривании действий органа местного самоуправления по отказу в приобретении в собственность земельного участка, Парфенов Д.В. обратился в районный суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления по отказу в приобретении в собственность земельного участка. В обоснование заявления указал, что постановлением администрации муниципального образования Усгь-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданину Парфенову Д.В. земельного участка в ст. Ладожской, ул. Мира, №, для ведения личного подсобного хозяйства» ему в аренду сроком на пять лет предоставлен сформированный земельный участок с кадастровым номером № площадью 3125 кв.м. находящийся по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст. Ладожская, ул. Мира, №, для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ между ним и администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности №. Договор зарегистрирован в управлении федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.4.1.4. данного договора аренды земельного участка и ч. 2 ч. 4 Федеральною закона РФ от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предоставляющими ему право использовать земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилых домов, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, в 2010 году им построен и введен в эксплуатацию хозблок площадью 35.6 кв.м. расположенный на указанном земельном участке. Данный объект недвижимости принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, а затем ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации муниципального образования Усть-Лабинский район им направлено заявление о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 3125 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ исх. № и ДД.ММ.ГГГГ исх. № за подписью начальника управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район им получен отказ в приватизации земельного участка, мотивированный необходимостью предоставления сведений о площади части земельного участка, необходимой для использования хозблока, расположенного на испрашиваемом земельном участке. Кроме того, его требование о направлении ему проекта договора купли-продажи земельного участка в порядке статей 35, 36 Земельного кодекса РФ оставлено без рассмотрения, что расценивается им как уклонение администрации от заключения договора купли-продажи земельного участка. Считает отказ по основаниям, изложенным в письмах от ДД.ММ.ГГГГ исх. № и от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, является незаконным и противоречащим действующему законодательству по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами. В целях приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления с заявлением и приложением документов согласно перечню, установленному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Истребование органами местного самоуправления от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, положениями Земельного кодекса РФ не допускается. Считает, что своим отказом администрация нарушает его исключительное право собственника объекта недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, занятого объектом и необходимого для его использования, поскольку статьей 36 Земельною кодекса РФ предусмотрено исключительное право собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию земельных участков. В связи с этим просит признать незаконным отказ органа местного самоуправления администрации муниципального образования Усть-Лабинский район ему в приобретении в собственность земельного участка, выраженный в письмах от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, и обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район осуществить подготовку проекта договора купли-продажи данного земельного участка и направить его в двухнедельный срок ему для подписания. В судебном заседании представитель заявителя Парфенова Д.В. Мельникова Е.В. уменьшила требования, изложенные в заявлении об оспаривании действий органа местного самоуправления, и отказалась от требования обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район осуществить подготовку проекта договора купли-продажи данного земельного участка и направить его в двухнедельный срок ему для подписания. В остальном поддержала доводы, изложенные в заявлении. Представитель администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Терещенко Е.А. в судебном заседании указала, что заявление Парфенова Д.В. не подлежит удовлетворению по основаниям, изложенным ею в представленных суду письменных возражениях, в которых указано на то, что предъявленное Парфенову Д.В. требование о предоставлении документов, подтверждающих то, что для эксплуатации принадлежащего ему хозблока площадью 35,6 кв.м. необходим земельный участок площадью 3125 кв.м., основано на положениях ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и п.п.19 ст.1 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 г. № 1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края». Кроме того, в нарушение п.6 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. № 370 Парфеновым Д.В. к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок не приложен выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости. Поэтому правовые основания для предоставления земельного участка в собственность отсутствовали. Представитель заявителя Парфенова Д.В. Мельникова Е.В. на возражения представителя заинтересованного лица пояснила, что действительно к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок, направленному ДД.ММ.ГГГГ, Парфеновым не был приложен выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости. Однако этот документ в настоящее время находится в стадии изготовления и при новом обращении в администрацию района он будет приложен Парфеновым к заявлению. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление Парфенова Д.В. подлежит удовлетворению. В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации муниципального образования Усгь-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении гражданину Парфенову Д.В. земельного участка в ст. Ладожской, ул. Мира, №, для ведения личного подсобного хозяйства» Парфенову Д.В. в аренду сроком на пять лет предоставлен сформированный земельный участок с кадастровым номером № площадью 3125 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ между Парфеновым Д.В. и администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности №. Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В 2010 году на указанном земельном участке Парфеновым Д.В. построен и введен в эксплуатацию хозблок площадью 35,6 кв.м. Данный объект недвижимости принадлежит Парфенову Д.В. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Парфеновым Д.В. направлено заявление о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером № площадью 3125 кв.м. При этом к заявлению приложены необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ начальником управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в адрес Парфенова Д.В. направлено уведомление о приостановлении муниципальной услуги, в котором указано на то, что рассмотрение заявления приостановлено на один месяц, в течение которого Парфенову предложено представить сведения о площади земельного участка, необходимой для эксплуатации хозблока. ДД.ММ.ГГГГ Парфеновым Д.В. в адрес главы муниципального образования Усть-Лабинский район направлено обращение, в котором указано на незаконность выдвинутого ему требования о приложении к заявлению документов, не предусмотренных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Начальником управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на заявления Парфенова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ направлены письма ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) и ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), в которых Парфенову Д.В. отказано в приобретении в собственность земельного участка. В обоснование отказа указано на то, что Парфеновым Д.В. не предоставлено сведений и доказательств того, что для эксплуатации хозблока площадью 35,6 кв.м. необходим земельный участок площадью 3125 кв.м. В соответствии с ч.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу ч.6 ст.36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Решением Совета муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ № протокол № утверждено Положение об Управлении по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район. В соответствии с указанным Положением Управление по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район осуществляет от имени муниципального образования Усть-Лабинский район в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования Усть-Лабинский район, осуществляет в установленном законодательством порядке полномочия по управлению и распоряжению землями и земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, в случаях передачи таких полномочий, заключает договоры, предметом которых является передача земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование. Начальник Управления руководит его деятельностью и без доверенности осуществляет от имени управления все юридические действия. Таким образом, решение об отказе Парфенову Д.В. в приобретении в собственность земельного участка принято органом, уполномоченным на принятие такого решения. В тоже время, согласно абз. 2 части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Административным регламентом администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков под объектами недвижимости в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование на территории Усть-Лабинского района, утвержденным постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрен аналогичный перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. (п.2.6) В силу абз. 3 части 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Изложенный в письмах начальника Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) и от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) отказ Парфенову Д.В. в приобретении в собственность земельного участка, со ссылкой на то, что им не представлено документов, подтверждающих то, что для эксплуатации хозблока площадью 35,6 кв.м. необходим земельный участок площадью 3125 кв.м., противоречит требованиям закона, поскольку такие документы не предусмотрены Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и Административным регламентом администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков под объектами недвижимости в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование на территории Усть-Лабинского района в качестве документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок. Таким образом, решение об отказе Парфенову Д.В. в приобретении в собственность земельного участка по основаниям, указанным в письмах начальника Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) и от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), по своему содержанию не соответствуют требованиям закона. Доводы представителя администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о том, что предъявленное Парфенову Д.В. требование о предоставлении документов, подтверждающих то, что для эксплуатации принадлежащего ему хозблока площадью 35,6 кв.м. необходим земельный участок площадью 3125 кв.м., основано на положениях ст.4 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и п.п.19 ст.1 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 г. № 1540-КЗ «Градостроительный кодекс Краснодарского края», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку указанными правовыми нормами не предусмотрены ни обязанность заявителя при подаче заявления о приобретении прав на земельный участок предоставлять указанные документы, ни право органа местного самоуправления требовать предоставления таких документов. Также не могут быть судом приняты во внимание доводы представителя администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о правомерности отказа Парфенову Д.В. в приватизации земельного участка в связи с тем, что к заявлению о приобретении права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ Парфеновым Д.В. не был приложен выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, поскольку данное обстоятельство не указывалось в письмах начальника Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) и от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в качестве основания для отказа Парфенову Д.В. в приобретении в собственность земельного участка. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе заявителю в приобретении в собственность земельного участка является незаконным и необоснованным, нарушает права заявителя и создает препятствия в осуществлении его прав. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего государственного органа власти, органа местного самоуправления, должностного лица, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с этим суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район рассмотреть заявление Парфенова Д.В. о приобретении в собственность земельного участка в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд Заявление Парфенова Д.В. об оспаривании действий органа местного самоуправления по отказу в приобретении в собственность земельного участка - удовлетворить. Признать отказ органа местного самоуправления Парфенову Д.В. в приобретении в собственность земельного участка площадью 3125 кв.м. с кадастровым номером № по основаниям, указанным в письмах начальника Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) и от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), - незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район рассмотреть заявление Парфенова Д.В. о приобретении в собственность земельного участка площадью 3125 кв.м. с кадастровым номером № в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий