решение по заявлению прокурора Усть-Лабинского района в интересах вдовы ветерана ВОВ Гончаровой К.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления



                                                                                                               К делу №2-1128/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           г.Усть-Лабинск                                                                           «09» сентября 2011 г.

           Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

Судьи                                     Анохина А.А.

При секретаре                       Кушнеровой Т.Ю.

С участием:

Представителя заявителя помощника прокурора Усть-Лабинского района Вакаловой Е.В.

Представителя органа местного самоуправления Ченчика Л.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

           Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Усть-Лабинского района в интересах вдовы ветерана ВОВ Гончаровой К.А. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

           Прокурор Усть-Лабинского района обратился в Усть-Лабинский районный суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ в интересах вдовы ветерана ВОВ Гончаровой К.А. об оспаривании действий главы МО «Усть-Лабинский район» об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязывании администрации МО «Усть-Лабинский район» отменить постановление Главы МО «Усть-Лабинский район» от ДД.ММ.ГГГГ и поставить Гончарову К.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г.

ДД.ММ.ГГГГ Гончарова К.А. обратилась в администрацию МО «Усть-Лабинский район» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании вышеуказанного закона с учетом изменений, внесенных Федеральным законом РФ №327-ФЗ от 21.12.2009 г. и предоставила все необходимые документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением Главы МО «Усть-Лабинский район» от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что ею намерено ухудшены жилищные условия путем вселения в качестве членов семьи дочери Верещака Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ и внучки Верещака Е.А с ДД.ММ.ГГГГ

Посчитав данное постановление незаконным, противоречащим действующему законодательству и подлежащим отмене, Гончарова К.А. обратилась с жалобой в прокуратуру Усть-Лабинского района.

В ходе проверки учетного дела Гончаровой К.А. установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Гончарова К.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Усть-Лабинск, <адрес>, общей площадью 26,5 кв.м.

В Усть-Лабинском городском поселении учетная норма обеспеченности общей площадью помещения составляет 10 кв.м., таким образом обеспеченность общей площадью помещения на одного человека по месту регистрации заявителя менее учетной нормы и составляет 8,8 кв.м.

Как следует из материалов учетного дела и жалобы Гончаровой К.А., дочь Верещака Е.И. и внучка Верещака Е.А. проживали фактически с ней с 2005 г. Дочь Верещака Е.И. зарегистрирована по вышеуказанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, внучка Верещака Е.А. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением 14-летнего возраста, а право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории членов семьи ветерана ВОВ у Гончаровой К.А. возникло с момент внесения изменений в Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.», утв. Указом Президента РФ от 09.01.2010 г. №30.

Кроме того, Гончарова К.А. проживает в одноэтажном турлучном доме, 1948 г. постройки, в квартире отсутствует горячая вода, ванная комната и туалет. Следовательно, действия Гончаровой к.А. не могут расцениваться как намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, Постановлением Главы МО «Усть-Лабинский район» от ДД.ММ.ГГГГ нарушены конституционные права Гончаровой К.А. по предоставлению ей жилья.            

В судебном заседании представитель прокуратуры Усть-Лабинского района поддержала заявление, просила удовлетворить его в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. При этом уточнила заявление и отказалась от п. 2 заявленных требований - «об обязывании администрации МО «Усть-Лабинский район» отменить постановление Главы МО «Усть-Лабинский район» от ДД.ММ.ГГГГ».

Представитель администрации МО «Усть-Лабинский район» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления прокурора Усть-Лабинского района в интересах Гончаровой К.А. по основаниям, приведенным им в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе рассмотрения представленных гражданкой Гончаровой К.А. документов было установлено, что она является собственником квартиры <адрес> в г. Усть-Лабинске, общей площадью 26,5 кв.м. Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения, в указанной квартире кроме собственника зарегистрированы и проживают: дочь Верещака Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ и внучка Верещака Е.А с ДД.ММ.ГГГГ

Пунктом 4 ч. 2 ст. 9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения в принадлежащее ему (занимаемое им) жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, определено как намеренное ухудшение жилищных условий, при которых в соответствии со ст. 53 ЖК РФ Гончарова К.А. может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В связи с этим отказ главы МО «Усть-Лабинский район» в принятии Гончаровой К.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является правомерным и суд в удовлетворении требований прокурора Усть-Лабинского района в интересах Гончаровой К.А. о признании действий главы МО «Усть-Лабинский район» незаконными должен отказать.

Письменный отзыв от ДД.ММ.ГГГГ представителя администрации МО «Усть-Лабинский район» приобщен к материалам дела.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 г. № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся ветераны и приравненные к ним лица: категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствие с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Постановлением главы администрации Краснодарского краяот 18.09.2006 г. № 808 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» утвержден Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам, инвалидам: и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условии, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно данному порядку к заявлению о предоставлении социальной выплаты прилагаются следующие документы: копия паспорта и свидетельства о рождении; копия удостоверения участника ВОВ; копия свидетельства обязательного пенсионного страхования; выписка из лицевого счета жилого помещения; копия правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение; копия технического паспорта; копия свидетельства о государственной регистрации права (при наличии); справки из органа технического учета жилищного фонда и органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с
ним о наличии или отсутствии в собственности заявителя жилого помещения.

По итогам рассмотрения данных документов уполномоченным органом по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляется письменное заключение о наличии (отсутствии) оснований для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Далее принимается постановление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, либо направляется письменный обоснованный отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании статей 51 и 53 Жилищного кодекса РФ, закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Гончарова К.А., являющаяся вдовой ветерана-участника ВОВ и имеющая права и льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г. (л.д. 11), ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «Усть-Лабинский район» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании вышеуказанного закона «О ветеранах», предоставив документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ глава МО «Усть-Лабинский район» отказал Гончаровой К.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании Федерального закона РФ №5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», ссылаясь на то, что был установлен факт намеренного ухудшения собственником жилого помещения своих жилищных условий.

Принятое главой органа местного самоуправления решение об отказе в постановке Гончаровой К.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по мнению суда является незаконным, а доводы отказа необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В своем постановлении глава МО «Усть-Лабинский район» обосновывает законность отказа в удовлетворении заявления Гончаровой К.А. положениями ст. 53 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, то есть статья 53 ЖК РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Следовательно, администрация МО «Усть-Лабинский район» обязана была представить доказательства того, что действия Гончаровой К.А. - регистрация в принадлежащем ей жилом доме своей дочки Верещака Е.И. и внучки Верещака Е.А., совершены с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ФЗ РФ «О ветеранах».

Однако таких доказательств администрация МО «Усть-Лабинский район» не представила.

Как следует из удостоверения серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11) Гончарова К.А. является вдовой ветерана-участника ВОВ и имеет права и льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 г.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 21 ФЗ РФ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №199-ФЗ), действовавшей на момент регистрации дочери Гончаровой К.А. - Верещака Е.И. в ее жилом доме было предусмотрено, что нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в 2008 г. Гончарова К.А. не вправе была претендовать на обеспечение ее жильем за счет средств федерального бюджета, так как не встала на учет до 1 января 2005 г.

Затем Указом Президента РФ №30 от 09.01.2010 г. были внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", исключив из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.".

Таким образом, новое законодательство улучшает положение вдовы ветерана-участника ВОВ Гончаровой К.А., и не содержит каких-либо запретов или ограничений на ее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Внучка Гончаровой К.А. - Верещака Е.А. ДД.ММ.ГГГГ в связи с достижением ею 14-летнего возраста была зарегистрирована в жилом доме Гончаровой К.А., где проживали и были зарегистрированы ее мать и бабушка и где она сама проживала с 2005 г. Следовательно, доводы администрации МО «Усть-Лабинский район» о том, что Гончарова К.А., зарегистрировав в принадлежащем ей жилом доме свою дочку и внучку, тем самым намеренно ухудшила свое жилищное положение, являются необоснованными.

При таких обстоятельствах заявление прокурора Усть-Лабинского района о нарушении прав Гончаровой К.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

           Заявление прокурора Усть-Лабинского района в интересах вдовы ветерана ВОВ Гончаровой К.А. удовлетворить.

Признать Постановление от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования «Усть-Лабинский район» об отказе в принятии Гончаровой К.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ РФ №5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах», незаконным.

Обязать администрацию МО «Усть-Лабинский район» Краснодарского края принять Гончарову К.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей умерших (погибших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ РФ №5 от 12.01.1995 г. «О ветеранах».

Копию решения суда в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направить главе администрации МО «Усть-Лабинский район» Вороновскому А.В. для устранения допущенного нарушения закона.

Об исполнении решения суда должно быть сообщено в Усть-Лабинский районный суд и гр-ке Гончаровой К.А. не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

           Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский райсуд в течение 10 дней.

           Копия верна:

Председательствующий                                                                   А.А. Анохин.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200