дело № 2-1105-11 г. г.Усть-Лабинск 11 октября 2011 года Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Слесаренко А.Д., с участием старшего помощника прокурора Усть-Лабинского района Степановой Р.Е., представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 23 Юхненко С.Н., представителя ответчика администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Кочуковой Н.А., при секретаре Глебовой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Лабинского района к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 23 и администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о возложении обязанности устранить нарушения закона, Прокурор Усть-Лабинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 23 и администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о возложении обязанности устранить нарушения закона, правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил. В обоснование иска указано, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района, в МБОУ СОШ № 23 установлены нарушения Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: - частично разрушено твердое покрытие перед входом в основное здание школы; нет пешеходной дорожки к площадке под мусоросборник (п.2.2.10); - нет около 30 % батарей отопления в спортивном зале, одной в холле (п.2.5.1); - не отвечает требованиям искусственная освещенность учебных помещений, не функционирует 1/2 светильников в холле, в нарушение требований выполнено освещение в спортивном зале (два диаметрально расположенных уличных фонаря) (п.2.6.2); - раздевалка для мальчиков при спортивном зале оборудована в коридоре (п.2.3.17); - в кабинете физики, начальных классах отсутствует водоснабжение, канализация (п.2.7.5); Также имеются нарушения СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: - на пищеблоке нарушается поточность технологических процессов т.к. отсутствует загрузочная (занос продуктов осуществляется через обеденный зал и мясо-рыбный цех) (п.2.5 СанПиН 2.4.5.2409-08 и п.5.6 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»); - в обеденном зале вместо стульев используют самодельные лавки (п.4.4). Также в МБОУ СОШ № 23 выявлены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, а именно: - отсутствует наружное и внутреннее противопожарное водоснабжение (п.3 и СНиП 21-01-97* п.2.11); - не предусмотрен уклон наружной лестницы на путях эвакуации не более 1:1, ширина проступи не менее 25 см. и высота ступени не более 22 см. (п.3 и СНиП 21.01.97* п.6.30); - не предусмотрена ширина второго эвакуационного выхода не менее 0,8 метра (в начальной школе) (п.3 СНиП 21.01.97* п.6.16); - лаз на чердак не выполнен размерами 0,6х 0,8 м 2-го типа (п.3 и СНиП 21-01-97* п.8.4); - допускается открывание двери запасного выхода из основного здания школы не походу эвакуации (п.52); - допускается размещение горючих материалов на путях эвакуации (потолок коридора в начальной школе) (п.53); - деревянные конструкции чердачного помещения основной и начальной школы не обработаны огнезащитным составом (п.36); - отсутствуют устройства для самозакрывания и уплотнение в притворах двери отделяющей коридор от лестничной клетки на втором этаже в основной школе (п.3, п.51 СНиП 21-01-97* п.6.18). - не установлены двери предусмотренные проектом отделяющие коридор от лестничной клетки в начальной школе на втором этаже (п.51). - допускается размещение электрощитовой под лестничной клеткой в основной школе (п.40); В ходе рассмотрения дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора Усть-Лабинского района к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 23 и администрации муниципального образования Усть-Лабинский район в части возложения на ответчиков обязанности устранить нарушения закона, правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил в здании начальной школы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 23 выделены в отдельное производство. В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Лабинского района Степанова Р.Е. поддержала исковые требования о возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения закона, правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил в здании основной школы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 23 в полном объеме. Представитель ответчика МБОУ СОШ № 23 директор школы Юхненко С.Н. в судебном заседании иск признал частично и пояснил, что выявленные нарушения имели место. Однако устранить нарушения, требующие значительных финансовых затрат, в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования на эти нужды из районного бюджета. Представитель ответчика администрации муниципального образования Усть-Лабинский район Кочукова Н.А. в судебном заседании иск признала в части возложения на ответчиков обязанности по устранению нарушений санитарных норм и правил. Однако возражала в удовлетворении иска в части возложения на администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район разработать и представить в Совет муниципального образования Усть-Лабинский район проект решения о включении в ведомственную структуру расходов бюджета в разделе «управление образованием» сумму денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку здание МБОУ СОШ № 23 построено в 1968 году, а исходя из разъяснений, содержащихся в письме МЧС России от 02.06.2011 года № 19-3-1-2086, Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03) и СНиП 21-01-97* в данном случае не могут применяться, поскольку требования данных нормативных документов на здания, введенные в эксплуатацию до их принятия, не распространяются. Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению частично. В соответствии с подп. 3, 4 п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее Закон РФ-№ 3266-1), образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников (п. 1 ст. 51 Закона РФ-№ 3266-1). Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Из материалов дела следует, что в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средняя общеобразовательная школа № 23 выявлены нарушения норм указанных законов, СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313. Суд приходит к выводу о том, что при имеющихся нарушениях правил пожарной безопасности и санитарных норм и правил создается угроза для жизни и здоровья лиц, обучающихся, посещающих образовательное учреждение и работающих в нем. В тоже время, рассматривая исковые требования прокурора в части возложения на МБОУ СОШ № 23 обязанности предусмотреть уклон наружной лестницы на путях эвакуации не более 1:1, ширина проступи не менее 25 см. и высота ступени не более 22 см. и обязанности выполнить лаз на чердак размерами 0,6х 0,8 м., суд приходит к следующим выводам. МЧС России письмом от 02.06.2011 года № 19-3-1-2086 «О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП» разъяснило должностным лицам Государственного пожарного надзора о рамках их компетенции при осуществлении проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан. Согласно данным разъяснениям при рассмотрении нарушений строительных норм и правил (СНиП), непосредственно связанных с требованиями пожарной безопасности, следует учитывать, что на здания, строения, сооружения, запроектированные и построенные по действовавшим ранее нормам, требования новых нормативных документов не распространяются. Вместе с тем, строительные нормы и правила, в части требований пожарной безопасности, изданные до 1996 года и в которые не вносились изменения в более поздние сроки, обязательны к исполнению на объектах, построенных до указанного времени. Из материалов дела следует, что в МБОУ СОШ № 23 выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренные ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97*. Вместе с тем, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) введены в действие с 30 июня 2003 года приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, а «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений» приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7. Согласно техническому паспорту на здание МБОУ СОШ № 23, расположенное в х. Братский, ул. Ленина, №, построено в 1968 году. Исходя из вышеуказанного письма МЧС России ни ППБ 01-03, ни СНиП 21-01-97* в данном случае не могут применяться, поскольку требования данных нормативных документов на здания, введенные в эксплуатацию до их принятия, не распространяются. В связи с этим суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований о возложении на МБОУ СОШ № 23 обязанности предусмотреть уклон наружной лестницы на путях эвакуации не более 1:1, ширина проступи не менее 25 см. и высота ступени не более 22 см. и обязанности выполнить лаз на чердак размерами 0,6х 0,8 м., а также о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район разработать и представить в Совет муниципального образования Усть-Лабинский район проект решения о включении в ведомственную структуру расходов бюджета в разделе «управление образованием» сумму денежных средств, необходимых для устранения данных нарушений законодательства о пожарной безопасности. В остальной части исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества. Судом установлено, что органами местного самоуправления муниципального образования Усть-Лабинский район не осуществляется надлежащее содержание здания, в котором расположено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23. Согласно п.1 ст.34 Устава муниципального образования Усть-Лабинский район администрация муниципального образования Усть-Лабинский район разрабатывает проект местного бюджета, исполняет местный бюджет, составляет отчет о его исполнении. В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, наряду с другими способами, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Исковые требования прокурора Усть-Лабинского района - удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий по устранению нарушений санитарных норм и правил и правил пожарной безопасности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 23 муниципального образования Усть-Лабинский район. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 23 муниципального образования Усть-Лабинский район обеспечить изготовление проектно-сметной документации в целях выделения из местного бюджета денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и о пожарной безопасности. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 23 муниципального образования Усть-Лабинский район устранить нарушения санитарных норм и правил, а именно: 1. В учебных помещениях, холле, спортзале обеспечить нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к искусственному освещению, установленными СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий». 2. Покрыть асфальтом территорию перед входом в основное здание школы, а также дорожку к площадке для мусоросборников. 3. Предусмотреть полное отопление спортивного зала и холла. 4. Оборудовать раздевальную для мальчиков при спортивном зале. 5. Обеспечить кабинет физики холодным и горячим водоснабжением. 6. На пищеблоке исключить встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, оборудовав загрузочную. 7. Обеденные залы оборудовать столовой мебелью (стульями, табуретами). Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 23 муниципального образования Усть-Лабинский район устранить нарушения правил пожарной безопасности, а именно: 1. Установить наружное и внутреннее противопожарное водоснабжение. 2. Предусмотреть открывание двери запасного выхода из основного здания школы по ходу эвакуации. 3. Обработать огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения здания основной школы. 4. Оборудовать дверь отделяющую коридор от лестничной клетки на втором этаже в основной школе устройством для самозакрывания и уплотнением в притворах. 5. Не размещать электрощитовую под лестничной клеткой в основной школе. Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район разработать и представить в Совет муниципального образования Усть-Лабинский район проект решения о включении в ведомственную структуру расходов бюджета в разделе «управление образованием» сумму денежных средств, необходимых для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и пожарной безопасности, согласно проектно-сметной документации, изготовленной по заказу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 23 муниципального образования Усть-Лабинский район. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий
эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-
эпидемиологическое благополучие населения, в частности, обеспечивается
посредством выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.