дело № 2-1251/2011 г. г. Усть-Лабинск «06» октября 2011 года Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Анохина А.А., с участием заместителя прокурора Усть-Лабинского района Кисилева Е.В., представителя лица, в интересах кого подано заявление прокурора по доверенности № от 01.0.2011 г. Соломко В.В., представителя администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Горового Д.В., при секретаре Кушнеровой Т.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Усть-Лабинского района в интересах Лагода ФИО9 об оспаривании действий (бездействий) администрации МО «Усть-Лабинский район», Прокурор Усть-Лабинского района в интересах Лагода А.А. обратился в Усть-Лабинский районный суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании отказа главы муниципального образования Усть-Лабинский район Лагода ФИО10 о включении последнего в списки получателей государственных жилищных сертификатов на 2012 г., в рамках постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.» незаконным, ссылаясь на то, что в прокуратуру Усть-Лабинского района с заявлением обратился инвалид 2 группы Лагода ФИО11 о незаконном отказе главы муниципального образования Усть-Лабинский район о включении заявителя в списки граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год. В ходе проверки установлено, что Лагода А.Л. 30.06.2011 г. обратился с заявлением в адрес главы муниципального образования Усть-Лабинский район о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050. В соответствии с абз. 3 пп. Г п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 (далее Правила), Лагода А.Л. относится к категории граждан, уволенных со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. 25.07.2011 г. за № заявителю направлено письмо главы муниципального образования Усть-Лабинский район, в котором указано, что в связи с тем, что постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 28.11.2007 г. № «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях», в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса, Лагода А.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в настоящий момент не состоит в администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, включение его в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2012 г. не представляется возможным. В соответствии с п.22 Правил основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте п. 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в п. 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета. Однако в вышеуказанном письме главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 25.07.2011 г. № обоснование об отказе в признании Лагода Л.Л. участником подпрограммы, ссылка на вышеуказанное законодательство отсутствует. Кроме того, согласно п. 21 Правил органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Таким образом, решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы должно оформляться постановлением администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, а не письмом, как в вышеуказанном случае. Кроме того, постановление главы муниципальною образования Усть-Лабинский район от 28.11.2007 г. № «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях», на котором основывался отказ Лагода А.А. о включении в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств но обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2012 год отменено решением Усть-Лабинского районного суда от 22.06.2011 г, вступившим в законную силу 02.08.2011 г. В судебном заседании прокурор просил удовлетворить заявление по основаниям, указанным в заявлении. В судебном заседании представитель лица (Лагода А.А.), в интересах которого подано заявление прокурора - Соломко В.В. просил удовлетворить заявление прокурора по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того, он пояснил, что администрация муниципального образования Усть-Лабинский район совершила ряд незаконных действий в отношении Лагода А.А. Вины Лагода А.А. в том, что он поздно узнал о том, что снят с учета нет. Незаконные действия администрации муниципального образования Усть-Лабинский район помешали Лагода А.А. в срок до 01.07.2011 г. сдать документы. Представитель администрации МО «Усть-Лабинский район» в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления прокурора Усть-Лабинского района в интересах Лагода А.А. по основаниям, приведенным им в письменном отзыве № от 06.10.2011 г., где он указал, что согласно Правилам утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 в редакции по состоянию на 30 июня 2011 г. правом участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п. 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание. Пп. «г» указанных правил говорил, что обеспечению за счет средств федерального бюджета подлежат граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. В связи с тем, что постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 28 ноября 2007 года № «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях», в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, Лагода А.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, и не состоял в администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лица, включение его в списки получателей государственных жилищных сертификатов на 2012 год не представлялось возможным. Кроме того в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2011 г. № 561 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153" пп. «г» согласно которому граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г. подлежали обеспечению за счет средств федерального бюджета в рамках Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 исключен. Письменный отзыв № от 06.10.2011 г. представителя администрации МО «Усть-Лабинский район» приобщен к материалам дела. Выслушав прокурора, представителя лица, в интересах кого подано заявление, представителя администрации МО «Усть-Лабинский район», изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».(далее Правила) В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г.: - граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. На основании постановления главы Усть-Лабинского района от 08.04.2004 г. № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Лагода А.А. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 30.03.2004 г. Согласно приказу начальника Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю № от 04.11.2003 г. старший лейтенант внутренней службы Лагода А.А., начальник отряда отдела по воспитательной работе с осужденными федерального государственного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 1», уволен 04.11.2003 г. по ст.58 п. «з» (по ограниченному состоянию здоровья) и выслуга лет на день увольнения составляет в календарном исчислении 11 лет 3 месяца. В силу п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление об участии в подпрограмме с приложением необходимых для этого документов. В соответствии с указанными требованиями Правил Лагода А.А. считая, что имеет право на участие в подпрограмме, 30.06.2011 г. обратился в администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением об участии в подпрограмме и приложил указанные в Правилах документы. 25.07.2011 г. заявителю направлено письмо главы муниципального образования Усть-Лабинский район, в котором указано, что Лагода А.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в настоящий момент не состоит в администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, включение его в список получателей государственных жилищных сертификатов на 2012 г. не представляется возможным. В силу ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Указанные права, по смыслу Конституции Российской Федерации, в частности её статьи 21 (части 1), требует рассматривать гражданина не как объект государственной деятельности, а как равноправного субъекта, могущего защищать свои права, всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов, предполагают не только право подать в соответствующий орган или должностному лицу заявление или обращение, но и право получить на это обращение адекватный ответ. Это означает, что государственные органы и органы местного самоуправления обязаны рассмотреть, проверить и дать оценку всем доводам заявителя, мотивировать свои решения путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности, основания по которым доводы заявителя отвергаются рассматривающим его обращение органом. Иное явилось бы нарушением названных конституционных прав. В соответствии с п. 21 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 21.03.2006 г. № 153, органы исполнительной власти организуют работу по проверке сведений органами местного самоуправления или подразделениями документов, предоставленных в соответствии с пунктом 19 данных Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо отказе в признании гражданина участником подпрограммы. Пунктом 22 Правил предусмотрено четыре основания для отказа в признании гражданина участником подпрограммы: - а) несоответствие гражданина требованиям о лицах, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; - б) непредставление или неполное представление документов, указанных в п.19 Правил; - в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; - г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием субсидий; Однако в направленном Лагода А.А. ответе администрацией муниципального образования Усть-Лабинский район не указано, по какому из предусмотренных Правилами оснований заявителю отказано в признании участником подпрограммы. В связи с этим суд приходит к выводу о том, что направленный администрацией заявителю ответ является немотивированным и необоснованным, что нарушает конституционные права заявителя. В соответствии с пп. «г» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» Лагода А.А. имеет право на участие в подпрограмме. Доводы представителя администрации муниципального образования Усть-Лабинский район о том, что постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 28 ноября 2007 года № «О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях», в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в настоящий момент не состоял в администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лица, включение его в списки получателей государственных жилищных сертификатов на 2012 год не представляется возможным не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям. Решением от 22.06.2011 г. Усть-Лабинского районного суда удовлетворено заявление прокурора Усть-Лабинского района в интересах Лагода А.А. об оспаривании решения администрации муниципального образования, и решением суда признано незаконным постановление главы муниципального образования Усть-Лабинский район № от 28.11.2007 г. «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в отношении Лагода А.А. Суд обязал администрацию МО «Усть-Лабинский район» отменить постановление № от 28.11.2007 г. Решение суда вступило в законную силу 02.08.2011 г., а постановлением № от 01.09.2011 г. Главы администрации МО «Усть-Лабинский район» отменено постановление от 28.11.2007 г. № « О снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях»гражданина Лагода А.А. В связи с тем, что Лагода А.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконно, что подтверждается решением суда от 22.06.2011 г., то следовательно на момент подачи заявления (30.06.2011 г.) о включении Лагода А.А. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2012 г. он является лицом, состоявшим на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Усть-Лабинского района в интересах Лагода А.А. об оспаривании действий администрации МО «Усть-Лабинский район» является обоснованным, поскольку действиями администрации муниципального образования Усть-Лабинский район нарушены права Лагода А.А. и созданы препятствия в осуществлении его прав на получение жилищного сертификата. Следовательно заявление прокурора Усть-Лабинского района подлежит удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд Заявление прокурора Усть-Лабинского района в интересах гражданина Лагода ФИО12, удовлетворить. Признать отказ главы муниципального образования Усть-Лабинский район о включении Лагода ФИО13 в списки получателей государственных жилищных сертификатов на 2012 г., в рамках постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.» в ответе от 25.07.2011 г. №, незаконным. Обязать главу муниципального образования Усть-Лабинский район устранить допущенное нарушение закона. В течении трех дней с момента вступления решения суда в законную силу направить копию решения суда в администрацию МО «Усть-Лабинский район». Об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и гражданину Лагода А.А. не позднее чем в течении месяца со дня получения решения суда. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий подпись А.А. Анохин Копия верна федеральный судья А.А. Анохин