Решение по иску Прокурора Усть-Лабинского района, в интересах Вирабян С.С., к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район и Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения



к делу №2-1327/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«21» декабря 2011 г. Усть-Лабинский районный суд

Краснодарского края в составе:

председательствующего Бондарева А.И.,

при секретаре Гончаровой А.А.,

прокурора Баклаженко Е.Г

представителя ответчика

администрации муниципального образования

Усть-Лабинский район Горового Д.В.

с участием представителя 3-го лица

представителя отдела по вопросам семьи и детства

МО Усть-Лабинский район Селезневой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Усть-Лабинского района, в интересах Вирабян С.С. к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район и Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Лабинского района обратился с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Вирабян С.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район и Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании прокурор Баклаженко Е.Г. пояснила, что при проведении Прокуратурой Усть-Лабинского района проверки обращений по вопросам предоставления нежилых помещений по договорам социального найма, установлено, что Вирабян С.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители Вирабян С.С. - отец В.С.Ш. и мать Д.Э.И.. умерли ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ Вирабян С.С. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, в порядке общей очереди.

В соответствии с нормами, установленными ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма без очереди. Срок предоставления жилья по договору социального найма определен указанными выше юридическими фактами, а именно окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах, возвращение из мест лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ-№ 159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Вирабян С.С. в соответствии со ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к указанной категории. При этом, согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Определений Верховного суда № 46-Г07-33 от 26.12.2007 года и №85-В08-3 от 30.09.2008 года, реализация прав на внеочередное предоставление жилых помещений под договорам социального найма не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на внеочередное получения жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и тем более, не может ставиться в зависимость от включения в список внеочередников. Также обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость и от того, что не ведется строительство жилья, отсутствия свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, отсутствия в бюджете средств на приобретение жилья, как доводы, не основанные на законе. То обстоятельство, что органами государственной власти и местного самоуправления формируется и ведется список внеочередников, не означает, что жилье лицам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставлять в порядке очередности по отдельному списку.

Прокурор указал на то обстоятельство, что в соответствии с п.5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, лицам не имеющим закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В соответствии с п. 6 ст. 5 КЗ-№ 1748, указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

При этом, Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Пунктом 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе путем приобретения (строительства) жилья. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, а в частности приобретение жилья с последующим предоставление по договору социального найма, рассматриваемой категории нуждающихся, производиться за счет субвенций из краевого бюджета. Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета, в пределах средств, предусмотренных в законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых Краснодарскому краю субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год.

В ходе судебного заседания прокурор уточнил исковые требования, и просит обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район предоставить Вирабян С.С. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренного Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенным в муниципальном образовании Усть-Лабинский район, за счет средств бюджета Краснодарского края.

Представитель ответчика - Департамента семейной политики администрации Краснодарского края по доверенности, А.А. Цыганкова, в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения была уведомлена надлежащим образом. Направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении искового заявления по существу без участия ответчика и возражение относительно искового заявления прокурора, в котором указала, что Департамент семейной политики администрации Краснодарского края не согласен с заявленными исковыми требованиями и пояснила, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», для сокращения очередности лиц нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с указанным законом, губернатором было принято решение об обеспечении жильем не только путем приобретения, но и путем строительства нового жилья с последующей передачей их по договорам социального найма, для чего в 2009 году была утверждена краевая целевая программа финансирования приобретения и строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- «Дети Кубани» в рамках которой, была образована подпрограмма «Дети-сироты». По данной подпрограмме, начиная, с 2009 года выделяются деньги на строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года. Муниципальному образованию Усть-Лабинский район, по данной программе, из краевого бюджета в 2011 году выделены денежные средства, на строительство многоквартирного дома для предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности в соответствии со списком администрации муниципального образования Усть-Лабинский район.

Ответчик указывает, на тот факт, что в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальных образованиях Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Усть-Лабинский район ведется с 2002 года, а Вирабян С.С., была поставлена на льготный учет в 2004 году, то предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как, по мнению ответчика, это нарушило бы право других, впереди стоящих очередников. Реализация права Вирабян С.С., по мнению ответчика, поставлено в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Свою правовую позицию ответчик основывает на положениях определения Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 №7-0 согласно которому, правила действия новых норм, закрепляющих, либо изменяющих права граждан, предусматривающие для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства, который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод и Определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 05.07.2011 года, согласно которому жилые помещения предоставляются по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013годы.

В связи с изложенным, Ответчик просит признать право Вирабян С.С., на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа нуждающихся в жилом помещении.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Усть-Лабинский район по доверенности, Горовой Д.В. возражает против уточненных исковых требований прокурора. Обосновывает свою позицию тем, что субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальных образованиях Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Учитывая, что Вирабян С.С., была поставлена на льготный учет в 2004 году, то предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как, по мнению ответчика, это нарушило бы право других, впереди стоящих очередников.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - отдела по делам семьи и детства Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район С.В.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования прокурора.

Выслушав истца, представителя ответчика, представителя 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Вирабян С.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается информационным письмом отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ.

Родители Вирабян С.С. - отец В.С.Ш. и мать Д.Э.И. умерли ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением главы муниципального образования Усть-Лабинский район от ДД.ММ.ГГГГ Вирабян С.С. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений, в порядке общей очереди.

В 2009 году Вирабян С.С. окончила ГОУ ПО Московский государственный индустриальный университет по специальности юриспруденция.

Вирабян С.С. не имеет пригодного для проживания жилого помещения.

Вирабян С.С. поставлена на льготный учет в 2004 году, в настоящее время состоит на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающейся в жилом помещении в муниципальном образовании Усть-Лабинский район.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от 22 августа 2004г.) к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В соответствии с п.5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, лицам не имеющим закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

В соответствии с п. 6 ст. 5 КЗ-№ 1748, указанным лицам, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Пунктом 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе путем приобретения (строительства) жилья. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, а в частности приобретение жилья с последующим предоставление по договору социального найма, рассматриваемой категории нуждающихся, производиться за счет субвенций из краевого бюджета. Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета, в пределах средств, предусмотренных в законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, и предоставляемых Краснодарскому краю субсидий из федерального бюджета на очередной финансовый год.

Материалами дела доказано, что ответчик, уклоняется от исполнения своих обязанностей по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выразившихся в не предоставлении вне очереди жилого помещения Вирабян С.С., состоящей на учете по категории: лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, включив её в общую очередь.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Усть-Лабинского района, в интересах Вирабян С.С., к администрации муниципального образования Усть-Лабинский район и Департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Усть-Лабинский район предоставить Вирабян С.С. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренного Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенным в муниципальном образовании Усть-Лабинский район, за счет средств бюджета Краснодарского края, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 г.- 2013 г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Усть-Лабинский район.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения копии решения в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд.

Судья       подпись

Копия верна

Судья           А.И.Бондарев