К делу №2-256/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Усть-Лабинск «06» марта 2012 г. Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе: Судьи Анохина А.А. При секретаре Кушнеровой Т.Ю. С участием представителя истца прокурора Усть-Лабинского района - ст. помощника прокурора Усть-Лабинского района Баклаженко Е.Г. лица, в интересах которого подан иск Шептуры Д.А., представителя ответчика - администрации МО Усть-Лабинский район по доверенности № от 10.01.2012 г. Ченчика Л.А. представителя третьего лица на стороне ответчика - отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Усть-Лабинский район по доверенности № от 12.01.2012 г. Селезневой В.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Лабинского района в интересах Шептуры Д.А. к администрации МО «Усть-Лабинский район» об обязывании предоставить Шептуре Д.А. жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Лабинского района в интересах Шептуры Д.А. обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ к администрации МО «Усть-Лабинский район» об обязывании предоставить жилое помещение. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в результате проведенных прокуратурой Усть-Лабинского района проверке доводов заявления Шептуры Д.А. в прокуратуру Усть-Лабинского района по вопросу о внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, было установлено, что одинокая мать Шептуры Д.А. - Шептура Л.В. решением от 14.05.1999 г. Славянского районного суда Краснодарского края признана безвестно отсутствующей. Шептура Д.А. относиться к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2005 г. Шептура Д.А. окончил обучение в государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном лицеи № 59 Краснодарского края. На основании постановления главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 20.12.2005 г. № Шептура Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Конституцией Российской Федерации закреплены основные права человека, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения. К таким правам ст. 40 Конституции Российской Федерации отнесено, в том числе, и право человека на жилище. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Срок предоставления жилья по договору социального найма определен указанными выше юридическими фактами: окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах, возвращение из мест лишения свободы. Шептура Д.А. в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ-№ 159) относится к указанной категории. Согласно подп. 2 п. 1ст. 8 ФЗ-№ 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные ФЗ-№ 159 дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В судебном заседании представитель прокуратуры Усть-Лабинского района просила удовлетворить заявление прокурора Усть-Лабинского района по основаниям, указанным в заявлении. Лицо, в интересах которого прокурором Усть-Лабинского района подано заявление Шептура Д.А. в судебном заседании просил удовлетворить заявление прокурора Усть-Лабинского района и пояснил, что в настоящее время он проживает в г. Краснодаре, ст. Елизаветинская, <адрес>, и это жилое помещение принадлежит его знакомому Манукяну А.С. У него в собственности объектов недвижимости нет. Представитель администрации МО «Усть-Лабинский район» в судебном заседании в удовлетворении заявления прокурора Усть-Лабинского района в интересах Шептуры Д.А. просил отказать и при этом пояснил, что на момент рассмотрения дела уже проведена перерегистрация очередников, в том числе и Шептуры Д.А., но решения о выделении ему жилого помещения по договору социального найма принято не было. В 2011 г. выделялись денежные средства на строительство тридцати квартирного жилого дома и сейчас они осваиваются. Строительство данного жилого дома ведется на <адрес> в г. Усть-Лабинске. По плану строительство этого жилого дома должно было окончено 25.12.2011 г. Однако дом не достроен, и какие теперь установлены сроки сдачи дома в эксплуатацию ему неизвестно. У администрации МО «Усть-Лабинский район» нет жилого помещения для временного проживания детей-сирот. Представитель третьего лица на стороне ответчика - отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Усть-Лабинский район Селезнева В.В. в судебном заседании просила исковые требования прокурора Усть-Лабинского района в интересах Шептуры Д.А. удовлетворить и пояснила, что сейчас ведется строительство тридцати квартирного жилого дома, и в этом доме получат квартиры лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилье. Считает, что Шептуре Д.А. необходимо выделить квартиру в порядке очереди, так как если вне очереди, то это нарушит интересы других очередников. Выслушав представителя прокуратуры Усть-Лабинского района, лицо, в интересах которого подано заявление, представителя ответчика - администрации МО «Усть-Лабинский район», представителя третьего лица на стороне ответчика - отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Усть-Лабинский район, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статьей 1 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства. К ним отнесены: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Как установлено судом и следует из материалов дела, Шептура Д.А., в соответствие со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы муниципального образования Усть-Лабинский район от 20.12.2005 г. № 2154 Шептура Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения. Таким образом Шептура Д.А. включен в список лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно списку лиц из числа детей-сирот, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании «Усть-Лабинский район» по состоянию на 27.02.2012 г. Шептура Д.А. состоит под №. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение находиться в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч. 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Исходя из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категория, а также от иных условий. В соответствии со ст. ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 30.06.2009 г. № 1748-КЗ дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Кроме того данным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. Согласно ст. 6 вышеуказанного Закона Краснодарского края уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки и попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальное образование «Усть-Лабинский район» наделено отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно пункту 1.3 указанного порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.2008г. № 1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» и создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно. Начиная с 2012 г. ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. рублей на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГИК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу удовлетворить исковые требования прокурора Усть-Лабинского района в полном объеме, поскольку они являются законными и обоснованными. Шептура Д.А. не реализовал гарантированное ему государством право на обеспечение жильем лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди по договору социального найма. Договор социального найма с ним не заключался, жилое помещение не предоставлялось. Иное суду не доказано. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Усть-Лабинского района в интересах Шептуры Д.А. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Усть-Лабинский район» предоставить Шептуре Д.А. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании «Усть-Лабинский район», за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 г. - 2013 г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию «Усть-Лабинский район». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский райсуд в течение одного месяца. Председательствующий подпись А.А. Анохин Копия верна Федеральный судья А.А. Анохин