Решение по заявлению Кр-го пр-ра по надзору за соблюдением законов в исправ-ных учр-х ККв интересах неопред. круга лиц о признании незаконными бездействия ФСИН России, УФСИН по КК и ФКУ `Межобластн. туб-зная больница УФСИН поКК`в части обеспеч. осужден.



                                                                  дело № 2-1165-12 г.

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г.Усть-Лабинск                                        03 августа 2012 года

Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Слесаренко А.Д.,

с участием помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Боева А.В.,

представителей заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю Студень Д.С. и Федерального казенного учреждения «Межобластная туберкулезная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» Долговой Е.А.,

при секретаре Глебовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю и Федерального казенного учреждения «Межобластная туберкулезная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, а также мебели, инвентаря и оборудования, и возложении обязанности по обеспечению осужденных необходимым набором помещений, а также мебели, инвентаря и оборудования,

у с т а н о в и л :

Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в районный суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц - осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, о признании незаконными бездействия Федеральной службы исполнения наказаний России (далее ФСИН России), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю (далее УФСИН по Краснодарскому краю) и Федерального казенного учреждения «Межобластная туберкулезная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» (далее ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю) в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, а также мебели, инвентаря и оборудования, и возложении обязанности по обеспечению осужденных необходимым набором помещений, а также мебели, инвентаря и оборудования. В обоснование заявления указано, что в силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Проверкой, проведенной специализированной прокуратурой в мае 2012 года в ФКУ МОТБ УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - МОТБ, учреждение) выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие право осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение в период отбывания наказания.

В нарушение приказа ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (приложение № 2 к приказу ФСИН России), приказа Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 г. № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)»,норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 г. № 974,в учреждении отсутствует необходимый набор помещений:- в больничном корпусе № 1 (25 палат), в больничном корпусе № 2 (отряд по хозяйственному обслуживанию), в больничном корпусе № 3 (12 палат), сушилка (помещения для сушки одежды и обуви) отсутствует;- в помещении штрафного изолятора отсутствует помещение для обыска осужденных;- в больничном корпусе № 1, в больничном корпусе № 3 комната отдыха отсутствует;- в больничном корпусе № 3 комната для хранения личных вещей отсутствует.

      Кроме того, имеющиеся в учреждении помещения не оборудованы необходимым набором мебели, инвентаря и оборудования согласно приказа ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512: - во всех палатах больничного корпуса № 1 (25 палат), больничного корпуса № 3 (12 палат), отсутствуют столы прямоугольные, термометры комнатные; в камере хранения личных вещей (больничного корпуса № 1,2,3) отсутствуют стеллаж с закрывающимися ячейками, вешалка настенная, стол прямоугольный, лестница переносная; - в больничном корпусе № 2 (отряд по хозяйственному обслуживанию) в палатах № 26,27,28,29,30,31 отсутствуют столы прямоугольные; в комнате отдыха отсутствует стол двух местный аудиторный с двумя табуретами, доска классная, занавески с карнизом; в кабинете начальника отряда отсутствует шкаф книжный, стол для питьевого прибора, репродуктор, ящик картотечный; - в помещении штрафного изолятора, а именно в комнате для хранения личных вещей и постельных принадлежностей осужденных отсутствует стол прямоугольный, табурет, вешалка настенная на 3-5 крючков, лестница переносная; в хозяйственной комнате для хранения столовой посуды и раздачи пищи отсутствует полка настенная (шкаф) закрытый для посуды и хозяйственного инвентаря; - в столовой и кухне, а именно в помещении для мытья рук отсутствует решетка напольная; - в библиотеке учреждения, а именно в книгохранилище шкаф библиотечный, шкаф картотечный, шкаф-витрина, лестница переносная, репродуктор отсутствуют; - в прачечной учреждения, а именно в помещении для глажения белья отсутствует подставка под бак для воды, бак для питьевой воды с кружкой и тазом; - в мастерской по ремонту одежды и обуви бак для питьевой воды с кружкой и тазом отсутствует; - в комнатах длительных свиданий, репродуктора, прибора для воды, пепельницы, коврика прикроватного нет; - в комнате краткосрочных свиданий часы настенные, тумбочка, прибор для воды, занавески с карнизом отсутствуют.

Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1314 (далее - Положение), одной из основанных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

В соответствии с подпунктом 6 п. 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Согласно ст. 5 Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказание.

Допущенное бездействие со стороны органов и учреждений ФСИН России нарушает право осужденных отбывать наказание в условиях, установленных законом.

В судебном заседании помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Боев А.В. поддержал заявление в полном объеме.

ФСИН России, будучи уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила.

Представитель УФСИН России по Краснодарскому краю Студень Д.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям, приведенным в письменном отзыве, в котором указано, что согласно п.1.1 Инструкции «По проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 г. № 130-дсп (далее Инструкция) нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. Также в п.4.1 Инструкции прямо указано, что нормы настоящей инструкции предназначены для проектирования ИУ - исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений и для СУ - лечебно-профилактических учреждений, единых помещений камерного типа, домов ребенка при женских ИК.

Из п.2 Постановления Правительства от 02.08.1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» следует, что данные нормы применяются при проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих исправительных учреждений за счет централизованных капитальных вложений, выделяемых на 1998 г. и последующие годы на строительство и реконструкцию исправительных учреждений.

Поскольку здания и сооружения, расположенные на территории ФКУ МОТБ УФСИН России по Краснодарскому краю построены и сданы в эксплуатацию в 1969 г. - до вступления в силу Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 г. № 130-дсп и Постановления Правительства РФ от 02.08.1997 г. № 974, то требования прокурора об обязании УФСИН России по Краснодарскому краю обеспечить осужденных, содержащихся в ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю, необходимым набором помещений являются необоснованными.

Согласно Уставу, утвержденному приказом ФСИН России от 04.03.2011 г. № 122, ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю является лечебно-профилактическим учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для оказания квалифицированной и специализированной противотуберкулезной стационарной помощи, а также стационарного обследования подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Из этого следует, что требования приказа ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 к ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю применению не подлежат.

Представитель ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю Долгова Е.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления по основаниям, приведенным ею в письменном отзыве, согласно которому объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению, не проектировались как специализированные учреждения уголовно-исполнительной системы. Помещения в ходе деятельности учреждения приспособлены для осуществления медицинской деятельности. В соответствии с данными технических паспортов больничные корпусы №1, №2, №3, изолятор медицинский, прачечно-душевой комбинат введены в эксплуатацию в 1969 году. Соответственно, нормы, установленные приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 130 ДСП от 02.06.2003 г. не могли быть соблюдены. Это объясняет отсутствие в данных объектах таких помещений как: помещение для сушки одежды и обуви, помещения для обыска осужденных, комнаты для отдыха, комнаты для хранения личных вещей.

ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю является лечебно-профилактическим учреждением (больницей).

Приказ ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 и Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 года № 974 определяют нормы обеспечения для исправительных учреждений. Что касается лечебно-профилактических учреждений, то в указанных нормативно-правовых актах они не упоминаются.

Применение номенклатуры в лечебно-профилактических учреждениях может привести в некоторых случаях к негативным последствиям. Содержание указанного приказа противоречит федеральному законодательству в части медицинской деятельности. Так, требования прокурора в части установления в прачечной учреждения и в мастерской по ремонту одежды бака для питьевой воды с кружкой и тазом можно охарактеризовать как опасные для здоровья осужденных больных туберкулезом и противоречащие нормам Федерального закона от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Если допустить возможность пользоваться нестерилизованной посудой и другим инвентарем в туберкулезной больнице, это может привести к эпидемии.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Рассматривая заявление прокурора в части признания незаконными бездействия ФСИН России, УФСИН по Краснодарскому краю и ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений суд приходит к следующим выводам.

Прокурор просит удовлетворить заявление на основании ст. 10 УИК РФ, в соответствии с которой Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В данной статье УИК РФ прямо не установлены требования по наличию и количеству в исправительном учреждении помещений. (сушилки, комнаты отдыха, комнаты для хранения вещей).

В обоснование заявления прокурором указано на нарушение прав и свобод осужденных, выразившееся в неисполнении заинтересованными лицами требований приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 г. № 130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)», поскольку больничных корпусах № 1, № 2 и № 3 отсутствуют сушилки, в помещении штрафного изолятора отсутствует комната для обыска осужденных, в больничных корпусах № 1 и № 3 отсутствует комната отдыха, в больничном корпусе № 3 отсутствует комната для хранения личных вещей.

Однако, в заявлении прокурора отсутствует указание на то, какие статьи приказа Минюста России от 02.06.2003 г. № 130-дсплибо какие нормы «Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», утвержденной данным приказом, предусматривают наличие вышеуказанных помещений в больничных корпусах и иных помещениях ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю.

Более того, согласно п. 1.1 «Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

В соответствии с п. 4.1 «Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», прямо указано, что нормы настоящей инструкции предназначены для проектирования ИУ - исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений и для СУ - лечебно-профилактических учреждений, единых помещений камерного типа, домов ребенка при женских ИК.

Здания и помещения, упомянутые в заявлении прокурора, расположенные на территории ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю построены и введены в эксплуатацию в 1969 году.

Нормы, установленные «Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России», действуют со времени издания данного приказа, то есть с 02.06.2003 г., поэтому при проектировании и строительстве больничных корпусов и других зданий на территории ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю эти нормы не могли быть соблюдены.

Ссылка прокурора на нарушение «Норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 г. № 974 не может быть принята во внимание, поскольку в заявлении прокурора отсутствует указание на то, какие нормы нарушены и в чем выразилось нарушение этих норм.

Других доказательств, свидетельствующих о бездействии и нарушении заинтересованными лицами требований закона или иных нормативных правовых актов в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, прокурором не представлено.

Таким образом, оснований для признания незаконным бездействия заинтересованных лиц, выразившегося в нарушении требований приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 г. № 130-дсп и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 года № 974, не имеется.

Рассматривая заявление прокурора в части признания незаконными бездействия ФСИН России, УФСИН по Краснодарскому краю и ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю в части обеспечения осужденных необходимым набором мебели, инвентаря и оборудования, суд приходит к следующим выводам.

В обоснование заявления прокурором указано на нарушение Приложения № 2 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», которое предусматривает нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Однако, согласно ч.1 и ч.8 ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

Согласно ч.2 и ч.5 ст.101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы). Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 г. № 640/190 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» утвержден Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу. (далее Порядок)

Пунктами 3 и 5 Порядка предусмотрено, что организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым, осужденным, а также контроль качества ее оказания осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, в том числе медицинскими управлениями, отделами, отделениями (далее - медицинские службы), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по принадлежности ЛПУ или медицинского подразделения.

Согласно пунктам 101, 111 и 112 Порядка больницы для подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются лечебно-профилактическими учреждениями УИС, предназначенными для оказания квалифицированной и специализированной стационарной помощи, а также стационарного обследования лиц, содержащихся в Учреждениях. Набор помещений и оснащение отделений ЛПУ различного профиля медицинской аппаратурой, инструментарием, медикаментами, хозяйственным инвентарем и оборудованием определяются соответствующими нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Все помещения больницы размещаются и содержатся в соответствии с государственными санитарными правилами и нормативами для лечебно-профилактических учреждений.

В соответствии с п. 1.1 Устава Федерального казенного учреждения «Межобластная туберкулезная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» данное учреждение является лечебно-профилактическим учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для оказания квалифицированной и специализированной противотуберкулезной стационарной помощи, а также для стационарного обследования подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю является лечебно-профилактическим учреждением (туберкулезной больницей), в котором проводится стационарные лечение и обследование не только осужденных, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, но и подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, на которых распространяются не нормы УИК РФ, а положения Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других нормативных актов.

Из вышеприведенных нормативных правовых актов и положений Устава следует, что помещения ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю размещаются, содержатся и обеспечиваются необходимым набором мебели, инвентаря и предметами хозяйственного обихода в соответствии с государственными санитарными правилами и нормативами для лечебно-профилактических учреждений.

Следовательно, Приложение № 2 к Приказу ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 не подлежит в данном случае применению, поскольку не содержит норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для лечебно-профилактических учреждений (больниц).

Других доказательств, свидетельствующих о нарушении заинтересованными лицами требований закона или иных нормативных правовых актов в части обеспечения осужденных необходимым набором мебели, инвентаря и оборудования, прокурором не представлено.

Таким образом, в судебном заседании не установлено нарушений указанного прокурором законодательства, свидетельствующих о незаконности бездействия ФСИН России, УФСИН по Краснодарскому краю и ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, а также мебели, инвентаря и оборудования.

При таких обстоятельствах заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия ФСИН России, УФСИН по Краснодарскому краю и ФКУ МОТБ УФСИН по Краснодарскому краю в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, а также мебели, инвентаря и оборудования, не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия Федеральной службы исполнения наказаний России, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю и Федерального казенного учреждения «Межобластная туберкулезная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю» в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, а также мебели, инвентаря и оборудования - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий